Призыв к Правительству Украины обеспечить демократический, прозрачный и честный избирательный процесс, который предваряет парламентские выборы 31 марта 2002 года.
Поскольку Украина находится на критической стадии своего развития по направлению к всецело демократическому обществу, парламентские выборы 31 марта 2002 года, третьи парламентские выборы после обретения независимости более чем 10 лет тому назад, сыграют важную роль в демонстрации того, продолжает ли Украина идти путем к демократии или испытает регресс в своем демократическом развитии; поскольку Правительство Украины может продемонстрировать свою преданность демократии, проводя действительно свободный и справедливый процесс парламентских выборов, в котором все кандидаты имеют доступ к печатным средствам массовой информации, радио, телевидению и интернет-изданиям, а теледебаты транслируются по всей стране, которая разрешает разным политическим партиям и избирательным блокам соревноваться в одинаковых условиях, а избирателям - получать объективную информацию о кандидатах;
поскольку несовершенный избирательный процесс, который противоречит обязательствам в рамках Организации из безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) относительно демократии и проведения выборов, может потенциально замедлить усилия Украины по интегрированию в западные учреждения;
поскольку на протяжении последних лет случаи коррупции в органах власти и притеснения СМИ вызвали обеспокоенность относительно преданности Правительства Украины демократии, правам человека, верховенству закона; поскольку Украина после получения независимости в 1991 году была и остается одним из наибольших получателей международной помощи США;
поскольку Украине выделено $154 млн. технической помощи согласно закону 107-115 (закон Кенета Лудена) о заграничной деятельности, финансировании экспорта и связанных программ на 2002 финансовый год, что на $16 млн. меньше в сравнении с предшествующим финансовым годом, в связи с беспокойством относительно продолжающегося замедления необходимых реформ и нераскрытыми случаями гибели известных диссидентов и журналистов, таких как Гонгадзе;
поскольку закон 107-115 требует предоставления Госдепартаментом доклада относительно прогресса Правительства Украины в расследовании и привлечении к ответственности лиц, виновных в убийстве украинских журналистов;
поскольку во время президентских выборов 1999 года, в соответствии с заключительным докладом Бюро демократических учреждений и прав человека (БДУПЧ) ОБСЕ относительно тех выборов, не было выполнено значительное количество взятых перед ОБСЕ обязательств относительно выборов;
поскольку соответственно докладу БДУПЧ на протяжении президентской выборной кампании 1999 года государственные СМИ преимущественно оказывали значительную поддержку действующему Президенту, а те работники СМИ, которые, как считалось, не поддерживали Президента, были объектом притеснения со стороны правительственных структур, тогда как кампания на поддержку действующего Президента государственной администрацией и членами правительства была широко распространенной и систематической;
поскольку Закон о выборах народных депутатов, подписанный Президентом Леонидом Кучмой 30 октября 2001 года, упоминался в докладе БДУПЧ от 26 ноября 2001 года как такой, который усовершенствует избирательное законодательство Украины и обеспечит соблюдение Украиной взятых на себя обязательств относительно демократических выборов, но не учитывает роль местных неправительственных организаций в наблюдении за выборами;
поскольку, согласно международным экспертам по вопросам печати, Закон о выборах недостаточно точно определяет условия проведения избирательной кампании, которая может привести к своевольным санкциям против СМИ, которые действуют в Украине;
поскольку Парламент Украины (Верховная рада) 13 декабря 2001 года отклонил проект закона о политической рекламе и агитации, который бы ограничил свободу слова в период избирательной кампании, предоставив широкие полномочия правительственным структурам действовать на собственное усмотрение, а также создал бы серьезную угрозу независимым СМИ;
поскольку Госдепартамент выделил $4,7 млн. на поддержку наблюдения и программы помощи для проведения парламентских выборов 2002 года;
поскольку на процесс парламентских выборов 2002 года, как сообщается, влияют нарушения со стороны многих сторон в период, который предшествовал официальному началу избирательной кампании 1 января 2002 года;
и поскольку в ежемесячных отчетах за ноябрь и декабрь 2001 года, подготовленных Комитетом избирателей Украины (КИУ), местной неангажированной и неправительственной организацией, основанной в 1994 году для наблюдения за проведением общенациональных избирательных кампаний и голосования в Украине, приводятся пять главных видов нарушений политических прав и свобод в период, который предшествует кампании выборов в Парламент, в том числе:
1. использование служебного положения с целью поддержки конкретных политических сил;
2. давление власти на оппозицию и независимые СМИ;
3. предоставление многими политическими группами бесплатных товаров и услуг с целью склонить избирателей на свою сторону;
4. принуждение вступать в политические партии и делать взносы в избирательные кампании;
5. распространение анонимной и компрометирующей информации о политических оппонентах.
В связи с этим постановляется, что Палата представителей:
1. признает существование прочных отношений между США и Украиной, установленных после получения ею независимости более 10 лет тому назад, в то же время сознавая, что Украина сможет стать полноценным партнером западных учреждений лишь тогда, когда она полностью примет демократические принципы;
2. высказывает поддержку народу Украины в его усилиях оказывать содействие развитию демократии, верховенства закона и уважения к правам человека в Украине;
3. призывает Правительство Украины обеспечить непредубежденное выполнение нового закона о выборах, включая его положения, которые предусматривают:
(а) прозрачность проведения выборов;
(б) доступ международных наблюдателей к выборам;
(в) многопартийную представленность в избирательных комиссиях;
(г) равный доступ к СМИ всем участникам выборов;
(д) апелляционное обращение к избирательным комиссиям и к судебным органам;
(е) административную ответственность за нарушения в ходе выборов;
4. призывает Правительство Украины выполнить свои обязательства относительно демократических выборов, как это определено в Копенгагенском заключительном документе ОБСЕ 1990 года, на протяжении выборной кампании и в день выборов, а также принять во внимание вопросы, определенные Бюро демократических институтов и прав человека (БДИПЧ) ОБСЕ в заключительном докладе относительно президентских выборов 1999 года, такое как вмешательство государства в кампанию и давление на СМИ;
5. призывает Правительство Украины предоставить наблюдателям от БДИПЧ, других стран-членов ОБСЕ, а также иностранных и местных частных учреждений и организаций доступ ко всем аспектам избирательного процесса в соответствии с международной практикой, включая:
(а) доступ к политическим структурам, открытым для посещаемости на протяжении выборной кампании;
(б) доступ к наблюдению за процедурой голосования и подсчета голосов на избирательных участках, а также к заседаниям избирательных комиссий в день выборов, включая процедуру объявления результатов выборов в каждом участке, как только такая информация станет доступной;
(в) доступ к наблюдению за составлением результатов выборов, внесением изменений и рассмотрением жалоб.
www.strana.ru
22 марта 2002
|