Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Персональная страница. Зоркальцев В.И.
Доклад В.И.Зоркальцева

Доклад Президента ЕМАП, Председателя Комитета Государственной думы по делам общественных объединений и религиозных организаций и на Международной конференции "Православные идеи созидания бесконфликтного общества" (Астрахань, 3 октября 1995 года).

Уважаемые коллеги!

Наше общество находится на перепутье, в поиске пути бесконфликтного выхода из переживаемого кризиса. Оно обращается к своей истории, традициям, духовному наследию, пытается извлечь уроки прошлого. Сегодня мы обсуждаем роль и значение православия как духовного базиса воссоздания гармонично развивающегося государства.

История православия в России отсчитывает вторую тысячу лет. За это время бывало всякое. Взгляды людей, приверженных одной религии, также менялись вследствие переосмысления жизни под влиянием различных социальных потрясений.

Говоря о влиянии именно православных идей, православного мировоззрения на преодоление различных конфликтных ситуаций в обществе и государстве, следует четко разделять:

во-первых - основные, фундаментальные положения Православной Церкви, содержащиеся в Священном Писании и в Предании Церкви, не подлежащем сомнению: канонах церковных соборов, официальном вероучении, трудах наиболее авторитетных святых отцов;

во-вторых - реакцию официальной иерархии Церкви, духовенства и мирян на текущие события жизни;

в-третьих - идеи и поступки, совершаемые различными политическими и общественными деятелями, которые сами себя ассоциируют с Православием.

Что касается первого - основных идей официального православного вероучения, то в этой сфере Православие всегда мыслилось, как система взглядов и как социальная доктрина, которые способны оказывать умиротворяющее воздействие на сознание индивидуума и общества. В этом плане хотелось бы рассмотреть несколько ключевых положений.

И прежде всего - отношение верующих к государству. Священное Писание предписывает "отдавать Кесарю Кесарево", почитать начальников, как Божьих слуг. А начальствующий, в свою очередь, призывается к тому, чтобы поощрять добро и быть орудием возмездия, "мечом карающим" для делающих зло. - Тем самым, церковное Писание освящает в сознании людей институт справедливой государственной власти, побуждает верующих подчиняться ей "не за страх, а за совесть".

Не случайно поэтому православные всегда ставили общественное и государственное выше личного и особенно чутко относились к идее социальной справедливости. - Ведь социальная справедливость в конечном счете и есть оптимальный баланс различных общественных и личных интересов. А достижение такого баланса - есть самое надежное средство для предотвращения социальных конфликтов. В этом плане роль православия трудно переоценить. Значение его идей и влияния в нашем обществе возрастают.

Далее - отношение православных к другим религиям. Священное Писание и труды отцов и учителей Православной Церкви ставят свою религию, естественно, выше остальных. Однако христианский Новый Завет весьма терпим к людям с другими убеждениями. Центральной заповедью Нового Завета является заповедь о любви не только к ближнему, но и дальнему, даже к "ненавидящим и проклинающим Вас".

"Заповедь новую даю Вам: да любите друг друга", - сказал Иисус Христос и предписал помогать всем нуждающимся в помощи, независимо от их убеждений. Апостол Павел в Послании к Римлянам говорит, что в Царствие небесное попадут наравне с христианами и язычники, если будут "жить по совести", ибо "их совесть" есть для них закон.

Сами апостолы шли с проповедью и словами мира и к иудеям, и к язычникам, а если их проповедь и их пожелание мира не принимались, то они не должны были впадать в гнев, а просто уходить из этого места.

Таким образом, Священное Писание, "Писания мужей апостольских" (т.е. учеников апостолов), история древней Церкви, творения многих святых отцов православия пронизаны духом миролюбия и веротерпимости, и в этом также мы видим залог сосуществования верующих различных религий в одном государстве, что, несомненно, имеет определяющее значение для нашей многоконфессиональной России. Гармония конфессий - залог социальной стабильности и политической крепости государства. Комитет Государственной Думы, который я здесь представляю, ставит своей целью и видит свою задачу в создании условий законодательных, моральных, этических способствующих гармонизации традиционных конфессий России, их миру и согласию. Тем самым закладывая основы взаимопонимания в обществе.

Важно точно определить отношение церкви к социальной и политической деятельности. Священное Писание и Предание православия не поощряют прямого участия служителей Церкви в политике, но не воспрещают этого другим. "Такова воля Божия, чтобы мы, делали добро, заграждали уста невежеству безумных людей", - говорит апостол Павел.

Не поощряя прямого участия священнослужителей в политике, Церковь, естественно, не призывает ни их, ни мирян быть равнодушными к судьбам Отечества. Никогда не забудется, как Святой преподобный Сергий Радонежский благословил Великого Князя Димитрия Донского и с ним своих схимников Пересвета и Ослябю на бранный подвиг во спасение Отчизны, как пламенная проповедь Святого Мученика Патриарха Гермогена будила народное сознание в лихую годину смутного времени, как Церковь развернула разностороннюю патриотическую деятельность в грозные годы Великой Отечественной войны.

Верная православному идеалу соборности, Церковь никогда не противопоставляла личный интерес общественному благу, общественному долгу. Она учит: для достижения гармонии в обществе и социальной справедливости не следует подавлять права социальных, национальных и религиозных групп, а мудро согласовывать их в духе любви и терпимости, учитывать и полнее разрешать их интересы.

Таким образом, в основных, фундаментальных положениях православия заложены идеи миролюбия, веротерпимости, любви, общественного служения и социальной справедливости.

Что касается реакции официальной иерархии Церкви и духовенства на текущие события жизни, то здесь в истории бывало разное. Как говорится в Библии, "нет человека, который бы жил и не согрешил". К сожалению, именем Христа пытались освящать и войны, и конфликты. Однако в России иерархия Русской Православной Церкви в целом все же старалась следовать учению Христа в отношении и к государству, и к политике, и к инославным. Не случайно на Руси и на официальном, и на бытовом сознании с гордостью произносилось определение "православные". Понятие же "славяне" больше отражало этнический характер.

На протяжении веков православные россияне соседствуют с мусульманами . Еще императрица Екатерина образовала в Уфе Духовное управление мусульман. Каждый мог воспитывать своих детей в своей вере - православный и мусульманин, и это было мудрым правилом, обеспечивающим мирное сосуществование двух крупнейших мировых религий.

Интересно, что мусульмане имели свою молитву за православного императора, в которой исповедовали его защитником и покровителем всех российских мусульман. Это весьма важное обстоятельство, о нем редко сегодня вспоминают, ибо без такого акта религиозного освящения в сознании верующих православный "помазанник Божий" воспринимался бы исключительно, как светская фигура, а значит, и все институты власти государства не были бы священны.

Православный же император выстроил в честь победы над Наполеоном и героизма татарского корпуса Историческую мечеть в Москве. На казенные деньги была построена и Соборная мечеть в Санкт-Петербурге, и надо сказать, тогда это не вызывало таких споров и кривотолков, как сейчас относительно строительства мечети на Поклонной горе. Государство субсидировало паломничество мусульман наравне с православными, и отношение иерархии Православной Церкви с лидерами Ислама были уважительными. Нам следует учиться мудрости у наших предков. К сожалению, в начале XX века кризис, охвативший российское общество, не миновал и Церковь. Нетерпимое отношение к иноверцам, межнациональные конфликты легли черным пятном на авторитет некоторых представителей иерархии и клира, что, естественно, следует учитывать в практической работе и государственных органов, и властным структурам, и духовенству в наше время. В советский период, после отказа политического руководства государства от попыток вытеснить Православную Церковь не только из государства, но и из общества, она начала активную миротворческую деятельность. Начиная с 1948 года, в СССР регулярно проводились международные конференции с участием религиозных лидеров всего мира, посвященные борьбе против войн, межнациональных и межрелигиозных конфликтов, за мир, за сохранение священного дара жизни на земле. Православная иерархия и духовенство, даже в неблагоприятных для себя внешних условиях старались и словом, и делом утверждать заповедь Христа о мире и любви. Что касается отдельных общественных и политических деятелей, которые сами заявляли о своей приверженности Православию, то ответственность за их деятельность не может быть возложена на Церковь в целом. Например, основатель одной из первых в России рабочих организаций священник Георгий Гапон отличался весьма неоднозначной деятельностью в сфере политики, а после расстрела возглавлявшейся им мирной демонстрации даже проклял царя. Противоречивой была деятельность и иеромонаха Илиодора Труфанова, весьма радикально менявшего свои политические пристрастия. Вряд ли способствовало достижению мира в России то обстоятельство, что Белая Гвардия активно использовала православную символику, хотя Патриарх Тихон официально заявил о неучастии Церкви в гражданской войне и о необходимости ее скорейшего мирного прекращения. После принятия в 1990 году новых законов о религии, Церковь получила полную свободу действий. И нужно со всей определенностью отметить, что высшее церковное руководство не раз демонстрировало стремление предотвратить возникающие в обществе конфликты. Всем известны миротворческие инициативы Церкви по войне в Нагорном Карабахе, в Югославии, а также в самой столице России - Москве в октябре 1993 года. К сожалению, отношения православных и инославных верующих в последний период несколько ухудшились. Во многом, это спровоцировано "крестовым походом" против России и Православной Церкви со стороны религиозных зарубежных организаций и их миссионеров. Далеко за рамки Закона стала выходить неконтролируемая никем деятельность новоявленных сект, типа "Аум Синрике". А члены "Белого братства" прямо угрожали массовым террором против православного духовенства, что вызвало обратную, адекватную реакцию и практически привело к распаду этой псевдорелигиозной организации. Здесь весомое слово было сказано и украинскими властями, и Украинской Церковью. Но в целом самая большая и влиятельная в России религия - Православие - может и должна стать фактором общенационального примирения. Для этого имеются все основания. Так в 1989 году на встрече представителей различных религий в Свято-Даниловом монастыре в Москве, посвященной противодействию возрастанию национальных конфликтов, было провозглашено: "Нас объединяет общее признание понятий любви, братства, справедливости и мира высшими началами человеческих взаимоотношений и присущая последователям всех религий устремленность к познанию смысла бытия человека. Осознание нами единства рода человеческого и по происхождению, и по предназначению питает в нас чувство братской солидарности с другими людьми, ближними и дальними, углубляет сознание личной ответственности за их жизнь. Сознание этого, мы верим, способно оградить межнациональные отношения от проявлений вражды и жестокости, пробудить стремление к взаимопониманию, общению и взаимопомощи всех народов". А в своем докладе на последнем Архиерейском Соборе 29 ноября 1994 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал:" Русская Православная Церковь осуществляя контакты с инославием на территории СНГ стремится в первую очередь к преодолению таких негативных явлений, как конфессиональная нетерпимость. Хорошо известно, что межконфессиональная рознь порождает напряжение в обществе и может быть причиной серьезных нестроений. Мы убеждены, что наш диалог с инославными должен вдохновляться миротворческой идеей и служить гражданскому миру и согласию. Очевидно и другое: как верующие люди, мы обязаны использовать все средства, чтобы мирно решать возникающие между нами проблемы." Эта взвешенная позиция представляется обнадеживающей. И если политическое руководство страны проявит такую же деликатность в сфере межнациональных и религиозных отношений, это будет верным шагом к созданию бесконфликтного общества. Путь к созданию максимальной общественной гармонии не легок и не прост. Лица, пытающиеся разжигать рознь в обществе, под прикрытием религиозных различий, берут на себя величайшую ответственность перед людьми. Одинаково далеки от православного идеала оказываются и те, кто из личных честолюбий или националистических амбиций начинают вносить в Церковь расколы и раздирать хитон Христов, и те, особенно из новообращенных верующих, которые сочиняют скороспелые проекты объединения конфессий, не зная хорошо ни вероучения, ни нравственных ценностей других исповеданий. Но столь же неправы и те непримиримые оппоненты Церкви, которые начисто отрицают ее роль в строительстве государства. И когда такие "критики" подвергают разносу таких, допустим, авторитетных церковных деятелей как митрополит Иоанн, то посрамленными от собственного невежества оказываются сами эти "критики". Конечно, с некоторыми гражданскими позициями владыки Иоанна. я не могу согласиться в полной мере, но это не мешает мне с уважением относиться к благочестивому и авторитетнейшему архипастырю. Нельзя метить в некоторые мировоззренческие разногласия, а бить по престижу Родины, внося смуту в душевное состояние миллионов верующих - наших соотечественников. Только терпимость и взаимное уважение, при глубоком изучении представлений друг друга о социальном идеале открывает путь к социальной гармонии. Об этом следует помнить разжигая дискуссию и вовлекая в противоборствующий водоворот слабо подготовленных людей, создавая взрывоопасную обстановку в обществе. Сегодняшняя научно-практическая конференция - важная веха в деятельности Европейской Межпарламентской Ассамблеи Православия. Это новая форма ее проявления - региональные встречи. Астраханская конференция явится хорошей базой для подготовки Секретариата ЕМАП в Софии в феврале 1996 года и очередной Конференции Ассамблеи в июне будущего года в Болгарии. Это первый шаг практического выполнения Московских резолюций, воплощения в жизнь Халкидикских и Афинских решений. Без сомнения дискуссия и выработанные на конференцией документы послужат делу упрочнения идей православия в наших странах и на этой основе созданию необходимых предпосылок для укрепления мира и согласия в обществе. Спасибо за внимание.

В.И.Зоркальцева
26-11-2002г.

404 Not Found

Not Found

The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.

<%you_hit(39);%>

   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок