Фундаментальные и прикладные исследования проблем политической и экономической интеграции в Европе, которые охватывают весь спектр традиционных и новых подходов к изучению европейской интеграции, ее тенденций и наиболее перспективных направлений, относятся к числу приоритетных направлений научно-исследовательской деятельности Института.
В рамках междисциплинарных исследований осуществляется комплексный анализ интеграционных процессов, при этом особый упор делается на практические выводы из фундаментальных исследований, которые имеют важное значение для разработки долговременной концепции российской внешней и внешнеэкономической политики в Европе.
В условиях кардинальных перемен в Центральной и Восточной Европе, в период перехода России к новой экономической системе, необходимость учета и использования европейского опыта становится очевидной, особенно в условиях дезинтеграционных процессов на постсоветском пространстве и в самой России.
При проведении исследований в этой области учитывается также опыт изучения проблем интеграции как другими научными центрами России, так и зарубежными учеными, чему способствует активное участие сотрудников Института в конференциях, симпозиумах и других научных мероприятиях, проводимых внутри страны и за рубежом, а также международных исследовательских проектах и подготавливаемых к изданию работах с участием российских и западных ученых.
Так, в июне 1995 г. в г. Москве проходила Международная конференция “История европейской интеграции 1945-1994гг.”, которая была организована Институтом всеобщей истории и Институтом Европы РАН при финансовой поддержке прог-раммы ТАСИС-Бистро Комиссии Европейского Союза в Москве.
В конференции приняли участие специалисты из Российской академии наук, МГУ, представители МИД РФ и ряд зарубежных ученых из Германии, Великобритании, Италии, Бельгии и Швейцарии, которые представили доклады, охватывающие период от военного времени до заключения Маастрихтского соглашения.
Материалы конференции представлены в сборнике “Исто-рия европейской интеграции (1945-1994 гг.)” В докладах и вы-ступлениях отражены разные точки зрения на подходы к изучению европейской интеграции. Важное место занял вопрос о специфике источниковой базы, о соотношении истории и экономики, истории и идеологии, “высокой” политики и массовой политической культуры за последние пятьдесят лет.
В сборнике “Опыт Европейских сообществ и возможности его использования Россией и Содружеством Независимых Государств: Материалы симпозиума 17 марта 1992 г.” (отв.ред. д.э.н. Ю.А.Борко) обобщены материалы симпозиума под одноименным названием, организованным Институтом Европы и Ассоциацией европейских исследований в Москве. В центре внимания участников дискуссии стояли два основных вопроса: первый - пригоден ли в принципе опыт ЕС для России и СНГ, поддается ли он переносу с западноевропейской почвы на нашу, и второй - если это возможно, то какие элементы опыта ЕС и каким образом могут быть использованы в ходе общественных преобразований в России и СНГ. Некоторые участники симпозиума довольно скептически отнеслись к возможностям применения западного опыта, но тем не менее многие из выступавших склонялись к тому, что опыт ЕС может и должен быть использован в России и СНГ.
С докладами на симпозиуме выступили академик В.В.Журкин - “Освоение опыта европейского сообщества – за-дача актуальная и трудная”; профессор М. Эмерсон - “Опыт ЕС: специфическое и универсальное”; д.э.н. М.М. Максимова - “Приемлем ли опыт Европейских сообществ для России и СНГ?” В дискуссии по представленным докладам выступили: к.и.н. Ю.А.Матвиевский -”К вопросу об отношениях России и СНГ с Европейским сообществом”; д.э.н. Ю.В.Шишков - “Шансы на перенесение опыта ЕС невелики”; член-корреспондент РАН И.Д.Иванов - “Ценность опыта практической деятельности ЕС”, д.э.н. Ю.А.Борко - “О селективном подходе к анализу опыта западноевропейской реинтеграции”; д.э.н. Л.И.Глухарев - “Необходима новая общая теория интеграции”; д.и.н. Н.А.Ковальский - “Об опыте внешнеполитической деятельности ЕС” и другие.
