Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Европа. Отношения России с европейскими государствами
КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Фундаментальные и прикладные исследования проблем политической и экономической интеграции в Европе, которые охватывают весь спектр традиционных и новых подходов к изучению европейской интеграции, ее тенденций и наиболее перспективных направлений, относятся к числу приоритетных направлений научно-исследовательской деятельности Института.

В рамках междисциплинарных исследований осуществляется комплексный анализ интеграционных процессов, при этом особый упор делается на практические выводы из фундаментальных исследований, которые имеют важное значение для разработки долговременной концепции российской внешней и внешнеэкономической политики в Европе.

В условиях кардинальных перемен в Центральной и Восточной Европе, в период перехода России к новой экономической системе, необходимость учета и использования европейского опыта становится очевидной, особенно в условиях дезинтеграционных процессов на постсоветском пространстве и в самой России.

При проведении исследований в этой области учитывается также опыт изучения проблем интеграции как другими научными центрами России, так и зарубежными учеными, чему способствует активное участие сотрудников Института в конференциях, симпозиумах и других научных мероприятиях, проводимых внутри страны и за рубежом, а также международных исследовательских проектах и подготавливаемых к изданию работах с участием российских и западных ученых.

Так, в июне 1995 г. в г. Москве проходила Международная конференция “История европейской интеграции 1945-1994гг.”, которая была организована Институтом всеобщей истории и Институтом Европы РАН при финансовой поддержке прог-раммы ТАСИС-Бистро Комиссии Европейского Союза в Москве.

В конференции приняли участие специалисты из Российской академии наук, МГУ, представители МИД РФ и ряд зарубежных ученых из Германии, Великобритании, Италии, Бельгии и Швейцарии, которые представили доклады, охватывающие период от военного времени до заключения Маастрихтского соглашения.

Материалы конференции представлены в сборнике “Исто-рия европейской интеграции (1945-1994 гг.)” В докладах и вы-ступлениях отражены разные точки зрения на подходы к изучению европейской интеграции. Важное место занял вопрос о специфике источниковой базы, о соотношении истории и экономики, истории и идеологии, “высокой” политики и массовой политической культуры за последние пятьдесят лет.

В сборнике “Опыт Европейских сообществ и возможности его использования Россией и Содружеством Независимых Государств: Материалы симпозиума 17 марта 1992 г.” (отв.ред. д.э.н. Ю.А.Борко) обобщены материалы симпозиума под одноименным названием, организованным Институтом Европы и Ассоциацией европейских исследований в Москве. В центре внимания участников дискуссии стояли два основных вопроса: первый - пригоден ли в принципе опыт ЕС для России и СНГ, поддается ли он переносу с западноевропейской почвы на нашу, и второй - если это возможно, то какие элементы опыта ЕС и каким образом могут быть использованы в ходе общественных преобразований в России и СНГ. Некоторые участники симпозиума довольно скептически отнеслись к возможностям применения западного опыта, но тем не менее многие из выступавших склонялись к тому, что опыт ЕС может и должен быть использован в России и СНГ.

С докладами на симпозиуме выступили академик В.В.Журкин - “Освоение опыта европейского сообщества – за-дача актуальная и трудная”; профессор М. Эмерсон - “Опыт ЕС: специфическое и универсальное”; д.э.н. М.М. Максимова - “Приемлем ли опыт Европейских сообществ для России и СНГ?” В дискуссии по представленным докладам выступили: к.и.н. Ю.А.Матвиевский -”К вопросу об отношениях России и СНГ с Европейским сообществом”; д.э.н. Ю.В.Шишков - “Шансы на перенесение опыта ЕС невелики”; член-корреспондент РАН И.Д.Иванов - “Ценность опыта практической деятельности ЕС”, д.э.н. Ю.А.Борко - “О селективном подходе к анализу опыта западноевропейской реинтеграции”; д.э.н. Л.И.Глухарев - “Необходима новая общая теория интеграции”; д.и.н. Н.А.Ковальский - “Об опыте внешнеполитической деятельности ЕС” и другие.

Анализ нового этапа углубления и расширения европейской интеграции в 90-е годы, начавшегося - в условиях коренного изменения геополитической ситуации в Европе - после подписания Маастрихтского договора о Европейском Союзе и решения ЕС принять в будущем в свой состав страны Центральной и Восточной Европы, анализ основных направлений политики ЕС, в первую очередь осуществления программы перехода к экономическому и валютному союзу, формирования общей внешней политики и политики безопасности, стали предметом отдельных исследований, результаты которых опубликованы в “Докладах Института Европы РАН”.

В докладе, вышедшем под заголовком “Маастрихтский договор: трудности ратификации, поиски решений, перспективы”, авторы поставили перед собой ряд задач: охарактеризовать процесс ратификации договора, уделив особое внимание тем государствам, где возникали наибольшие трудности с ратификацией; рассмотреть основные меры, предпринятые высшими инстанциями ЕС и правительствами членов Сообщества для достижения положительного результата; систематизировать трудности при ратификации договора; выяснить основные причины возникновения этих трудностей и степень их воздействия на ход реализации Маастрихтского договора.

Договор, подписанный 7 февраля 1992 г. министрами иностранных дел и финансов государств-членов Европейского Сообщества в нидерландском городе Маастрихт, предусматривающий трансформацию ЕС в экономический, валютный и политический союз, является одним из крупнейших политических и правовых актов в истории европейской интеграции. Он открыл новый этап в развитии интеграции, позволяя, в случае ее реализации, превратить Европейский Союз в экономичес-кую “сверхдержаву, равную США и значительно превосходящую Японию”. Однако ход ратификации Договора в странах-членах Сообщества показал, что не все они одинаково одобрили его положения. Дания, Великобритания и ФРГ первоначально встали к нему в оппозицию. Тем не менее авторы доклада на основе анализа обширных материалов сделали вполне обоснованный вывод о том, что в конечном итоге Договор будет ратифицирован всеми странами ЕС. Сделанные авторами доклада выводы действительно подтвердились, и с 1 ноября 1993 г. Договор вступил в силу, а Сообщество официально было преобразовано в Европейский Союз. Принятый в Маастрихте Договор утверждает новый Европейский Союз, который предусматривает создание экономического, валютного и политического союза, устанавливает график и критерии для экономического и валютного союза, создание не позднее 1999 г. Центрального банка ЕС и переход к единой валюте ЭКЮ, предусматривает разработку общей денежной политики и политики в области безопасности, поясняет, что будущая общая европейская оборонная политика должна быть совместима с альянсом НАТО и что Западноевропейский союз будет оборонительной организацией сообщества. Эти выводы нашли отражение в дополненном издании “Маастрихтского договора”.

Результатом исследования процесса расширения Европейс-кого Союза “на Восток” и его последствий для экономических интересов России явился доклад д.э.н. Б.М.Пичугина “Расши-рение Европейского Союза “на Восток” и экономические интересы России”. В нем проанализировано формирование курса ЕС по расширению “на Восток”, показаны встретившиеся трудности, дана оценка возможных реальных сроков присоединения восточноевропейских стран и прибалтийских государств к ЕС. Сделан также вывод, что развитие этого процесса без контрмер как со стороны России, так и ЕС, чревато неблагоприятными последствиями для нашей страны. В докладе показано, что новое соглашение России с ЕС - Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) может создать более современную торгово-договорную основу для отношений России с ЕС. Сделаны, в частности, предложения о целесообразности выведения отношений России с ЕС на более высокую стадию - ассоциации - и созданию преференциальной зоны свободной торговли. В докладе рассмотрены альтернативы для России и сформулированы некоторые рекомендации, направленные на более полную защиту экономических интересов России в новых условиях.

В последние годы в сфере углубления интеграционных процессов на территории Европейского Союза постоянно возрастает значение региональной политики.

В послевоенный период региональная политика в развитых западных странах приобрела характер постоянно действующего фактора и стала самостоятельным направлением общей экономической политики, изменился и подход к решению региональных проблем.

Выводы, сделанные в ходе изучения феномена региональной интеграции, развивающейся в результате взаимодействия общецивилизационных, социально-политических, экономических, геополитических и иных факторов, а также региональной политики ЕС и возможности использования ее практического и теоретического опыта в России, опубликованы в работе к.э.н. И.М.Бусыгиной “Региональная политика Европейского Союза и возможности использования ее опыта для России”. В работе анализируется эволюция форм и методов региональной политики Европейского Союза, рассматриваются ее взаимодействие с другими направлениями политики Союза и возможности применения ее опыта для территории Российской Федерации. Концепция национальной региональной политики до сих пор не разработана, хотя необходимость ее разработки при существующей остроте региональных диспропорций в России очевидна. В то же время Союзом накоплен масштабный и разнообразный опыт в этой сфере. Все это определяет актуальность для России его анализа и обобщения.

Предметом отдельного исследования явилась промышленная политика Европейского Союза. В докладе к.э.н. И.И.Бо-роздина “Промышленная политика Европейского Союза” показаны различные подходы к ее разработке и основополагающие документы, на которые она опиралась. Рассмотрены основные этапы разработки промышленной политики, обусловленные объективными изменениями в европейском хозяйстве, отмечены ее особенности, методы и средства реализации, показана органическая связь промышленной политики со всем комплексом мероприятий экономической политики, проводимой институтами ЕС.

Составной частью исследований интеграционных процессов в Европе является вопрос о взаимодействии националистических тенденций, проявляющихся в настоящее время, с тенденциями интеграционными. Анализ взаимосвязей двух феноменов современной Западной Европы - интеграционного процесса под эгидой ЕС - с одной стороны, и националистической активности в западноевропейских странах - с другой, посвящен доклад “Европейский национализм в контексте европейской интеграции”. В фокусе внимания автора к.и.н. А.И.Тэвдой-Бурмули находятся вопросы причин оживления националистических тенденций в послевоенной Европе, реакции интеграционных институтов на рост национализма, возможные принципы типологизации взаимосвязей интеграции и национализма.

С 1994 г. совместно с Ассоциацией европейских исследований (АЕВИС) Институт Европы участвует в подготовке и выпуске сборников материалов серии “Европейский Союз: прошлое, настоящее, будущее”, в целом составляющих “Малую библиотеку Европейского Союза”. Это издание, выходящее на русском языке, включает нормативные и правовые документы, регламентирующие деятельность Европейского Союза и его институтов. Данное издание вышло в свет вскоре после подписания Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Европейским Союзом, которое состоялось 24 июня 1994 г. на о.Корфу. Важное значение издания заключается в том, что сотрудничество с Европейским Союзом является для России условием ее интеграции в мировую экономику, важным фактором успеха ее демократических преобразований.

В издании “Европейский Союз: прошлое, настоящее и будущее” содержится практически вся юридическая и правовая база, представляющая историю Европейского Союза, историю развития и нынешнее состояние взаимоотношений ЕС и России.

В первую часть входят три тома основополагающих правовых актов: Том 1 - Договоры об учреждении Европейских сообществ: Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом); Том 2 - последующие базовые документы ЕС: Единый европейский акт (ЕЕА) и Договор о Европейском Союзе (Маастрихтский договор); Том 3 - документы, касающиеся отношений между ЕС и СССР, ЕС и Россией, в том числе последнее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве.

Вторая часть издания состоит из 11 отдельных выпусков. Все брошюры и справки опубликованы Комиссией ЕС в начале 90-х годов. Они содержат обширные сведения об истории и этапах развития европейской интеграции в послевоенный период, об организационной структуре и законодательстве ЕС, об основных направлениях его деятельности, о роли ЕС в современном мире и его отношениях с различными странами, региональными объединениями и международными организациями. Исторические предпосылки происхождения Европейского Союза, основные этапы строительства Европейского сообщества и ключевые события каждого этапа, структура ЕС, его цели и методы подробно рассматриваются в следующих брошюрах: “Европа: новое начало. Декларация Шумана. 1950-1990; Европа и проблемы расширения”; “Европейская интеграция” по книге Клауса-Дитера Борхардта “Происхождение и развитие Европейского Союза” (4-е изд., 1995 г.); “На пути к европейскому единству: события и даты”, в основу которой легли одноименная брошюра “Steps to European unity. Community progress to date: a chronoloy” (5-е изд., 1995), брошюры П.Фонтена “10 уроков Европы” (1992 г.) и “Европейский Союз после Маастрихта. Институты, полномочия и отношения” (1992 г.), а также материалы международного информационного агентства “Agence Europe”.

Организационная система Европейского сообщества и его законодательство, принципы работы четырех органов ЕС: Европейского парламента, Европейского совета, Комиссии ЕС и суда Европейского сообщества, а также социальная и конкурентная политика Европейского Союза, создание Экономического и валютного союза, основные направления внешней политики и политики в сфере безопасности подробно освещаются в выпусках: “Европейских Союз”; “Социальная политика”, в основе которого лежит текст Хартии основных социальных прав трудящихся, принятый главами 11 государств-членов ЕС; “Конкурентная политика ЕЭС в едином рынке” по книге “EEC Competition Policy n the Single Market” (1989 г.); “Работать сообща - принцип деятельности органов Европейского сообщества” по одноименной работе Эмиля Ноэля “Working together - the Institutions of the European community” (1993 г.); “Азбука прав Европейского сообщества”, являющаяся переводом брошюры К.-Д.Борхардта “The ABC of Community Law”.

В сборнике «Документы, касающиеся сотрудничества между ЕС и Россией» (отв.ред. д.э.н. Ю.А.Борко) дан перечень важных нормативных актов, отражающих процесс взаимоотношений между ЕС и Россией со времен существования СЭВ и ЕЭС. Начинается перечень с совместной декларации об установлении официальных отношений между Советом экономической взаимопомощи и Европейским экономическим сообществом, подписанным 25 июня 1988 г. в Люксембурге. В этот сборник вошли соглашения между СССР и ЕЭС по экономическому сотрудничеству для гармоничного развития и диверсификации их торговли и развитию различных форм коммерческого сотрудничества (1989 г.); соглашение, учреждающее международный центр науки и технологии (1992 г.); соглашение о техническом содействии Содружеству Независимых Государств. Эта программа направлена на передачу знаний о функционировании рыночной экономики в среднесрочный период, включающий три года. В «Документах» отмечается, что на начальных стадиях программа реформы в России встретилась с серьезными трудностями, поскольку либерализация цен 1992 г. в сочетании со сложностями контроля над кредитной экспансией, привела к быстрому росту инфляции с одновременным спадом производства в связи с разрушением торговой и платежной системы СССР. Поэтому первым ключевым направлением в содействии реформам в России являются консультации в области реструктурирования и развития предприятий с учетом социальных последствий реформ.

Cреди процессов, происходящих в экономике Европы и затрагивающих интересы России, в последнее время привлекает к себе внимание процесс расширения Европейского Союза “на Восток”, подразумевающий проведение мероприятий, направленных на подключение к интеграции в рамках Союза стран Восточной Европы - бывших членов СЭВ, хотя само вхождение восточноевропейских стран в ЕС - дело еще не близкого будущего. В ЕС разработана политика, направленная на достижение этой цели, и началась ее практическая реализация: со странами Восточной Европы заключены Европейские соглашения, устанавливающие отношения ассоциации; началось создание зоны свободной торговли промышленными товарами. Зоны свободной торговли создаются и на других нап-равлениях торговли в Европе - между странами ЕАСТ (Швейцария, Норвегия, Лихтенштейн, Исландия) и странами Восточной Европы, между странами Центральной Европы (Чешская республика, Словакия, Польша, Венгрия, Словения), между прибалтийскими странами, между ними и странами Восточной Европы и странами ЕАСТ. Все это самым непосредственным образом затрагивает торгово-экономические интересы России, у которой около половины внешней торговли приходится на участвующие в европейской интеграции страны.

Институт Европы РАН и Ассоциация европейских исследований, учитывая первостепенную роль, которую играет Европейский Союз в мировой экономике и международных отношениях и внешней политике России, начали в 1996 г. регулярно издавать аналитические обзоры “Европейский Союз: факты и комментарии”. Издание предусматривает выпуск ежеквартальных обзоров состояния дел в ЕС, а также обзоров, посвященных отдельным аспектам развития европейской интеграции.

В 1996-1997 гг. вышло одиннадцать номеров этого бюллетеня под редакцией академика В.В.Журкина, д.э.н. Ю.А.Борко и д.э.н. В.Г.Шемятенкова.

В первом номере этой серии “Деятельность ЕС: июль-декабрь 1995 г.” основное внимание уделено анализу деятельности органов ЕС по подготовке Межправительственной конференции (МПК) государств-членов, предусмотренной Маастрихтским договором 1992 г. Кроме того, была рассмотрена работа по функционированию внутреннего рынка, по осуществлению мероприятий, связанных с заключительным этапом строительства экономического и валютного союза (ЭВС) и с расширением интеграционных связей с государствами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), готовящимися вступить в Союз.

Во втором номере данной серии “К началу Межправительственной конференции государств-членов Европейского Союза” рассмотрено содержание МПК, которая проходила в марте 1996г. в Турине (Италия). Конференция рассматривалась лидерами государств-членов ЕС как крупнейшая политическая акция, которая определит ход развития Союза на много лет вперед. Созыв МПК был предусмотрен еще в 1992 г., когда согласно Маастрихтскому договору, необходимо было решить ряд вопросов и в первую очередь по реформированию институтов Союза, которые должны были быть приспособлены к решению задач нового этапа интеграции - строительства ЭВС.

В последующих выпусках серии “Европейский Союз: факты и комментарии” рассматриваются документы, принятые на заседаниях высших органов ЕС, отражаются процессы углубления интеграции в рамках ЕС, ход строительства ЭВС, экономическая конъюнктура и текущая экономическая политика ЕС, проблемы совершенствования механизма принятия решений, общей внешней политики и политики безопасности и другие направления деятельности ЕС.

Начиная с шестого выпуска 1997 г., обзоры («Европейский Союз: факты и комментарии») открываются кратким комментарием событий, которые по мнению редколлегии сборника, являются наиболее существенными в жизни ЕС или имеют особое значение для России. В последнем квартале 1997г. таким событием было вступление в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Россией и Европейским Союзом, которое завершало более чем пятилетний процесс оформления договорных отношений между Россией и ЕС. СПС охватывает три сферы сотрудничества – политику, экономику и культуру.

Рассмотрен регулярный политический диалог между Россией и ЕС, содержащий, во-первых, выполнение положений самого СПС, во-вторых, решение международных вопросов, представляющих взаимный интерес и, в-третьих, решение вопросов, относящихся к соблюдению принципов демократии и прав человека.

Торгово-экономические отношения, как отмечают авторы выпуска, являются главной темой СПС, в котором им посвящено подавляющее большинство статей. Однако, как отмечается, фактическое развитие этих отношений оставляет двоякое впечатление. С одной стороны треть внешней торговли России приходится на страны ЕС, но с другой стороны, темпы роста взаимооборота между Россией и ЕС снизились, и доля ЕС во внешней торговле России сократилась с 37,5% в 1994 г. до 32,4% в 1996 г. Далее рассмотрены объективные причины, тормозящие развитие экономического сотрудничества между Россией и ЕС, и меры по их устранению.

В последующих разделах сборника приведены документы, принятые на заседаниях высших органов ЕС в четвертом квартале 1997 г., рассмотрены процессы углубления интеграции, перспективы расширения ЕС и дана картина взаимоотношений стран ЕС с другими странами.

С целью оказания содействия российским юристам в изучении историко-правовых предпосылок образования западноевропейского правового государства, демократии и рыночного хозяйства Институт Европы РАН осуществил перевод и издание на русском языке книги известного шведского юриста, профессора Стокгольмского университета Э.Аннерса “История европейского права” (пер. со швед.). В книге прослеживается генезис европейского права с древнейших времен до нашего времени. Последовательно анализируются египетское, вавилонское, греческое и римское право, развитие права в средневековой Европе, в отдельных европейских странах 1800-1914 гг. Книга опубликована на Западе в 80-х годах и стала классическим исследованием процесса формирования и эволюции европейского права в органической связи с важнейшими этапами политической истории и социального развития континента. Ее выход в свет на русском языке является важным событием в нашей жизни.



   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки