Важнейшим событием в наших контактах с Бельгией явился визит в эту страну
в декабре 1993 г. Б.Ельцина — первый официальный визит главы Российского
государства за всю историю двусторонних отношений. Подписанный межгосударственный
документ — Договор о согласии и сотрудничестве1 — создал хорошие
предпосылки для углубления сотрудничества в политической и других областях.
19—21 февраля 1998 г. состоялся ответный визит в Россию Короля бельгийцев
Альберта II, Королевы Паолы и наследного принца Филиппа.
На формах и содержании российско-бельгийских отношений в последние годы
все больше сказывается членство Бельгии и Европейском Союзе, делегирование
значительного круга вопросов наднациональным структурам ЕС.
Ряд модификаций в российско-бельгийских отношениях связан с новыми внутренними
реалиями Бельгии. В результате завершения длительного (с 1970 г.) процесса
федерализации страны значительную автономию, в том числе в области внешних
связей, получили субъекты федерации (сообщества и регионы). Это привело
к заметному усилению региональных акцентов в двусторонних связях.
Продолжается работа по расширению и совершенствованию договорно-правовой
базы двусторонних отношений. Кроме Договора о согласии и сотрудничестве
в ходе визита Б.Ельцина в Брюссель было подписано Соглашение о сотрудничестве
в области воздушного сообщения (уведомление о завершении процедуры одобрения
российской стороной направлено бельгийцам в июне 1995 г.; от бельгийской
стороны подобное уведомление пока не получено). В июне 1995 г. в ходе II
сессии Смешанной комиссии Россия — БЛЭС подписано соглашение об избежании
двойного налогообложения (российская сторона ратифицировала его в декабре
1996 г., задержка за бельгийцами).
Продолжается работа над Соглашением о сотрудничестве правоохранительных
органов (в конце января 1998 г. в Москве прошли межведомственные консультации
экспертов).
На постоянной основе осуществляются политические контакты. Российские
министры неоднократно посещали Брюссель в рамках проводимых там международных
встреч и форумов, прежде всего по линии НАТО и ЕС.
В декабре 1996 г. Бельгию с официальным визитом посетил министр иностранных
дел России Е.Примаков. В ходе его встреч с премьер-министром Бельгии Ж.-Л.
Дехане, мининдел Э.Дерейке, минобороны Ж.-П.
Понселе, председателем Сената Ф.Сваленом состоялся насыщенный обмен
мнениями по международной тематике, выявивший довольно высокую, особенно
для натовской страны, степень взаимопонимания, в частности в подходе к
созданию новой европейской архитектуры безопасности.
Новая «сверка часов» на высоком уровне была проведена в ходе визита
в Бельгию председателя Правительства Российской Федерации (17—19 июля 1997
г.). Визит позволил наметить новые ориентиры развития российско-бельгийских
отношений, подтвердил наличие значительных резервов для наращивания двустороннего
сотрудничества. 7—9 сентября 1997 г. состоялся официальный визит министра
иностранных дел Бельгии Э.Дерейке в Москву. Заместитель председателя Правительства
России Р.Абдулатипов провел в феврале 1998 г. в Брюсселе ряд встреч, в
том числе с премьер-министром Бельгии Ж.-Л.Дехане и мининдел Э.Дерейке,
с целью обмена опытом федерализации государст-венного устройства двух стран.
В рамках визита в нашу страну Короля Альберта 20 февраля 1998 г. состоялась
рабочая встреча министров ино-странных дел Е.Примакова и Э.Дерейке.
В июне 1998 г. в Москве состоялись политические консультации А.Авдеева
с Генсеком МИД Бельгии Я. Де Боком, в ходе которых бельгийская сторона
внесла на рассмотрение свой проект «Программы совместных действий на 1999—2000
гг. по реализации Договора о согласии и сотрудничестве между Российской
Федерацией и Королевством Бельгии». В августе с.г. бельгийцам направлен
наш контрпроект Программы. Ее согласование имеется в виду продолжить в
рамках следующего раунда политконсультаций в Брюсселе в октябре 1998 г.
В декабре предполагается осуществить официальный ви-зит в Бельгию Е.Примакова.
В октябре 1997 г. состоялся официальный визит в Москву министра обороны
Бельгии Ж.-П.Понселе. Посещавшие Бельгию по линии НАТО российские военные
делегации встречались также и с бельгийским военным руководством. Министр
обороны Бельгии принял секретаря Совета обороны РФ (апрель 1997 г.), министра
обороны РФ И.Сергеева (декабрь 1997 г.). В октябре 1997 г. состоялась первая
встреча начальника Генштаба ВС РФ А.Квашнина с его бельгийским коллегой.
9—11 июня 1998 г. состоялся официальный визит в Бельгию министра обороны
России И.Сергеева.
Подразделение российских миротворцев из состава контингента ООН в Восточной
Славонии приняло 21 июля 1997 г. участие в военном параде в Брюсселе по
случаю национального праздника Бельгии.
Наметились хорошие перспективы для активизации межпарламентских связей.
В феврале 1995 г.
председатель Госдумы, принявший участие в работе очередной сессии Межпарламентской
ассамблеи ОБСЕ, встретился в Брюсселе с председателями Сената и Палаты
представителей Бельгии. В январе 1998 г.
Г.Селезнев направил председателю Палаты представителей Бельгии Р.Лангендрису
приглашение посетить Россию с визитом в 1998 г.
В мае 1996 г. состоялся визит в Бельгию делегации Госдумы во главе с
А.Шохиным. У председателей Госдумы и Совета Федерации и председателей их
комитетов по международным делам также имеются приглашения посетить Бельгию.
Товарооборот между Россией и Бельгией в 1997 г., по данным ГТК, составил
1,65 млрд. долл. При этом российский экспорт в Бельгию более чем на 60%
(по стоимости) состоит из алмазов и бриллиантов, значительна доля нефти
и нефтепродуктов (в первом полугодии 1997 г. их поставлено почти втрое
больше, чем за весь 1996 г.). Если по этим товарам, а также цветным металлам
и химикатам Россия пока удерживается в Бельгии, то российский лес, черные
металлы, а также автомашины, бытовая техника, оптика, станки (из-за технической
отсталости) и текстиль (из-за экспортных квот ЕС) уходят с местного рынка.
Основными товарами российского импорта из Бельгии остаются продовольствие
(около 40%), ковры и текстиль (17%) и машино-технические изделия, в основном
запчасти (10%).
Состояние и перспективы торгово-экономического, валютно-финансового
и инвестиционного сотрудничества двух стран, отношения с международными
экономическими организациями, взаимосвязи на региональном и отраслевом
уровнях были проанализированы на состоявшейся 8 июля 1997 г. (в преддверии
визита председателя Правительства Российской Федерации) третьей сессии
межправительственной Смешанной комиссии по экономическому сотрудничеству
между Россией и БЛЭС.
Среди наиболее перспективных проектов сотрудничества на сессии названы
поставки российского природного газа в Бельгию2, строительство
в России химических заводов (в частности, по производству каустической
соды), бельгий-ское участие в развитии системы российских скоростных железных
дорог, модернизация Борского, Клинского и Солнечногорского стеклозаводов,
сов-местное производство антибиотиков, лекарственных средств, медицинских
препаратов, проведение научно-исследовательских работ и стажировок специалистов,
строительство предприятий по производству гомеопатических препаратов в
Москве и Санкт-Петербурге, поставки оборудования и техсредств для промышленных
и сельскохозяйственных объектов на условиях лизинга, участие бельгийских
компаний в приватизации российских предприятий.
Продолжают развиваться межведомственные связи. Осо-бенно активны были
контакты руководителей и представителей различных ведомств в июле 1997
г. — накануне и в ходе визита председателя Правительства России.
Министр здравоохранения РФ провела переговоры со своим бельгийским коллегой,
встречалась с представителями фармацевтической и медицинской промышленности
Бельгии. Ответный визит бельгий-ского министра здравоохранения М.Колы и
заседание межведомственной комиссии по сотрудничеству в области медицины
и фармацевтики состоялись в январе 1998 г.
Делегации Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю
во главе с руководителем ВЭК О.Павловым удалось добиться принципиальной
договоренности о взаимодействии в области борьбы с незаконными валютно-финансовыми
операциями.
Главный государственный ветеринарный инспектор РФ В.Авилов обсудил с
соответствующими бельгийскими службами вопросы недопущения проникновения
через Бельгию в Россию запрещенной к экспорту британской говядины.
В ноябре 1997 г. в Брюсселе состоялась очередная сессия Смешанной российско-бельгийской
комиссии по автомобильному транспорту.
В декабре 1997 г. заместитель министра внешнеэкономических связей РФ
В.Страшко, возглавлявший россий-скую сторону на заседании Рабочей группы
по машинам и оборудованию, восстановил контакты с представителями бельгийской
машиностроительной промышленности.
Развитие связей между субъектами Российской Федерации и регионами Бельгии
(Брюссельский столичный регион, Валлония, Фландрия) приобретает все более
важное значение в комплексе нашего двустороннего сотрудничества. В большой
степени этому способствовало расширение спектра полномочий, прежде всего
в торгово-экономической сфере, бельгийских регионов, которые пытаются самоутвердиться
в международном плане. В частности, Фландрия активно наращивает торгово-экономические
и культурные связи с Северо-Западным регионом России (в Санкт-Петербурге
уже два года дейст-вует информационное бюро Фландрии), развиваются контакты
между Санкт-Петербургом и Антверпеном, намечено подписание соглашения о
сотрудничестве между Ленинградской областью и провинцией Антверпен, 30—31
августа 1998 г. с неофициальным визитом в Санкт-Петербурге побывал министр-председатель
правительства Фландрии Л.Ван ден Бранде.
В июне 1996 г. подписан Договор о дружбе и сотрудничестве и Программа
сотрудничества между Москвой и Брюссельским столичным регионом. В стадии
завершения находится работа по соответствующим соглашениям между Московской
областью и Валлонией. Интерес к установлению прямых связей с Валлонией
проявили Нижегородская, Свердловская, Пермская области, республики Коми,
Удмуртия, Карелия.
Сотрудничество в области культуры, образования и науки развивается
в рамках программ сотрудничества в области культуры, образования и науки
между Российской Федерацией и Фламандским и Французским сообществами Бельгии
на 1997—1998 гг., а также по линии прямых связей между отдельными организациями
и учреждениями России и Бельгии.
Важную роль призвано сыграть Соглашение о сотрудничестве между российским
Министерством общего и профессионального образования и Департаментом образования
Министерства Фламанд-ского сообщества, подписанное 11 июня 1997 г. во время
визита в Бельгию министра общего и профессионального образования В.Кинелева.
Оно конкретизировало и значительно расширило по сравнению с предыдущим
(1991 г.) сферы сотрудничества.
24 октября 1997 г. в Брюсселе был подписан Протокол о научно-техническом
сотрудничестве между Российской Федерацией и Бельгией на 1997—1999 гг.
Стороны пришли к соглашению о совместной реализации 14 научных проектов
(по 7 из них работы уже ведутся) и договорились продолжить обмен информацией
и переговоры еще по 10 проектам, представляющим взаимный интерес.
С российской стороны участниками проектов являются научно-исследовательские
институты Москвы, Новосибир-ска, Санкт-Петербурга, Петропавловска-Камчатского.
С бельгийской стороны по 14 проектам ведется работа научными учреждениями
Брюссельского столичного региона, 8 проектов предусматривается осуществить
в Валлонии, 2 — во Фландрии.
В октябре 1996 г. заместитель министра по атомной энергии России Н.Егоров
провел в Брюсселе консультации с представителями Минэкономики Бельгии,
МИД, Центра ядерных исследований, Лувенского католического университета,
а также руководством компании Бельганюклеэр, Синатом, Бельгопроцесс и др.
о сотрудничестве между Россией и Бельгией в ядерной области (переработка
оружейного плутония, ядерных отходов и их хранение и т.д.).
Бельгийцы рассматривают вопрос о возможностях сотрудничества между МЧС
России и МВД Бельгии в борьбе с последствиями природных и промышленных
катастроф (у бельгийцев имеются для этих целей специальные и добровольные
соединения, находящиеся в подчинении МВД).
1 Бельгия ратифицировала Договор в июне 1997
г., Россия — в декабре 1997 г. В соответствии с положениями Договора он
вступил в силу 22 января 1998 г.
2 В настоящее время ведутся переговоры
о подключении Бельгии к северозападному (ямалскому) проекту, предусматривающему
поставки ямалского природного газа в Европу через Финляндию и Швецию. Свои
потребности по этому проекту бельгийцы оценивают в 1—1,5 млрд, куб. м в
год.
Эксперты МИД России 15.01.1999
|