Анализ нового этапа углубления и расширения европейской интеграции в 90-е годы, начавшегося - в условиях коренного изменения геополитической ситуации в Европе - после подписания Маастрихтского договора о Европейском Союзе и решения ЕС принять в будущем в свой состав страны Центральной и Восточной Европы, анализ основных направлений политики ЕС, в первую очередь осуществления программы перехода к экономическому и валютному союзу, формирования общей внешней политики и политики безопасности, стали предметом отдельных исследований, результаты которых опубликованы в “Докладах Института Европы РАН”.
В докладе, вышедшем под заголовком “Маастрихтский договор: трудности ратификации, поиски решений, перспективы”, авторы поставили перед собой ряд задач: охарактеризовать процесс ратификации договора, уделив особое внимание тем государствам, где возникали наибольшие трудности с ратификацией; рассмотреть основные меры, предпринятые высшими инстанциями ЕС и правительствами членов Сообщества для достижения положительного результата; систематизировать трудности при ратификации договора; выяснить основные причины возникновения этих трудностей и степень их воздействия на ход реализации Маастрихтского договора.
Договор, подписанный 7 февраля 1992 г. министрами иностранных дел и финансов государств-членов Европейского Сообщества в нидерландском городе Маастрихт, предусматривающий трансформацию ЕС в экономический, валютный и политический союз, является одним из крупнейших политических и правовых актов в истории европейской интеграции. Он открыл новый этап в развитии интеграции, позволяя, в случае ее реализации, превратить Европейский Союз в экономичес-кую “сверхдержаву, равную США и значительно превосходящую Японию”. Однако ход ратификации Договора в странах-членах Сообщества показал, что не все они одинаково одобрили его положения. Дания, Великобритания и ФРГ первоначально встали к нему в оппозицию. Тем не менее авторы доклада на основе анализа обширных материалов сделали вполне обоснованный вывод о том, что в конечном итоге Договор будет ратифицирован всеми странами ЕС. Сделанные авторами доклада выводы действительно подтвердились, и с 1 ноября 1993 г. Договор вступил в силу, а Сообщество официально было преобразовано в Европейский Союз. Принятый в Маастрихте Договор утверждает новый Европейский Союз, который предусматривает создание экономического, валютного и политического союза, устанавливает график и критерии для экономического и валютного союза, создание не позднее 1999 г. Центрального банка ЕС и переход к единой валюте ЭКЮ, предусматривает разработку общей денежной политики и политики в области безопасности, поясняет, что будущая общая европейская оборонная политика должна быть совместима с альянсом НАТО и что Западноевропейский союз будет оборонительной организацией сообщества. Эти выводы нашли отражение в дополненном издании “Маастрихтского договора”.
Результатом исследования процесса расширения Европейс-кого Союза “на Восток” и его последствий для экономических интересов России явился доклад д.э.н. Б.М.Пичугина “Расши-рение Европейского Союза “на Восток” и экономические интересы России”. В нем проанализировано формирование курса ЕС по расширению “на Восток”, показаны встретившиеся трудности, дана оценка возможных реальных сроков присоединения восточноевропейских стран и прибалтийских государств к ЕС. Сделан также вывод, что развитие этого процесса без контрмер как со стороны России, так и ЕС, чревато неблагоприятными последствиями для нашей страны. В докладе показано, что новое соглашение России с ЕС - Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) может создать более современную торгово-договорную основу для отношений России с ЕС. Сделаны, в частности, предложения о целесообразности выведения отношений России с ЕС на более высокую стадию - ассоциации - и созданию преференциальной зоны свободной торговли. В докладе рассмотрены альтернативы для России и сформулированы некоторые рекомендации, направленные на более полную защиту экономических интересов России в новых условиях.
В последние годы в сфере углубления интеграционных процессов на территории Европейского Союза постоянно возрастает значение региональной политики.
В послевоенный период региональная политика в развитых западных странах приобрела характер постоянно действующего фактора и стала самостоятельным направлением общей экономической политики, изменился и подход к решению региональных проблем.
Выводы, сделанные в ходе изучения феномена региональной интеграции, развивающейся в результате взаимодействия общецивилизационных, социально-политических, экономических, геополитических и иных факторов, а также региональной политики ЕС и возможности использования ее практического и теоретического опыта в России, опубликованы в работе к.э.н. И.М.Бусыгиной “Региональная политика Европейского Союза и возможности использования ее опыта для России”. В работе анализируется эволюция форм и методов региональной политики Европейского Союза, рассматриваются ее взаимодействие с другими направлениями политики Союза и возможности применения ее опыта для территории Российской Федерации. Концепция национальной региональной политики до сих пор не разработана, хотя необходимость ее разработки при существующей остроте региональных диспропорций в России очевидна. В то же время Союзом накоплен масштабный и разнообразный опыт в этой сфере. Все это определяет актуальность для России его анализа и обобщения.
Предметом отдельного исследования явилась промышленная политика Европейского Союза. В докладе к.э.н. И.И.Бо-роздина “Промышленная политика Европейского Союза” показаны различные подходы к ее разработке и основополагающие документы, на которые она опиралась. Рассмотрены основные этапы разработки промышленной политики, обусловленные объективными изменениями в европейском хозяйстве, отмечены ее особенности, методы и средства реализации, показана органическая связь промышленной политики со всем комплексом мероприятий экономической политики, проводимой институтами ЕС.
Составной частью исследований интеграционных процессов в Европе является вопрос о взаимодействии националистических тенденций, проявляющихся в настоящее время, с тенденциями интеграционными. Анализ взаимосвязей двух феноменов современной Западной Европы - интеграционного процесса под эгидой ЕС - с одной стороны, и националистической активности в западноевропейских странах - с другой, посвящен доклад “Европейский национализм в контексте европейской интеграции”. В фокусе внимания автора к.и.н. А.И.Тэвдой-Бурмули находятся вопросы причин оживления националистических тенденций в послевоенной Европе, реакции интеграционных институтов на рост национализма, возможные принципы типологизации взаимосвязей интеграции и национализма.
С 1994 г. совместно с Ассоциацией европейских исследований (АЕВИС) Институт Европы участвует в подготовке и выпуске сборников материалов серии “Европейский Союз: прошлое, настоящее, будущее”, в целом составляющих “Малую библиотеку Европейского Союза”. Это издание, выходящее на русском языке, включает нормативные и правовые документы, регламентирующие деятельность Европейского Союза и его институтов. Данное издание вышло в свет вскоре после подписания Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Европейским Союзом, которое состоялось 24 июня 1994 г. на о.Корфу. Важное значение издания заключается в том, что сотрудничество с Европейским Союзом является для России условием ее интеграции в мировую экономику, важным фактором успеха ее демократических преобразований.
В издании “Европейский Союз: прошлое, настоящее и будущее” содержится практически вся юридическая и правовая база, представляющая историю Европейского Союза, историю развития и нынешнее состояние взаимоотношений ЕС и России.
В первую часть входят три тома основополагающих правовых актов: Том 1 - Договоры об учреждении Европейских сообществ: Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом); Том 2 - последующие базовые документы ЕС: Единый европейский акт (ЕЕА) и Договор о Европейском Союзе (Маастрихтский договор); Том 3 - документы, касающиеся отношений между ЕС и СССР, ЕС и Россией, в том числе последнее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве.
Вторая часть издания состоит из 11 отдельных выпусков. Все брошюры и справки опубликованы Комиссией ЕС в начале 90-х годов. Они содержат обширные сведения об истории и этапах развития европейской интеграции в послевоенный период, об организационной структуре и законодательстве ЕС, об основных направлениях его деятельности, о роли ЕС в современном мире и его отношениях с различными странами, региональными объединениями и международными организациями.
Исторические предпосылки происхождения Европейского Союза, основные этапы строительства Европейского сообщества и ключевые события каждого этапа, структура ЕС, его цели и методы подробно рассматриваются в следующих брошюрах: “Европа: новое начало. Декларация Шумана. 1950-1990; Европа и проблемы расширения”; “Европейская интеграция” по книге Клауса-Дитера Борхардта “Происхождение и развитие Европейского Союза” (4-е изд., 1995 г.); “На пути к европейскому единству: события и даты”, в основу которой легли одноименная брошюра “Steps to European unity. Community progress to date: a chronoloy” (5-е изд., 1995), брошюры П.Фонтена “10 уроков Европы” (1992 г.) и “Европейский Союз после Маастрихта. Институты, полномочия и отношения” (1992 г.), а также материалы международного информационного агентства “Agence Europe”.
Организационная система Европейского сообщества и его законодательство, принципы работы четырех органов ЕС: Европейского парламента, Европейского совета, Комиссии ЕС и суда Европейского сообщества, а также социальная и конкурентная политика Европейского Союза, создание Экономического и валютного союза, основные направления внешней политики и политики в сфере безопасности подробно освещаются в выпусках: “Европейских Союз”; “Социальная политика”, в основе которого лежит текст Хартии основных социальных прав трудящихся, принятый главами 11 государств-членов ЕС; “Конкурентная политика ЕЭС в едином рынке” по книге “EEC Competition Policy n the Single Market” (1989 г.); “Работать сообща - принцип деятельности органов Европейского сообщества” по одноименной работе Эмиля Ноэля “Working together - the Institutions of the European community” (1993 г.); “Азбука прав Европейского сообщества”, являющаяся переводом брошюры К.-Д.Борхардта “The ABC of Community Law”.
В сборнике «Документы, касающиеся сотрудничества между ЕС и Россией» (отв.ред. д.э.н. Ю.А.Борко) дан перечень важных нормативных актов, отражающих процесс взаимоотношений между ЕС и Россией со времен существования СЭВ и ЕЭС. Начинается перечень с совместной декларации об установлении официальных отношений между Советом экономической взаимопомощи и Европейским экономическим сообществом, подписанным 25 июня 1988 г. в Люксембурге. В этот сборник вошли соглашения между СССР и ЕЭС по экономическому сотрудничеству для гармоничного развития и диверсификации их торговли и развитию различных форм коммерческого сотрудничества (1989 г.); соглашение, учреждающее международный центр науки и технологии (1992 г.); соглашение о техническом содействии Содружеству Независимых Государств. Эта программа направлена на передачу знаний о функционировании рыночной экономики в среднесрочный период, включающий три года. В «Документах» отмечается, что на начальных стадиях программа реформы в России встретилась с серьезными трудностями, поскольку либерализация цен 1992 г. в сочетании со сложностями контроля над кредитной экспансией, привела к быстрому росту инфляции с одновременным спадом производства в связи с разрушением торговой и платежной системы СССР. Поэтому первым ключевым направлением в содействии реформам в России являются консультации в области реструктурирования и развития предприятий с учетом социальных последствий реформ.
Cреди процессов, происходящих в экономике Европы и затрагивающих интересы России, в последнее время привлекает к себе внимание процесс расширения Европейского Союза “на Восток”, подразумевающий проведение мероприятий, направленных на подключение к интеграции в рамках Союза стран Восточной Европы - бывших членов СЭВ, хотя само вхождение восточноевропейских стран в ЕС - дело еще не близкого будущего. В ЕС разработана политика, направленная на достижение этой цели, и началась ее практическая реализация: со странами Восточной Европы заключены Европейские соглашения, устанавливающие отношения ассоциации; началось создание зоны свободной торговли промышленными товарами. Зоны свободной торговли создаются и на других нап-равлениях торговли в Европе - между странами ЕАСТ (Швейцария, Норвегия, Лихтенштейн, Исландия) и странами Восточной Европы, между странами Центральной Европы (Чешская республика, Словакия, Польша, Венгрия, Словения), между прибалтийскими странами, между ними и странами Восточной Европы и странами ЕАСТ. Все это самым непосредственным образом затрагивает торгово-экономические интересы России, у которой около половины внешней торговли приходится на участвующие в европейской интеграции страны.
Институт Европы РАН и Ассоциация европейских исследований, учитывая первостепенную роль, которую играет Европейский Союз в мировой экономике и международных отношениях и внешней политике России, начали в 1996 г. регулярно издавать аналитические обзоры “Европейский Союз: факты и комментарии”. Издание предусматривает выпуск ежеквартальных обзоров состояния дел в ЕС, а также обзоров, посвященных отдельным аспектам развития европейской интеграции.
В 1996-1997 гг. вышло одиннадцать номеров этого бюллетеня под редакцией академика В.В.Журкина, д.э.н. Ю.А.Борко и д.э.н. В.Г.Шемятенкова.
В первом номере этой серии “Деятельность ЕС: июль-декабрь 1995 г.” основное внимание уделено анализу деятельности органов ЕС по подготовке Межправительственной конференции (МПК) государств-членов, предусмотренной Маастрихтским договором 1992 г. Кроме того, была рассмотрена работа по функционированию внутреннего рынка, по осуществлению мероприятий, связанных с заключительным этапом строительства экономического и валютного союза (ЭВС) и с расширением интеграционных связей с государствами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), готовящимися вступить в Союз.
Во втором номере данной серии “К началу Межправительственной конференции государств-членов Европейского Союза” рассмотрено содержание МПК, которая проходила в марте 1996г. в Турине (Италия). Конференция рассматривалась лидерами государств-членов ЕС как крупнейшая политическая акция, которая определит ход развития Союза на много лет вперед. Созыв МПК был предусмотрен еще в 1992 г., когда согласно Маастрихтскому договору, необходимо было решить ряд вопросов и в первую очередь по реформированию институтов Союза, которые должны были быть приспособлены к решению задач нового этапа интеграции - строительства ЭВС.
В последующих выпусках серии “Европейский Союз: факты и комментарии” рассматриваются документы, принятые на заседаниях высших органов ЕС, отражаются процессы углубления интеграции в рамках ЕС, ход строительства ЭВС, экономическая конъюнктура и текущая экономическая политика ЕС, проблемы совершенствования механизма принятия решений, общей внешней политики и политики безопасности и другие направления деятельности ЕС.
Начиная с шестого выпуска 1997 г., обзоры («Европейский Союз: факты и комментарии») открываются кратким комментарием событий, которые по мнению редколлегии сборника, являются наиболее существенными в жизни ЕС или имеют особое значение для России. В последнем квартале 1997г. таким событием было вступление в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Россией и Европейским Союзом, которое завершало более чем пятилетний процесс оформления договорных отношений между Россией и ЕС. СПС охватывает три сферы сотрудничества – политику, экономику и культуру.
Рассмотрен регулярный политический диалог между Россией и ЕС, содержащий, во-первых, выполнение положений самого СПС, во-вторых, решение международных вопросов, представляющих взаимный интерес и, в-третьих, решение вопросов, относящихся к соблюдению принципов демократии и прав человека.
Торгово-экономические отношения, как отмечают авторы выпуска, являются главной темой СПС, в котором им посвящено подавляющее большинство статей. Однако, как отмечается, фактическое развитие этих отношений оставляет двоякое впечатление. С одной стороны треть внешней торговли России приходится на страны ЕС, но с другой стороны, темпы роста взаимооборота между Россией и ЕС снизились, и доля ЕС во внешней торговле России сократилась с 37,5% в 1994 г. до 32,4% в 1996 г. Далее рассмотрены объективные причины, тормозящие развитие экономического сотрудничества между Россией и ЕС, и меры по их устранению.
В последующих разделах сборника приведены документы, принятые на заседаниях высших органов ЕС в четвертом квартале 1997 г., рассмотрены процессы углубления интеграции, перспективы расширения ЕС и дана картина взаимоотношений стран ЕС с другими странами.
С целью оказания содействия российским юристам в изучении историко-правовых предпосылок образования западноевропейского правового государства, демократии и рыночного хозяйства Институт Европы РАН осуществил перевод и издание на русском языке книги известного шведского юриста, профессора Стокгольмского университета Э.Аннерса “История европейского права” (пер. со швед.). В книге прослеживается генезис европейского права с древнейших времен до нашего времени. Последовательно анализируются египетское, вавилонское, греческое и римское право, развитие права в средневековой Европе, в отдельных европейских странах 1800-1914 гг. Книга опубликована на Западе в 80-х годах и стала классическим исследованием процесса формирования и эволюции европейского права в органической связи с важнейшими этапами политической истории и социального развития континента. Ее выход в свет на русском языке является важным событием в нашей жизни.
|