“Многие коммунистические партии совершили ошибку, проповедуя академический атеизм, который отдалял их от бедняков, полных веры”.
“На Кубе не была закрыта ни одна церковь”.
“Не существует противоречий между целями религии и целями социализма ...надо создать союз, но не тактический союз, ... стратегический союз между религией и социализмом ...”
Фидель Кастро
Развернувшаяся в партии дискуссия, начало которой было положено тремя статьями редактора “Правды” А.А.Ильина, рядом выступлений в “Экономической газете”, опубликованием Тезисов ЦК КПРФ, выявила острые проблемы партийного строительства в нашей стране, затронула глубинные вопросы политической и социальной жизни общества, обнажила просчеты и достижения в деятельности партии по реализации своих тактических и стратегических установок.
Несомненно, дискуссия носит позитивный характер, вовлекая в обсуждение актуальных проблем партии как известных политиков, членов ЦК КПРФ, ученых, так и значительную часть активистов. Письма, отклики на опубликованные Тезисы, идут со всех концов страны, из разных партийных организаций и партийных комитетов, все в большей степени превращая дискуссию в общепартийную.
“Экономическая газета”, сгруппировав основные вопросы дискуссии, выделила и такой: “Почему руководители КПРФ и ее лидер больше говорят и пишут о православии, нежели о научном социализме?” Кандидат в члены ЦК КПРФ В.А.Сапрыкин обвинил Г.А.Зюганова в фидеизме и махровой поповщине. Появляются упреки в “христолюбии”, направленные в адрес и ряда других наших товарищей.
Поскольку эта тема вызвала интерес и выделена в отдельную проблему, а она действительно заслуживает особого внимания, хотел бы принять участие в ее обсуждении, с практически- политической точки зрения.
I
Накануне Архиерейского собора Русской Православной Церкви состоялась литургия в Успенском соборе Кремля. Исключительное событие для православных верующих. Естественно, желающих пройти через Боровицкие ворота Кремля было больше, чем это позволял Храм, но вот что примечательно - к православным святыням Кремля стремились в этот час и люди, казалось бы, далекие от религии.
Народ прибывал: здесь и верующие, и иностранные делегации, и российские экскурсанты, здесь и жители Москвы, и гости столицы. Есть что посмотреть в Москве, но мощным потоком соборного единения людей тянет к истокам седой истории России, ее корням, ее вере, ее Традиции. Когда видишь десятки тысяч людей, простаивающих по 6-7 и более часов у Храма Христа Спасителя, чтобы поклониться мощам святого Пантелеймона, умершего без малого 1,7 тысяч лет тому назад, невольно возникает вопрос: “Что движет этими людьми? Во что они верят? В чем сила этой веры? И какое это единение в вере имеет значение для России? Каково его влияние на общество?”.
Россия - светская страна. Здесь церковь отделена от государства, но она не только не отделена от общества, но и значительной частью общества востребована. О динамизме религиозного воздействия на общество можно судить по прилагаемой таблице.
|
|
В % к
общему числу |
|
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
НКО в 2000 г. |
Некоммерческие организации (всего) |
101764 |
150449 |
182957 |
213258 |
237007 |
274284 |
100 |
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
Общественные и религиозные организации, их учреждения |
46149 |
85724 |
102643 |
118064 |
124985 |
144019 |
52,5 |
из низ религиозных |
11532 |
13073 |
14688 |
16017 |
16749 |
нет данных
|
|
Примечание: В настоящее время в РФ по данным Минюста РФ зарегистрировано 182 общероссийских политических общественных объединений.
Как видно из приведенных данных - гражданское общество в основном развивается в России за счет бурного роста общественных и религиозных организаций. 16 % всех организационных структур третьего сектора составляют религиозные организации. Причем, если темпы увеличения численности общественных организаций несколько снижаются, а политических партий - практически свелись к нулю, то процесс создания религиозных общин нарастает. Конфессии России бурно развиваются, в них вовлечены миллионы граждан. В основном это та часть обездоленных слоев общества, социальные, экономические и политические интересы которых отстаивает КПРФ. По данным социологических исследований, не менее 60% жителей России признают себя верующими.
В современной России религиозные деятели - общепризнанные авторитеты. К их голосу прислушиваются миллионы граждан, их позицию поддерживают тысячи общин, на их стороне не только не сопоставимая с другими современными идеологическими влияниями духовная сила, но и крепкая материальная база. Религия сегодня - это тысячи храмов, монастырей, мечетей, синагог, духовных академий, семинарий, медресе, издательств, газет, журналов, значительная часть ведущих сотрудников светских учебных и научных учреждений, военнослужащие, представители творческой интеллигенции.
Опираясь на организационные и материальные возможности своих конфессий, выражая духовные начала Традиции и отстаивая насущные интересы мирян, духовные пастыри резонируют настроения большинства населения, отстаивая его жизненно важные, повседневные чаяния.
Весомо и набатно, когда это требуют интересы России, звучит голос предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, достойно представляют интересы мусульман председатель президиума Духовного Управления мусульман Центрально-Европейского региона России Равиль Гайнутдин и председатель президиума Центрального духовного управления мусульман России и стран СНГ Талгат Таджуддин, высоким авторитетом в обществе пользуется главный раввин России Адольф Соломонович Шаевич, все больше признания завоевывает председатель Совета Центрального духовного управления буддистов России Хамбо-Лама Аюшеев Дамба Бадмаевич. Огромный авторитет в обществе снискали Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. А сколько мирян прислушивались к голосу недавно ушедшего от нас Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна.
Государство тонко учитывает это и активно вовлекает духовные авторитеты в решение светских проблем. Не судьи Конституционного Суда и члены парламента России присутствовали при передаче власти от Президента Ельцина его преемнику, а глава Русской Православной Церкви. И это было знаковым явлением для общества. Не генерал или иной светский человек возглавил истерзанную бандитскими акциями Чечню в это трудное для ее народа время, а духовное лицо - муфтий Кадыров. И эта тенденция учета роста религиозных настроений в обществе усиливается. Недавно многие религиозные деятели удостоены государственных наград.
А как было в истории? Вспомним, читатель, слова из “Бориса Годунова” А.С.Пушкина, произнесенные монахом-летописцем: “Еще одно, последнее сказанье — и летопись окончена моя”. Так по крупицам собирала церковь все, что связано с историей России, ее многонационального народа. Церковь и аккумулятор, и хранительница исторического и культурного наследия нашей страны. До сих пор еще не изучено и не оценено многое, что хранится в религиозном сознании, в народных преданиях, содержится в материальных памятниках, хранящихся в монастырях и других культовых центрах.
Это и есть та первичная база исследовательской работы, самая ценная и самая уникальная, на которой строились серьезные научные исследования, исторические обобщения. На этой первооснове и вырасли корифеи исторической мысли, которых мы часто цитируем: Н.Карамзин, С.Соловьев, В.Ключевский, Н.Костомаров, С. Платонов, М.Покровский, Б.Греков, М.Рыбаков и др..
А что уж говорить о российском изобразительном искусстве и архитектуре! Они веками развивались под воздействием религиозных идей. И сейчас древние храмы и иконы воспринимаются даже неверующими как образцы высочайшей духовной культуры, имеющие общемировое значение.
И когда возникает дискуссия между Министерством культуры и Церковью, кому должен принадлежать тот или иной музей, расположенный в храме или монастыре, мне становится и радостно и печально.
Радость состоит в том, что и те, и другие понимают ценность того, что хотят поделить. Именно поделить, а не разделить. Поделить лишь свое влияние на эту ценность. Да и делить здесь нечего. Наоборот, необходимо соединить усилия Церкви и государства. Церковь ведет богослужения, скажем, в соборах Кремля и приобщает людей к вере, лежащей в основе нашей культуры, а министерство приобщает людей к культуре и духовной жизни немыслимой без веры в высшие идеалы. Главное - сохранить и общими усилиями, приумножить великое наследие предков, созданное руками многих поколений, не дать ему затеряться в запасниках или за закрытыми дверями.
А печально потому, что не можем порой понять, что принадлежать все это должно тем, кто его веками создавал: Храм, монастырь, икона, утварь - Церкви. А содержать, пользоваться всем этим достоянием должно общество, ибо эти непреходящие ценности принадлежат ему, и оно - общество - в лице государства должно их оберегать, делать доступным для всех людей и приумножать.
Это приумножение происходит и в наши дни. Уместно заметить, что не на государственные средства, а при благотворительной поддержке граждан и хозяйственных структур в подавляющем большинстве создаются новые соборы и мечети. Венцом этого возрождения является воссоздание всего за пять лет Храма Христа Спасителя. Можно по-разному относиться к этому, но ясно одно, что в таком возрождении участвуют миллионы и миллионы граждан России. Кому какой взнос доступен - от стоимости поминальной свечки до крупных благотворительных пожертвований.
Восстанавливается историческая память народа о его духовности. Изданы энциклопедия Русской Православной Церкви в 12 томах, третье дополненное и переработанное издание Корана с переводом на русский язык смыслов и с комментариями В.Пороховой. Эти уникальные издания расходятся тысячными тиражами. Переведен на русский язык Талмуд. Это сделал Ребе Штенгальц, посвятив этой работе тридцать лет жизни. Берегут и охраняют Тибетский атлас ламы Бурятии. В ознаменование 2000-летия Рождества Христова осуществляется уникальное издание “Православной энциклопедии” в 25 томах большого формата. Главный редактор - Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.
Научный коллектив, готовящий энциклопедию, насчитывает сотни авторов из разных стран мира. Сформированы научные представительства Энциклопедии в Санкт-Петербурге, Казани, Волгограде, Костроме, Нижнем Новгороде, Воронеже, Екатеринбурге, Новосибирске, Минске и Тбилиси. Каждая Поместная Православная Церковь создала специальную группу для подготовки материалов данного издания. Среди них группы: Константинопольского Вселенского Патриархата, Александрийского и всея Африки Патриархата, Антиохийского и всего Востока Патриархата, Иерусалимского Патриархата, Сербской Православной Церкви, Румынской Православной Церкви, Болгарской Православной Церкви, Элладской Православной Церкви, Польской Православной Церкви, Чехословацкой Православной Церкви, Американской Православной Церкви, Православной Церкви Финляндии, Православной Церкви Японии, Сирийского Патриархата.
Уже вышел первый том и становится очевидным, что эта работа носит не только научный, просветительский но и общественно-значимый характер, способствует объединению всех православных.
Религиозные организации играют все возрастающую роль в нравственном воспитании народа. Большинство из них занимает последовательно патриотические позиции. С учетом того, что традиционные религии имеют свои конфессиональные структуры во всех странах СНГ, велико их воздействие на сохранение единства и сближение всех народов бывшего СССР. Наконец, традиционно весомым является вклад религиозных организаций в укрепление дружбы и расширения сотрудничества России со всеми государствами мира. Хотел бы особо отметить объединительные тенденции, которые все явственнее проявляются в действиях парламентов стран, где проживают православные. Уже семь лет активно действует Европейская Межпарламентская Ассамблея Православия, куда входят представители парламентов 22 стран: Армении, Белоруссии, Болгарии, Греции, Грузии, Казахстана, Кипра, Латвии, Литвы, Молдовы, Польши, России, Румынии, Словакии, Украины, Финляндии, Эстонии, Югославии и т.д. Значительное влияние на эти процессы оказывает Фонд “Единства православных народов”.
Объединяются мусульманские муфтияты, постоянно координируют свои действия ламы Бурятии, Тывы, Калмыкии, Якутии, вырабатывая программы совместных мероприятий.
Учитывая влияние церкви на общество и ее востребованность обществом, Государственная Дума приняла закон “О свободе совести и о религиозных объединениях”, регулирующий отношения между церковью и обществом, обществом и государством, государством и церковью. Этим актом законодательно закрепляется существование в России традиционных религий, создаются правовые условия для деятельности религиозных организаций.
Словом, церковь становится общественно значимой силой, фактором, который необходимо учитывать в политических и государственных делах.
Вступление в год 2000-летия Христианства отмечал весь мир, все мировое сообщество. Ни одна страна, ни одна партия, ни один лидер не уклонился от участия в мероприятиях, связанных с этой исторической датой, определяющей летоисчисление нашей эры. Торжества по этому поводу вызывают интерес у большинства жителей планеты и поддерживаются ими. Вряд ли сегодня найдется серьезный политик, стремящийся к конфронтации с религиозными устремлениями сотен миллионов, и серьезный ученый, называющий выросший интерес общества к проблемам религии поповщиной.
II
Обратимся к опыту деятельности партии по отношению к религиозным организациям России. Этот опыт драматичен, противоречив, не последователен.
В партии, под воздействием настроений борьбы с наследием царизма, вследствии гражданской войны и мощного гражданского противостояния в 20-е годы боролись две линии. С весны 1923 года наступил относительный тактический перелом и линия Сталина, Каменева, Калинина стала смягчать отношение общества к церкви, появился термин “перегибы”, изменилось отношение к закрытию церквей. В частности, в постановлении Политбюро ЦК ВКП(б) от 28 июля 1927 года отмечалось: “Принять к сведению сообщение т. Сталина, причем допустить возвращение храмов верующим, в случае возбуждения соответствующих ходатайств значительной части приходов”. С уважением относились к религиозным традициям и другие деятели партии. Так в приветствии к народам от 11 апреля 1920 года, подписанном Г.К.Орджоникидзе, С.М.Кировым и другими членами Северо-Кавказского ревкома, говорилось, что Красная Армия “религию, нравы, ваши обычаи оставляет в полной неприкосновенности и сделает все, чтобы горцы Северного Кавказа стали истинно свободными в своем развитии и самоопределении”.
Думается, такое деление в КПРФ существует и в наши дни. Вы, Владимир Александрович, к этой линии, по сути дела антитроцкистской, судя по Вашим высказываниям, не принадлежите.
Сталин был тонкий политик и убежденный строитель сильного государства. Он хорошо понимал опасность межконфессионального и национального противостояния. По своим последствиям оно могло затмить остроту классовой борьбы. История нам дает немало примеров на этот счет, а ситуация последнего времени в мире и России наглядно это подтверждает.
Начиная с 1923 года, Сталин, профессионально разбиравшийся в вопросах религии, плавно смягчал это противостояние, за что внутрипартийная оппозиция обвиняла его в пособничестве религии. Наглядно это прослеживается по отношению к мусульманам в среднеазиатских республиках
После нескольких губительных лет конфликтов с мусульманами был выработан новый, более взвешенный, спокойный, терпеливый подход партийных и государственных органов к религиозным организациям в Средней Азии. Он базировался на признании того, что религия была очень существенным фактором в жизни многонационального и многоконфессионального общества.
С учетом этих особенностей в Средней Азии стал, например, допускаться прием в партию не только верующих, но и мусульманского духовенства из числа поддерживающих Советскую власть. По свидетельству очевидцев, на третьем съезде Советов Туркестана делались специальные перерывы для совершения намаза и в этих обрядах участвовали коммунисты.
В середине 20-х годов более 60 процентов членов Бухарской компартии были верующие. Причем мусульманские священнослужители во многих случаях возглавляли партийные ячейки. Политбюро уже в 20-е годы приняло специальное решение о выпуске целого ряда исламских религиозных изданий, а в конце 20-х годов поддержало идею о предоставлении государственной помощи мусульманам-паломникам, следующим из СССР в Мекку, для чего им даже выделялись суда Совторгфлота.
Все это и многое другое стабилизировало ситуацию, привело к ликвидации басмачества, развитию экономики окраин России и в конечном счете сплоченности всей России в Великой Отечественной войне. Эти уроки, конечно, не вполне бесспорные, но они, тем не менее, должны служить основанием для переосмысления всей палитры государственно-церковных отношений.
Великая Отечественнаявойна еще более актуализировала проблему отношения партии и государства к религии.
Старшее поколение помнит, как многих потрясло обращение И.В.Сталина в июле 1941 года к народу. Его пастырские слова “братья и сестры” нашли глубокий отклик в сердцах верующих и озадачили догматиков, воинствующих богоборцев, разрушителей Традиции России.
В октябре 1943 года, практически, сразу после государственного признания Русской Православной Церкви, наступила очередь мусульманской уммы. В том же месяце был созван съезд мусульман Узбекистана, Казахстана, Туркмении, Киргизии и Таджикистана в Ташкенте и на нем было образовано Духовное управление мусульман Средней Азии во главе с муфтием Ишаном Бабаханом Абдулмаджид-ханом. Одновременно Правительство Советского Союза принимает решение об открытии двух медресе в Бухаре и Ташкенте. Через полгода в Буйнакске было создано и Духовное управление мусульман Северного Кавказа.
Еще раньше решение, радикально меняющее политику партии в вопросах религии было принято при участии И.Сталина 11 ноября 1939 года. Это Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) “Вопросы религии”. Привожу его полностью:
“Вопросы религии.
По отношению к религии, служителям русской православной церкви и верующим, ЦК постановляет:
1). Признать нецелесообразной впредь практику органов НКВД СССР в части арестов служителей церкви, преследования верующих (выделено мною. - В.З.).
2). Указание тов.Ленина В.И. от 1 мая 1919 г. за № 13666/2 “О борьбе с попами и религией”, адресованное Предс. ВЧК Дзержинскому Ф.Э. и все соответствующие инструкции ОГПУ - НКВД, касающиеся преследования служителей церкви и православных верующих, - ОТМЕНИТЬ.
3). НКВД СССР произвести ревизию всех осужденных и арестованных граждан по делам, связанным с богослужительной деятельностью. Освободить из-под стражи и заменить наказание, не связанное с лишением свободы осужденных граждан по указанным мотивам, если их деятельность не нанесла вреда советской власти.
4). Вопрос о судьбе верующих, принадлежащих к другим конфессиям, ЦК примет решение дополнительно.
Секретарь ЦК И.Сталин”.
Несмотря на войну, решение этого вопроса в отношении мусульман и других верующих было осуществлено незамедлительно. Вот Вам, Владимир Александрович, и “поповщина”, связанная с именем Сталина, который высоко оценивал патриотическую деятельность религиозных организаций.
Произнося свое пастырское обращение к народу в начале войны, он, конечно, учитывал и то, что, по данным переписи населения 1939 г., две трети жителей СССР считали себя верующими. Да и в партии в 1922 г. партперепись выявила 10% верующих.
Какой же крепко верующей была Россия, если даже в той ситуации люди не боялись официально записать, что они верующие! Кроме того, после 1939 г. к СССР были присоединены территории, где удельный вес верующих был еще выше. Наконец, страдания, выпавшие на долю наших граждан в годы войны, увеличили число верующих во всех регионах.
В годы Отечественной войны, как известно, традиционные религиозные конфессии активно помогали народу в борьбе с фашизмом, их высшие представители удостаивались советских правительственных наград, чудотворными иконами обносились позиции советских воинов. Религиозная общественность активно участвовала в расследовании преступлений фашистов, в восстановлении храмов и других религиозных памятников, разрушенных захватчиками.
Немало верующих являлось депутатами Советов, занимало командные посты в армии, вело научную и преподавательскую работу, ярко проявляло себя в сфере экономики и культуры.
Поэтому возрождение религиозных конфессий в годы войны не встречало каких-либо протестов со стороны общественности, в том числе и атеистов. Больше того, после войны тысячи фронтовиков пополнили ряды духовенства. Они, как правило, совмещали в своей деятельности проповедь гражданственности с разъяснением основ, особенно нравственных, религиозных культов.
В странах народной демократии, ставших ближайшими союзниками СССР, естественно, с ведома Сталина и ВКП(б) счастливо избежали перегибов на почве пропаганды научного атеизма. Там религиозная общественность и многие священнослужители активно помогали строить новую жизнь. Это было и в европейских, и в азиатских странах, а затем и на Кубе. Ф.Кастро в своей книге “Беседы о религии” показал, как кубинские католики помогали в борьбе против диктаторского режима и американского империализма. Буддисты Вьетнама и представители других конфессий Индокитая боролись против французского, а затем и американского империализма вместе с коммунистами. Сандинистская революция в Никарагуа была совершена традиционно религиозным народом при благословении епископата.
Миллионы коммунистов во всем мире совмещали свою борьбу за свободу и социальную справедливость с верой в существование божественного промысла.
К сожалению, в СССР после смерти Сталина по инициативе Хрущева усилилось давление на религию. В связи с укрупнением колхозов и совхозов были ликвидированы тысячи исторически сложившихся населенных пунктов, а существовавшие там церкви и религиозные памятники разрушены. Известны грубые высказывания Хрущева в адрес Церкви, его немотивированное богоборчество. Что это - научный атеизм - вершина идеологического воспитания населения? Нет - махровое бескультурье и нелюбовь к Традиции своего народа. Руководство страны тех лет не могло даже оценить того, что они фактически боролись с принципом свободы совести, закрепленным в Конституции, и главным документом массового гражданского воспитания советских людей - Моральным Кодексом строителя коммунизма.
Лишение крестьян приусадебных участков при Хрущеве породило праздность, алкоголизм, подорвало традиционные основы нравственности, в том числе и религиозной. Утверждение партийной монополии на идеологическую работу способствовало насаждению в ней шаблона, уничтожившего сам смысл воспитания в духе верности традициям, в том числе и закрепленным религиозным чувством. В условиях начавшегося в конце 70- годов идеологического застоя стала деформироваться и важнейшая из этих традиций - любовь к труду, сохранению которой способствовали все религиозные конфессии.
Когда идеологический аппарат КПСС окончательно рухнул, лишь церковь громогласно отстаивала принципы народной жизни, утвердившиеся на протяжении веков. И те коммунисты, которые остались верны своей партии, продолжили сотрудничество с лучшей частью духовенства, не желавшей смириться с падением в пропасть обескровленной России. А падение это было инициировано отнюдь не верующими, а атеистами, стоящими в то время у руля государственного и партийного управления.
III
В партии все в большей степени вызревает понимание того, что настало время серьезного пересмотра политики КПРФ в отношении религии. Это закреплено и в документах КПРФ. В Программе КПРФ, принятой III съездом партии и дополненной на IV съезде, указано, что в национально-освободительной борьбе за спасение России союзниками КПРФ могут быть и “религиозные объединения всех традиционных конфессий” (КПРФ в резолюциях...., стр.103, 238). Среди задач, решаемых партией на данном историческом этапе, указана и такая, как “добиваться ... уважения к православию и другим традиционным религиям народов России” (там же, стр.107, 242). Хотелось, чтобы уважаемые критики в своем полемическом запале не забывали этих ясных программных установок партии, предпринимали необходимые усилия для их осуществления.
Члены ЦК эти программные установки берут на вооружение в своей практической работе. Тесные контакты с верующими у Брянского обкома партии. Секретарь обкома А.В.Шульга, депутат Государственной Думы, профессионально и тонко работает с руководителями общин. Настоятель одного из храмов является его помощником, как депутата. Вопросы религии близки и понятны Александру Васильевичу и он близок к верующим, знает их проблемы, живет их заботами.
В Тверской области длительное время занимается проблемами православия Т.А.Астраханкина, которая в прошлом составе Государственной Думы возглавляла духовно-правовую секцию. Помощник Архиепископа Тверского и Кашинского является помощником и советником депутата Астраханкиной. В Тверском университете по инициативе Т.А.Астраханкиной создана кафедра религиоведения. Татьяна Александровна пользуется определенным авторитетом во многих общинах области.
Выверенная временем позиция у члена ЦК КПРФ В.А.Стародубцева, губернатора Тульской области. 15 лет назад в своем знаменитом совхозе Василий Александрович построил культурно- исторический Центр. Здесь есть все: благоустроенные жилые коттеджи, школа, детский сад, библиотека, торговый центр, Дом культуры, плавательный бассейн, в котором до сих пор проводят международные соревнования по плаванию. Восстановлена церковь, чудесный храм, за что коммунист Стародубцев подвергся гонениям со стороны “бдительных” идеологических чиновников. На него даже было заведено уголовное дело.
Инициаторы этих идеологических наскоков не могли понять, что не просто церковь отреставрировал и плавательный бассейн построил Стародубцев, а соединил Традицию с Прогрессом. И это обстоятельство, в том числе, является фактором, который позволяет в наших нелегких условиях сохранять и производство, и коллектив.
Советские люди, да и большинство коммунистов, не были богоборцами. Они сознательно корректировали усилия перегибщиков и явных недругов России. Потому-то, почвеннические настроения сохранились у людей, поэтому и начался религиозный ренессанс после устранения бессмысленных административных запретов и идеологических табу.
Вспомним, что укоренившееся у нас слово “товарищ” введено в гражданский оборот не Марксом и Энгельсом, не Лениным, а задолго до них, еще в 1539 году Игнатием Лойолой, создавшим “Товарищество Иисуса”, активно вторгавшегося в светскую жизнь, и до того, как это слово воспели Пушкин: “Товарищ, верь, взойдет она, звезда пленительного счастья...”, и Н.Гоголь: “Нет сильнее уз товарищества”. Следует также вспомнить и то, что в Древнем Риме христианские общины назывались коммунами и их членов казнили за призыв к отказу от собственности и за атеизм, так как они выступали против господствующей религии. Добавлю, что автор коммунистической “Утопии” Томас Мор был обезглавлен за преданность католической церкви и впоследствии канонизирован, как христианский святой. Да и, по сути дела, первыми комиссарами в русской рати были монахи Ослябя и Пересвет, посланные на Куликово поле к Дмитрию Донскому Сергием Радонежским.
И, может быть, в этом и состоит ошибка КПСС, руководства страны того времени, что культивировалось искусственное разделение людей по вере, что религия признавалась отжившей, наследием феодализма, а то и рабовладельческого строя.
На самом деле, религиозные традиции - одни из самых устойчивых и древнейших в жизни человеческого общества. И борьба с ними бессмысленна, как и борьба со многими другими привычными представлениями, глубоко укоренившимися не только в сознании, но и в подсознании миллиардов людей. Даже и те, кто воспринял целостное материалистическое мировоззрение, допускают возможность существования чего-либо необъяснимого, стоящего выше человеческого разумения. Не случайно, Ф.Энгельс высмеивал некоторых испанских социалистов, которые решительно осуждали веру в Бога, но верили в Деву Марию.
Партия в целом боролась не с религией, а с вредными предрассудками и антигосударственной деятельностью некоторых религиозных организаций. Ведь и сегодня приходится бороться с ваххабизмом, среди которых есть истинно верующие мусульмане. Но против беззаконий, фанатизма, неравенства выступают и выступали и представители традиционных конфессий, которые отнюдь не игнорировали научные знания и способствовали патриотическому и гражданскому воспитанию народа.
В истории было немало примеров того, когда споры по проблемам религии превращались в кровопролитные идейно-политические столкновения, даже гражданские и межнациональные войны. Во имя выяснения того, что есть истина, погибли десятки, если не сотни миллионов людей. И вот нам сейчас предлагают начать очередную разборку в наших собственных рядах в связи с тем, что некоторые наши политические единомышленники выступают за более радикалистскую трактовку политики КПРФ в отношении религии. В результате возникает нелепая ситуация: страна лежит в развалинах, ее на глазах у всего мира добивают, народ бедствует и вымирает, а нам навязывают политический спор по вопросам, уже давно решенным и теоретически, и практически - политически.
Десятки миллионов советских людей верили в коммунизм. И в мире не было более единого, оптимистично настроенного, динамично развивающегося общества, чем СССР. Сейчас не верят ни во что и никому. И общество деградирует, а с ним обесценивается и личность человека.
Сегодня деградирует не только общество и обесценивается не только личность. Общество теряет непреходящие ценности, тысячелетиями нарабатываемые человечеством, происходит “реформация” в душах и сознании людей, они лишаются защитного экрана, перестают быть личностями. Ведь сохраняя непреходящие исторические ценности, мы сохраняем свое будущее.
Вера в коммунизм - не изобретение коммунистов. Как писал В.Маяковский: “В коммунизм из книжки верят средне. Мало ли что в книжке можно намолоть...”. Корни коммунизма - в глубокой древности, в равенстве и коллективизме всех членов первобытно-общинного социума. Но тогда, на этой же основе возникла и религия, идеологически закрепившая равенство и братство между людьми.
Напомню, что элементы построения общества на коммунистических началах были описаны еще в кумранских рукописях задолго до возникновения христианства и, по мнению многих ученых, ставших источниками многих его идей.
Конечно, скажут критики - материалисты, вера вере - рознь. Религиозное чувство основано на вере в чудо, а коммунистическая - на вере в людей, их труд и разум. Но из истории известно, что именно мистические учения и породили ранние коммунистические идеи, превращенные Марксом и Энгельсом из утопии в науку. Эти идеи выражали мечту простых людей о справедливости общества, которое нередко воспринималось, за отсутствием других образцов, как царствие небесное, перенесенное на землю. Неслучайно поэтому среди пропагандистов коммунизма так много верующих или связанных с религией в прошлом. Это католический святой Т.Мор, монах Т.Кампанелла. Да и на Руси эгалитарные идеи активно защищались служителями культа.
Потому-то противники России прекрасно понимают, что окончательно ее можно будет обескровить, когда удастся разрушить такую древнейшую конфессию как православие, столкнуть его с другими традиционными вероучениями. Что же, поворачиваясь спиной к православию, исламу, буддизму, иудаизму, нужно помогать западному бульдозеру очищать нашу страну от остатков ее многовековой духовности? Разве в этом состоит суть марксистского подхода к решению проблемы религии - такой же древней, как само человеческое общество?
Вспомним, что уже в “Манифесте Коммунистической партии” Маркс и Энгельс давали отпор тем реакционным злопыхателям, которые утверждали, что коммунисты хотят уничтожить религию. Высмеивая стремление левых революционеров (бакунистов, бланкистов) “быть радикальнее всех по части атеизма”, Энгельс отмечал, что “единственная услуга, которую можно еще оказать теперь религии, это - запретить вообще всякую религию”. (Маркс и Энгельс. Соч.т.18, с.514).
Устав КПСС требовал от коммунистов вести решительную борьбу с религиозными предрассудками, но еще в начале 70-х гг. в постановлении ЦК КПСС “Об усилении атеистического воспитания населения” отмечалось, что “отдельные коммунисты и комсомольцы стоят в стороне от борьбы с религиозными предрассудками, а иногда, сами принимают участие в отправлении религиозных обрядов”. И это было в тот период, когда дисциплина в партии была достаточно прочной. Отсюда видно, что несмотря на все уставные требования жизнь заставляла коммунистов ослаблять накал антирелигиозной пропаганды, которая в ряде случаев просто отвергалась народными массами.
В настоящее время каких-либо препятствий для вступления верующих в КПРФ нет. Лишь бы они разделяли ее программные установки, активно участвовали в осуществлении и выработке ее политического курса, выполняли все уставные обязанности. Характерно, что не зарегистрировано ни одного верующего, вышедшего из КПРФ по мотивам веры. А неверующих, предавших идею, к сожалению, немало.
Есть среди коммунистов и сторонников КПРФ священнослужители, они также активно участвуют в деятельности партийных организаций и польза от них для партии нередко больше, чем от некоторых философов - материалистов.
Вообще, если затронуть философские проблемы, Ленину была чужда однолинейность в оценке фактов противостояния материализма и идеализма. Да, он был сторонником партийности в философии, открыто декларировал и твердо защищал свои материалистические позиции. Но это не значит, что он оправдывал материализм примитивный, метафизический, догматический. Как Маркс и Энгельс, он считал, что идеалист Гегель больше сделал для развития философской мысли, чем жившие в ту же эпоху многие материалисты. “Умный идеализм, - писал Ленин, - ближе к умному материализму, чем глупый материализм” (П.С.С. т.29, стр.348).
Да, сознание вторично, а материя первична или, переводя в плоскость гносеологии, общественное бытие выше индивидуального или группового (в том числе и религиозного) сознания. Но ведь для верующего религия - это тоже объективная реальность, данная в ощущениях, способ общественного бытия. Следовательно, если политическая партия хочет быть с народом, то в своей политике она должна отражать и то, что воспринимается как реальность миллионами граждан, в том числе и верующими, интересы которых она выражает и защищает.
Потому надо не только теоретически, но и на собственном жизненном опыте изучать проблемы религии, общаться с представителями религиозной общественности и священнослужителями. Что и делает Г.А.Зюганов.
Думаю не ошибусь, если скажу, что при соединении традиционных духовных и господствующих в обществе социалистических начал, не было бы более надежного скрепа, цементировавшего наше общество при Советской власти.
Мы - материалисты. Но религиозная духовность для многих - составная часть традиционной культуры. И с этим нужно считаться. Ведь не только коммунистов хотят “смять” западные конкистадоры. Вот уже без малого тысячу лет они ведут борьбу против православия, против ислама, зовущих к миру и согласию между народами. Поддержка православия, других традиционных отечественных конфессий в их нелегкой борьбе против наступления мировой сатанинской масс-культуры - наша важная задача.
IV
Г.А.Зюганова упрекают в том, что у него исчезло понятие “марксизм-ленинизм”, что он не ссылается на высказывания его основоположников. Конечно, это неверно. В его статьях и докладах множество прямых и косвенных ссылок на их идеи. Но главная его заслуга состоит в том, что он ушел от догматизма, начетнического отношения к теории марксизма, взял на вооружение главное: его метод, т.е. материалистическую диалектику. Если бы это было сделано в партии 20-25 лет тому назад, то надеюсь, она ответила бы на вызовы времени, общества и не была бы им отвергнута. Уместно спросить: “Где сейчас эти апологеты “развитого социализма”, “научного коммунизма”, тысячи профессоров, десятки институтов и академий? Почему они “опираясь” на цитаты, не отстаивают “вечно живое учение”?”. Их просто смела с научной и политической сцены идущая от жизни диалектика.
Зюганов, учитывая этот печальный и поучительный опыт партии, старается избежать упрощенческого стремления всегда быть “правильным”. Он диалектически рассматривает происходящее в обществе, точно учитывает меняющиеся процессы, настроения людей, даже перекосы в массовом сознании, в том числе в оценках государственно-церковных отношений.
Зачем, скажем, коммунистам Греции или Кипра заниматься проблемами религии. Этой проблемы для них не существует - они православные. Или коммунистам Ирака - они исповедуют ислам. Или коммунистам Италии - они католики. Все протестные акции Латинской Америки проводят и верующие люди. Ни одна партия не ставит своей целью борьбу с Традицией народа.
Россия - особая в этом отношении страна. Здесь значительная часть граждан верующие, значительная - придерживаются атеистических взглядов, часть - безразлична к проблемам религии. И лидеру крупной политической партии, партии в целом эту проблему необходимо изучать и в полной мере учитывать в повседневной политической деятельности. А Зюганова часто за это критикуют, приписывая ему то, что он опровергает всем опытом своей жизни.
Да и какие перспективы у политической партии, политического деятеля в гражданском обществе, обществе политического и конфессионального плюрализма если они демонстрируют свою антирелигиозность? Ведь Вы, Владимир Александрович, хорошо знаете слова Ленина, что “политика начинается там, где миллионы”. (П.С.С. т. 36, стр. 16). А миллионы российских граждан и не думают расставаться с религией. Причем это, как правило, не худшая часть общества.
Ошибка, прежде всего моя, состоит в том, что такая уточненная трактовка позиции КПРФ в отношении религии не была включена в тезисы ЦК КПРФ. Но, поверьте, Владимир Александрович, на протяжении последних 6-7 лет у меня состоялись сотни встреч вне сугубо партийных аудиторий и там этой проблемы не возникало. Не возникало проблем и в аудиториях исключительно партийных (областные партконференции, партийные активы, расширенные заседания бюро, частные беседы). Здесь достигалось полное взаимопонимание. И трудно было предположить, что именно эта часть деятельности Президиума ЦК, его Председателя подвергается такой острой критики, с некоторой примесью личной неприязни.
Геннадий Андреевич, лидер не только партии, но и НПСР, как публичный политик занимает активную и наступательную позицию. У него широкий круг общения. Это и лидеры политических партий, видные ученые и производственники страны, бизнесмены, послы, представители традиционных конфессий.
Вы его критикуете за встречу со святейшим Патриархом Алексием II. Уверен, что подобные встречи должны стать постоянными. Я был на этой встрече, как и на встречах с лидерами мусульман России, и видел, какой содержательной была дискуссия двух людей, знающих историю России, ее современные невзгоды, проблемы, которые предстоит решать. Разные высказывались точки зрения, но общим было одно - необходимо единение для спасения России, ее многострадального народа.
Нелегкий был разговор. Это еще “не единство противоположностей”, но уже и не “борьба” их, так как по большинству обсуждаемых политических вопросов точки зрения совпадали. Да и критерий оценки их деятельности один - вера людей, доверие народа. И надо считаться с этим, если мы действительно хотим быть партией народа.
Профессор В.А.Сапрыкин приписывает доктору философских наук Г.А.Зюганову фидеизм, т.е. подмену веры в знание, человеческий разум верой в Бога, сверхестественное. Но сейчас даже верующие в обыденной жизни руководствуются выводами науки, в том числе и в духовной сфере, законы развития которой далеко еще не выяснены до конца. Он обвиняет Г.А.Зюганова в богоискательстве, т.е. совмещении религиозной доктрины с научными достижениями. Да, эта бердяевско-булгаковская тенденция, идущая еще от Вл.Соловьева, в основе своей идеалистична. А Г.А.Зюганов - убежденный материалист, он рассматривает духовность как самостоятельную сферу общественного бытия. И в этой сфере - вера - это фиксация Традиции, способ передачи ее из поколения в поколение, средство идентификации личности и человеческого сообщества в целом. Перефразируя известное изречение, можно сказать: “Назови, во что ты веришь и я скажу, кто ты”. Человек без веры как птица без крыльев. У него нет ни будущего, ни прошлого, да и настоящее его плачевно.
Вас, Владимир Александрович, тревожит, что Г.А.Зюганов не отвергает некоторые православные обряды. Но, думаю, что В.И.Ленин и Н.К.Крупская не были менее коммунистичными, когда венчались в церкви и скрепляли свой брак обручальными кольцами, сделанными из пятаков местным ссыльным и врученными им священником. Эти кольца они хранили всю жизнь. Имея церковное образование, И.В.Сталин, будучи преданным коммунистическим идеалам, все-таки пришел к однозначному выводу о необходимости поддержки Церкви, встречался с иерархами РПЦ, откликался на их просьбы. В контактах с религиозными деятелями он стремился нащупать мостик между атеистической идеологией, проводимой партией, и мировоззрением подавляющей массы граждан СССР - верующих. Что же и убежденного коммуниста Кастро можно за это обвинить в фидеизме и поповщине? Кстати, и Ленин, и Сталин, как и Кастро, были крещенными.
По вашей логике получается, что председатель ЦК партии, кандидат в президенты не должен встречаться ни с лидерами конфессий, потому что мы материалисты, ни с послами США, Англии, Франции, Германии, потому что эти страны входят в НАТО, ни с видными политическими деятелями зарубежья, потому что они не коммунисты. Не есть ли это проявление политического маргинализма?
Да, религиозные организации независимы от политических партий и государства, но активно влияют на них, как, скажем, и Интернет. Нам, что отказаться от использования Интернета, насыщенного идеологически чуждыми и враждебными коммунизму материалами? Но, как сказал классик, в карете прошлого далеко не уедешь.
Правильно и дальновидно поступает Геннадий Андреевич, не игнорируя сферу религиозной духовности, близкой миллионам российских граждан. И патриотическая оппозиция приветствовала бы слова духовного лица, который сказал бы о нем так, как сказал гонимый Троцким Патриарх Тихон о Ленине, назвав вождя революции человеком “добрейшей и поистине христианской души”. Такую душу должен иметь каждый, называющий себя коммунистом.
И нужно согласиться с талантливым публицистом и видным политологом С.Г.Кара-Мурзой, который критикует руководство партии за слабую работу по расширению контактов с традиционными конфессиями. 15 лет Церковь действует самостоятельно, без “опеки”. А положение ряда религиозных организаций все ухудшается. Слишком много гонителей Церкви есть и в “демократической” России, и за рубежом. Прочтите эти публикации, и вы поймете, что льете воду на мельницу г-жи Олбрайт, г-на Бжезинского и прочих. Нужно ли вам это делать?
Сейчас в бедствующей России политика, в полной мере учитывающая человеческий фактор, должна тесно соприкасаться с религией, в то же время религия, представляя миллионы граждан, защищая их духовные и материальные потребности, сама врывается в политику. Поэтому и лидер партии коммунистов должен учитывать эти жизненные реалии.
V
После ряда поражений в 90-е годы мы научились “разбрасывать камни”, т.е. искать истину в новых исторических условиях, о возможности появления которых не предупреждал ни один из официальных идеологов партии, занятых пропагандой убаюкивающей теории “развитого социализма”. Отказ КПРФ идти на компромисс с антинародным режимом, решительная защита интересов самых обездоленных слоев общества, верность народным идеалам заставили отшатнуться от нее многих временных попутчиков, неустойчивых союзников и просто беспринципных политиканов, рассчитывавших вместе с партией “войти” во власть. Но партия осталась верна своим идеалам. Была определена стратегическая линия на возрождение страны. Выработаны тактические приемы, способные объединить вокруг патриотической оппозиции большинство народа.
Уважаемый Владимир Александрович считает, что религия - дело пожилых людей, в лучшем случае маргиналов. Но что он скажет о восторженном приеме вечно юной революционной Кубой папы Иоанна-Павла II? А недавний приезд в Рим два миллионов молодых людей из разных стран, чтобы принять благословение от Понтифика? Журналисты отмечали, что это была образованная, организованная, главное, высоконравственная молодежь, в том числе и сторонники левых взглядов. Они дружно выражали протест против господства западной масс-культуры и уничтожающего эгоизма капиталистов.
Нам в России пора по-настоящему осознать, что мы живем в принципиально ином обществе. Это типичное переходное общество, а как показывает исторический опыт, переходные общественные состояния усиливают тягу населения к религиозным культам. Тем более что и религия сейчас во всем мире меняет свой облик, приспосабливаясь к реалиям современности. Былого противостояния религии и науки сейчас нет. Религиозные организации активно борются за решение социальных, экологических и нравственных проблем. И среди священнослужителей есть немало по-современному образованных, патриотически настроенных и искренне любящих свою паству людей. Мне довелось общаться с такими замечательными людьми. И всякий раз я испытывал чувство гордости, видя, что они с пониманием относятся к позиции КПРФ, разделяют многие ее идеи.
“Богоискатель” Н.Бердяев одним из первых заметил, что у раннего христианства и русского коммунизма много общего. А православие, ведущее свое начало именно от раннего христианства, вполне может рассматриваться как одно из учений, предшествовавших русскому социализму. Русский народ, крестьянский в своей основе, потому так быстро и воспринял коммунистическую идею, что он был подготовлен к этому веками своего соборного существования в рамках православия. Призывая к борьбе с религией, мы тем самым выступаем и против Традиции, на которой зиждутся культура и менталитет граждан России.
Думаю, не верующие в Бога представляют сегодня опасность для КПРФ, а те, кто ни во что не верит и преклоняется только перед одним кумиром - "желтым дьяволом", по выражению Горького, т.е. перед денежным мешком.
Пусть в нашей партии будет больше людей, одухотворенных верой в светлые идеи, в братство между народами, в высшую Справедливость, которая исторически порождена именно религиозным чувством и неотделима от сегодняшнего существования традиционных религиозных конфессий! Тогда мы сможем выполнить свой главный долг перед народом: помочь ему возродить Россию. На собирание вокруг КПРФ всего честного, одухотворенного высокими идеалами и должны быть направлены наши усилия. Только тогда мы можем рассчитывать на Победу.
Считал бы необходимым на предстоящем VII съезде КПРФ рассмотреть вопрос государственно-церковных отношений в России, осудить не мотивированное богоборчество в прошлом и наметить меры по конструктивному сотрудничеству с традиционными конфессиями России, видя в этом залог ее крепости и стабильности в обществе. Следует внести определенные коррективы в программные и уставные документы партии.
Настало “время собирать камни”.
Материал опубликован в газете "Правда"
№ 123 от 24-25 октября 2000 г., № 124 от 26 октября 2000 г.,
№ 125 от 27-30 октября 2000 г., № 126 от 31 октября - 1 ноября 2000 г.
Виктор ЗОРКАЛЬЦЕВ, член Президиума ЦК КПРФ
404 Not Found
Not Found
The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.
<%you_hit(39);%>
|