Выступление Председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, Президента Европейской Межпарламентской Ассамблеи Православия В.И.Зоркальцева в Палате Представителей Национального Собрания Республики Беларусь
( Минск, 10-12 ноября 1997 года)
Уважаемый господин Председатель! Уважаемые депутаты, коллеги, друзья!
Благодарю Вас за предоставленную честь выступить в Палате представителей Национального Собрания Республики Беларусь. Гостеприимная Беларусь вторично проводит мероприятия, связанные с деятельностью Европейской Межпарламентской Ассамблеи Православия. И мы расцениваем этот акт доброй воли как стремление Белоруссии к единению с братскими государствами.
Так как я выступаю сегодня как бы в двух качествах, то прежде всего хотел бы передать Вам привет и лучшие пожелания от парламента России - Государственной Думы. Подавляющее большинство ее депутатов - искренние сторонники дальнейшего сближения, а в перспективе и интеграции двух наших братских стран. В нашем парламенте немало сынов и дочерей Белоруссии. Они с любовью говорят о своей родной земле. И это служит примером сыновнего отношения к своей Родине.
Разрешите от всего сердца поблагодарить Вас за все, что Вы сделали и делаете для России, для единства и процветания наших народов.
А теперь несколько слов об истории Межпарламентской Ассамблеи Православия, о роли православия в нашей стране.
Усиление позиций Русской Православной Церкви в нашем сегодняшнем обществе - явление не случайное. Оно закономерно, поскольку изменилось отношение передовой российской общественности к православным традициям нашего народа, к религии в целом. Оно закреплено в только что вступившем в силу Федеральном законе "0 свободе совести и о религиозных объединениях". В нем едва ли не впервые за последние 80 лет государством дана исключительно высокая оценка Русской Православной Церкви, и в частности, признана особая "роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры". Так установлено в Законе.
Большинство по-настоящему значимых общественно-политических сил России сегодня выстраивают свою идеологию с учетом православных, исторических, духовно-нравственных традиций, ценностей и ориентиров.
Таким образом, активность России в православном мире обусловлена прежде всего внутренними причинами, хотя, разумеется, нельзя сбрасывать со счетов и внешние факторы. К последним можно отнести, повышенное внимание к позиции России, Русской Православной Церкви по тем или иным вопросам всего поствизантийского ареала православного мира, а также стремление определенных западных кругов выступить против веками объединявшего наши народы православного единства.
И нельзя назвать случайным активное участие представителей России в поддержке и развитии идеи, предложенной летом 1993 года депутатами парламента Греции. Речь идет о создании на континенте совершенно нового движения - Европейской Межпарламентской Ассамблеи Православия, первые контуры которой были обозначены на инициативной встрече депутатов парламентов стран Восточной Европы, СНГ, Средиземноморья, Балтии, Причерноморья и Балкан, а также представителей Европейской Комиссии в Халкидике (Греция). Эта встреча, прошедшая в конце июня - начале июля 1993 года, была посвящена обсуждению проблемы "Православие и новые европейские реальности".
Свое нынешнее название - Европейская Межпарламентская Ассамблея Православия (ЕМАП) - движение получило в начале ноября 1994 года во время учредительной конференции в Афинах, в которой приняли участие парламентарии из 15 государств. Основную работу по организации этой конференции провел Парламент Греции. У истоков этого движения стоял, и сейчас активно развивает его Генеральный секретарь ЕМАП, видный общественный и государственный деятель Греции г-н Папатемелис.
Цели Ассамблеи состоят в активизации миротворческих усилий православного населения Европы, в содействии преодолению межконфессиональных противоречий, нахождении гармоничных средств культурного и духовного сотрудничества всех народов континента, исходя из роли православия как значительного и необходимого фактора формирования новой европейской реальности;
в содействии контактам между политическими, парламентскими, церковными, научными и духовными деятелями и институтами как в деле развития православного культурного наследия, так и усиления его вклада в современный международный диалог о правах человека и о мирном сосуществовании народов;
в сохранении и упрочении исторической самобытности православных народов, поддержании православной культуры как объединяющей силы в Восточной Европе и как моста для Европы в ее отношениях с другими культурами;
в активизации деятельности православия по поиску решений наиболее актуальных проблем современного европейского общества и его экологической среды.
В Московской конференции, в июне 1995 года приняли участие представители 16 стран: Белоруссии, Болгарии, Грузии, Греции, Кипра, Латвии, Литвы, Молдовы, Польши, России, Румынии, Югославии, Словакии, Украины, Финляндии, Эстонии, которые обсудили тему: "Культурно-просветительские традиции православия".
Вы понимаете, насколько важным было добиться положительного отношения к новому движению со стороны Поместных Православных Церквей. И с большим удовлетворением следует отметить, что со стороны Русской Православной Церкви и лично Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с самого начала ему было оказано религиозно-духовное попечительство.
Для разъяснения целей и задач ЕМАП прошли весьма полезные встречи в Афинах с предстоятелем Элладской Православной Церкви Блаженнейшим Архиепископом Афинским и всея Эллады Серафимом, и в Стамбуле со Святейшим Патриархом Константинопольским (Вселенским) Варфоломеем I.
Однако, в связи с созданием ЕМАП как неполитической, внеблоковой организации в определенных политическо-религиозных кругах, прежде всего в Ватикане, появилось устойчивое предубеждение, что таким образом на континенте, дескать, сколачивается новая ось "Москва-Белград-Афины" для обороны от объединяющейся Европы. Причем это надуманное утверждение стало осторожно, но настойчиво внедряться в общественное мнение.
Эти вопросы пришлось поставить перед представителями Римской курии. Встречи с кардиналами Анджелини и Кассиди, епископом Дюпре позволили снять определенное непонимание главных идей Европейской Межпарламентской Ассамблеи Православия со стороны такого влиятельного в мировой политике центра, каковым является Ватикан. Добавлю, что в 1995-1996 годах наша российская делегация в ЕМАП посетила ПАСЕ и ПА ОБСЕ в Страсбурге и Копенгагене, где провела переговоры о сотрудничестве с руководством этих европейских организаций, пригласила их на очередную конференцию в Болгарии.
В этой работе важная роль принадлежит российскому Фонду единства православных народов, попечительский Совет которого возглавляет Патриарх Алексий II. Фонд взял на себя многие организационные и финансовые вопросы, связанные с проведением не только Московской, но и впоследствии и других конференций ЕМАП. Главные цели и задачи Фонда - не только экономически поддерживать ЕМАП, но и прежде всего путем оказания помощи подобным движениям и организациям в разных странах отстаивать и развивать саму идею единства православных народов, которая исторически поддерживается миллионами наших собратьев.
Фонд финансирует и регулярно проводит тематические конференции для всех участников движения. В 1995-1997 годах им проведены международные конференции в Астрахани - на тему: "Православные идеи созидания неконфликтного общества"), Минске - "Идеи единства православных народов в контексте современной эпохи'), Тбилиси - "Православная общественность и проблемы экологии жизни духовно близких народов"), которые стали событием в общественно-политической жизни этих стран, привлекли внимание их высшего православного священноначалия и государственного руководства.
Фонд единства православных народов регулярно публикует материалы конференций движения, проводит другие мероприятия в рамках развития ЕМАП и укрепления единства православных народов, налаживания диалога с другими структурами и организациями в Европе и на Ближнем Востоке. Сейчас ведется работа по созданию отделения Фонда в Минске и мы надеемся, что скоро она будет успешно завершена. Этому активно содействует Президент фонда, профессор Алексеев Валерий Аркадьевич.
С особой благодарностью мы относимся к роли Президента Белоруссии А.Г.Лукашенко и белорусских парламентариев в обеспечении успеха Минской конференции, а также к роли в этом Митрополита Минского и Слуцкого Высокопреосвященнейшего Филарета. Их участие и выступления на конференции определили её высокий уровень и придали ей необходимый политический и церковный авторитет.
И сегодняшнее наше пребывание в Минске с целью проведения заседания Секретариата ЕМАП мы расцениваем как свидетельство поддержки нашего движения со стороны Президента и парламента Белоруссии, Митрополита Филарета. Спасибо Вам за это.
III-я конференция ЕМАП в Софии в июне 1996 года обсудила тему: "Социальная деятельность православной общественности", а IV-я конференция состоялась в Салониках (Халкидики) в июне 1997 года. Она обсудила тему: "Православие в европейской культуре: история и будущее". В работе конференции приняли участие парламентарии из 16 стран, в том числе впервые - из Сирии, а также представитель Комиссии Европейского парламента.
Решено сотрудничать с Православными Церквами в разработке концепций социальной деятельности для преодоления деградации и дегуманизации общества, подготовив соответствующую законодательную базу в своих странах, привлекая к этому правительства.
В мае этого года, в Наблусе (Палестина), состоялась встреча с лидером Палестинской национальной автономии Ясиром Арафатом, которого информировали о нашей инициативе о проведении VI конференции ЕМАП в 1999-м на Святой Земле - в Иерусалиме. Мы вели об этом также переговоры с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Диодором I, с государственным руководством Израиля, и везде наша идея встретила понимание и поддержку.
Православный мир стран православного сообщества приветствуют единую Европу, они хотели бы жить в неразделенной, мирной и процветающей Европе. Но при этом православные народы хотели бы сохранить свой неповторимый облик, свою культуру, свою веру, свой язык в этой единой Европе.
Судьба цивилизации, проблемы образования, нравственности и культуры волнуют сегодня не только всю Европу, но и международное сообщество. Многие страны, общественность которых обеспокоена экспансией современного масскульта (а если называть вещи своими именами, то просто агрессией бездуховности и антикультуры) стремятся защитить и сохранить свою национальную, культурную и религиозную идентичность.
И здесь велика роль ЕМАП, нашего с Вами движения.
Православная духовность всегда была опорой тем общественным силам, которые выступают в поддержку нравственности и подлинной культуры, ценностей науки и образования, в конечном счете, стремятся поднять человека выше, сделать его чище. В этом смысле православная культура есть один из основных устоев как европейской, так и всей мировой культуры.
Мне хотелось бы отметить, что православная культура - это не какая-то наднациональная конструкция, а живое сообщество культур всех православных народов, а также православных и тех стран, где православная культура не занимает доминирующего положения.
Одной из жемчужин общего культурного богатства православия является уникальная по своей красоте и одухотворенности культура Белоруссии. Для нас, русских, это поистине родная культура. Здесь, на вашей земле, жили и творили многие из тех, без творчества и труда которых не было бы и блистательной русской культуры. Синеглазая девушка из Полесья Малуша стала матерью основателя нашей общей православной культуры святого князя Владимира, а половчанка Рогнеда - матерью Ярослава Мудрого, превратившего Киев в один из мировых культурных центров. С Беларусью связаны имена просветителей Франциска Скорины, первопечатника Ивана Федорова, мыслителя Симеона Полоцкого.
У нас общее культурное достояние, оберегать и обогащать которое предки завещали нам, их потомкам.
В заключении позвольте выразить слова искренней признательности и благодарность за всестороннюю поддержку нашего движения Президенту Белоруссии Александру Григорьевичу Лукашенко, руководителю Парламента - Анатолию Александровичу Малофееву, Митрополиту Минскому и Слуцкому, Патриаршему Экзарху всея Белорусии Филарету и выразить уверенность, что эта позиция является залогом укрепления Союза Белоруссии и России, союза наших православных народов.
Спасибо за внимание.
В.И.Зоркальцева
26-11-2002г.
404 Not Found
Not Found
The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.
<%you_hit(39);%>
|