Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Персональная страница. Зоркальцев В.И.
Выступление В.И.Зоркальцева на Международной конференции "Православие и угрозы системного кризиса мирового постиндустриального общества, глобальной экономики и государственных институтов власти"

Ваше Высокопреосвещенство!

Уважаемый Виктор Владимирович!

Уважаемый Сергей Рафаилович!

Уважаемые участники конференции! Коллеги!

Сегодня мы в десятый раз открываем заседание нашего православного сообщества для обсуждения важнейших проблем современности. Все предыдущие встречи показали, сколь большое внимание уделяется парламентами наших стран вопросам духовного возрождения. И это особенно актуально, когда мы подводим итоги уходящего века.

В своем сообщении в рамках основной темы конференции "ЕМАП как фактор противодействия глобальным угрозам" я хотел бы остановиться на следующих вопросах:

1. Духовно-социальные аспекты системного кризиса мирового постиндустриального общества;

2. Страны ЕМАП и православный ответ на глобальные угрозы;

3. Православная культурная идентичность как фактор противодействия глобальной унификации;

4. ЕМАП - катализатор стабильности в Европе.

Человечество накануне вступления в третье тысячелетие христианской эры. В ХХ веке оно качественно изменилось. Принципы свободы и неприкосновенности личности, прав человека признаны всем международным сообществом, всеми цивилизованными людьми. Идеи гуманизма, так ярко воплотившиеся в христианской доктрине, распространяются среди большинства жителей нашей планеты.

Геополитический и духовный разлом конца ХХ века высветил пласты человеческой цивилизации, различающиеся своими религиями, образом мыслей, культурными и нравственными канонами, геополитическими и духовными интересами, что подвигло Самюэля Хантингтона поставить вопрос о "конфликте цивилизаций". Конец конфронтационной биполярной системы и мировой системы социализма побудил Френсиса Фукуяму заявить о "конце истории", о стабилизации общества на основе одной социальной системы "либерализма".

Нельзя ни один из этих из этих постулатов считать аксиомой. Но на лицо смена вех в историческом развитии, породившая и новую геополитическую обстановку в мире.

Беспрецедентные достижения научно-технической революции, прорыв в космическое пространство, информационная революция - убедительные свидетельства могущества человека, идущего трудным путем к обеспечению счастья, свободы и благоденствия для всех живущих на Земле. Тем самым мы приближаемся к осуществлению заветов основателей христианства, стремившихся к созданию на Земле если не царства божьего, то, во всяком случае, общества справедливости и общечеловеческой солидарности.

Важно подчеркнуть, что идеи христианского гуманизма, добрососедства и равноправия оказывают все большее влияние на политику многих стран. Хотя эти идеи еще не стали общепринятыми, но агрессивным силам все труднее осуществлять свои замыслы, направленные против коренных интересов всех народов.

Вспомним, как безнаказанно вели себя агрессоры два-три столетия тому назад. Под чужеземным игом оказались территории Балканского полуострова, Ближнего Востока, Северной и Тропической Африки, Южной и Центральной Азии. Война 1914-1918 гг. была войной за передел мира. А вторая мировая война 1939-1945 гг. в конечном итоге покончила с империями государств-агрессоров Германии, Италии, Японии и привела к освобождению многих народов .

Имперская политика в современном мире исчерпала себя. Традиционный ответ на вызовы времени - перераспределение ресурсов в свою пользу - в новых условиях неэффективен.

Что ждет нас в XXI веке - смуты и гражданские конфликты или многополюсный сбалансированный мир свободных народов, демократия или насилие, веротерпимость или религиозная вражда? Растворится ли православный мир в общепланетарном процессе глобализации или произойдет более тесное сближение наших стран на основе равноправия и взаимопомощи - эти и другие вопросы ждут ответа. И мы должны попытаться обновить подходы к поиску таких ответов.

1. Духовно-социальные аспекты системного кризиса мирового постиндустриального общества

Напомню, что в 1992 году, в Рио-де-Жанейро под эгидой ООН состоялась представительнейшая конференция, в которой приняли участие главы государств и правительств десятков стран мира. На конференции рассматривались проблемы глобального развития и был сделан общий вывод о том, что если оно будет по-прежнему происходить на основе принципов безудержной потребительской экспансии, возрастающего изъятия невосстановимых природных ресурсов планеты, а его результатом станет продолжение загрязнения биосферы отходами жизнедеятельности общества, то всемирный экономико-экологический кризис неизбежен.

Впервые с абсолютной четкостью было заявлено, что первооснова кризиса носит социальный характер, что дело не просто в "перенаселенности" стран третьего мира и устаревших технологиях, а в социально-политических условиях, сложившихся в современном мире. И главный вывод, который был сделан на конференции, состоит в том, что сейчас наступил момент, когда реальной стала альтернатива: или мир изменит вектор своего развития, или полным ходом продолжит движение к катастрофе.

Этот глобальный кризис - явление совершенно новое в жизни планеты. И до этого были политические, экономические, духовные кризисы в отдельных странах. В ХХ веке в стадию общего кризиса вступил мировой капитализм, а в конце его случился кризис мировой социалистической системы, приведший к ее распаду. Сейчас впервые ясно обозначена угроза общепланетарного кризиса, охватывающего не только все сферы жизни человеческого общества, все страны, все общественные системы, но и природную среду обитания человека, саму человеческую личность.

Глобальный кризис имеет множество проявлений, содержит и экономические, и политические, и социально-психологические аспекты. Это и резкое сокращение доступности природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, физическое ослабление человека и подверженность его болезням, которые в прошлые века практически не встречались в медицинской практике, даже мутации в его генофонде, растущая неустойчивость психических процессов под влиянием информационной перенасыщенности человеческого мозга, подмена демократических институтов власти корпоративными и авторитарными суррогатами, кризис духовности, наступление антикультуры и псевдокультуры, криминализация общественных отношений, рост аморальности и жестокости и т.д.

Все эти явления ослабляют сопротивляемость общественного организма по отношению к негативным последствиям природных и техногенных процессов, ведут к резкому усилению социально-экономической, политической и идеологической нестабильности.

Если попытаться кратко определить причины назревающей катастрофы, то их можно свести к тому, что гигантский рост производительных сил ломает устоявшиеся оболочки общественных отношений и духовно-идеологических процессов. Сейчас уже десятки стран по уровню индустриального производства превзошли то, что было достигнуто промышленными гигантами в середине ХХ века.

Однако угрозы, ставящие под вопрос само существование общества, нарастают. Человечество стоит на пороге мощного социального взрыва, разрушительная сила которого будет увеличена противоречиями экономического развития и политическим противоборством кланов, социальных групп и государств. Этот взрыв может привести если не к гибели цивилизации, то к разрушению производительных сил, культуры, массовой утрате человеческих жизней.

Исторический опыт свидетельствует, что больше всего от кризисов такого рода страдают периферийные элементы погибающего организма. Когда в результате кризиса рухнула империя Александра Македонского, центр ее - блистательная Греция - сумела передать эстафету культуры Риму, а многие периферийные анклавы эллинистической культуры были поглощены народами, на порядок отставшими в своем развитии. После крушения Римской империи периферия также оказалась отброшенной на века назад. И, наконец, от распада Восточного блока больше всего пострадали именно наиболее отдаленные от центра регионы, в которых происходят разрушительные гражданские войны, наиболее грубо и беспардонно осуществляется процесс криминализации власти и экономики.

II. Страны ЕМАП и православный ответ на глобальные угрозы

Страны геополитической зоны ЕМАП также являются, в определенном смысле, периферийными по отношению к центрам европейской и азиатской цивилизаций. Для них могут оказаться особо губительными последствия кризисных явлений, усиливающихся в наиболее развитых регионах.

Уже сейчас в большинстве этих стран нарастают социальные и национальные противоречия, экономические трудности, усугубляемые давлением извне. Ряд стран превратился в зоны военных действий. Причем, хочу особо подчеркнуть, что православие всегда выступало как фактор стабилизации геополитической ситуации в нашем регионе. Как показывает исторический опыт, на наши земли не раз претендовали жестокие соперники. И освобождаться от них приходилось ценой долгой и тяжелой борьбы. А наша общая православная идеология помогала нам стойко воспринимать трудности и мужественно преодолевать их. Православный мир выстоит и перед новыми глобальными угрозами, сохранит свое единство и идентичность.

Православие есть созидательная, уходящая корнями в глубины народной жизни религиозная доктрина, ориентирующая людей на совместные действия, взаимовыручку, верность данному слову и общественному долгу. Конфронтационность органически чужда православию, идеалом которого является гармоничное и свободное развитие всех человеческих общностей, каждого индивида. Православные всегда обожествляли основанный на взаимопомощи бескорыстный труд. И именно в нашей зоне под сенью православия возникали многие трудовые объединения свободных людей, помогавшие сообща преодолевать трудности, которых немало выпадало на долю наших предков.

В сохранении и защите православных традиций особую роль призвана сыграть Европейская Межпарламентская Ассамблея Православия. Это, пожалуй, единственная международная организация, которая никогда не обсуждала и не собирается обсуждать вопросы, связанные с использованием вооруженной силы в международных делах. Православная духовность способна умиротворить и другие общности, также ощущающие бессмысленность конфронтационности и взаимного соперничества.

Наша Ассамблея вполне могла бы выступить с обращением ко всем правительствам и народам с призывом о превращении нашего региона перед лицом глобальных угроз цивилизации в зону мира, стабильности и спокойствия. Уверен, что такой призыв был бы с пониманием встречен мировой общественностью. Горячие точки планеты находятся в зоне влияния православия, и наш долг - сделать все возможное для того, чтобы погасить эти очаги напряженности и взаимной конфронтации.

Должны быть отодвинуты на второй план национальные, конфессиональные, социальные и внутриполитические противоречия. Когда кораблю грозит гибель, нужно спасать судно, а тем самым и себя. И наша православная доктрина может стать основой идеологии глобального консенсуса, который так необходим исстрадавшейся по спокойствию и миру нашей планете.

Особенно тревожат православную общественность попытки агрессивных сил покончить с устоявшейся системой коллективного регулирования международных отношений, сложившейся в результате Второй мировой войны. Группа стран, опираясь на силовые методы, присваивает себе право вершить суд и расправу над суверенными государствами. Это возврат к худшим временам прошлого, когда сильный был всегда прав, а слабый подвергался уничтожению и унижению за дела, которые не совершал.

Эти государства присвоили себе право односторонних решений. Путь к монополярному миру уже усеян трупами десятков тысяч людей. Он ведет в никуда, а точнее - в гибельную пропасть для всего человечества.

Хочу подчеркнуть, что в православных кругах уже сложилось представление о путях вывода человечества из нарастающего кризиса. Святейший Патриарх Алексий II в своем выступлении при открытии Епархиального собрания г. Москвы 23 декабря 1998 года подчеркнул, что в наши дни силы беззакония и разрушения становятся особенно агрессивными и массированными. Я цитирую.

"Сегодня это не спорадические проявления греха, не отдельные эпизоды злых, порочных разрушительных действий, а ускоренное строительство общемировой системы зла. Население целенаправленно организуется в сатанинских принципах лжи, подлога, обмана, поклонения внешней грубой силе. Внедряются как начала "нормальной" жизни жадность, эгоизм, амбиции, разврат, наркомания, любовь к удовольствиям и развлечениям любой ценой.... Традиционная христианская культура не только отодвигается на последнее место, предается забвению, но и пародируется, осмеивается, как атавизм, нечто отжившее и ненужное... Кровавым культом насилия, жестокости, предательства, разврата пропитывается вся наша жизнь. Понятия долга. чести, стыда, совести, целомудрия в поругании и уничижении. Размывается православное сознание и мирочуствие, умаляется сила веры и благочестия... Кратко сказать, идет непримиримая ожесточенная борьба между Царством божьим и царством дьявола..." Мы, продолжал Алексий II: "... обязаны мужественно противостоять лжи и пороку, призваны никогда не соучаствовать в беззакониях...". (Конец цитаты).

Отход от духовных основ христианской цивилизации, а также тесно связанных с нею других мировых религий - одна из главных причин обострения социально-политической и эколого-экономической ситуации во всем мире. Именно такую угрозу для человеческой жизни предвидели великие пророки христианства.

Интеллектуальные силы разных стран озабочены поисками выхода. Господствующим является мнение, что необходима радикальная перестройка общественного устройства, сложившегося на планете. Капитализм показал свою антигуманность уже в начале ХХ века. Социализм в конце века также оказался неспособным ответить на многие вызовы времени. Видимо, следует учесть выводы авторов так называемой теории конвергенции о перспективности общества, совмещающего в себе лучшие черты и социализма, и капитализма. Ясно, что к такому обществу мы придем не скоро, но нужно всячески укреплять и расширять подлинно гуманистические отношения между людьми, дающие возможность жить достойно всем и добиться наибольшего успеха в жизни самым честным, активным, трудолюбивым, предприимчивым, готовым бескорыстно помогать ближнему. Именно к созданию такого общества и призывает нас православие.

Путь к нему - не через политическое противостояние и борьбу. Православный путь преодоления глобального кризиса мы видим в полном отказе от использования силовых приемов для решения внутренних и внешнеполитических проблем. Планета не может позволить себе роскоши братоубийства. И каждая ракета, пущенная на землю многострадального Ирака, Югославии - это удар в наше сердце, признак того, что мы не все сделали для воцарения на Земле принципов добра и справедливости.

Страны поствизантийского пространства призваны стать стабилизирующим фактором международных отношений, а наша духовность, стать той частью глобальной духовности, которая позволит человечеству подняться над спорами и предубеждениями. Нам предстоит сыграть и отведенную нам историей роль моста между великими цивилизациями Запада и Востока. Соборность и коллективизм как высшие проявления духа православия должны стать теми принципами, на основе которых объединится и одержит победу над мировым злом человечество. Это наш ответ, в соответствии с традициями православной духовности, на угрозы, способные погубить земную жизнь. В православии всегда стремились к гармонии во всех смыслах этого слова, к гармонии в отношениях человека и природы, и между людьми, и между государствами.

Особенность грядущего глобального кризиса, - это окончательное разрушение экологии планеты и подрыв самой основы существования разумной жизни. Никогда еще в истории человечества экологические проблемы не обострялись до такой степени, как в конце ХХ века. Нашествие ледников, разрушительные тектонические процессы, засухи, наводнения, эпидемии - все покажется частным эпизодом по сравнению со зреющей экологической катастрофой всей планеты, которая может лишиться питьевой воды, атмосферы, тепла солнечных лучей, а то и просто взорваться.

Эта апокалиптическая картина гибели человечества может стать результатом бездумного потребительства стран, наиболее преуспевших в экономическом развитии. Ученые подсчитали, что если к уровню потребления энергии так называемым "золотым миллиардом" начнут приближаться остальные народы, то планета просто погибнет. У нее не хватит ресурсов, чтобы настолько поднять уровень энергетических затрат населения Земли. И тогда резко обострится уже идущая борьба за овладение источниками энергии, сырьевыми ресурсами вообще.

Известный лозунг русских нигилистов: "Природа не храм, а мастерская и человек в ней - работник" сейчас очевидным образом должен быть переосмыслен. Все-таки природа - храм, а не только мастерская.

Нас особенно беспокоит, что политика ряда развитых государств направлена на разграбление и хищническую эксплуатацию тех регионов, которые относятся к зоне, представленной в ЕМАП. Мы можем противопоставить этому пагубному процессу традиции народной жизни, одухотворенные идеями православия. Умеренность, жизнь в гармонии с природой и окружающими людьми - вот те традиции, которые способны остановить вакханалию, разрушающую и природу Земли, и противоречащую природе человека.

Для того, чтобы наши идеи приобрели необходимую силу, нужно единство наших народов, их совместные действия по предотвращению глобальных угроз. Может быть, настало время подумать о создании при активном участии нашей Ассамблеи широкого общественного движения народов - хранителей наследия Византии. Такое движение могло бы поставить себе задачей создать не только духовное единство наших стран, но и наполнить его реальными политическими, экономическими, культурными связями. Оно стало бы фактором объединения всех политических сил, заинтересованных в сохранении стабильности и добрососедства.

III. Православная культурная идентичность как фактор противодействия глобальной унификации

Процессы глобализации ведут к растущему униформизму и в образах жизни, и в формах культурного самовыражения народов. Одним из способов уйти от унификации, обезличивания этносов в современную эпоху стал бурный рост национального самосознания, актуализация исторической памяти народов.

Утрата национально-этнического своеобразия, еще совсем недавно воспринимавшаяся как неизбежное следствие объективных процессов, связанных с научно-техническим прогрессом, урбанизацией, массовыми миграциями, распространением нивелирующих тенденций массовой культуры, начинает осознаваться мировым сообществом по-другому.

Все более явно выступает сознание того, что развитие таких тенденций обернется невосполнимыми потерями не только для отдельных народов, но и для человечества в целом.

Не интеграционные процессы несут угрозу национальным культурам - они открывают новые широчайшие возможности для их развития, - а попытки создания некой унифицированной псевдокультуры. Сохранением, развитием национальной самобытности народов мы противостоим той тотальной нивелировке, той эрозии национальных ценностей, которые, увы, имеют место в мире, вызывая естественную тревогу за судьбы мировой культуры.

В Европе XXI века Православие стремится занять свою нишу, активно участвовать в ее формировании через культуру: нравственную, экономическую, политическую, дать свое духовное толкование смыслу интеграционных процессов и их перспектив. Богословская мысль обсуждает активно понятие "общеевропейского дома", "общеевропейского блага", существо процессов регионализации, глобализации, экономической и политической либерализации, проблему "человеческого измерения" общеевропейского процесса…

Хорошо известно насколько резко отличаются православное и западное понимание человека. Западное - воспринимает человека как одномерного, частичного, функционально приспособленного к современной цивилизации. Он сух, приземлен и практичен. Православие видит в человеке полноту и целостность, богатую совокупность различных качеств, обязательным среди которых является такая неопределяемая и почти неуловимая категория как духовность. Но если трудно определить есть ли она, то очень легко увидеть, когда ее нет.

Характеризуя западное и православное понимание человека, мы не хотим никого обидеть. Речь идет об определенной абстракции, некотором идеале. Это, конечно, не означает, что в странах Запада нет людей, у которых духовные интересы превалируют.

Насколько сильной является нематериальная, духовная составляющая в обществе, имеющем православные традиции, можно судить по следующему. Согласно одному из объяснений резкого повышения, начиная с 1992 года, смертности в России, ее основной причиной является сильнейший стресс, связанный с нравственным, духовным насилием над обществом, которое выражается в настойчивых попытках заменить коллективистскую мораль, идеологией воинствующего индивидуализма и либерализма, заставить отказаться от принципа примата общего интереса над частным, сломать многовековые исторические и национальные традиции народа, ликвидировать его духовный стержень.

Но стресс стрессу рознь. Примечательно, что в годы Великой Отечественной войны, когда материальные условия жизни были намного хуже чем сейчас, а стрессовых ситуаций хватало с избытком (похоронки, потери близких, раненые, беженцы, госпитали) смертность гражданского населения не возросла так, как сегодня, потому что общество было одухотворено высокой целью достижения победы над фашизмом. Сегодня такой цели нет. Народ духовно ослаблен.

Роль своеобразного тарана, которым пытаются раздробить стены нашей духовной крепости, играют многочисленные СМИ, особенно радиотелевизионные, эти с виду безобидные и даже дружелюбные взломщики интеллекта, без отмычки проникающие в каждый дом.

Одной из отличительных черт православного мира является яркость, многокрасочность его культуры. Православная культура традиционна. Она противостоит бесовщине масскультуры, насаждаемой в наших странах. Именно агрессия масскультуры подрывает основы нашей духовности, которая, по мысли западных идеологов, должна стать неспособной порождать такие дорогие нам идеи как патриотизм, народность, следование традициям.

Православная культура защищает народ от суррогатов, навязываемых ему извне, которые знаменуют собой кризис мировой культуры, лишая человечество ясных ориентиров на пути его прогрессивного развития.

Спасти мировую культуру это значит сохранить важнейшую основу всемирной цивилизации, дать ей возможность преодолеть надвигающийся глобальный кризис. Через спасение культуры, обогащение и развитие православной духовности мы можем придти к экономическому и политическому возрождению наших стран, к превращению их в общепланетарную точку опоры в борьбе с угрозами, которые создает углубляющийся глобальный кризис.

В современном мире много зависит от государственных органов власти, в том числе и парламентов. Государство призвано выступать в качестве главного регулятора всех сфер общественной жизнедеятельности. Но и оно переживает кризисное состояние. Усилилось подчинение его экономическим элитам, капиталу. Рост бюрократической верхушки, обслуживающей интересы крупных собственников, ее коррумпирование, ведет к отчуждению от политической и гражданской жизни миллионов людей. Западная демократия интенсивно вырождается в замкнутую корпоративную, а нередко и откровенно авторитарную систему. Между тем идеалом правления православие признает народовластие. Именно следование этому идеалу и способно приостановить превращение современных государств во враждебную человеку силу.

IV. ЕМАП - проводник стабильности в Европе, а равно и в мире

Наш век стал свидетелем утраты Европой мирового лидерства, утраты позиции колыбели всех новшеств в экономике и политике, что дало основание говорить о "закате Европы". Раскол Европы преодолевался путем создания двух соперничающих региональных организаций и стал региональным расколом Запада и Востока Европы.

На переломе веков с уходом в прошлое формулы "два мира - две системы", разделявшей идеологически и военно-политически Европу, ученые, богословы, дипломаты и политические деятели заговорили о Большой Европе.

И впоследствии Западная Европа, стремясь сохранить свою идентичность, цивилизационные традиции, противостоит начавшейся экспансии атлантической цивилизации и ее ценностям. Опасаясь оттеснения Западной Европы на второй план в мировой экономике и политике, ставится вопрос, с одной стороны, об "идентичности" Западной Европы, с другой - о "взаимодополняемости" экономики "двух Европ", заинтересованности в общеевропейском процессе кооперации Запада и Востока.

В этих условиях сверхзадача Европы состоит в том, чтобы путем социально-нравственного преобразования, используя как действующие силы науку, просвещение, культуру и религию, и как средство - неправительственные, общественные организации, найти формы сосуществования и партнерства человека и государства, государства с государством, цивилизациями, разработать методологию человеческого примирения.

Не случайно ее история - попытки объединения, как военным путем, так и различного рода экономическими и политическими способами. Конфликтно-компромиссный процесс постепенного и многотрудного преодоления раскола Европы как ее исторического наследия - единственный на сегодня способ возвращения прежних мировых позиций Европы. Не стоит при этом забывать о том, что общеевропейский процесс имеет двойственную природу: материальную и духовную и в его развитии играет роль как интернационализация рынка и производства, так и духовно-нравственные, культурные, этические факторы.

Будущая Европа - это, прежде всего, взаимодействие цивилизаций.

На протяжении последних пяти лет все эти вопросы мы не раз обсуждали в рамках работы Православной Ассамблеи. И к какому же выводу мы пришли? Да, цели ЕМАП отвечают интересам Большой Европы. Все мы, члены ЕМАП, тоже стремимся к Большой Европе. Все эти годы мы заявляем, что мы, наша цивилизация, имеет такое же право называться Европой, как и наши Западные соседи.

Как бы то ни было, проблема Большой Европы вырисовывается как социальный и политический вызов, как результат исторического наследия и как задача, которую предстоит решать. Европе нужна историческая перспектива и гуманистическая идеология на основе общеевропейского единства. Уверен этой задаче наше православное движение соответствует в полной мере.

И в заключение хочу сказать о самом страшном последствии, а может быть и главном истоке кризиса - деформации под влиянием собственнических инстинктов души человека, его неповторимой личности, совмещающей в себе надмирное и земное начала. Все, что есть прекрасного на Земле - создание рук, ума и чувств человека. Дикая природа, не облагороженная человеческим присутствием, всегда агрессивна и непредсказуема. И вот сейчас опасность нависла над самим человеком, который становится объектом эксперимента, грозящего самоуничтожением всего человечества.

Говорят, что живой организм зачастую выходит из кризиса окрепшим, более защищенным. Мы уверены, что человечество преодолеет и назревающий глобальный кризис. Но сколько сил, материальных средств, человеческих жизней уйдет на то, чтобы сохранить род людской. Поэтому лучше не допускать кризисных явлений, оздоровить все сферы общественной жизни до того момента, когда кризис вступит в свою решающую стадию.

Единство наших стран в противодействии мировому кризису. Укрепление православия, духовных основ общества - залог успеха на этом трудном пути. Это наш вклад в борьбе с надвигающимися глобальными угрозами человечества.

Спасибо за внимание.

Доклад Президента ЕМАП, Председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций В.И.Зоркальцева на Международной конференции "Православие и угрозы системного кризиса мирового постиндустриального общества, глобальной экономики и государственных институтов власти", Одесса, 20-23 января 1999 года
24 октября 2002г.

404 Not Found

Not Found

The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.

<%you_hit(39);%>

   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок