Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Персональная страница. Зоркальцев В.И.
Доклад на VI конференции ЕМАП "Пути законодательных решений защиты традиционной семьи как важнейшей социальной и нравственной ценности"

Уважаемые участники конференции! Коллеги!

Тема, вынесенная на обсуждение, важна и актуальна. Разные аспекты этой проблемы мы уже обсуждали на своих конференциях. Среди них: развитие православной культуры и духовно-нравственное просвещение и образование (Москва, 1995г.), социальная деятельность православной общественности (София, 1996г.), роль православия в европейской культуре (Салоники, 1997г.), проблемы, вызванные в странах ЕМАП новыми ересями (сектами), и пути их преодоления (Варшава, 1998г.), православие и интеграционные процессы в Европе (Никосия, 1999 г.).

А сегодня как бы венец развития этих тем - проблема защиты традиционной семьи. Ведь именно в ней осуществляется первичная социализация человека, закладываются основы культурного развития, происходит усвоение жизненно важных навыков и религиозных традиций. Семья имеет консолидирующее значение, противостоит социальному распаду и дезинтеграции.

Опыт мирового сообщества показывает, что проблемы семьи эффективнее решаются с помощью государства. Системы и программы реализации такой политики, созданы во многих странах мира (Австрии, Германии, Люксембурге, Норвегии, Финляндии, Франции, Чехии и других). В этих странах разработаны многие законодательные акты, гарантирующие социальные права и достойную жизнь для миллионов семей. Однако в России и некоторых других странах интересы семьи как целостного института в государственной политике долгое время не учитывались.

В последние годы в России разработана концепция семейной политики, в которой она получила государственное определение. Но надежной правовой базы пока не создано.

В международном плане эти проблемы нашли отражение в документах и материалах ООН (Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о правах ребенка, Венской декларации и Программе действий Всемирной конференции по правам человека и других).

Так, во Всеобщей декларации прав человека (1948) подчеркивается, что "семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства" .

Встает вопрос: почему именно сейчас, на рубеже 2 и 3 тысячелетий христианской эры, мы поднимаем эту проблему? Причин тому несколько.

Во-первых, потому, что резко возросла роль семьи в экономической, социо-культурной и даже политической областях.

Вторая причина - стремительное нарастание факторов риска для семейной жизни. И дело тут не только в сознательном разрушении ее начал, но и в наличии объективных причин, делающих менее притягательными нормальные семейные узы.

Третья причина - обострение демографической ситуации в большинстве наиболее развитых и обеспеченных стран, когда бездетная или однодетная семья становится преобладающей формой. В православных государствах, в том числе в России, это так же ведет к резкому сокращению естественного прироста населения и ощущается довольно остро.

И, наконец, четвертая и самая главная - на наших глазах разрушается вся внутренняя структура современного общества, оно становится неустойчивым, рыхлым, лишенным хребта. А связано это и с разрушением идеала семьи, которая издревле, во все века была архетипом, парадигмой устройства общества. "Самое древнее из всех обществ и единственное - это семья... Семья, - как отмечал Жан Жак Руссо, - это прообраз политических обществ, правитель - это подобие отца, народ - детей".

Много раньше, в VI веке до нашей эры подобную же мысль высказал Конфуций. Им разработана концепция сяо - о сыновней почтительности к родителям, старшим вообще. Он считал сяо главной добродетелью, основой справедливости, самым эффективным методом управления страной, которая ему представлялась в виде большой семьи.

Многие выдающиеся мыслители прошлого были поборниками традиционной, прежде всего моногамной семьи. Она - одна из самых древних и устойчивых ячеек общественного организма, своего рода атом, без учета роли которого нельзя понять сложнейшие отношения внутри социума. Именно традиционная семья, сакрализируемая всеми великими мировыми религиями, может рассматриваться как прообраз современной семьи. Да и семья будущего не может быть понята вне рамок традиции, в том числе и религиозной.

Семья - это как раз тот проверенный тысячелетиями механизм, который обеспечивает поступательное движение человечества к прогрессу. Не стадо парнокопытных или длиннохвостых обезьян, не львиный прайд или волчий выводок, не утиная парная семья или куриный промискуитет, а именно моногамия помогли человеку стать человеком. И не случайно переход человечества от дикости и варварства к цивилизации совпадает как с возникновением и утверждением моногамной семьи, так и с рождением великих традиционных религий.

Долгий путь исторического развития института семьи привел к ее современному виду, имеющему религиозную первооснову. Причем даже в самых современных секуляризованных формах семья сохраняет легко "вычисляемые" религиозные корни, а во многих странах тип семьи остается традиционным, практически не поддаваясь трансформации.

В свое время на основе изысканий американского этнографа Моргана утверждалось, что причиной возникновения моногамной семьи была частная собственность - для наследования накопленных богатств. Но многочисленные факты говорят о том, что моногамная семья весьма прочна и у простых людей, тружеников, которым особенно нечего передавать по наследству. Следовательно, человек запрограммирован на моногамию: на то, чтобы жить с мужем (женой) и оставить после себя общих детей.

Социально-психологическая суть моногамии еще не исследована по-настоящему. Но ясно, что человек ищет близкое себе, родное существо, соединяясь с которым он приобретает дополнительную психологическую устойчивость, надежный тыл, позволяющий с честью преодолевать жизненные невзгоды. Характерен в этой связи известный миф приведенный Платоном в диалоге "Пир", о том, что каждый человек ищет свою потерянную когда-то половину. И традиционные религии обязывают своих последователей крепить союз представителей противоположных полов, делить с женой или мужем и горести, и радости, и накопленную собственность. Что люди и называют человеческим счастьем.

Кстати, о понятии "традиционная семья". Как-то так получилось, что в современном обществе, нацеленном на постоянные изменения, на непрерывное обновление, термин "традиционный" приобрел отрицательный оттенок. Но что такое "традиционная семья"? Это семья, основанная на взаимной любви родителей и детей, уважении к старшим, соблюдении нравственных норм, честном труде. В таком случае, я бы сказал, что это просто нормальная семья - семья, которая полностью соответствует своему понятию.

Если обратиться к истории, то следует отметить, что моногамная семья далеко не сразу стала тем образцом, к которому стремятся. В Древнем Риме фамилия, то есть семья, включала в себя не только мужа, жену и их детей, но и наложниц, домашних рабов, клиентов. Отсюда, кстати, и произошло название науки о семье - фамилистика. Глава семьи был ее полным хозяином, обладал почти абсолютной властью и был свободен в своем поведении. Римские матроны платили за это супружеской неверностью и скрытой непреходящей ненавистью. Примерно такие же нравы господствовали у представителей других народов той эпохи.

И лишь христианство, а затем православие сделало семейную жизнь достойной человеческого имени. Не пожелай жены ближнего своего, не прелюбодействуй, оберегай и вскармливай детей, заботься о стариках - родителях - эти правила, почерпнутые из народной жизни, стали священными заповедями, нравственными постулатами православия. Апостол Павел учил, что дети или внуки "прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям: ибо сие угодно Богу" (1-е послание к Тимофею, глава 5 стих 4). В своем "Послании к Ефесянам" он говорил: "Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. "Почитай отца твоего и мать", это - первая заповедь ..... И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем" (глава 6 стих 1, 2, 4).

Образ традиционной православной семьи ярко запечатлен известным религиозным философом И.А.Ильиным в главе 5 ("О семье") его книги "Путь духовного обновления". Он писал: "Семья есть первый, естественный и в тоже время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости. Он призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе, научиться в нем первым совместным движениям сердца и подняться от него к дальнейшим формам человеческого духовного единения - родине и государству".

Неотделимо православное представление о семье и от такого ведущего нравственного постулата как долг. В связи с только что отмеченным 200-летием всемирно известного литературного гения Пушкина хочу напомнить известную строку из "Евгения Онегина": "Но я другому отдана и буду век ему верна", - говорит страдающая Татьяна влюбленному в нее Онегину. Это чисто православный подход к браку, когда долг дополняет любовь. На такой основе часто возникали удивительно прочные семейные узы.

Любовь - это высшее проявление человеческой духовности. Справедливо сказал Гете: "Счастье душа познает лишь любя". И православная церковь освящает только такой семейный союз, который основан на взаимной любви и долге.

В православии брак является одним из величайших таинств, соединяющих человека с высшими духовными силами. Но ведь и в народных представлениях наших стран брак по любви рассматривается как чудо, самый дорогой подарок судьбы. В Библии говорится: "И сказал Бог: человек не должен быть один". Но как прекрасен союз любящих людей. Это поистине небесная гармония. Недаром она так воспета величайшими поэтами всех стран.

Если мы перестанем смотреть на брак как на чудо, мы быстро разуверимся и в самой жизни, ибо будучи порождением одной любви, любви наших родителей, мы дарим миру свет нашей любви, трепет сердец, слившихся воедино .

В современном мире значительно выросла общественная роль брака. В условиях современных мегаполисов, где социальные связи между людьми ослабевают, семья все больше превращается в один из важнейших элементов гражданского общества. Выросла роль семьи и как производственной ячейки. Велика роль современной семьи в воспроизводстве и передаче культурного наследия.

Несколько слов хотелось бы сказать об образовательной роли традиционной семьи. Используя известную формулу Дж. Саймона, назвавшего образование "способом формирования человека внутри общества", можно сказать, что именно семья является стартовой площадкой такого процесса, охватывающего всю человеческую жизнь. И следует признать, что с выполнением ряда образовательных функций она справляется уже лучше, чем школа. Особенно это относится к традиционной православной семье, где дети вплоть до возмужания остаются под родительским контролем и попечением.

Можно назвать несколько направлений образовательной деятельности, где особо активно проявляет себя эта "домашняя академия": подражание родителям, следование их примеру, восприятие их навыков общения с людьми и природой, ведения домашнего хозяйства, близких им духовных ценностей, обучение детей трудному делу жить в коллективе, считаться с его волей, любить и ближних, и дальних, чувствовать свою ответственность за семейное, а затем и общественное благополучие, заботиться о здоровье, о чистоте не только тела, но и своих помыслов. Следует взять у такой семьи все рациональное, конструктивное, выдержавшее испытание временем.

Несколько иной стала и социально-биологическая репродуктивная функция семьи. Раньше она, как правило, воспроизводила те отношения, которые были свойственны старшим поколениям. Отсюда консервативный, а в ряде случаев и застойный характер воспитания, ограниченного семейными рамками. Теперь же, особенно в условиях малодетности, родители прилагают все силы, чтобы их потомство прожило жизнь интереснее, обеспеченнее, беззаботнее. Это иногда порождает эгоизм, разрушающий семейные, а в дальнейшем и другие общественные отношения.

С эгоизмом связан и рост численности беспризорных детей, становящихся не нужными родителям в момент рождения. Общество тревожит угрожающий рост детской беспризорности. Сейчас 2 миллиона российских детей живут без отца и матери и 5 миллионов - в распавшихся семьях. Никогда за всю историю России детская беспризорность в мирное время не достигала таких масштабов. Правда после гражданской войны насчитывалось 4,5 миллиона беспризорных. Но тогда государство осуществило целую систему неотложных мер для ликвидации этой социальной язвы. Практически все государственные и общественные организации были вовлечены в борьбу за спасение детей.

Православие одухотворяет все эти "земные" функции семьи. Начиная с Библии, всячески поддерживалась традиция многодетной семьи, ее трудовые усилия, роль в формировании и восприятии культуры. И, характерно, что именно в семейном сообществе лучше всего усваивались православные нормы и каноны. Можно сказать, что если христианство в целом - это религия любви, то Православие - еще и религия семьи, основанной на такой любви. Ослабление религиозных устоев социума и его культуры автоматически повлекло за собой и ослабление семейных устоев.

Исключительно велика роль православной семьи в борьбе не только со светской, но и духовной греховностью: всевозможными сектами, превращающими человека в свою противоположность, отрывающими его от семьи, близких, от общества.

И вот тут я хотел бы сказать о важном моменте в учении Православной Церкви, который может и должен быть учтен в государственной политике по отношению к семье. В послании к Филимону апостол Павел приветствует не только своего сподвижника, но и его "домашнюю церковь" (глава 1, стих 2). В этих словах раскрыта суть христианского учения о семье: являясь порождением таинства брака, она служит возвышению человека, не только удовлетворению его физических потребностей, но и приобщению к высшим проявлениям духовности, которые превращают семейную жизнь в благородное дело.

В современном обществе многое может строиться на основе расчета, выгоды, пользы. Но семья, как учит религия, должна быть основана на чисто человеческих отношениях: любви, долге, самопожертвовании, то есть на качествах, определяющих всю мораль общества в целом. Поэтому от возрождения идеала традиционной православной семьи зависит в конечном счете и укрепление государственности, если она основана на высоких нравственных принципах. В этом пункте государство и церковь не могут быть отделены друг от друга, а должны дополнять друг друга, действуя присущими каждому методами.

Особенно разрушительными являются воздействия на семью так называемых "новых религий" - Муна, Хаббарда, одиозной секты "Аум Синрикё" и множества им подобных. Фактически они являются особого рода коммерческими предприятиями, а религиозная оболочка предназначена для прикрытия паразитических установок их основателей и руководителей.

Используя современные методы психического воздействия на человека, фактического подавления его воли, хозяева этих сект стараются вырвать человека из всего комплекса социальных связей. Прежде всего они направляют свою атаку на семейные связи, ибо они самые прочные. Людям внушают, что секта - это их новая семья. Что, если родители не разрешают ребенку пусть уже и выросшему, безоглядно броситься в общество новых друзей, то родителей надо считать врагами. Но практика показала, что прежде всего, от адепта "новой религии" требуют материальных вложений, для чего его и стараются духовно изолировать от семейных уз, подавить его личность, превратить его в зомби.

Однако та же практика показывает, что, к сожалению, во многих случаях это удается. Духовная неустойчивость современного человека является печальным фактом. И укрепление традиционной семьи может здесь быть очень и очень сильным средством против новоявленных "посланцев божьих". Их по справедливости следует назвать распространителями духовных наркотиков, от которых больше всего страдают молодежь и семья.

Православная семья - это способ сохранения исторической, культурной и духовной преемственности поколений, это способ воспроизведения опыта всего человечества со всеми его достижениями и ошибками. Это способ скрепления национальных отношений.

Испокон веков на Руси заключались многонациональные браки. Первая христианка княгиня Ольга была замужем за норманном Игорем (Ингварем), а их сын Святослав стал отцом Владимира Святого, крестившего Русь. Сам Владимир вторым браком был женат на византийке, его внук Всеволод - тоже на византийской принцессе. Их потомки несли в себе кровь и других народов: половцев, татар, кавказцев, различных европейцев. И в русских семьях объединялись под защитой православия представители разных народов. Пушкин имел африканских предков, Жуковский - турецких, Лермонтов - шотландских и т.д. Принимая православие, все они становились братьями и сестрами в одной семье.

В знаменитом "Послании к галатам" апостол Павел говорил: "Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; ...." (глава 3, стих 28), т.е. все одинаково угодны Богу. И в православном мире семья всегда была неотделима от христианского мира. И на нее всецело распространялись нормы общежития, выработанные в ранних христианских общинах.

Семья является важнейшим общественным институтом, поскольку воспроизводит важнейший элемент общественной структуры - самого человека. И закономерности этого процесса определяются основными мировоззренческими составляющими общественного сознания.

Православная семья - трудовая. Всякая праздность в ней осуждалась. Отдых, забавы допускались лишь после основательного труда. "Делу - время, потехе - час", - гласит народная мудрость. И в этом вопросе она опирается на православную традицию, на заповедь Спасителя: "Неработающий да не ест".

Православная семья всегда отличалась открытостью, исключительной доброжелательностью. В ней находили приют и убежище путники, сирые и убогие, дети-сироты. А сколько написано о гостеприимстве и добрососедстве православных. Эта традиция также всецело основана на нормах православной этики.

Жизнь в такой семье была одухотворена служением высокой идее, верой в справедливость, надеждой на спасение. Поощрялись и ценились знания. Через религиозные книги, которые имелись почти в каждой семье, постигали жизнь, учились творить добро. "Идиотизма деревенской жизни" - о котором так много сказано а западной литературе, у православных никогда не было. Наоборот, именно деревня стала источником той великолепной народной православной культуры, которой и сегодня гордятся наши страны.

Одно их страшных последствий разрушения основ традиционной семьи - утрата притягательности брака для многих граждан. Сейчас коэффициент брачности (доля лиц соответствующего возраста, состоящих в браке, по отношению к не состоящим) стремительно падает. В 1990-91-е годы такой коэффициент составлял 0,97, а в 1997 - меньше 0,60. По уровню "брачности" Россия за 5-6 лет скатилась к показателям ФРГ, Англии, других западных стран, где брак перестал восприниматься как "божество" и "вдохновенье" и превратился в скучную обыденность, а то и обузу. Причем характерно, что в брак не хотят вступать наиболее активные, образованные люди, как мужчины. так и женщины.

Брак "постарел", так как молодежь неохотно идет на создание семьи. В 1988-89 годах к 25 годам вступали в брак 68% мужчин и 84% женщин, а в 1996 - соответственно только 39% и 50%.

Убийцей брака стал развод. В 1970 г. на 100 браков приходилось 30 разводов, в 1990 - 42,4%, а в 1996 - 64,9%. И это при условии, что церковь активно выступает за сохранение семей, особенно тех, где есть общие дети.

Защита семьи, построенной на принципах гуманности - важная задача демократического государства. Оно отделено от церкви, но уважает религиозные традиции. Но именно эти традиции - в основе культуры всякого народа. И семейные отношения в значительной степени регулируются ими.

Наши государства отделены от церкви, но разве могут быть отделены они от прогрессивных черт религиозной нравственности, вобравшей в себя все лучшее из опыта десятков поколений и передавшей этот опыт нам, жителям современного мира.

Наша школа также отделена от церкви. Но разве не обязаны мы воспитывать наших детей в духе справедливости, патриотизма, любви к ближнему и дальнему, т.е. в соответствии с идеалами, следовать которым призывает православная религия?

Причем никто из нас не вправе конструировать обязательные модели семьи, семейной жизни. Это личное дело каждого человека, независимо от его культурных ориентаций. Но государство в любом случае заинтересовано в том, чтобы семья была крепкая, чтобы она приносила радость и счастье участникам семейного союза. Поэтому-то и должно оно поддерживать те формы семейной жизни, которые проверены и закреплены историческим опытом, восприняты как свои собственные миллионами людей. Всякое необдуманное новаторство в семейной сфере способно породить только катаклизмы, толкающие человечество к деградации и разрушению.

Защита семьи сегодня является важнейшей общественной и государственной задачей. Поэтому в России разработаны и приняты законы, направленных на обеспечение прочности семейных отношений и помощь семьям, нуждающимся в государственной поддержке. Это Федеральные законы "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "О государственной поддержке многодетных семей", "Об основах государственной молодежной политики" (в части поддержки молодых семей), "Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и ряд других.

В процессе разработки этих законов учитывается опыт других стран, а также российские, в том числе религиозные традиции. К обсуждению законопроектов активно привлекались представители Православной Церкви, всегда охотно и заинтересовано откликающиеся на наши предложения о сотрудничестве в процессе законотворчества. Большую, поистине историческую роль в жизни российского общества уже сыграл Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных организациях", в котором закреплены правовые нормы, оберегающие традиционные устои жизни россиян, в том числе и в сфере семейных отношений.

На основе некоторых их этих законопроектов разработаны проекты модельных законов для МПА. Может быть, и нам пора подумать о выработке проектов модельных законов по линии ЕМАП. Уверен, что в них нашли бы отражение и результаты работы нашей конференции.

Когда мы вглядываемся в прошлое и настоящее, то ясно видим, что обсуждение сегодняшней темы общественно необходимо. Семья - это средоточие жизненных проблем, структура, которая является и основным материалом, составляющим общество, и самим этим обществом в миниатюре. И было бы странно ожидать, что бури и шквалы, в последние годы почти потопившие общество, не будут действовать столь же разрушительно и на семью.

Семья имеет двойственный характер, поскольку с одной стороны это общественный институт с определенными материальными характеристиками (совместное имущество, общее жилище, общие дети, наконец), а с другой стороны - ее духовные, нематериальные черты многие считают более существенными и определяющими. И вот именно эта сторона семейной жизни подвергается особенно интенсивному осквернению со стороны проповедников западных "ценностей".

Разрушительную роль играют и некоторые СМИ. Решение нравственных проблем, пропаганда здоровой и многодетной семьи вытесняются пропагандой противозачаточных средств и свободы секса.

Говорю об этом с болью потому, что от такой пропаганды страдает психическое здоровье детей, которые воспринимают рекламу как художественное отображение жизни. Государственная Дума по инициативе известного кинорежиссера депутата С.Говорухина приняла закон "О государственной защите нравственности и здоровья граждан и об усилении контроля за оборотом услуг сексуальных характера". Этот закон, поддержанный Православной Церковью, создал ряд правовых преград, затрудняющих деятельность дельцов от порно-бизнесса.

Мы понимаем, что это еще робкая попытка оградить нравственное здоровье детей и целостность семей от вакханалии бесстыдства и животного сластолюбия. Но и она вызвала яростное сопротивление тех, кто сколачивает состояния на растлении детей и подростков. К сожалению, Президент отклонил это закон, сославшись на отдельные обнаруженные в нем недостатки. Уверен, что без решительной борьбы с порнографией, проституцией и наркоманией, которые приобрели невиданные масштабы, практически во всех странах, создать надежные общественные гарантии прочности семейных отношений невозможно.

Подводя итог сказанному отмечу, что новое качество отношений государства и семьи обеспечивается на основе их правового регулирования и реализации ряда принципиальных положений, включая предоставление государством семье, а не только индивидууму реальных социальных прав и гарантий функционирования.

Прежде всего государство должно законодательно признать семью правоспособной, наделить ее (а не только индивидуума) реальными правами, полноценным социальным статусом, обеспечить правовое регулирование отношений семьи и государственных институтов, целенаправленный учет ее интересов в процессе социально-экономического и культурного развития общества.

Семейный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой России в 1995 г., включает правовые нормы регулирующие только брачно-семейные отношения индивидуумов. Однако особого внимания требует разработка идеи предоставления семье статуса субъекта права, в частности, на основе применения семейного налогообложения, регулирования взаимоотношений семьи и государственных институтов, например, в области здравоохранения, образования, культуры. Развитие данной тенденции будет способствовать повышению роли семьи в жизни общества, реализации цели и принципов государственной семейной политики.

При этом очевидно, что системному регулированию со стороны государства подлежит лишь определенная часть внутренних семейных отношений.

Государство должно взаимодействовать с семьей, лишь обеспечивать баланс прав и взаимной ответственности своих институтов и семьи исходя из принципов построения правового общества. И в этом вопросе крайне важно обеспечить взаимодействие государственных органов, общественных объединений и религиозных организаций. Ведь все мы, независимо от конфессиональной принадлежности или политической ориентации, стремимся к тому, чтобы граждане наших стран были действительно счастливы и свободны. А это невозможно без прочной и надежной семьи - колыбели человеческой жизни, а следовательно и всей системы общественных отношений.

И наше межпарламентское содружество должно активно включится в решение наболевших для всех нас проблем семьи.

Завершая разговор о проблемах семьи, мы, разумеется, не можем промолчать о трагедии в Югославии. Ведь там под ракетными и бомбовыми ударами НАТО разрушается жизнь, гибнут не только отдельные люди, но и целые семьи с их неповторимым генетическим фондом, душой, которую не в состоянии воссоздать самые щедрые финансовые вливания Запада в восстановление Югославии. Мы рассматриваем натовскую агрессию в Югославии как начало крестового похода некоторых западных стран и прежде всего США против православной цивилизации. Нетрудно догадаться, кто станет следующей жертвой натовского безумия. Ясно, что это опять будет какая-то православная страна.

Коллеги!

Мы стоим на пороге третьего тысячелетия. Так приложим же наши знания и силы, чтобы православное понимание семьи, семейные традиции сохранились и укрепились, развивались и обновлялись в XXI веке.

Спасибо.

Доклад Президента ЕМАП, Председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций В.И.Зоркальцева на VI конференции ЕМАП "Пути законодательных решений защиты традиционной семьи как важнейшей социальной и нравственной ценности" Москва, Санкт-Петербург, 20-24 июня 1999 года
24 октября 2002г.

404 Not Found

Not Found

The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.

<%you_hit(39);%>

   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок