Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Персональная страница. Зоркальцев В.И.
Государственно-церковные отношения, свобода совести и религиозная политика в современной России

По материалам выступления председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций В. И. Зоркальцева на учебном семинаре руководящего состава Русской Православной Церкви 11 ноября 2002 г. (г. Москва)

О религиозной политике государства

Значение религиозного и национального фактора в укреплении и сохране-нии государства чрезвычайно велико. В стратегическом плане гармонию меж-конфессиональных и межэтнических отношений все больше связывают с судь-бой России и ее народа. Религиозная политика нашего государства в основном базируется на двух конституционных принципах: светскости государства и сво-боде совести.

Свобода совести как ценность гражданского общества, как необходимое право человека защищена законом. Учтены и интересы религиозных меньшинств.

Церковь отделена от государства, но не отделена от общества и востребо-вана значительной частью общества. В этой связи можно с полной определен-ностью сказать, что Церковь отделена, но не разделена с государством?. И это очень важное обстоятельство для понимания проблемы.

Свобода передвижения регулируется в приграничной зоне, свобода слова -Уголовным кодексом, а свобода совести - ничем. Вместе с тем свобода совес-ти не может быть безграничной.

Когда речь идет о морально-нравственном климате в обществе, сохранении его устоев, исторического наследия, традиций, то границы свободы совести ре-гулируются и обществом, и государством. В данном случае интересы духов-ной безопасности выступают как фактор регулирования, ограничения сво-боды совести.

Государственно-церковные отношения

Под государственно-церковными отношениями понимается система исто-рически возникающих и развивающихся отношений между государством (систе-мой учреждений, обладающих властью на определенной территории) и религи-озными объединениями, группами.

Исполнительная власть в государственно-религиозных отношениях

Основными формами взаимодействия исполнительной власти и религиоз-ных организаций являются: восстановление храмов, возвращение имущества, предоставление льгот, заключение договоров о сотрудничестве, реабилитация жертв репрессий, установление отдельных религиозных праздников нерабочи-ми днями и т.д.

В качестве форм участия религиозных организаций в деятельности испол-нительной власти можно выделить: культурные и образовательные программы, патриотическое воспитание молодежи, внесение духовной составляющей в дея-тельность власти.

Но настораживает, что нет системы, четкой позиции, твердой политики го-сударства в этом вопросе. В государственной поддержке нуждаются конфессии, которые развиваются только за счет российских ресурсов. Необходимо на деле создать равные условия деятельности традиционных религиозных организаций России.

В России Русская Православная Церковь - это единственная кон-фессия, в наименовании которой присутствует слово `русский`.

Русскую Православную Церковь критикуют за приближенность к государству. На самом же деле она поставлена в сложнейшие условия именно самим государ-ством. Ведь это единственная религиозная организация страны, которая осуществляет свою деятельность за счет российских ресурсов.

Разве можно назвать традиционной конфессию, которая обустраивает свои храмы за счет иностранных финансов, готовит кадры на территории других госу-дарств? Конфессия `традиционная`, а пастыри - иностранцы. Здесь государ-ство должно сказать свое слово, а общество - поддержать стремление традици-онных религиозных организаций соответствовать исконно российским законам, российской традиции в исконно российских условиях.

Почему некоторые СМИ заполняются передачами малозначимых конфес-сий, а передачи православной направленности вытесняются? Государство долж-но вмешиваться в информационную политику СМИ. Это не цензура, а отмена той фактической цензуры, которую осуществляют на информационном рынке при-влекаемые из-за рубежа финансы.

Тогда на деле будут созданы условия для свободы совести и обеспечены конституционные права граждан на свободу идей, мнений и убеждений и их беспрепятственного выражения. Сейчас, как отметил Святейший Патриарх, нет свободы совести, а есть `свобода от совести`, когда души людей покупа-ют за деньги. Это проблема большой важности и ее должно решать именно государство.

Законодательная власть в государственно-церковных отношениях

На сегодняшний день в нашем законодательстве насчитывается 55 норма-тивных актов разного уровня, которые тем или иным образом затрагивают дея-тельность религиозных организаций или реализацию гражданами конституцион-ного права на свободу совести.

Из наиболее важных, принятых в последнее время, следует отметить феде-ральные законы `О противодействии экстремистской деятельности`, `Об объек-тах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации`, `О правовом положении иностранных граждан`, Земельный кодекс, о федеральном бюджете и др.

В сфере правового регулирования сделано немало, но проблема не раз-решена. Многие отношения - государства и Церкви, Церкви и общества, об-щества и государства - законом не установлены. Требуется свод законов – законодательство о государственно-церковных отношениях, в том числе Кодекс о религии, как, например, Кодекс о труде, Земельный кодекс, Гражданский кодекс.

Наиболее дискутируемым является вопрос о внесении изменений в Феде-ральный закон `О свободе совести и о религиозных организациях`. На рассмотрение Государственной Думы внесены 10 законопроектов, ориентированных на пересмотр существующего положения.

Развитие отношений религиозных организаций и органов исполнительной и законодательной власти имеет широкие перспективы. В этой связи вновь и вновь поднимается вопрос о создании государственного органа по проблемам религий. Вопросы есть. Но ответы на них неоднозначны. Русской Православной Церкви этот орган не нужен, так как и у главы государства, и в правительстве ее достойно представляет Святейший Патриарх от имени всего российского Правосла-вия. Русская Православная Церковь - это стратегический союзник государства.

Большую роль в формировании системы законодательного регулирования религиозной политики в России имеет законодательство субъектов Федерации. Через обогащение федерального законодательства местным происходит станов-ление системы государственно-религиозных отношений в рамках законодатель-ного процесса.

Существует и определенный лоббизм религиозных организаций, являющийся следствием макрополитических процессов. К сожалению, в этом направлении преуспевают отнюдь не исконно российские конфессии.

Судебная власть в государственно-церковных отношениях

Судебная практика в сфере государственно-церковных отношений (дея-тельность сект, разжигание религиозной розни, совершение преступлений на религиозной почве, оскорбление по религиозному признаку и проч.) не имеет широкого применения. Это обусловлено как слабой разработанностью соот-ветствующих норм, так и отсутствием единого критерия интерпретации светс-кости, религиозности и т. д.

Рассмотрение вопросов, касающихся религии, в судах первой инстан-ции в основном касается уголовного преследования разжигания религиоз-ной вражды.

Правоприменительная практика рассмотрения Конституционным Судом РФ дел о соответствии Федерального закона `О свободе совести и о религиозных организациях` Конституции РФ практически отсутствует. Конституционным Су-дом РФ принято два определения и одно постановление. Рассмотрение этих воп-росов фактически сделало неработающими пп. 3 и 4 ст. 27 Федерального закона от 26.09.97 № 125-ФЗ `О свободе совести и о религиозных объединениях` в части противодействия деятельности сект и нетрадиционных религиозных обра-зований.

О религиозной ситуации в России

В последние годы религиозная ситуация в Российской Федерации опреде-ляется главным образом следующими тенденциями.

Во-первых, происходит усиление фундаменталистских идей в традиционно исламской среде, где так называемый `ваххабизм` начинает занимать нишу иде-ологии политического и социального протеста, особенно среди молодежи из малообеспеченных общественных слоев определенного этнического состава.

Во-вторых, под влиянием работы зарубежных религиозных центров про-исходит некоторый всплеск деятельности новообразованных религиозных орга-низаций.

В-третьих, в обществе все сильнее насаждается идея о неконституцион-ности деятельности религиозных организаций. Если пять лет назад это относи-лось в основном к сектам, то теперь с введением в оборот понятия `религиозный экстремизм` делается попытка распространить это определение и на традици-онные для России конфессии.

В-четвертых, усиливаются конфликты между христианскими конфессия-ми внутри страны.

В-пятых, активизируется Русская Православная Церковь, особенно в сфере религиозного образования и просвещения, финансово-имущественных отношений с государством, в законотворческой деятельности, социальном служении.

Характеризуя динамику численности религиозных организаций, стоит отме-тить общую стабилизацию. По данным Государственного реестра, на 1 января 2002 г. в органах юстиции зарегистрирована 20 441 религиозная организация 67 конфессий, что практически не отличается от показателей за 2000-2001 гг.

Снижается численность религиозных групп, действующих без официальной регистрации в качестве юридических лиц.

Соотношение религиозных организаций разных конфессий на террито-рии Федерации меняется в зависимости от традиционной этноконфессиональной ситуации (православие - в Центральной России, ислам - на Кавка-зе и т. п.) и миссионерской активности новых религиозных организаций. В ряде регионов Сибири и Дальнего Востока число религиозных объеди-нений различных протестантских направлений и новых религиоз-ных движений уже превышает количество православных, мусуль-манских и буддистских общин. Кроме того, часть новых религиозных организаций сознательно выбирает именно эти регионы для своей активной миссии, стремясь создать своеобразный `плацдарм` для дальнейшей дея-тельности (например, Церковь Последнего Завета в Красноярском крае, ре-лигия `Бон` на Дальнем Востоке).

Русская Православная Церковь

Самой крупной и влиятельной религиозной организацией в Российской Федерации является Русская Православная Церковь, которая насчитывает 10 965 приходов, объединенных в 130 епархий. Действуют 569 православных монастырей, 148 монастырских подворий.

`Основы социальной концепции` Русской Православной Церкви ориентиру-ют на милосердие, социальное служение и благотворительность. Русская Право-славная Церковь стала одним из главных инициаторов создания Межрелигиоз-ного совета России, в который входят лидеры Православия, ислама, буддизма и иудаизма. Практическое выражение это сотрудничество находит, прежде всего, в совместных заявлениях по актуальным проблемам современности, например противодействие экстремизму.

В настоящее время у Русской Православной Церкви имеются 5 духовных академий, 30 семинарий, 45 духовных училищ. Тем не менее многие епархии продолжают испытывать нехватку профессионально подготовленных священни-ков. Это затрудняет деятельность Церкви в регионах России, негативно отража-ется на состоянии ее пастырского служения.

Ислам

Второе место в России по количеству зарегистрированных религиозных орга-низаций занимает ислам - 3186 мусульманских религиозных организаций (около 18% от общего числа зарегистрированных). На 1 января 2002 г. насчитывалось 61 централизованная религиозная организация и 3070 местных, 114 духовных образовательных учреждений различного уровня. Среди духовных управлений мусульман по своей численности и влиянию выделяются Центральное духовное управление мусульман России и Духовное управление мусульман Ев-ропейской части России.

Поскольку духовные управления действуют приблизительно в одном гео-графическом и каноническом пространстве, то это невольно приводит к сорев-нованию как за влияние на местные мусульманские религиозные объединения, так и за поддержку властных и финансовых структур.

Здесь также остается довольно острой проблема подготовки имамов и преподавателей духовных учебных заведений. Преподавательские кадры продолжают формироваться преимущественно из числа иностранных граждан, без учета национальных традиций российских мусульман.

Среди имамов все чаще встречаются выпускники зарубежных исламских учебных заведений, придерживающиеся иногда крайних взглядов на роль и место ислама в российском обществе. Эта проблема заслуживает большего внима-ния со стороны государственных органов всех уровней.

Протестантские общины

Наиболее быстро развивающимися по числу зарегистрированных приходов в современной России являются протестантские общины. К ним относятся, прежде всего, христиане веры евангельской - пятидесятники (1380 организаций), еван-гельские христиане-баптисты (1007 общин) и адвентисты седьмого дня (627 об-щин). Несмотря на определенное миссионерское соперничество этих церквей с другими конфессиями, в целом им удается сосуществовать в многоконфессио-нальном российском обществе.

Новые религиозные образования

Иначе обстоит дело с новыми религиозными организациями, в том числе распространившимися в России в результате зарубежной миссионерской дея-тельности. Их отношения с обществом и государственными органами складыва-ются далеко не просто. Со стороны российских граждан поступают жалобы в связи с деятельностью этих религиозных организаций. Секты отвергаются об-ществом, но насаждаются извне. Это - международная экспансия с целью раз-рушения традиций России.

Данные организации не ориентированы на подпольную деятельность, они стре-мятся зарегистрироваться и получить официальный статус религиозной организа-ции. Для них легализация деятельности в России - основная цель на данном этапе.

По-прежнему остается значительным количество иностранных граждан, при-езжающих в Россию по приглашению религиозных организаций. Большинство приглашенных приходится на протестантские религиозные центры и новые для России религиозные течения. Так, за 9 месяцев 2001 г. было оформлено более 17 000 приглашений иностранных граждан `по религиозным делам`. При этом на Русскую Православную Церковь, мусульманские и иудейские религиозные организации, вместе взятые, пришлось лишь около 8%, в то время как некото-рые протестантские организации получили почти 1700 виз, или 10% от общего числа приезжих. Это проблема уже государственного значения, и государство должно активнее влиять на эти процессы.

Нельзя не замечать, что за последние четырнадцать лет, которые мы живем вне государственного богоборчества, соотношение православных и инославных общин резко изменилось. Только по зарегистрированным общинам это соотно-шение составляет один к одному. Этот факт должен настораживать.

Атеистическое государственное противостояние заменено инославным -агрессивным, динамичным, бескомпромиссным. Оно располагает всей гаммой ресурсов - от финансовых до административных.

За Россию Православную надо бороться. Судьба Русской Православной Церкви и судьба многонационального народа России и его главного этноса - русского - одна судьба. Их не разделить.

Религиозное просвещение и образование

Если мы действительно заинтересованы в преодолении угроз духовной без-опасности, то одной из первоочередных задач должно стать всемерное содей-ствие организации религиозного просвещения населения.

Вопрос духовного просвещения - это вопрос сохранения нашего истори-ческого наследия.

Религия и наука. В современном мире традиционные религии не только не ме-шают, но и участвуют в научном освоении мира. Если мы дадим перечень лиц, кото-рым вера помогала создавать новое, то найдем среди них Павлова, Менделеева, Вернадского, Соловьева, великих русских писателей Пушкина, Гоголя, Тургенева, Достоевского. Выдающийся ученый Павел Флоренский, будучи священником, в сво-их трудах на десятилетие опередил развитие науки. Он творчески обогатил ряд от-раслей научного знания: математику, экспериментальную и теоретическую физику, теорию пространства, лингвистику, философию, искусствоведение, развивал учение о фотоэффекте. А сколько примеров сочетания веры и знания дает мировая история! Широкое информирование общества о подобного рода примерах поможет привлечь к изучению истории религии, познанию религии как таковой значительную часть на-шего общества, особенно молодых людей.

Но нужно признать - на сегодняшний день по ряду причин мы не готовы к широкому религиозному просвещению в учебных заведениях (школах, коллед-жах, вузах) России.

Во-первых, отсутствует необходимая материальная база. Даже эле-ментарное обеспечение учебниками и пособиями представляется сложной зада-чей. Учебников нет, как нет и творческих коллективов для их создания.

Во-вторых, у Русской Православной Церкви ощущается сильная не-хватка кадров. Духовенство перегружено и с трудом справляется со своими непосредственными обязанностями. Приходы требуют большого внимания. Пра-вославная общественность пока тоже не готова взять на себя решение этого вопроса: уровень богословской подготовки подавляющего большинства пра-вославной общественности крайне низок.

В-третьих, общество не готово однозначно принять введение рели-гиозного образования, особенно в школе. Существуют социальные группы, резко негативно относящиеся к религиозному образованию, усматривая в нем тенденцию клерикализации общества. Здесь нужна серьезная разъяснительная работа. Важно донести до людей, что никто никого не собирается насильно об-ращать в свою веру, что религиозное образование не несет никакой иной нагруз-ки, кроме как является ответом на стремления значительной части общества знать свои духовные корни.

В-четвертых, у традиционных конфессий еще нет достаточного опыта религиозного образования. Как дать материал, чтобы он был не скучен, чтобы разбудить в молодом человеке интерес? Непродуманный подход может оттолкнуть не только колеблющихся, но даже потенциальных сторонни-ков религии.

В-пятых, и это самое важное, религиозное просвещение в широком смысле слова - это наиболее действенный защитный экран против духовной интервенции Запада, важный элемент в борьбе с религиозными новоделами, тоталитарными сектами. Ведь сейчас наиболее подготовленными для проповеди в школах и вузах являются секты, проникающие из-за рубежа. У них есть деньги, учебники, кадры и опыт прозелитской деятельности. Они захватывают СМИ. Их поддерживает пропагандистская машина зарубежных цен-тров, да и внутри страны.

Назрела настоятельная потребность духовного просвещения населения Рос-сии и к этому необходимо подключить учебные заведения всех уровней, СМИ, учреждения культуры и искусства. Главным на этом пути будет подготовка кадров, способных преподавать основы религии в школе, вузе, детском саду, клубе. Необходим цикл выступлений на телевидении, по радио, серьезные пуб-ликации.

Общество востребовало это, но Церковь одна просто не в силах решать эти злободневные проблемы. В интересах сохранения духовной безопасности Рос-сии и традиционных ценностей государство обязано помочь ей. И помощь эта должна быть оперативной и ощутимой.

Вместе с тем государство силами вузов также должно решить проблему кад-ров. Сейчас явно не хватает квалифицированных религиоведов. Антагонизм между теологией и религиоведением ошибочен. Они должны не противоречить, а до-полнять друг друга.

Духовное просвещение - серьезная задача, которую государство не решит без поддержки традиционных конфессий, а традиционные конфессии - без под-держки государства. Нужны надежные кадры, способные обеспечить защиту от угроз духовной безопасности нашего Отечества. И слово здесь как за государ-ственными учебными заведениями, так и за духовными центрами традиционных конфессий России.

Общественно-религиозные отношения

В условиях формирования гражданского (негосударственного) сектора по-вышается роль религиозных организаций. Важной стороной развития гражданс-кого общества является смещение вектора деятельности религиозных организа-ций из сферы государственно-церковных отношений (как это имело место при авторитарно-административной системе) в сферу отношений общественно-ре-лигиозных.

Изменение отношения общества к религии и Церкви находило свое выра-жение в росте доли верующих в общей численности населения, в повышении степени религиозности, то есть глубины веры.

Так, если в 80-х гг. уровень религиозности в городах составлял 10-20%, а в сельской местности - 25-30%, то исследования начала 90-х гг. показывают рост уровня религиозности до 40-45%, а конца 90-х - до 40-60%.

В результате как в Русской Православной Церкви, так и в других конфессиях произошел наплыв неофитов. Неофиты порой бывают очень активны, даже аг-рессивны по отношению к последователям других конфессий и неверующим, но при этом имеют весьма смутное представление об основах вероучения, обрядо-вой практике, нормах поведения, предписываемых той религией, к которой они недавно обратились. Появляется рыхлость, конгломеративность общин, что сни-жает их прочность и действует как фактор их дезинтеграции. Отсюда и отпочко-вание `церквей`, дробление религиозных организаций, создание все новых раскольных организаций.

Важным показателем современного обращения к религии стала и конфес-сиональная самоидентификация населения, т. е. кем себя считает, к какой кон-фессии относит себя сам человек.

Следует назвать еще один показатель, характеризующий перемену отно-шения общества к религии и Церкви. Это изменение позиции и настроений нерелигиозной части населения, которая, поданным ряда исследований, в пос-ледние годы составляет устойчивую группу - в среднем 40% населения. Эту категорию населения характеризует растущая толерантность в отношении ре-лигии. Изменение в сознании нерелигиозной части населения надо признать очень существенным показателем изменения отношения к религии и Церкви в обществе.

Наконец, надо обратить внимание и на изменение позиции средств массо-вой информации как выразителя, в известной мере, состояния общественного сознания и общественных настроений. Теперь существует полная свобода для публикаций по религиозной проблематике, в том числе и выражающих взгляды и мнения церковной иерархии, богословов, религиозно ориентированных авто-ров из числа деятелей культуры, ученых, журналистов и др.

Вместе с тем необходимо признать, что резервы для быстрого роста уровня религиозности населения, какой происходил в начале 90-х гг., прак-тически исчерпаны.

Важное место в общественно-церковных отношениях занимают отношения религиозных организаций и политических партий. Фактически это инструмент цивилизованного опосредованного влияния Церкви на законотворческую дея-тельность и государственное строительство. Это особенно важно в свете того, что священнослужители не участвуют в политическом процессе, в том числе не избираются на выборах. Отношения же религиозных организаций с некоммер-ческими и общественными организациями могут носить различные формы. Оче-видно, что с ростом гражданских институтов будет увеличиваться и многообра-зие форм такого взаимодействия.

Межконфессиональные отношения

Межконфессиональные отношения различаются по форме, уровню и харак-теру. Наиболее распространенными являются неинституциональные бытовые отношения, возникающие на низовом уровне между гражданами - последовате-лями разных религий. Большую роль в том, как будут складываться эти отноше-ния, играет то, насколько близкими по вероучению и традиционности являются стороны диалога. Нетрудно видеть, что, например, православно-мусульманский диалог возникает и развивается гораздо быстрее и эффективнее, чем диалог между православными и кришнаитами.

Формализация отношений на уровне централизованных религиозных орга-низаций способствует четкому определению позиций и интересов, обеспечивая не только взаимную информированность, но и консолидацию усилий, особенно в сфере государственно-церковных отношений.

Задача власти - не вмешиваться в канонические разногласия церквей и религий, но при этом всячески способствовать гармонизации межконфессио-нальных отношений в России, видя в этом залог стабильности в обществе, ук-репления его духовной крепости и безопасности.

Некоторые аспекты духовной безопасности России

Безопасность духовных основ российского государства - важнейшая состав-ляющая его стабильного и устойчивого развития. Их размывание грозит ломкой государственных и общественных структур, резким ухудшением духовного здо-ровья народа.

Исторический опыт свидетельствует, что успешное общественное и госу-дарственное развитие возможно только в условиях духовного единства на осно-ве собственных культурных, исторических, конфессиональных традиций.

Размывание традиций, отказ от духовно-нравственных ценностей российс-кого народа - путь к забвению истории, памяти о предках, путь к предательству наследия отцов.

Лишенные общественного контроля и одержимые лишь коммерческим успехом современные СМИ активно пропагандируют культ индивидуализма, выживания за счет другого, фактически апеллируют к самым низменным человеческим порокам, вызывая и возвеличивая жадность, обман, сребро-любие.

Все СМИ, охватывающие многонациональную аудиторию, должны иметь общественные наблюдательные советы, способные воздействовать на инфор-мационную политику массовых изданий и широковещательных теле- и радиока-налов. В состав таких советов должны входить не государственные чиновники, а представители традиционных для России религиозных конфессий, творческих союзов, неполитических общественных объединений, научных и образователь-ных учреждений.

Запрет цензуры в Конституции РФ не означает, что надо отказаться от лече-ния той болезни, которой страдает российское общество. Предлагаемый обще-ственный контроль - это не цензура, а государственная информационная поли-тика. Массовая информация не может быть только частным бизнесом, но она не должна быть и государственной монополией. Только широкое участие обществен-ных органов, духовный авторитет религиозных организаций позволят построить действительно демократическое поле для выражения свободы слова.

Основной потенциал обеспечения духовной безопасности находится вне сферы государственной власти, реализуясь в рамках национальных и гражданс-ких социальных проектов. Даже глубоко больное общество способно к саморегу-ляции. Однако иногда, чтобы выздороветь, собственных сил бывает недостаточ-но. В этом и заключается роль государства - помочь наиболее здоровым и ак-тивным силам общества противостоять натиску разрушительного воздействия на культуру и гражданское самосознание.

И Церковь должна смелее брать на себя эту социальную нагрузку на практи-ке, иначе это сделают другие. Прежде всего она должна взять на себя ответ-ственность за духовную безопасность России. Это вопрос не огосударствления Церкви, а ее неразделенности с государством и обществом.

Мы много говорим о федерализме, но реальных связей, скрепляющих госу-дарство, мало: армия, связь, транспорт, федеральные округа.

Церковь - еще одно звено федерализма и, более того, - одна из основ существующего единства славянских народов.

Область государственно-конфессиональных отношений должна стать одним из основных направлений реализации мер по обеспечению духовной безопасно-сти. Это - самый важный участок деятельности, поскольку в традиционной ре-лигиозной форме сохраняются наиболее глубинные архетипы национального самосознания, менталитет.

Цели государства и религиозных организаций в сфере духовной безопасно-сти едины, пути их достижения - разные из-за специфики деятельности каждой из сторон, а вот ответственность - одинаковая. Пока ряд конфессий, равно как и государство, этого не осознает.

Задачи ближайшей перспективы в российской религиозной политике

Для установления заслона на пути распространения экстремистских идей необходимо разработать Концепцию духовной безопасности России. Этот документ определил бы меры по активному пресечению экстремизма и основ-ные стратегические направления его профилактики.

Необходим Кодекс о религии, который бы объединил в себе норматив-ную базу всего многообразия религиозной политики в России. Следует вернуть-ся к вопросу о законодательном определении отношений социального парт-нерства государства и религиозных организаций, развивать новые фор-мы гражданских институтов и участия в них Церкви. Особенное значение здесь имеет усиление молодежного направления в социальной политике.

Важным подспорьем в деле религиозного просвещения может стать актив-ное введение светских дисциплин - теологии и религиоведения - в систему государственного образования.

Государство и Церковь должны совместно наращивать потенциал сфе-ры религиозного просвещения - важнейшего направления внутрен-ней политики страны.

В.И.Зоркальцева
15-01-2003г.

404 Not Found

Not Found

The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.

<%you_hit(39);%>

   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок