Доклад Президента ЕМАП, председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций В.И.Зоркальцева на Международной конференции "Идеи единства православных народов в контексте современной эпохи" (Минск, 3-4 марта 1996 г.)
Ваше Высокопреосвященство! Дамы и господа! Уважаемые коллеги!
Тема, вынесенная сегодня на обсуждение нашего симпозиума, важна и актуальна. В политической ситуации современного мира много причин и поводов, чтобы наша встреча имела не просто академический и протокольный характер, но и отразила жизненные проблемы и чаяния наших народов.
В России церковь отделена от государства, но не отделена от общества и его значительной частью востребована. Задача нашей конференции состоит в том, чтобы установить и осмыслить отношения между церковью и государством, государством и обществом, обществом и церковью в контексте влияния православия на укрепление согласия народов и государственности.
Каким мне представляется прежде всего понятие "единство наших народов". Его можно уподобить известной формуле: оно должно быть "неслиянно и нераздельно", основано на солидарности, и в тоже время, открыто для других народов. Единство это не означает некой унификации, а предполагает многообразие традиций, культур, воззрений и идеалов. Это с особой яркостью проявляется в России, которая представляет многонациональное и поликонфессиональное государство. Мировоззренческая палитра российского общества чрезвычайно богата различными цветами и оттенками.
По данным Министерства юстиции Российской Федерации на 1 января 1996 года в России зарегистрировано свыше 13 тысяч религиозных организаций - юридических лиц. Минюст условно разделяет их на 54 основные конфессиональные группы. Абсолютное большинство зарегистрированных религиозных объединений на уровне местных общин принадлежит Русской Православной Церкви - свыше 6700. Свыше 2500 общин имеют мусульмане. Буддисты - 113, иудеи - 80.
Возможность межконфессионального диалога и согласия между этими религиями представляется плодотворной. Вероисповедная принадлежность, как правило, совпадает с национальностью. Тем не менее среди русского населения, составляющего 85% населения Российской Федерации, довольно много представителей иных православных юрисдикций и христианских конфессий.
Так, к православным юрисдикциям относятся 130 организаций - юридических лиц, не состоящих в каноническом общении с Русской Православной Церковью. Кроме того 164 общины имеют старообрядцы разных толков.
К иным христианским конфессиям, в основном состоящим из русского или русскоязычного населения, относятся баптисты - около 700 зарегистрированных организаций, добавлю, и еще несколько сотен не зарегистрированных, пятидесятники - около 500 зарегистрированных общин и, по-видимому, не меньше не зарегистрированных. У других русских протестантов - 550 зарегистрированных общин. Смешанный этнический состав (русские, немцы, поляки, литовцы) имеют 180 католических, 140 лютеранских и 220 адвентистских общин. Кроме того, в стране активно действуют около 150 миссий, при участии иностранных граждан. Столько же миссий подобного характера входит в число русских протестантских общин.
Я привожу все эти данные, чтобы показать, что наличие такого религиозного многообразия делает вопросы межконфессиональных отношений даже только среди русского населения чрезвычайно важными для достижения культурного и духовного единства нашего народа. Хочется подчеркнуть, что даже различия в вере при доброжелательном, терпимом отношении друг к другу не являются фактором, разъединяющим единый народ. В связи с этим проблема веротерпимости, абсолютного запрета на разжигание религиозной розни, пропаганду религиозного превосходства и неравенства граждан, - является ключевой для сохранения русского да и любого другого народа как единой исторической и культурной общности.
Запретить религиозную проповедь, если она не нарушает личных прав и свобод человека, государство не может. Долг государства - создать своим верующим гражданам, традиционным религиозным объединениям, среди которых доминирует православная ориентация, нормальные условия для религиозной проповеди, обучения и воспитания. Но никакого государственного принуждения в этих вопросах быть не должно, наш российский исторический опыт это доказывает. Важно, чтобы сложные процессы нравственных исканий в обществе не приводили к гражданским смутам и распрям.
Государство обязано пресекать экстремистскую, деструктивную деятельность ряда новообразованных религиозных или псевдорелигиозных организаций, чего до сих пор, к сожалению, не делало, однако оно не может решить за верующих, на каком языке им молиться, по какому календарю отмечать праздники, какие богословские учения признавать или не признавать. Православная Церковь в России сегодня имеет все возможности для организации своей эффективной проповеди, для борьбы за души людские. Апостольская, миссионерская, учительская деятельность Православной церкви - вот что стоит сегодня на повестке дня и что поддерживается обществом.
Что касается миссионерской деятельности иностранцев, то здесь есть законодательно не урегулированная проблема. Как известно, после распада СССР в законодательстве России образовался правовой вакуум на этот счет. Попытки Верховного совета Российской Федерации в 1993 году регламентировать деятельность иностранных граждан по распространению среди россиян новых религиозных учений натолкнулись на сильное сопротивление, и Президент Российской Федерации дважды налагал "вето" на принятый Верховным Советом Закон, так что он так и не вступил в силу. В 1994-1995 годах в Государственной Думе ряд фракций также блокировал законодательные инициативы на эту тему.
Проблема правовой неурегулированности религиозной деятельности стоит весьма остро, ряд экстремистски настроенных религиозных деятелей прямо нарушает законодательство, но прячется при этом от ответственности за "спецификой" религиозного культа.
Печальные примеры деятельности в России сект "Аум Синрике" и "Белое братство" говорят об актуальности решения этих проблем. Сейчас Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций готовит новое рассмотрение поправок и изменений Закона "О свободе вероисповеданий", которые бы позволили отделить "зерна от плевел", оградить граждан от фанатизма и экстремизма и обеспечить нормальные условия традиционным и законопослушным российским религиозным объединениям для нравственного возрождения человека и общества.
Единая Православная Церковь традиционно делилась на поместные национальные церкви, сообразуясь с государственными границами. Распад Российской империи в 1917 году обусловил и болезненные процессы изменения канонических границ Российской Православной Церкви. Развал Советского Союза в 1991 году нанес кровоточащие раны населению ранее единого государства во всех сферах, в том числе и духовной. Из всех конфессий более всего пострадала Русская Православная Церковь. Новые государственные границы отрезали часть православной паствы от единого целого, причем в ряде новообразованных суверенных государств обнаружились тенденции к дискриминации населения, желающего сохранить над собой духовное попечительство Московского Патриархата. Законопослушные верующие стали оказываться заложниками в политическом противостоянии.
При всей деликатности вопроса о невмешательстве государства в религиозную деятельность нельзя не отметить, что Российская Федерация могла бы иметь некую концепцию подхода к решению этой проблемы на уровне межгосударственных отношений. Это нормальная мировая практика.
Распад СССР был следствием произвола, произошел по внутренним административным границам, когда сами граждане не изъявляли желания оказаться в другом государстве и оказались разделенными не по их воле.
Отношение граждан единого до 1991 года государства к единой Русской Православной Церкви часто свидетельствует не только об их религиозной ориентации, но и о социально-культурной, и даже политической. Поэтому, на мой взгляд, задача нашего государства - незамедлительная выработка внешнеполитической концепции, учитывающей проблематику религиозного единства граждан, проживающих в России и так называемом "ближнем зарубежье". Помощь православным верующим в этом направлении - вопрос уже геополитической стратегии Российской Федерации.
Что я имею в виду: согласование национального законодательства, регулирующего религиозную деятельность, взаимопомощь в подготовке священнослужителей, содействие паломничеству, охрана церковных памятников и обмен реликвиями, содействие религиозно-культурному сотрудничеству и, вообще все, что может послужить взаимными гарантиями сохранения конфессионального единства. Особая роль в этом плане принадлежит Европейской Межпарламентской Ассамблее Православия. Хочется еще раз высказать слова признательности греческому парламенту за инициативу по ее созданию и поддержанию активной деятельности. Хотелось бы выслушать предложения участников Конференции по этому поводу.
Проблема православного единства весьма актуальна еще и потому, что процесс качественного и количественного изменения границ в послевоенной Европе затронул не только СССР. Это проявилось в полной мере и на Балканах. Отходя от одной идеологии, народы, естественно, ищут другую, и общая православная традиция несомненно является одной из серьезных скреп при формировании новых геополитических союзов и образований.
"Православие" в самом широком смысле - это традиция, охватывающая практически все сферы человеческой жизни: личную, семейную, бытовую, хозяйственную, служебную. Веками человек сызмальства приучался окружающими к определенному взгляду на мир, и православная среда формировала его эстетические представления, нравственные ориентиры, отношение к искусству, к ремеслу, к профессии, формировала весь уклад и стиль его жизни. И Православие, как Традиция, является общим, а значит и объединяющим компонентом в жизни народов поствизантийского пространства.
Наше время стало временем интенсивного сотрудничества и взаимодействия народов Европейского континента. Мы приветствуем и одобряем процесс и сближения и углубления взаимопонимания наших народов. С этим твердым намерением вступили мы недавно в Совет Европы. Но необходима упорная работа для того, чтобы сотрудничество народов Европы носило подлинно равноправный характер, при бережном соблюдении прав человека, при недопущении любой дискриминации православия.
Важнейшей чертой православного менталитета является соборность, по выражению Достоевского "всемирная отзывчивость". Общественная жизнь православного верующего - это возвышение над рамками кровного родства, это братское сожитие с соседями, которые могут иметь и иные взгляды, но становятся для православного не "дальними", а "ближними" по заповеди Христа. Поэтому православные в России легко уживались не только с единоверцами, но и с татарами-мусульманами, и с немцами-лютеранами, и с бурятами-буддистами. Соборность являлась, таким образом, фундаментом государственного строительства. Целые регионы, страны, народы сами стремились объединиться, зная, что православная соборность не уничтожит их самобытное существование рядом с традиционно православными людьми.
Сейчас геополитическая обстановка в Европе такова, что речь не идет об образовании каких-то новых империй. Однако при сохранении политического суверенитета народы единой Традиции - православной - хотели бы быть "ближними" друг другу, быть братьями, имеющими каждый свою крышу и свою семью, но по-братски встречающимися, помогающими друг другу, обменивающимися своими достижениями в науке, культуре, искусстве. Они - дети одной Матери, они похожи во многом друг на друга и хотят, чтобы генетическое родство сочеталось и с родством душ.
Народы нашей страны и других стран, где живут православные, стоят перед лицом драматических испытаний. Спасительное оживление духа соборности возможно лишь в том случае, если авторитетнейшая и влиятельнейшая конфессия все свои силы посвятит решению практических проблем национального и межнационального согласия. Но мы живем не в каком-то идеальном мире, а в мире, раздираемом острейшими противоречиями. Для того, чтобы объединить народы, церковь должна хранить собственное единство. Не случайно силы, стремящиеся устранить православие с исторической арены, пытаются подорвать единство самого православия. Для этого пускается в ход самые изощренные приемы: и честолюбивые притязания отдельных клириков, и попытки подменить свойственную православию соборную организацию заимствуемой извне и чуждой ей по духу, что неизбежно ведет к новым конфликтам между поместными церквами и православными народами.
В настоящее время ведется массированное наступление на православие, на его традиции и культуру, на одухотворенную им государственность. Главная цель всех противников православия - Россия, страна, где православными или потомками их являются свыше 120 млн. граждан. Пока жива Россия, будет жить и православие. Удастся расчленить, растоптать ее - у православного мира не останется его главной опоры. Мы за единство всего православного мира и решительно выступаем против его раскола, понимая, что он будет на руку лишь тем, кто заинтересован в искоренении православия.
Россия сейчас переживает трудное время. Будущее православия неотделимо от судьбы и будущего России, как и судьба России от православия. Православие сближает и объединяет нас со всем православным миром, который является родным для 300 млн. жителей Земли.
Конечно, было бы некоторым преувеличением сказать, что религия даже православная, была единственной основой духовной целостности русского народа. Но многие ее светские аспекты: соборность, чувство справедливости, милосердие, забота о слабом, облагораживание нравов, культурная роль, особенно в сфере образования - все это оказывало и сейчас способно оказывать прямое воздействие на воссоздание и упрочение такого единства.
В целях объединения и было задумано в 1993 году движение парламентариев стран, где существуют православные традиции. И в Афинах в ноябре 1994 года была создана ЕМАП. Вехой в развитии которой стала и Московская конференция Ассамблеи в июне 1995 года.
После этой конференции жизнь не стояла на месте. Активно работает Секретариат ЕМАП. И здесь большая заслуга г.Папастратиса - Генерального Секретаря ЕМАП, Корахаиса и Мигдалиса. Проведены заседания Секретариата в Афинах и Софии, рабочая встреча в городе Астрахани, сегодня идет серьезный разговор в Минске, в мае - Секретариат в Афинах. Совершенствуется структура ЕМАП, решаются вопросы организационного и финансового характера, активно готовится конференция в Софии.
Государственная Дума, Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций поддерживает деятельность ЕМАП, стремиться оказывать содействие в ее становлении и развитии. Идеи ЕМАП в определенной мере получают отражение в повседневной деятельности Комитета.
Наше государство будучи светским не может быть тем не менее безучастным к таким негативным общественным явлениям как разжигание религиозной вражды и розни, как попытки вынудить верующих изменить свою традиционную веру.
Эту линию Комитет последовательно проводит в жизнь - и в законопроекте "О внесении изменений и дополнений" в российский закон "О свободе вероисповеданий", и в практической деятельности. Так, мы проводим большую работу по взаимодействию с различными религиозными организациями, стараемся слышать голос каждой социальной группы, чтобы составить адекватную, объективную картину нашего общества, отражающую все многогранные процессы мировоззренческого поиска, отношения к религии и конкретным религиозным организациям. Только составив общую картину, мы можем найти оптимальное, так сказать "Соломоново" решение, позволяющее учесть жизненно важные интересы различных организаций и отдельных граждан и выработать законодательный порядок, не ущемляющий общепринятых прав и свобод человека, с одной стороны, и не допускающий оскорбления инакомыслящих и инако-верующих, с другой стороны.
В целях получения объективной картины общественной жизни Комитет регулярно проводит встречи как с представителями традиционных религий: Русской Православной Церкви, мусульманами и иудеями различных направлений, буддистами, католиками, лютеранами, баптистами и пятидесятниками, так и с представителями недавно появившихся религиозных организаций. Мы не отказываем в общении никому, всех стараемся выслушать, понять и по возможности оказать содействие. Но руководствуемся конституционными нормами о свободе совести и свободе вероисповедания.
Разумеется, кроме вопросов прав человека, возникает немало чисто повседневных проблем, и мы стараемся их решать в контексте духовного возрождения России. Это помощь в реставрации храмов-памятников культуры, освобождение от новых налогов, помощь верующим в случаях необоснованных негативных решений местных властей и т.п. Готовится к принятию закон "Об альтернативной гражданской службе", поправки к законам о налогах, о пошлинах, касающихся деятельности религиозных организаций.
Мы говорим сейчас о единстве православных народов, но ведь важное его условие - единство самого православия. Как его обеспечить в наши трудные и смутные времена? Думается, что здесь решающую роль может сыграть дух всепрощающей христианской любви, который лежит в основе православия.
Общественные противоречия и вытекающие из них политические конфликты конечно носят объективный характер. Но Церковь, на наш взгляд, способна придать решению этих противоречий ненасильственный характер, предотвратить гражданскую войну и общественный разлом. Церковь призвана сыграть благородную роль целительницы социальных язв нашего больного общества.
Давайте и мы совершим святое дело, соединим наши усилия для сохранения соборного единства наших церквей , будем решать все возникающие в нашей семье проблемы на основе братства и взаимной уступчивости.
Спасибо за внимание.
В.И.Зоркальцева
26-11-2002г.
404 Not Found
Not Found
The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.
<%you_hit(39);%>
|