Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Персональная страница. Зоркальцев В.И.
Выступление В.И.Зоркальцева на Международной конференции в рамках ЕМАП

Коллеги!

Тема, вынесенная на обсуждение настоящей конференции, представляется очень сложной и многогранной. Я лишь сделаю по-пытку раскрыть ее через взаимодействие государства и общества в контексте развития духовности.

Мир вступил в 3-е тысячелетие христианской эры. С высот со-временного научно-технического прогресса нам порой кажется, что жизнь человеческого общества за эти 20 веков в корне изменилась, приобрела новое качественное содержание, обеспечила (или почти обеспечила) условия для гармоничного развития личности. Но это да-леко не так. Сотни миллионов людей в гораздо большей степени, чем в начале христианской эры, нуждаются в самом необходимом для своего существования, терпят муки от голода, эпидемий, военного ра-зорения. Но, самое главное, взаимная вражда раскалывает общест-во, мешает использовать для блага всех людей те материальные и духовные богатства, которые накоплены за 2 тысячи лет.

И по-прежнему гуманистические принципы, заложенные в ран-нем христианстве и оплодотворившие православие, все еще остают-ся только путеводной звездой, освещающей путь большинства людей к духовному просветлению и сплочению.

Эгоистический индивидуализм потребительства и сегодня про-тивостоит высшей ценности христианской идеи: соборности, соеди-няющей в единую семью и ближних, и дальних, сирых, убогих и дос-тигших успеха в жизни, обеспеченных людей.

Три самые влиятельные силы: Церковь, а точнее - религиозные организации, государство и собственность - способны оказать воздей-ствие на выбор более благотворного вектора движения человечества к осуществлению гуманных принципов. Опыт многих стран показыва-ет, что когда данные силы действуют сообща, обеспечивается надеж-ный социально-экономический и духовный прогресс. Но почти во всех наших странах пока о таком взаимодействии говорить не приходится. Церковь длительное время была подчинена государству и все еще не обрела роли духовного наставника гражданского общества. Собст-венность (во всяком случае, ее значительная часть) оказалась в руках людей, мало стремящихся к общественному прогрессу. Роль государ-ства повсеместно ослабла. И таким положением пользуются компра-дорские, криминальные и другие хищнические элементы, добивающие и экономику, и духовность, и социальную стабильность наших отнюдь не процветающих и не умиротворенных стран.

С этих методологических и культурно-исторических позиций и хотелось бы подойти к обсуждению вопроса, вынесенного на рас-смотрение конференции: целеполагающие традиционные ориентиры религии, государства, общества наших стан и их противостояние экс-пансии либеральных идей с Запада. Причем весьма символично, что эта конференция проводится в самой древней в нашем регионе стра-не, неразрывно связанной и с западной, и с восточной цивилизациями и первой в мире признавшей христианство в качестве государствен-ной религии. А о высочайшей духовности армянского народа мы су-дим не только по бесценным литературным, архитектурным, археоло-гическим памятникам, но и по всей его героической истории, мужест-ву, проявленному в борьбе с захватчиками, посягавшими на эту свя-щенную землю, по его уникальному вкладу в сокровищницу мировой культуры.

Говоря о взаимодействии церкви, государства и собственности как основы благополучия и материального достатка людей, мы не должны забывать, что христианство при своем рождении дистанциро-валось и от государства, и от собственности. "Богу - богово, а кесарю - кесарево" и "Скорее верблюд пройдет сквозь игольное ушко, нежели богатый попадет в царствие небесное" - эти заветы Христа общеизве-стны. Но еще в XII веке сложилось идущее от Аристотеля представ-ление о двойственной истине, согласно которому богословская истина необязательно должна совпадать с философской, так как мир религи-озной духовности развивается независимо от законов, изучаемых фи-лософией и другими науками. Это положение открывало дорогу к ра-ционалистическому объяснению мира.

Однако монополия богословия в сфере духовности тормозила ее обогащение посредством рационалистических методов. Чисто нова-торские призывы в этой области объявлялись ересью. Больше того, духовность стала ареной ожесточенного противоборства различных идеологических доктрин, приобретавших порой воинствующий харак-тер.

В современную эпоху былая непримиримость науки и религии становится достоянием прошлого. Религия признает научные выводы, даже использует их в своих целях, а наука видит в религии выраже-ние нравственных традиций, выработанных или усвоенных народом. Сегодня вряд ли кто из серьезных ученых согласится с популярными еще недавно положениями о том, что религия - это опиум народа, разновидность духовной сивухи, пережиток далекого прошлого, удел слабых и невежественных людей и с максималистскими призывами типа знаменитого вольтеровского "Раздавите гадину!". Но она иллю-зорна в своей основе и может воздействовать на современное обще-ство лишь в совокупности с политическими и экономическими факто-рами.

Государство, провозгласив отделение от него церкви, заняло нейтральную позицию по отношению к спорам и конфликтам на рели-гиозной почве, что обеспечило условия сотрудничества со всеми кон-фессиями. Наконец, собственность, превратившись под влиянием на-учно-технического прогресса в коллективное достояние, в основу бла-гополучия всего общества, также стала более активно стимулировать усилия человека в духовной сфере. В результате расширились воз-можности формирования духовных основ человеческой жизни в рам-ках гражданского общества.

Мы, последователи и защитники традиций православия, отвер-гаем идею строительства такого общества на началах без духовного расчета, обожествления чистогана. Если прав М.Вебер, выделивший три основных типа общественного устройства: традиционный, хариз-матический и рационалистский, то общество, освящаемое правосла-вием, скорее является традиционалистски-рационалистическим. Но рационализм православия также основан на духовности, как и тради-ционализм. Общества, совмещающие традицию с духовным рациона-лизмом - счастливые общества. Такими были и Древняя Греция, юная Русь, Урарту, поражавшие иностранцев красотой не только памятни-ков архитектуры и искусства, но и отношений между людьми.

Запад с эпохи Возрождения пошел путем принижения эмоцио-нально-чувственного постижения действительности. Порожденный этим подходом позитивизм исключил саму проблему духа из числа ак-тивных объектов научного исследования, объявив ее метафизиче-ской. Внедряемый США философский прагматизм стимулировал по-пытки свести истоки духовности человека к поддающейся моделиро-ванию с помощью ЭВМ комбинации генов и хромосом. Отсюда и ши-роко разрекламироваемые на Западе опыты клонирования человека, который, как теперь выясняется, будет телесно похож на хомо сапи-енса, но не обладать его духовностью.

По принятой на Западе классификации страны православного мира, ориентирующиеся прежде всего на всестороннее развитие ду-ховности, отнесены к разряду полупримитивных отсталых обществ. Некоторые из проповедников интеллектуального лидерства Запада утверждают, что нам с нашим якобы сугубо иррациональным право-славием до их уровня не подняться никогда. Ставится задача: ото-рвать наши народы от своих многовековых традиций и превратить их в объект интенсивного масс-медиального отупления, способного па-рализовать главное, что всегда отличало православных: коллектив-ную волю к защите своей самобытности, свободы и счастья всех лю-дей на Земле.

Многочисленные исследования ученых, не находящихся в плену позитивизма или прагматизма, показывают, что духовность - это осо-бая сфера человеческого бытия. Материалисты признают ее матери-альной, потому что это тоже объективная реальность, которая дана нам в ощущениях и существует независимо от нас. Сторонники идеа-листических концепций считают духовность порождением не общест-венного бытия, а результатом божественного творения или выраже-нием не связанных с общественным бытием субъективных устремле-ний человека. Но и в том, и в другом случае духовность признается самостоятельной сферой, развивающейся по своим законам. В связи с этим мне хотелось бы высказать мнение, что светская и религиоз-ная духовность не противостоят в современном мире друг другу, а взаимодействуют, отражая натиск антигуманных сил, пытающихся лишить человека его духовных начал, которые по известной оценке Ф.Энгельса являются "высшим цветом" человеческой жизни.

Я, конечно, не призываю к слиянию светской и религиозной ду-ховности. Да это, впрочем, просто невозможно. Речь идет о координа-ции, объединении усилий, чем и занимается наша Ассамблея.

Мы в Думе постоянно советуемся с представителями право-славной общественности и духовенства. А выработанная РПЦ соци-альная программа активно поддержана народом. И государство, не-смотря на то, что церковь отделена от него, руководствуется этой программой как своею собственной. С ней согласны все партии госу-дарственно-патриотической ориентации.

Церковь - не политическая организация. Она дистанцируется от политики. Но не от общества. А общество в наших странах политизи-ровано. Идет борьба за геополитические интересы, просто за выжи-вание. И церковь не может быть безразлична к исходу этой борьбы, затрагивающей судьбу миллионов.

И государство также заинтересовано в развитии традиционных конфессий, принятых народом и внесших существенный вклад в его культуру.

Отношения между конфессиями и государством в России регу-лируются законом "О свободе совести и о религиозных организациях", который разрабатывался при активном содействии представителей РПЦ и других традиционных религиозных объединений. Этот закон создал предпосылки для восстановления роли православия и других традиционных религий в формировании духовности российского об-щества. Религиозный ренессанс с одобрением встречен народом. Люди следуют религиозным традициям, с уважением относятся к ве-рованиям своих отцов и дедов.

Мы, светские парламентарии, стремимся глубже разобраться в вопросах религии, способствовать тому, чтобы традиционная духов-ность, восстанавливаемая в России, вбирала в себя все лучшее, что воспринято народом из религиозной духовности, мир которой, по мне-нию большинства выдающихся мыслителей, так красочен и многооб-разен. А именно красота, прежде всего душевная, и призвана, по сло-вам Ф.Достоевского, спасти мир.

В науке существует несколько трактовок понятия "духовность". Они условно могут быть сведены к двум группам. В первой из них оп-ределяющей стороной духа признается разум, мышление, научное сознание. Такие трактовки сразу ставят в неравное положение лю-дей, не адекватно воспринимающих мир, склоняющихся к своеобраз-ному или просто ограниченному мышлению, не обладающих доста-точными знаниями, деловой хваткой и т.д. Но ведь духовность - это то, что призвано соединять всех, создавать единый род человече-ский. Об этом говорил в знаменитом "Послании к галатам" апостол Павел.

Вот где заключены общечеловеческие ценности, а не только в материальном богатстве или политических амбициях, как уверяют сторонники либеральных идей.

Вторая группа трактовок духовности ставит на первый план во-лю, чувство, воображение, интуицию. Считается, что только сердцем, а не рассудком можно принять чудо, откровение, познание непознан-ного. Отвергая сухой формализм рационализма, сторонники этого подхода нередко принижают рациональное начало в духовности. Их концепции получили широкое распространение среди интеллигенции Запада и многих стран нашего региона, которые вообще противопос-тавляют разум духовности, считая, что именно непознанность духов-ности, а не сознание необходимости обеспечивают человеку индиви-дуальную свободу. Даже тогда, когда человек имеет дело с религиоз-ной духовностью, он не в состоянии постигнуть ее разумом, отдаваясь во власть веры, которая и обеспечивает ему индивидуальную свобо-ду, тоже становящуюся непознаваемым, иррациональным явлением.

Но, на наш взгляд, возможен и третий подход к трактовке духов-ности: назовем его условно "духовно-рациональным". Такой подход всегда был свойственен народам нашего региона. Неслучайно, на-пример, в России, величайшими умами считались люди, достигшие мировых высот и в области художественного творчества: А.Пушкин, Ф.Достоевский, Л.Толстой, С.Есенин и т.д. Гениальными композито-рами были военный инженер М.Муссоргский и выдающийся химик А.Бородин. С семьей Д.Менделеева был связан А.Блок.

Сейчас, когда во всех наших странах резко ослабла роль госу-дарства в сфере экономики, когда система международной безопас-ности укрепляет способность к самообороне даже небольших стран, должно значительно усилиться воздействие государства на гумани-тарную и, в первую очередь, духовную сферу. Должен сказать, что в России органом, генерирующим общезначимые инициативы в этой сфере, стал наш сравнительно молодой парламент. Проблемы ду-ховности обсуждаются практически на всех его заседаниях и во всех его комитетах. О законе "О свободе совести и о религиозных органи-зациях", подготовленном нашим комитетом, я уже говорил. Разраба-тывается и законопроект "О защите общественной нравственности", призванный покончить с нравственным беспределом, царящим в стране. Представители РПЦ и других конфессиональных организаций активно участвуют в подготовке этого законопроекта. Разработан за-конопроект "О запрещении пропаганды фашизма в РФ", который уже фактически применяется в борьбе с экстремистскими группировками. На различных стадиях парламентского обсуждения находятся законо-проекты "О творческих работниках литературы и искусства и об их творческих союзах", "О собраниях, митингах, демонстрациях, шестви-ях и пикетированиях", "Об обращениях граждан" и другие, направлен-ные на создание надежных механизмов гарантирования прав граждан в духовной сфере. И это работа только одного комитета. В целом Го-сударственная Дума подготовила и приняла десятки законов, закреп-ляющие и регулирующую роль государства в духовной сфере.

Могут спросить, а не ослабляется ли в результате этого воздей-ствие гражданского общества на данную сферу?

Разумеется, нет. Ведь государство - это не антагонист граждан-ского общества, а инструмент, посредством которого общество обес-печивает свою целостность и саморазвитие.

Несомнен и тот факт, что с возникновением государства духов-ные основы общества стали устойчивее, прочнее. Характерно, что даже в западных странах именно государство берет на себя функцию сохранения и укрепления духовных начал общественной жизни. Пото-му-то так тесно и переплетается деятельность государственных и ре-лигиозных организаций в духовной сфере, несмотря на отделение ре-лигии, церкви от государства.

Но, конечно, демиургом (творцом) духовности является само общество. Духовность - это отражение всей общественной жизни в сознании и чувствах людей, но отражение не зеркальное, а творчески переработанное, придающее действенность и целенаправленность всем усилиям индивидов.

Идеал человеческого общества - это ассоциация свободных объединений людей, опирающихся на высочайший научно-технический прогресс, обеспечиваемый коллективным, духовно про-светленным разумом всех граждан, и вековые (тоже коллективист-ские) духовно осмысленные общинные и соборные традиции народа.

Собственность, гарантирующая суверенность индивидов в соци-альной системе, также находится под воздействием их духовных уст-ремлений. Только наличие полноценной, неотчуждаемой собственно-сти (или права свободного распоряжаться своей долей, если она кол-лективная) превращает человека из подданного в гражданина.

Хочу обратить ваше внимание, что именно в экономической сфере закладываются и другие гарантии духовности. Ведь не разви-тие капитала и не его акционирование, а объединение реальных тру-довых усилий граждан - вот что обеспечивает духовность любого на-рода воспринимает как идеал справедливого общественного устрой-ства.

Что касается капитала, то он должен интегрироваться с усилия-ми всего общества не только через финансово-налоговую и правовую систему, созданную государством, но и через укрепление духовных начал всей жизни граждан. В России всегда чтили память о тех круп-ных предпринимателях, которые отдавали свой капитал служению обществу и народу. Это К.Минин, братья Третьяковы, С.Морозов и другие. Задача государства - следить за тем, чтобы владельцы капи-тала не поддавались эгоистическим устремлениям, не устанавливали свою монополию (олигархию) в общественной жизни.

Пронизанное идеями общечеловеческой, в том числе и право-славной духовности гражданское общество, созидаемое в наших странах, - это принципиально новое общество, не похожее ни на "дикий" или цивилизованный капитализм, ни на бюрократический со-циализм. Важнейшей его характеристикой призвана стать соборность или, выражаясь светским языком, солидарность всех индивидов. И здесь опять опыт православия поучителен и привлекателен. На За-паде душой такой соборности является церковь. Потому у последова-телей реформаторских идей, отрицающих объединяющую роль церк-ви, утратило свое первозданность и понятие соборности. В право-славном мире соборность - это то, что объединяет людей и через церковь, и помимо ее. Отсюда и особенность мировосприятия право-славных: они представляют весь мир в качестве единой семьи, оза-ряемой светом идей христианской любви и взаимопомощи.

Из этого вытекает и то, что важнейшим принципом организации и функционирования такого общества должна быть социальная спра-ведливость, рассматриваемая не как воздание должного каждому ин-дивиду, а как равенство в пользовании материальными и духовными благами. Этот эгалитарный (уравнительный) принцип отвергается распространенными на Западе либеральными доктринами.

Антиэгалитарная направленность отчетливо проявляется в про-тестантской этике, названной М.Вебером этикой капитализма. Сейчас, когда США открыто усиливают свое давление на большинство стран, антигуманная сущность этой этики становится еще более очевидной.

С протестантской этикой связано и утверждение в ряде странах идей либерализма, которые воспринимались в феодальной Европе как освободительные. И действительно, творцы либеральных док-трин эпохи Просвещения были сторонниками освобождения народов от абсолютистского и феодального диктата. Но с победой демократи-ческих революций в Англии, США, Франции и других странах, либера-лизм обернулся своей другой - антигосударственнической и антикол-лективистской стороной. Освобождение индивида от взаимодействия с другими индивидами и обществом в целом - вот что возобладало в либерализме. Это способствовало повсеместному утверждению эгои-стического общества крупных собственников, не воспринимавших та-кие многовековые фундаментальные духовные ценности христианст-ва как соборность, социальная справедливость, взаимная братская любовь.

Я не выступаю апологетом США, хотя с интересом отношусь к истории этого великого народа. Но ведь и Клинтон, и Буш тоже реши-тельно выступают против эгоизма крупного капитала. А уж о лидерах большинства европейских стран и говорить не приходится: все они, хотя бы на словах, за те духовные ценности, которые дороги всем нам.

И в мировой истории передовые мыслители Запада всегда про-тивились укоренению частно-собственнического эгоизма в сознании людей. Так, Т.Джефферсон, ставший третьим президентом США, за-щищал эгалистическую идею превращения страны в свободную фер-мерскую республику труда. Но под давлением крупного капитала ут-вердилась плантаторская, то есть по сути дела, рабовладельческая демократия. Это наглядный пример того, как прогрессивные духовные начала, идеи подавлялись своекорыстием собственнической элиты, если этому не противодействовали правительства и общество. Вы-вод очень важный для сегодняшнего дня.

В ХХ веке крупный капитал окончательно подчинил себе госу-дарство. Поэтому неолиберализм не выступает за ослабление вме-шательства государства в частные дела. Но самому государству все больше придается корпоративный характер, способствующий отчуж-дению от него народных масс. Опыт же человечества убедительно доказывает, что в одиночку, а тем более за счет других свободы не добиться. Поэтому духовно осмысленное собирание общества - луч-ший способ формирования и его, и каждого отдельно взятого индиви-да в духе гражданственности.

Возрождение духовного единства общества требует разработки новых идеологических и научных доктрин. Одна из них - называемая "русская" (а точнее - общеправославная) идея, выдвинутая еще в XIX веке Вл. Соловьевым и другими мыслителями.

Смысл общественного развития Вл. Соловьев видел во все-единстве в духе или духовном существовании в мире, в бытии. Отсю-да следовало, что православный мир, обладавший традиционной многовековой духовностью, призван принести духовную свободу и другим народам.

Экзистенция может выходить за свои пределы. Но она способна быть трансцендентной и по отношению к соборному существованию, когда индивидуальная духовная свобода превращается в соборную. Православные традиции создают предпосылки для такой высшей свободы, основанной на солидарности со всем миром. Либеральные концепции индивидуальной свободы не могут быть восприняты обще-ством, прикоснувшимся к высшей, соборной свободе. Это противо-стояние разрешалось и разрешается временем.

И, как нам представляется, человечество рано или поздно при-дет к осознанию этой истины, утверждающей устои нового мирозда-ния, в котором индивидуальная свобода через всеединство в духе бу-дет трансцендировать (перетакать) в соборную свободу. Это наш пра-вославный путь.

Дилемма состоит в одном. Или мы объединимся и выстоим, или эгоизм либерализма нас поглотит. И тогда придет конец нашей само-бытной православной духовности, являющейся одной из вершин ми-ровой цивилизации.

Накопленный исторический опыт и современные реалии позво-ляют сделать вывод, что именно противостояние двух мировоззрен-ческих систем - либерализма и духовной соборности, центром которой является православие, - является одной из ведущих тенденций миро-вого развития.

Во-вторых, идеи православия, сохраненные в ожесточенной борьбе, выстояли и становятся все больше востребованными обще-ством. И это, в свою очередь, призвано учитывать демократическое государство.

В-третьих, традиции православия являются объединяющим скрепом гражданского общества и государства, призванных опираться на соборность и другие гуманные принципы.

В-четвертых, эти идеи обеспечивают подлинную свободу лично-сти, надежно гарантируемую соборностью, а не псевдолиберальными ценностями.

Мы не отвергаем историческую роль либерализма, но в совре-менных условиях его доктрины уже не способны обеспечить устойчи-вое развитие систем гражданского общества. Нужны новые подходы к решению острых проблем современности. И я уверен, что участники нашей конференции предложат их.

Спасибо за внимание.

Выступление Председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и рели-гиозных организаций, Президента ЕМАП В.И.Зоркальцева на Международной конференции в рамках ЕМАП "Церковь, государство, общество и кризис либеральной доктрины переустройства мира". Ереван, 21-22 февраля 2001 г.
24 октября 2002г.

404 Not Found

Not Found

The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.

<%you_hit(39);%>

   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок