Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Персональная страница. Янин Игорь Трофимович
Чего не хватает - культуры или совести?

Фраза о "нехватке" политической культуры стала у нас дежурным комментарием ко всякому мало-мальски значимому политическому событию или процессу - Съезду народных депутатов, заседанию Госдумы, выборам или "разборкам" между деятелями исполнительной власти. Каждый телезритель может подобрать немало соответствующих примеров согласно своему вкусу, информированности да и пониманию самого термина "политическая культура". И все-таки корень проблемы лежит не здесь. Действительно, разве все дело в том, что нашим политикам не хватает элементарной "культурности", как сказали бы зощенковские герои, и они позволяют себе устраивать потасовки в парламенте или орать на министров, не смущаясь прямого эфира? Нет, конечно, дело не в этом. Если уж и говорить о политической культуре, то имеет смысл делать это так, как и поступают "в цивилизованных странах" (коль скоро сейчас для нас это главный критерий и аргумент). А там в этом случае имеют в виду прежде всего политические традиции, обычаи устраивать государственные дела, решать вопрос о власти, отношении власти и общества и т.д., и т.п. Ибо это - главное, да и политология (если рассуждать с сугубо научных позиций) трактует это понятие именно таким образом.

Словом, речь идет не о количественном показателе (много или мало культуры, умеют ли себя вести эти люди на приемах с распитием шампанского или нет), но о качественном - какова эта политическая культура, можно ли строить в ее рамках гуманное, демократическое общество?

И с этой точки зрения наша политическая культура внушает ее исследователям самые грустные мысли. Тут едва ли не все беспросветно, и нет никакой надежды: что царизм, что "коммунизм", что настоящий день, - все едино, все лишь разные ипостаси тоталитаризма. На стенах кабинетов разного ранга чиновников (по-прежнему страшно далеких от народа) меняются лишь портреты - позавчера это было изображение императора, вчера - генсека, сегодня - президента, а велика ли разница между ними? И сами собой на ум приходят печальные констатации ученых, философов, писателей и иных властителей дум.

Можно вспомнить и писателя Василия Гроссмана с его тезисом о "русской душе - вечной рабе", и нашу либеральную публицистику (Виталий Найшуль, Егор Гайдар), которые неоднократно выступали с "критикой российского исторического опыта", да и - что далеко ходить? - "самого" Карла Маркса, с которым российские "демократы" здесь сходятся самым неожиданным (на первый взгляд) образом. Он в свое время писал: "Колыбелью Москвы было кровавое болото монгольского рабства, а современная Россия есть лишь метаморфоза этой Москвы... В такой страшной и презренной школе она обрела силу в мастерстве рабства. И освободившись, Москва продолжала исполнять свою традиционную роль раба, ставшего рабовладельцем".

И Маркс, и его критики образуют слитный хор, скандируя один и тот же припев: "Рабы, рабы, рабы"... И нет-де у вас ни традиций свободы, ни традиций демократии. А демократия - это вещь тонкая, подобная английскому газону. Мало посадить нужную травку, мало noлить, а когда вырастет, постричь. Мало! Нуж но постригать ее изо дня в день... сто лет подряд! Если не больше. И лишь потом можно будет говорить о существовании какого-то там газона. А что в таком случае остается России, где только рабство отменили в прошлом веке? А значит...

Но обратимся к исходному тезису: Россия-де извечно была страной тоталитарных и авторитарных режимов, и говорить о каких-либо ее собственных демократических традициях не приходится, нет даже и их зачатков.

Что можно возразить? Есть ли какие контраргументы?

* * *

Есть два - один по существу моего тезиса, а второй - по "мотивам" и действиям господ критикующих.

Действительно, развитие Московского княжества, а затем Московского царства и императорской России почти никаких примеров демократии не дает. Все так - мы получили от нашей истории наследство, которого у других европейских стран не было. Тому есть масса объяснений и причин, каждая из которых уже не раз анализировалась в академической литературе.

И если продолжать тему газона (тему единой политической культуры, которая вырабатывается и шлифуется веками), то все так - этого газона у нас нет. Фигурально говоря, на широком русском поле буйствует разнотравье, до сей поры плохо понятое и изученное. Есть там, положим, и мощные, бросающиеся в глаза репейники (ужасы тоталитаризма), но есть и незаметная, совсем малая травка, этакая "кислица" (зачатки демократии), которую, вдобавок, у нас умудряются затаптывать на каждом "судьбоносном" повороте истории.

Но она есть.

Давно уже пришла пора отказаться от столь привычного нам "москвоцентризма". Россия, как известно, очень велика, и история ее много богаче, чем история собственно Москвы. И в нашей культуре есть не только московская политическая традиция, но и, например, новгородская. Почему не вспомнить о ней? Или в Господине Великом Новгороде не русские жили?

Об этом очень интересно вспомнить именно сейчас, когда некоторые журналисты и комментаторы, наиболее "продвинутые" в знании "заморских поступков и обычаев", пытаются привить нам нормальную, цивилизованную манеру рассуждений. Мы, мол, налогоплательщики, мы содержим госаппарат, чиновников, фактически нанимаем их, и они должны нам служить. А мы имеем права требовать у них ответа. Рассуждают они, надо сказать, абсолютно правильно. Но вот беда, их, похоже, плохо слышат и общественность, и, главное, сами слуги народные. Они по-прежнему убеждены, что "президента (губернатора и пр.) надо любить". За самый факт его бытия или избрания, так, как раньше любили царя-батюшку - без рассуждений, а так... из одного лишь сердечного умиления. И нашим чиновникам, которые со свистом и нарушением всех дорожных правил (писанных, понятное дело, для других) проносятся к своим дачам по Рублевскому шоссе, очень трудно поверить в то, что они не Богом данная власть ("только Бог меня может снять с должности"), а наемные работники, нанятые обществом.

И президента, страшно сказать, надо любить не за то, что он добился такого успеха в личной жизни - стал президентом нам на радость и вечное умиление, а за то, насколько хорошо он выполняет свои обязанности, за которые и получает деньги из кармана налогоплательщиков. Так понимают свои отошения с властью "цивилизованные американцы". И это нам пока еще кажется забавной диковинкой, этаким "прорывом" в настоящую политическую культуру. И пока такая новация у нас не приживается, несмотря на все усилия энтузиастов.

Значит ли это, что "американский образ жизни" нам не подходит, и что столь потребительское отношение к властям нам совершенно чуждо?

Нет, это лишь значит то, что мы плохо помним собственные традиции, которые были в большом ходу, например, на русском Севере, до которого волна ордынской "политической мысли" не докатилась. А ведь для средневековых новгородцев такое непринужденное и абсолютно, надо сказать, НОРМАЛЬНОЕ отношение к своим "вождям" было так же привычно, как и для современных американцев. Их республика буквально нанимала князя, тщательно оговаривая условия "кормления" - денежное содержание, льготы и, понятно, княжеские обязанности. И если он справлялся с ними плохо, начинал воровать, получать за что-то подарки от иностранных держав, много пить, мало работать или просто переставал нравиться по какой-либо другой причине, то с ним поступали просто - "указывали дорогу" из Новгорода. И нанимали другого, несговорчивее и потолковее. При этом горожане нимало не смущались ни авторитетом, ни заслугами князя - выгоняли и победителя "всяких шведов" Александра Невского.

Многие ли европейские страны того времени могут похвастаться такой развитой демократией?

И что же, спрашивается, мы сейчас не вспоминаем эту, такую актуальную для нашего времени новгородскую политическую традицию?

И что очень важно, русская демократическая традиция в той или иной форме всегда существовала в России - и в Смутное время XVII в., когда был избран и правил "Совет всея Руси", да и (если уж вспомнили о Советах), после революции в виде... Советской власти. И это вовсе не натужный каламбур. Надо лишь ясно видеть, что стоит за привычными словами-ярлыками.

Советы как органы представительной власти с легкой руки большевиков, а там и циничных идеологов из ЦК КПСС, у нас стали отождествляться с собственно властью партии, как если бы это было одно и то же. Общеизвестны выражения "Советская власть" (то есть власть партии), "при Советской власти" (то есть в эпоху безраздельного правления КПСС, а точнее Политбюро) и т.д., хотя всякий, кто произносит эти слова, ясно понимает, чья власть имеется в виду на самом деле. И тем не менее словосочетание - "Советская власть" едва ли не синоним власти партии. И этому причиной является не только слишком частое его употребление.

Заметим, что сами Советы как органы самоуправления родились еще в годы первой русской революции. Потом они вновь возникли после февраля семнадцатого года. И к их появлению ни РСДРП, ни большевики в обоих случаях не имели никакого отношения. Это было как раз то, что называли раньше "стихийным творчеством масс". И недаром впоследствии большевики были вынуждены бороться за "большевизацию" Советов, то есть за влияние на них, перетягивать их на свою сторону. Путем "перехвата" лозунгов других партий, конъюнктурных блокировок, а где и прямого, "революционного", конечно, насилия. Чтобы более не затруднять себя этими проблемами, партия, избавившись от своих конкурентов, просто-напросто подмяла под себя Советы. Они превратились в ее "приводные ремни", стали служить "проводниками влияния партии в массах", решали и другие задачи, но как институт представительной власти они стали фикцией, декорацией или "театральной обманкой", как говорили раньше. И никто ведь всерьез не скажет, что в наших городах и весях действовали этакие мини-парламенты, а в Москве заседал реальный законодательный орган - Верховный Совет СССР? Вот уж, как говорится, чего не было, того не было...

Советы были превращены лишь в ширму, некий символ, ссылаясь на который, всегда можно было сказать иностранным гостям: вот видите, и у нас демократия, и у нас выборы, и эти свободно избранные законодательные органы, плоть от плоти народной, не просто заседают, но целиком и полностью поддерживают политику партии - все "за", и ни одного воздержавшегося. А вы говорите, диктат, произвол... Напротив - народ и партия едины, в общем, демократия, и лучшая в мире, социалистическая! Но у этих декоративных Советов, играющих роль красивых завитушек на жесткой конструкции партийного руководства, каким и являлся СССР (party state, как писали американские советологи, знавшие нашу систему куда лучше наших, доморощенных ее критиков - "борцов с советской властью"), никакой реальной власти, конечно, не было. Поэтому с полным основанием можно сказать, что и собственно "Советской власти" не было также. Это еще одна фикция, а понятие "Совет" было использовано партией в собственных целях и, соответственно, извращено и девальвировано.

А если же посмотреть на существо дела, то заметим, что в самих Советах нет - конечно же! - решительно ничего дурного, наоборот, они имеют несомненную ценность как демократический выборный орган представительной власти и как пример политического народного творчества, его нацеленности на демократическое устроение своей жизни. И то - все-таки русские люди стали избирать Советы, органы коллегиальной власти, представительные собрания, а не царя или атамана выкликать, как при Степане Тимофеевиче...

Конечно, в любом случае - это академический разговор, и общего баланса тенденций в российской политической жизни он не изменит ни в коем случае. Авторитарная, "царистская", линия в нашем политическом сознании куда крепче, чем демократическая, и день сегодняшний - яркое, последнее тому доказательство. И все же разговор не бесполезный. Ибо даже на уровне умозрительных рассуждений нельзя огульно перечеркивать отечественную историю. Ничего хорошего в ней нет, и ничему-де доброму она не учит. Но почему? И есть, и учит. И в нашем случае важно не только утешаться ее светлыми сторонами, но, главное, учитывать темные, которых гораздо больше. Знать их, учитывать, извлекать уроки - разве этого мало?

Надо только захотеть. Но хотят этого далеко не все, и, как показывает опыт последних лет, в том числе и люди, называющие себя "демократами".

Самое время перейти ко второму контраргументу против тотальных хулителей русской истории - "по мотивам", их действиям и целям. Вот именно, целям.

Что, разве единственное, чего они хотели, так это утверждения в России ценностей представительной демократии? То есть их волновало прежде всего развитие парламентаризма, законности (когда в стране правит лишь закон, перед которым все равны - свои и чужие), построение правового государства, развитие гражданского общества, права человека, учет и гармонизация всех общественных интересов, формулирование на их основе объективного общественно-государственного интереса, его защита внутри и вне страны?.. Перечислять признаки нормального, цивилизованного общества можно долго, но чем дальше развертывается этот список, тем яснее ответ на поставленный вопрос.

Ведь идеологи реформации - и штатные, и добровольцы из "золотых перьев" и голосов - только и убеждали общество в прелестях твердой руки, она, мол, сделает, как надо, "как в Америке", а всякие там советы и думы нам ни к чему, они только мешают. И уже несколько лет наша пропаганда в лице прессы и ТВ ведет кампанию против депутатов - они-де и законы не те принимают, и ведут себя не так, и правительство не уважают, слишком дорого нам обходятся, а самое главное, большинство из них - "не наши". Отсюда и вывод, который делает В.Найшуль, - "в России невозможна представительная парламентская демократия". И логическое завершение того же вывода: во всем, что Россия сейчас имеет и не имеет, виноваты именно депутаты, избранники народные, которые чугунными ядрами повисли на ногах реформаторов.

Отсюда и постоянные ссылки на пример Пиночета, и наша Конституция, специально разработанная под монарха-президента, который практически один располагает всей полнотой государственной власти. (Ведь ясно было сказано, и не раз повторено, с особым нажимом и вкусом: "Как решу, так и будет!") Воистину, от чего ушли, к тому и пришли.

На заре перестройки и гласности наши "демократические" публицисты, разоблачая ужасы сталинизма, негодовали: судьба огромной страны зависела от воли и настроения одного-единственного человека. Он, видите-ли не верил, что война начнется 22 июня! И получили из-за его каприза "неожиданное" начало войны, из-за которого погибли миллионы... Спрашивается, в чем отличие нынешней, "демократической" России от той, тоталитарной, если все по-прежнему решают воля и безволие одного человека? Взять хотя бы пресловутую военную реформу, чеченскую эпопею или некоторые международные соглашения, затрагивающие наш политический и экономический суверенитет...

Что же тогда говорить о развитии законности, честных выборах, коробках из-под ксероксов и прочем? Тема правового государства плавно и как-то сама собой была замещена другой - задачами целесообразности. Да, конечно, нехорошо нарушать Конституцию, законы, но... надо, ибо если этого не сделать, то тогда верх могут одержать "не наши", которые строить "капитализм" не хотят. А тут уж столько, понимаешь, денег вложено... Так что, ничего не поделаешь, потому как "историческая необходимость". Нужно ли приводить примеры подобных рассуждений? Ведь они у всех на памяти и на уме.

Демократия - это не только уважение интересов большинства (что естественно, поскольку многое решается в ходе прямых и всеобщих выборов, голосованием), но и постоянное согласование интересов разных социальных групп населения, уважение прав меньшинства. О соблюдении интересов большинства хорошо говорит социологическое исследование, проведенное Центром исследований уровня жизни человека. По данным на конец января 1997 г., 11% россиян (16 млн. чел.) живут в условиях "крайней бедности", получая в месяц меньше 219 000 рублей. Другие 25% (37 млн. чел.) перебиваются на сумму около 320 000 рублей в месяц. А ровно половина всего населения России (74 млн.) имеет месячный "доход" от 320 000 до 700 000 рублей. Получается, что большая часть россиян (127 млн. чел.) живет в условиях "бедности" и "крайней бедности". И это еще не самое, может быть, страшное.

Хуже то, что "крайних" убеждают согласиться со своим положением, мол, так и надо, подводя под него соответствующее идеологическое обоснование, в котором явственно звучат мотивы прежней, чисто партийной агитации и пропаганды. Например, пожилым людям прямо в глаза, как это было в ходе последней президентской кампании, первые лица государства и их домочадцы заявляют следующее: да, мы вас понимаем, вам плохо, и наша политика, и наши реформы вам не могут понравиться. Но что же делать? Смиритесь, потерпите уж как-нибудь... Зато уж точно - дети и внуки ваши будут жить хорошо, в "светлом будущем"! И посему голосуйте, "как надо".

А пропагандисты реформ (журналисты, экономисты-эстрадники, просто вольные идеологи вроде Новодворской и прочих) и вовсе не стесняются, ставят точки над "i": старики и все, кто к рынку "не способен", не должны болтаться в ногах у прогресса. Чем скорее они вымрут, тем лучше. Зато у нас, наконец, будет рынок, долгожданный "капитализм", и мы, наконец, приблизимся к настоящей цивилизации.

Такие рассуждения могут показаться какой-то пародией, но они звучат вполне серьезно, может быть, и в смягченной форме. Но смысл остается прежним: что же вы хотите? Дело-то, мол, новое, незнакомое, чай, "капитализм" строим, а опыта нет, потому и возможны "сложности". "Коммунизм"-то мы строили, знаем, как и что, а тут - без опыта, "играем с листа", без подготовки. Так что, лес рубят - щепки летят...

Знакомые аргументы, не правда ли? Разве не так рассуждали Сталин или, например, Мао? Первый полагал, что для строительства "социализма" не только можно, но и нужно физически уничтожить "как класс" целые слои населения России, а второй пропагандировал мысль о том, что с точки зрения высших интересов не страшна и... ядерная война. И пояснял: да, возможно, в этой войне и погибнет половина населения земного шара, зато уж вторая половина будет жить при коммунизме. Утешил, так сказать.

Спрашивается, где разница между "демократами" и Сталиным? Отличий практически нет, поскольку они едины в одном и главном:

для достижения благой, как им кажется, цели хороши любые средства. История-де в белых перчатках не делается. Ну а то, как средства у нас подменяют цели и превращаются в самоцель, нам специально объяснять не надо. И недавняя, и новейшая история России, и день сегодняшний - ярчайшее тому доказательство. Так что совсем не случайно, а вполне закономерно и в высшей степени показательно, что все вожди и проводники наших реформ, согласно опросам и данным интервью, из всех исторических деятелей России берут себе в пример лишь одного - Петра Первого. Того самого, который, как мы помним еще со школы, "боролся с варварской Русью варварскими же методами". И был, по выражению поэта М.Волошина "первым большевиком" в России. И совсем не случайно то, что изображения и бюсты Петра мы видим в высоких кабинетах, а гайдаровский "Выбор России" даже сделал его символом своей партии, поместив в центре своей эмблемы "Медного всадника".

Что ж, этот выбор сердца очень поучителен и, если угодно, разоблачают. Все так, Петр - действительно великий самодержец и преобразователь России, и об этом спорить не приходится. Как и о том, что демократом он не был (само допущение противного смехотворно), и судьбы демократии его вовсе не заботили. Как и его "последователей", отказавшихся, кстати, от всех (несомненно, имперских!) завоеваний - великого флота, могучей армии, прибалтийских портов, статуса великой державы и многого другого.

Если что и объединяет Петра Первого и его самозванных последователей, то только одно (и это бесспорно) - неразборчивость в средствах. Неважно, как мы добьемся нашей цели, лишь бы сделать задуманное - "построить капитализм". А демократия, судьбы людские, интересы государства - это не главное, "не горит". Лес рубят, как и рубили в старое доброе время, "при ужасном советском режиме", и щепки продолжают лететь. И так рубят, что от былого леса только щепа и остается. А как же иначе? Заняты мы хорошим делом - строим "капитализм" (а не дурацкий этот их "коммунизм"), и для такого благородного дела все средства сгодятся. Иными словами, наши реформы мы в обиду не дадим и доведем их до конца!

Так что не стоит поддаваться на усыпляющие разговоры о "недемократичности" нашей политической традиции. Тем более, что их подтекст очевиден: общество хотят приучить к мысли, что с "этой" страной и с "этим" народом можно и так обойтись - попросту, без церемоний, все слопает. И ни к чему тут особые с ним нежности и, прости господи, демократические процедуры.

И вообще, захотим - так и монархию введем нашим именным указом, посадим на приставной трон Гогу Гогенцоллерна. (То есть Гогенцоллерна - по происхождению, Романова - по фамилии). А что? Нехай сидит! Пацан, вроде, смышленый, понимает, что от него требуется. Нам не помешает, а вот помочь - помочь может. Освятит, так сказать, своим монаршим блеском все сделанное под маркой реформ, зафиксирует их результаты - как в виде ценных бумаг, так и денежных вкладов, ну и молодец. Ну а ежели кто чего там вякать будет, за демократию, права представительной власти али каку Конституцию говорить, так мы его живо приструним - покушается-де, коммуняка ужасный, на исконные русские традиции, на Русь святую замахивается, православие, понимаешь, самодержавие, народность! Только и видели того смутьяна-бунтовщика...

Недаром вот и телевидение наше этой темой озаботилось. Ведущий "Итогов", который так испереживался по поводу судеб демократии в Белорусии, частенько эту тему поднимает. А как там в Испании? Что в Румынии - будет король или нет? В Албании как? И что там Гога, наконец, себе думает, да как бы "все это" у нас смотрелось?.. Вот и убежденный сторонник монархии Виктор Аксючиц совершенно неожиданно для нашей общественности оказывается в сотрудниках у "молодого реформатора" Бориса Немцова, для того, чтобы, как говорит сам новоназначенный, реализовывать свои давнишние идеи. Рождаются планы принесения "наследником престола" и всей "императорской фамилией" какой-то присяги в Костроме, откуда и взяла в свое время начало история Романовского дома.

Словом, жизнь идет, люди думают, ищут способы обеспечения стабильности собственного положения и гарантий для соцнакоплений. Недаром же "стабильность" стала едва ли не главным лозунгом дня. Так что все может быть, все может быть...

Как видим, наши политические обычаи и повадки действительно очень сложное явление. И именно поэтому не стоит верить слишком уж простым оценкам: нет-де в нашей традиции ничего достойного и демократического, годного для создания цивилизованного общества. Лучше проверить; а что, собственно, движет этими пессимистами - точное знание, "дума о Родине" или обычный политический расчет, в основе которого лежит забота о собственных интересах? И тогда в большинстве случаев нужный ответ на привычные констатации "нет у нас еще политической культуры" найдется сам собою.

Культуры у нас нет? Полноте. Совести у вас нет - вот что!

И.ЯНИН,
первый заместитель главного редактора газеты "Гудок",
кандидат на выборах в Московскую городскую Думу
от избирательного блока "Моя Москва"
(ВОПД "Духовное наследие")
404 Not Found

Not Found

The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.

<%you_hit(118);%>

   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок