Коллеги!
Тема, вынесенная на обсуждение настоящей конференции, представляется очень сложной и многогранной. Я лишь сделаю по-пытку раскрыть ее через взаимодействие государства и общества в контексте развития духовности.
Мир вступил в 3-е тысячелетие христианской эры. С высот со-временного научно-технического прогресса нам порой кажется, что жизнь человеческого общества за эти 20 веков в корне изменилась, приобрела новое качественное содержание, обеспечила (или почти обеспечила) условия для гармоничного развития личности. Но это да-леко не так. Сотни миллионов людей в гораздо большей степени, чем в начале христианской эры, нуждаются в самом необходимом для своего существования, терпят муки от голода, эпидемий, военного ра-зорения. Но, самое главное, взаимная вражда раскалывает общест-во, мешает использовать для блага всех людей те материальные и духовные богатства, которые накоплены за 2 тысячи лет.
И по-прежнему гуманистические принципы, заложенные в ран-нем христианстве и оплодотворившие православие, все еще остают-ся только путеводной звездой, освещающей путь большинства людей к духовному просветлению и сплочению.
Эгоистический индивидуализм потребительства и сегодня про-тивостоит высшей ценности христианской идеи: соборности, соеди-няющей в единую семью и ближних, и дальних, сирых, убогих и дос-тигших успеха в жизни, обеспеченных людей.
Три самые влиятельные силы: Церковь, а точнее - религиозные организации, государство и собственность - способны оказать воздей-ствие на выбор более благотворного вектора движения человечества к осуществлению гуманных принципов. Опыт многих стран показыва-ет, что когда данные силы действуют сообща, обеспечивается надеж-ный социально-экономический и духовный прогресс. Но почти во всех наших странах пока о таком взаимодействии говорить не приходится. Церковь длительное время была подчинена государству и все еще не обрела роли духовного наставника гражданского общества. Собст-венность (во всяком случае, ее значительная часть) оказалась в руках людей, мало стремящихся к общественному прогрессу. Роль государ-ства повсеместно ослабла. И таким положением пользуются компра-дорские, криминальные и другие хищнические элементы, добивающие и экономику, и духовность, и социальную стабильность наших отнюдь не процветающих и не умиротворенных стран.
С этих методологических и культурно-исторических позиций и хотелось бы подойти к обсуждению вопроса, вынесенного на рас-смотрение конференции: целеполагающие традиционные ориентиры религии, государства, общества наших стан и их противостояние экс-пансии либеральных идей с Запада. Причем весьма символично, что эта конференция проводится в самой древней в нашем регионе стра-не, неразрывно связанной и с западной, и с восточной цивилизациями и первой в мире признавшей христианство в качестве государствен-ной религии. А о высочайшей духовности армянского народа мы су-дим не только по бесценным литературным, архитектурным, археоло-гическим памятникам, но и по всей его героической истории, мужест-ву, проявленному в борьбе с захватчиками, посягавшими на эту свя-щенную землю, по его уникальному вкладу в сокровищницу мировой культуры.
Говоря о взаимодействии церкви, государства и собственности как основы благополучия и материального достатка людей, мы не должны забывать, что христианство при своем рождении дистанциро-валось и от государства, и от собственности. "Богу - богово, а кесарю - кесарево" и "Скорее верблюд пройдет сквозь игольное ушко, нежели богатый попадет в царствие небесное" - эти заветы Христа общеизве-стны. Но еще в XII веке сложилось идущее от Аристотеля представ-ление о двойственной истине, согласно которому богословская истина необязательно должна совпадать с философской, так как мир религи-озной духовности развивается независимо от законов, изучаемых фи-лософией и другими науками. Это положение открывало дорогу к ра-ционалистическому объяснению мира.
Однако монополия богословия в сфере духовности тормозила ее обогащение посредством рационалистических методов. Чисто нова-торские призывы в этой области объявлялись ересью. Больше того, духовность стала ареной ожесточенного противоборства различных идеологических доктрин, приобретавших порой воинствующий харак-тер.
В современную эпоху былая непримиримость науки и религии становится достоянием прошлого. Религия признает научные выводы, даже использует их в своих целях, а наука видит в религии выраже-ние нравственных традиций, выработанных или усвоенных народом. Сегодня вряд ли кто из серьезных ученых согласится с популярными еще недавно положениями о том, что религия - это опиум народа, разновидность духовной сивухи, пережиток далекого прошлого, удел слабых и невежественных людей и с максималистскими призывами типа знаменитого вольтеровского "Раздавите гадину!". Но она иллю-зорна в своей основе и может воздействовать на современное обще-ство лишь в совокупности с политическими и экономическими факто-рами.
Государство, провозгласив отделение от него церкви, заняло нейтральную позицию по отношению к спорам и конфликтам на рели-гиозной почве, что обеспечило условия сотрудничества со всеми кон-фессиями. Наконец, собственность, превратившись под влиянием на-учно-технического прогресса в коллективное достояние, в основу бла-гополучия всего общества, также стала более активно стимулировать усилия человека в духовной сфере. В результате расширились воз-можности формирования духовных основ человеческой жизни в рам-ках гражданского общества.
Мы, последователи и защитники традиций православия, отвер-гаем идею строительства такого общества на началах без духовного расчета, обожествления чистогана. Если прав М.Вебер, выделивший три основных типа общественного устройства: традиционный, хариз-матический и рационалистский, то общество, освящаемое правосла-вием, скорее является традиционалистски-рационалистическим. Но рационализм православия также основан на духовности, как и тради-ционализм. Общества, совмещающие традицию с духовным рациона-лизмом - счастливые общества. Такими были и Древняя Греция, юная Русь, Урарту, поражавшие иностранцев красотой не только памятни-ков архитектуры и искусства, но и отношений между людьми.
Запад с эпохи Возрождения пошел путем принижения эмоцио-нально-чувственного постижения действительности. Порожденный этим подходом позитивизм исключил саму проблему духа из числа ак-тивных объектов научного исследования, объявив ее метафизиче-ской. Внедряемый США философский прагматизм стимулировал по-пытки свести истоки духовности человека к поддающейся моделиро-ванию с помощью ЭВМ комбинации генов и хромосом. Отсюда и ши-роко разрекламироваемые на Западе опыты клонирования человека, который, как теперь выясняется, будет телесно похож на хомо сапи-енса, но не обладать его духовностью.
По принятой на Западе классификации страны православного мира, ориентирующиеся прежде всего на всестороннее развитие ду-ховности, отнесены к разряду полупримитивных отсталых обществ. Некоторые из проповедников интеллектуального лидерства Запада утверждают, что нам с нашим якобы сугубо иррациональным право-славием до их уровня не подняться никогда. Ставится задача: ото-рвать наши народы от своих многовековых традиций и превратить их в объект интенсивного масс-медиального отупления, способного па-рализовать главное, что всегда отличало православных: коллектив-ную волю к защите своей самобытности, свободы и счастья всех лю-дей на Земле.
Многочисленные исследования ученых, не находящихся в плену позитивизма или прагматизма, показывают, что духовность - это осо-бая сфера человеческого бытия. Материалисты признают ее матери-альной, потому что это тоже объективная реальность, которая дана нам в ощущениях и существует независимо от нас. Сторонники идеа-листических концепций считают духовность порождением не общест-венного бытия, а результатом божественного творения или выраже-нием не связанных с общественным бытием субъективных устремле-ний человека. Но и в том, и в другом случае духовность признается самостоятельной сферой, развивающейся по своим законам. В связи с этим мне хотелось бы высказать мнение, что светская и религиоз-ная духовность не противостоят в современном мире друг другу, а взаимодействуют, отражая натиск антигуманных сил, пытающихся лишить человека его духовных начал, которые по известной оценке Ф.Энгельса являются "высшим цветом" человеческой жизни.
Я, конечно, не призываю к слиянию светской и религиозной ду-ховности. Да это, впрочем, просто невозможно. Речь идет о координа-ции, объединении усилий, чем и занимается наша Ассамблея.
Мы в Думе постоянно советуемся с представителями право-славной общественности и духовенства. А выработанная РПЦ соци-альная программа активно поддержана народом. И государство, не-смотря на то, что церковь отделена от него, руководствуется этой программой как своею собственной. С ней согласны все партии госу-дарственно-патриотической ориентации.
Церковь - не политическая организация. Она дистанцируется от политики. Но не от общества. А общество в наших странах политизи-ровано. Идет борьба за геополитические интересы, просто за выжи-вание. И церковь не может быть безразлична к исходу этой борьбы, затрагивающей судьбу миллионов.
И государство также заинтересовано в развитии традиционных конфессий, принятых народом и внесших существенный вклад в его культуру.
Отношения между конфессиями и государством в России регу-лируются законом "О свободе совести и о религиозных организациях", который разрабатывался при активном содействии представителей РПЦ и других традиционных религиозных объединений. Этот закон создал предпосылки для восстановления роли православия и других традиционных религий в формировании духовности российского об-щества. Религиозный ренессанс с одобрением встречен народом. Люди следуют религиозным традициям, с уважением относятся к ве-рованиям своих отцов и дедов.
Мы, светские парламентарии, стремимся глубже разобраться в вопросах религии, способствовать тому, чтобы традиционная духов-ность, восстанавливаемая в России, вбирала в себя все лучшее, что воспринято народом из религиозной духовности, мир которой, по мне-нию большинства выдающихся мыслителей, так красочен и многооб-разен. А именно красота, прежде всего душевная, и призвана, по сло-вам Ф.Достоевского, спасти мир.
В науке существует несколько трактовок понятия "духовность". Они условно могут быть сведены к двум группам. В первой из них оп-ределяющей стороной духа признается разум, мышление, научное сознание. Такие трактовки сразу ставят в неравное положение лю-дей, не адекватно воспринимающих мир, склоняющихся к своеобраз-ному или просто ограниченному мышлению, не обладающих доста-точными знаниями, деловой хваткой и т.д. Но ведь духовность - это то, что призвано соединять всех, создавать единый род человече-ский. Об этом говорил в знаменитом "Послании к галатам" апостол Павел.
Вот где заключены общечеловеческие ценности, а не только в материальном богатстве или политических амбициях, как уверяют сторонники либеральных идей.
Вторая группа трактовок духовности ставит на первый план во-лю, чувство, воображение, интуицию. Считается, что только сердцем, а не рассудком можно принять чудо, откровение, познание непознан-ного. Отвергая сухой формализм рационализма, сторонники этого подхода нередко принижают рациональное начало в духовности. Их концепции получили широкое распространение среди интеллигенции Запада и многих стран нашего региона, которые вообще противопос-тавляют разум духовности, считая, что именно непознанность духов-ности, а не сознание необходимости обеспечивают человеку индиви-дуальную свободу. Даже тогда, когда человек имеет дело с религиоз-ной духовностью, он не в состоянии постигнуть ее разумом, отдаваясь во власть веры, которая и обеспечивает ему индивидуальную свобо-ду, тоже становящуюся непознаваемым, иррациональным явлением.
Но, на наш взгляд, возможен и третий подход к трактовке духов-ности: назовем его условно "духовно-рациональным". Такой подход всегда был свойственен народам нашего региона. Неслучайно, на-пример, в России, величайшими умами считались люди, достигшие мировых высот и в области художественного творчества: А.Пушкин, Ф.Достоевский, Л.Толстой, С.Есенин и т.д. Гениальными композито-рами были военный инженер М.Муссоргский и выдающийся химик А.Бородин. С семьей Д.Менделеева был связан А.Блок.
Сейчас, когда во всех наших странах резко ослабла роль госу-дарства в сфере экономики, когда система международной безопас-ности укрепляет способность к самообороне даже небольших стран, должно значительно усилиться воздействие государства на гумани-тарную и, в первую очередь, духовную сферу. Должен сказать, что в России органом, генерирующим общезначимые инициативы в этой сфере, стал наш сравнительно молодой парламент. Проблемы ду-ховности обсуждаются практически на всех его заседаниях и во всех его комитетах. О законе "О свободе совести и о религиозных органи-зациях", подготовленном нашим комитетом, я уже говорил. Разраба-тывается и законопроект "О защите общественной нравственности", призванный покончить с нравственным беспределом, царящим в стране. Представители РПЦ и других конфессиональных организаций активно участвуют в подготовке этого законопроекта. Разработан за-конопроект "О запрещении пропаганды фашизма в РФ", который уже фактически применяется в борьбе с экстремистскими группировками. На различных стадиях парламентского обсуждения находятся законо-проекты "О творческих работниках литературы и искусства и об их творческих союзах", "О собраниях, митингах, демонстрациях, шестви-ях и пикетированиях", "Об обращениях граждан" и другие, направлен-ные на создание надежных механизмов гарантирования прав граждан в духовной сфере. И это работа только одного комитета. В целом Го-сударственная Дума подготовила и приняла десятки законов, закреп-ляющие и регулирующую роль государства в духовной сфере.
Могут спросить, а не ослабляется ли в результате этого воздей-ствие гражданского общества на данную сферу?
Разумеется, нет. Ведь государство - это не антагонист граждан-ского общества, а инструмент, посредством которого общество обес-печивает свою целостность и саморазвитие.
Несомнен и тот факт, что с возникновением государства духов-ные основы общества стали устойчивее, прочнее. Характерно, что даже в западных странах именно государство берет на себя функцию сохранения и укрепления духовных начал общественной жизни. Пото-му-то так тесно и переплетается деятельность государственных и ре-лигиозных организаций в духовной сфере, несмотря на отделение ре-лигии, церкви от государства.
Но, конечно, демиургом (творцом) духовности является само общество. Духовность - это отражение всей общественной жизни в сознании и чувствах людей, но отражение не зеркальное, а творчески переработанное, придающее действенность и целенаправленность всем усилиям индивидов.
Идеал человеческого общества - это ассоциация свободных объединений людей, опирающихся на высочайший научно-технический прогресс, обеспечиваемый коллективным, духовно про-светленным разумом всех граждан, и вековые (тоже коллективист-ские) духовно осмысленные общинные и соборные традиции народа.
Собственность, гарантирующая суверенность индивидов в соци-альной системе, также находится под воздействием их духовных уст-ремлений. Только наличие полноценной, неотчуждаемой собственно-сти (или права свободного распоряжаться своей долей, если она кол-лективная) превращает человека из подданного в гражданина.
Хочу обратить ваше внимание, что именно в экономической сфере закладываются и другие гарантии духовности. Ведь не разви-тие капитала и не его акционирование, а объединение реальных тру-довых усилий граждан - вот что обеспечивает духовность любого на-рода воспринимает как идеал справедливого общественного устрой-ства.
Что касается капитала, то он должен интегрироваться с усилия-ми всего общества не только через финансово-налоговую и правовую систему, созданную государством, но и через укрепление духовных начал всей жизни граждан. В России всегда чтили память о тех круп-ных предпринимателях, которые отдавали свой капитал служению обществу и народу. Это К.Минин, братья Третьяковы, С.Морозов и другие. Задача государства - следить за тем, чтобы владельцы капи-тала не поддавались эгоистическим устремлениям, не устанавливали свою монополию (олигархию) в общественной жизни.
Пронизанное идеями общечеловеческой, в том числе и право-славной духовности гражданское общество, созидаемое в наших странах, - это принципиально новое общество, не похожее ни на "дикий" или цивилизованный капитализм, ни на бюрократический со-циализм. Важнейшей его характеристикой призвана стать соборность или, выражаясь светским языком, солидарность всех индивидов. И здесь опять опыт православия поучителен и привлекателен. На За-паде душой такой соборности является церковь. Потому у последова-телей реформаторских идей, отрицающих объединяющую роль церк-ви, утратило свое первозданность и понятие соборности. В право-славном мире соборность - это то, что объединяет людей и через церковь, и помимо ее. Отсюда и особенность мировосприятия право-славных: они представляют весь мир в качестве единой семьи, оза-ряемой светом идей христианской любви и взаимопомощи.
Из этого вытекает и то, что важнейшим принципом организации и функционирования такого общества должна быть социальная спра-ведливость, рассматриваемая не как воздание должного каждому ин-дивиду, а как равенство в пользовании материальными и духовными благами. Этот эгалитарный (уравнительный) принцип отвергается распространенными на Западе либеральными доктринами.
Антиэгалитарная направленность отчетливо проявляется в про-тестантской этике, названной М.Вебером этикой капитализма. Сейчас, когда США открыто усиливают свое давление на большинство стран, антигуманная сущность этой этики становится еще более очевидной.
С протестантской этикой связано и утверждение в ряде странах идей либерализма, которые воспринимались в феодальной Европе как освободительные. И действительно, творцы либеральных док-трин эпохи Просвещения были сторонниками освобождения народов от абсолютистского и феодального диктата. Но с победой демократи-ческих революций в Англии, США, Франции и других странах, либера-лизм обернулся своей другой - антигосударственнической и антикол-лективистской стороной. Освобождение индивида от взаимодействия с другими индивидами и обществом в целом - вот что возобладало в либерализме. Это способствовало повсеместному утверждению эгои-стического общества крупных собственников, не воспринимавших та-кие многовековые фундаментальные духовные ценности христианст-ва как соборность, социальная справедливость, взаимная братская любовь.
Я не выступаю апологетом США, хотя с интересом отношусь к истории этого великого народа. Но ведь и Клинтон, и Буш тоже реши-тельно выступают против эгоизма крупного капитала. А уж о лидерах большинства европейских стран и говорить не приходится: все они, хотя бы на словах, за те духовные ценности, которые дороги всем нам.
И в мировой истории передовые мыслители Запада всегда про-тивились укоренению частно-собственнического эгоизма в сознании людей. Так, Т.Джефферсон, ставший третьим президентом США, за-щищал эгалистическую идею превращения страны в свободную фер-мерскую республику труда. Но под давлением крупного капитала ут-вердилась плантаторская, то есть по сути дела, рабовладельческая демократия. Это наглядный пример того, как прогрессивные духовные начала, идеи подавлялись своекорыстием собственнической элиты, если этому не противодействовали правительства и общество. Вы-вод очень важный для сегодняшнего дня.
В ХХ веке крупный капитал окончательно подчинил себе госу-дарство. Поэтому неолиберализм не выступает за ослабление вме-шательства государства в частные дела. Но самому государству все больше придается корпоративный характер, способствующий отчуж-дению от него народных масс. Опыт же человечества убедительно доказывает, что в одиночку, а тем более за счет других свободы не добиться. Поэтому духовно осмысленное собирание общества - луч-ший способ формирования и его, и каждого отдельно взятого индиви-да в духе гражданственности.
Возрождение духовного единства общества требует разработки новых идеологических и научных доктрин. Одна из них - называемая "русская" (а точнее - общеправославная) идея, выдвинутая еще в XIX веке Вл. Соловьевым и другими мыслителями.
Смысл общественного развития Вл. Соловьев видел во все-единстве в духе или духовном существовании в мире, в бытии. Отсю-да следовало, что православный мир, обладавший традиционной многовековой духовностью, призван принести духовную свободу и другим народам.
Экзистенция может выходить за свои пределы. Но она способна быть трансцендентной и по отношению к соборному существованию, когда индивидуальная духовная свобода превращается в соборную. Православные традиции создают предпосылки для такой высшей свободы, основанной на солидарности со всем миром. Либеральные концепции индивидуальной свободы не могут быть восприняты обще-ством, прикоснувшимся к высшей, соборной свободе. Это противо-стояние разрешалось и разрешается временем.
И, как нам представляется, человечество рано или поздно при-дет к осознанию этой истины, утверждающей устои нового мирозда-ния, в котором индивидуальная свобода через всеединство в духе бу-дет трансцендировать (перетакать) в соборную свободу. Это наш пра-вославный путь.
Дилемма состоит в одном. Или мы объединимся и выстоим, или эгоизм либерализма нас поглотит. И тогда придет конец нашей само-бытной православной духовности, являющейся одной из вершин ми-ровой цивилизации.
Накопленный исторический опыт и современные реалии позво-ляют сделать вывод, что именно противостояние двух мировоззрен-ческих систем - либерализма и духовной соборности, центром которой является православие, - является одной из ведущих тенденций миро-вого развития.
Во-вторых, идеи православия, сохраненные в ожесточенной борьбе, выстояли и становятся все больше востребованными обще-ством. И это, в свою очередь, призвано учитывать демократическое государство.
В-третьих, традиции православия являются объединяющим скрепом гражданского общества и государства, призванных опираться на соборность и другие гуманные принципы.
В-четвертых, эти идеи обеспечивают подлинную свободу лично-сти, надежно гарантируемую соборностью, а не псевдолиберальными ценностями.
Мы не отвергаем историческую роль либерализма, но в совре-менных условиях его доктрины уже не способны обеспечить устойчи-вое развитие систем гражданского общества. Нужны новые подходы к решению острых проблем современности. И я уверен, что участники нашей конференции предложат их.
Спасибо за внимание.
Выступление Председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и рели-гиозных организаций, Президента ЕМАП В.И.Зоркальцева на Международной конференции в рамках ЕМАП "Церковь, государство, общество и кризис либеральной доктрины переустройства мира".
Ереван, 21-22 февраля 2001 г.
24 октября 2002г.
404 Not Found
Not Found
The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.
<%you_hit(39);%>
|