Добрый вечер уважаемые дамы и господа!
Прежде всего, хочу искренне поблагодарить премьер-министра Великобритании и его супругу за приглашение. И для меня, и для моей жены это большая честь, очень приятно быть в доме премьер-министра Великобритании. Это еще и очень интересно. Должен сказать, что это старый дом со своей историей, и господин Блэр и его супруга были так любезны, что рассказали нам о некоторых моментах, связанных с этим местом.
Но, конечно, самое главное – это то, что есть возможность в непринужденной обстановке обменяться мнениями не только по двусторонним вопросам, но и тем международным проблемам, которые представляют практический интерес как для народа Великобритании, так и для народов Российской Федерации.
Должен подтвердить оценку моего коллеги: я тоже считаю, что этот год стал в значительной мере переломным для судеб мира. Мы не только осознали общую опасность, которую несет терроризм, но и необходимость совместной борьбы с ним. И в этом контексте мы, конечно, значительное время и внимание уделили в первой беседе нашему взаимодействию в совместной антитеррористической борьбе, в том числе обсуждали и проблемы сегодняшнего положения в Афганистане и будущее Афганистана.
В конструктивном ключе будет продолжена и дискуссия России с НАТО. Должен сказать, что сама идея "двадцатки" была сформулирована Премьер-министром Блэром, когда он был с рабочим визитом в России. Она была сформулирована у меня дома, поэтому я думаю, что у себя дома он еще что-нибудь хорошее придумает. Совсем недавно он выступил с инициативой по поводу дальнейшего сближения России с ЕС. Особенно хочу подчеркнуть инициативу премьер-министра Блэра и господина Берлускони по поводу вступления России в ВТО. Что касается НАТО, то формула, предложенная Премьер-министром, Россию вполне устраивает. И я думаю, что это один из немногих возможных реальных вариантов изменения качества отношений между Россией и НАТО, и, что еще более важно, это один из немногих реальных вариантов изменения ситуации в мире с точки зрения единой системы безопасности в Европе. Важно, что мы уже вышли на договоренности по графику дальнейшей работы, и к маю 2002 года надо определиться по содержанию нового формата взаимодействия политической "двадцатки". Российская сторона к такому согласованию готова, как я уже сказал.
В уходящем году позитивно и динамично развивались отношения России и с Евросоюзом. ЕС является нашим приоритетным партнером, и его роль в этом качестве, конечно же, должна возрастать. Это относится как к нашему политическому диалогу, взаимодействию по безопасности, противодействию терроризму, так и, не в последнюю очередь, к торгово-экономическому взаимодействию. Мы подробно обсудили тематику расширения ЕС, его последствия для экономического взаимодействия России с Евросоюзом. Конечно, уделили определенное внимание и стратегической стабильности. Я еще раз изложил подход России к Договору по ПРО и к нашей оценки решения США по поводу выхода их Договора. Но еще раз хочу повторить, что мы не склонны драматизировать эту ситуацию, и надеемся на то, что диалог будет продолжен, в том числе с нашими американскими партнерами. Я рассказал Премьер-министру о своем разговоре с Президентом США, состоявшемся недавно по телефону из Москвы, и проинформировал о том, что мы договорились с Президентом интенсифицировать наши контакты в этой сфере по линии Министерства иностранных дел в начале года. Мне показалось, что наша позиция воспринимается правильно.
Мы также обсудили ряд региональных проблем, положение на Ближнем Востоке. В целом, обсуждение всего спектра актуальных международных вопросов утвердило в мысли, что характер нашего сотрудничества в мировых делах в полной мере отвечает духу сложившихся отношений между Великобританией и Россией и тем отношениям, которые у нас лично сложились с господином Премьер-министром.
В рамках двусторонних связей главное внимание уделили базовым вопросам двустороннего торгово-экономического взаимодействия. У меня состоялась встреча с руководством Конфедерации британской промышленности и с некоторыми представителями крупного бизнеса Великобритании. Эти компании имеют многомиллиардные проекты в Российской Федерации и своей деятельностью, не сомневаюсь, будут способствовать не только экономическому росту в РФ, но и созданию благоприятных, стабильных условий экономического развития в Европе.
Великобритания входит в пятерку ведущих торговых и инвестиционных партнеров России. Мы высоко ценим помощь вашей страны в проведении структурных и рыночных реформ в Российской Федерации. Но убедительнее всего экономическую привлекательность России демонстрирует активность таких британских гигантов, как "Шелл", "Бритиш петролеум", с руководством которых я как раз и встречался. Их участие в совместных энергетических проектах исчисляется, как я уже сказал, миллиардами долларов. Их интерес к российскому рынку в последнее время заметно возрос, что скоро, возможно, воплотится в серию новых крупномасштабных проектов. Мы приветствуем решение британского правительства о возобновлении гарантирования британских экспортных кредитов и страхования инвестиций в Россию. Со своей стороны могли бы предложить использовать в реализации ряда соглашений принцип "одного окна", который мы установили для регистрации предпринимательства. Мы готовы активизировать нашу работу и по теме Соглашений о разделе продукции.
Встречным жестом могут стать пересмотр практики антидемпинговых процедур в отношении ряда российских товаров и производителей, которые осуществляются на уровне ЕС.
В будущем году в сфере экономического сотрудничества предстоит целый ряд масштабных событий. Кульминацией станет проведение в апреле 2002 года в Лондоне Российского экономического форума. Мы выбрали столицу Великобритании как площадку для презентации Российской Федерации, российской экономики не случайно, имея в виду не в последнюю очередь и тот высокий уровень отношений, который сложился между Россией и Великобританией в последнее время. Мы признательны премьер-министру за поддержку этого мероприятия, которое как нам кажется, открывает хорошие перспективы для развития взаимовыгодных контактов между нашими странами.
И я в заключение хочу сказать, что мы с надеждой смотрим и в следующий год. Задел в двусторонних отношениях неплохой, и есть все основания полагать, что развитие наших контактов в 2002 году будет идти не менее интенсивно. Я хочу поздравить представителей прессы – нам в таком кругу вряд ли удастся еще встретиться – с наступающими Новым годом и Рождеством.
Спасибо большое.
ВОПРОС: Господин премьер-министр, испытываете ли беспокойство относительно возможных действий террористов в Ла-Манше, и хотел бы попросить Вас прокомментировать информацию о том, что террористы якобы разрабатывают оружие массового уничтожения?
Господин Путин, какие меры, на Ваш взгляд, существуют по борьбе с угрозами такого характера?
В.В.ПУТИН: Я не знал, что происходит в Ла-Манше, и когда здесь, перед пресс-конференцией кто-то из английских коллег рассказал, что случилось, то я ему в шутку ответил: "Надо лучше искать"! А если говорить серьезно, то я полностью согласен с господином премьер-министром, здесь не может быть никаких шуток. Когда речь идет о национальной безопасности, нужно действовать, конечно, в рамках закона, очень аккуратно, но энергично, профессионально. И, отвечая на вторую часть вашего вопроса в отношении ядерного терроризма, должен сказать, что, во-первых, у нас есть соответствующая инициатива в рамках Организации Объединенных Наций по этому вопросу, мы выступаем за принятие соответствующего документа, который бы выработал соответствующие правила в борьбе с терроризмом такого рода, а во-вторых, именно это и должно быть одним из центральных мест в совместной работе предлагаемой "двадцатки" в рамках НАТО. Именно вопросы нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, борьба с терроризмом – это те ключевые вещи, те реальные угрозы, которые беспокоят сегодня всех нас. Именно это мы и предлагаем обсуждать и, я думаю, что если мы объединим свои усилия, если будем действовать совместно, то эффективность нашей работы многократно повысится.
ВОПРОС: После Вашей высокой оценки совместного решения работать в формате "двадцатки" по направлению Россия-НАТО, не могли бы Вы чуть-чуть подробнее остановиться на том новом механизме, который может быть создан?
В.В.ПУТИН: Вы знаете, здесь возможны два подхода. Первый подход – определить те области взаимодействия, в которых Россия принимать участие в рамках НАТО не будет, и констатировать, что во всех остальных вопросах Россия принимает участие в полномасштабном формате. Второй подход – определить два, три, четыре вопроса, в которых Россия участвует в полном объеме, а в остальных нет.
Первый – более серьезный, более революционный, второй нас тоже вполне устраивает. Я думаю, что если мы выберем те вопросы, о которых я уже упомянул и которые представляют интерес для всех – а с этим никто не спорит, – то постепенно по мере совместной работы и роста доверия друг к другу, этот список проблем для совместного решения может быть расширен.
Россия не претендует на то, чтобы участвовать в НАТО в полномасштабном формате, не претендует на то, чтобы влиять на принятие решений в соответствии со Статьей 5 Устава НАТО, не претендует на то, чтобы влиять на оборонную политику. Но есть при этом сферы взаимодействия, в рамках которых мы можем действовать весьма эффективно, объединив усилия. Мы уже об этом сказали, и нет смысла это повторять. Россию такой подход устраивает.
ВОПРОС: Был ли Вы удивлены, господин премьер министр, реакцией России на события 11 сентября?
В.В.ПУТИН (в дополнение ответа Э.Блэра): Я бы добавил, хотя вопрос был не ко мне, а к Премьер-министру. Я хочу просто поблагодарить премьер-министра за то, что он сейчас вспомнил о жертвах террора в Москве и других крупных городах России. Поверьте, для нас это очень важно, что об этом здесь помнят и знают. А в целом, для нас не менее важна была та инициатива, которую в свое время проявил господин Премьер-министр в установлении первых контактов с российским руководством, со мной лично. Мы не сомневались, что нас слышат, нас хотят услышать и нас понимают. Это было очень хорошим заделом, который позволил нам всем вместе выстроить достаточно эффективную совместную работу по нейтрализации угрозы международного терроризма, в данном случае, в Афганистане.
ВОПРОС: Какова Ваша оценка ситуации в Афганистане после введения туда контингента британских вооруженных сил?
В.В.ПУТИН: Ввод войск международных сил осуществляется на основе решения, принятого в рамках ООН, как здесь уже было сказано, и вы знаете, что Россия принимала активное участие в подготовке этого решения. В ходе выработки окончательного варианта мы достаточно активно вели консультации с членами временной афганской администрации, и в конечном итоге можно сказать, что найдено решение, которое для всех приемлемо. Это первое.
Второе, и не менее важное. Это касается непосредственно интересов России. Интерес России заключается в том, чтобы иметь на своих южных рубежах в лице Афганистана дружественную нейтральную страну, которая не допустит больше никогда на своей территории баз подготовки террористов для заброски на наш Северный Кавказ. И в этом смысле присутствие международных сил по поддержанию порядка, по оказанию помощи законному правительству Афганистана полностью соответствует нашим интересам.
ВОПРОС: Поднимался ли на переговорах вопрос о Чечне? Если нет, то почему? В этой связи можно ли рассматривать проблему Чечни только как проблему терроризма?
В.В.ПУТИН: Что касается Чечни, я высказывался совсем недавно, в том числе и в интервью СМИ Великобритании, все не так просто, и мы не собираемся делать вид, что имеем дело исключительно с проявлениями терроризма в Чечне, хотя значительная часть проблем создается там именно международными террористами. Это факт, который не вызывает сомнения, и является общепризнанным. Там воюют до сих пор, снабжают деньгами людей, которые не сложили оружия, именно международные террористы и их спонсоры. Воюет большое количество наемников, прежде всего из арабских государств. До сих пор.
Но есть и часть людей, которые не сложили оружия, которых к такой категории, наверное, отнести нельзя, поскольку ими движут, прежде всего, идеи сепаратизма. Хотя в данный момент времени все это очень переплетено между собой, и на практике одно от другого очень трудно отличить. Что касается второй части проблемы – проблемы сепаратизма, то всем хорошо известно, что это проблема, с которой сталкивается не только Россия, но и многие другие страны мира, и Европа не в последнюю очередь.
Мы не поддерживаем сепаратизм в других странах, и надеемся, что наших сепаратистов тоже никто поддерживать не будет. Это было бы грубой ошибкой для Европы, потому что, если бы это произошло, то мы Европу погрузили бы в нескончаемую череду межнациональных, межэтнических и межрелигиозных конфликтов. Вместе с тем это не значит, что всем позволено делать все что угодно, в том числе и в области прав человека. Что касается гуманитарной стороны дела, прав человека, и так далее, мы, повторяю еще раз, готовы к тесному сотрудничеству с международными организациями.
Я рассказал господину Премьер-министру о наших планах по использованию всех возможных политических средств решения этой проблемы.
Большое спасибо.
21 декабря 2001 года
Холтон, Великобритания
|