Топливно-энергетический комплекс - стратегически важный сектор экономики
страны. Если государство не имеет своей промышленности, добывающей и перерабатывающей
природные ресурсы, то оно превратится, в лучшем случае, в экспортно-сырьевую
страну. В худшем случае месторождения будут скупаться иностранными инвесторами,
что может привести в отдельных случаях даже к полному прекращению добычи. Поэтому
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) считает, что подъем
российской экономики необходимо начинать с ТЭК.
Перевооружиться... или не быть
Промышленные предприятия, обеспечивающие жизнедеятельность топливно-энергетического
комплекса, ориентированы на конкретного потребителя, который не сворачивает
своего производства и с некоторых пор даже увеличивает выпуск продукции, ориентируясь
на экспорт. Сегодня это самый доходный сектор отечественной экономики, привлекающий
внимание большинства инвесторов.
Однако, несмотря на это, объемы производства нефтегазового оборудования, как
и продукции других отраслей машиностроения, постоянно снижаются. И это при том,
что износ основных активных фондов на добывающих предприятиях достиг уже критического
состояния. В результате - не только падение добычи, но и снижение порога техники
безопасности, то есть угроза жизни людей и окружающей среде.
Конечно, сегодня сложно говорить об экономическом росте, подразумевая возврат
к объемам выпуска оборудования до уровня 1990 г., что предполагает более полную
загрузку ранее созданных производственных мощностей, в том числе по конверсии.
Но нельзя не видеть то, что оборудование, которое выпускалось (и выпускается)
российскими предприятиями для добычи в недавнем прошлом основного количества
углеводородного сырья, в настоящее время, сознательно или нет, закупается за
рубежом. На это средства находятся. А должны бы они идти в первую очередь на
поддержание собственного производителя, техническое перевооружение конкретного
сектора промышленности.
Российское нефтегазовое машиностроение стоит перед альтернативой: либо в предельно
сжатые сроки (два-три года) провести широкомасштабное техническое перевооружение,
либо перестать существовать. В этих условиях государство обязано координировать
возрождение стратегически важного сектора экономики. При проведении промышленной
политики государство должно использовать как прямое воздействие на субъекты
рынка (прямое дотирование, льготное кредитование, протекционизм, таможенные
пошлины и т.д.), так и формирование, дальнейшее укрепление элементов рыночной
инфраструктуры и, в первую очередь, правовых основ.
Оживление производства в ТЭК повлечет за собой изменения в связанных с ним
отраслях: металлургической, электротехнической, химической и др., сделает действенной
конверсию оборонной промышленности, что оживит отечественную экономику в целом.
Пора вызывать "неотложку"
Реанимирование отечественного нефтегазового машиностроения необходимо осуществить
в предельно сжатые сроки. Программа может предусматривать ряд направлений, на
которых следует остановиться особо.
Проведение единой государственной научно-технической политики на основе
тендеров. Поддержка тех проектов и предприятий, которые осваивают новые технологии.
Сегодня отдельные предприятия, стремясь выжить, все чаще прибегают к изготовлению
простейшей продукции. Конечно, это право исполнителя и заказчика, однако государство
не должно поддерживать их в такой ситуации.
По данным специалистов, из нефтеносных пластов извлекается не более 25-40%
нефти. Это - работа и жизнь без будущего. Нефть и трудовые ресурсы - достояние
всего государства, вот почему вольности здесь не позволительны никому.
Координация освоения и производства нефтегазового оборудования. Это
исключит неоправданные затраты и ускорит техническое перевооружение отрасли.
Известно, что, используя средства, выделенные на реализацию федеральной целевой
программы "Конверсия оборонной промышленности", но не зная гражданского рынка,
оборонные предприятия освоили выпуск станков-качалок. В результате с 1990 по
1995 г. их выпуск увеличился в семь раз, а в 1995 г. из-за отсутствия заказчика
сократился в 3,5 раза (данные Госкомстата РФ). В то же время в отрасли не решена
такая проблема, как производство определенной номенклатуры дефицитного нефтегазового
оборудования, ранее выпускавшегося в СССР на предприятиях, которые ныне оказались
в ближнем зарубежье.
Здесь необходимо отметить очень важную инициативу Минатома России в создании
Союза производителей нефтегазового оборудования.
Координация закупок импортного оборудования и материалов. Минтопэнерго
РФ ежегодно тратит миллиарды долларов на закупку импортного оборудования (и
запчастей) для добычи и транспортирования энергоресурсов. Государство не должно
смотреть на это сквозь пальцы.
Использование импортных оборудования и материалов должно быть обосновано и
оправдано. Прецедент завоза импортной продукции при имеющейся возможности приобретения
такой же отечественной продукции может быть рассмотрен арбитражными судами с
возмещением убытков производителю.
Координация работы с займами Всемирного банка и кредитными линиями.
Значительная доля инвестиций в ТЭК осуществляется либо зарубежными фирмами,
имеющими долгосрочные контракты с ведущими мировыми изготовителями оборудования
и опасающимися иметь дело с малоизвестными российскими поставщиками, либо в
рамках кредитов международных финансовых организаций. Между тем существует вполне
разумное и юридически обоснованное правило, в соответствии с которым займы международных
финансовых организаций распределяются только на основе открытых тендеров. Мы
же это правило по известным причинам не используем и лишаем свое машиностроение
заказов. Получается парадокс - от увеличения инвестиций кое-кто становится богаче,
но только не отечественные предприятия и не государство.
В настоящее время рассматривается вопрос о привлечении крупных иностранных
капиталов в освоение российских нефтяных месторождений. Без вмешательства государства
российские машиностроители не смогут получить заказы на оборудование по соглашениям
о разделе продукции (СРП). А это - миллиарды долларов.
Протекционизм и содействие в финансировании расходов на решение проблемы
сертификации продукции. Для участия в тендерах требуется международный сертификат
качества (API или ISO). В этой ситуации мы часто проигрываем.
Существующая система сертификации становится серьезным барьером, который удается
преодолеть немногим предприятиям. У нас существует обязательная (соответствие
требованиям стандартов по безопасности, защите здоровья и окружающей среды)
и добровольная (соответствие качества продукции потребительским требованиям)
сертификации. Часто утверждают, что предприятия неохотно проводят добровольную
сертификацию своей продукции, объясняя это тем, что большинство из них не заинтересовано
в выходе на международный рынок. Чтобы выйти на международный рынок, предприятие
должно получить сертификат о качестве своей продукции в зарубежных центрах сертификации,
а это, естественно, стоит денег. Средства, потраченные на отечественную добровольную
сертификацию, предприятию прямых дивидендов не приносят. Можно, конечно, подождать,
когда наши центры будут иметь возможность проводить сертификацию, признаваемую
в международной практике, но для экономики это чревато тяжелыми последствиями.
В решении данной проблемы важную роль может и должно сыграть государство.
Оно обязано взять на себя заботу о создании авторитетной системы международной
сертификации продукции для внутреннего рынка. А пока государство может помогать
в финансировании (беспроцентный кредит и т.п.) тех предприятий, которые вплотную
подошли к получению международного сертификата. Содействие в таком финансировании
не станет неприемлемой формой государственных преференций тем или иным фирмам
в рыночных условиях, а будет реально содействовать жизнеспособным предприятиям,
в том числе и конверсионным.
Создание информационно-консультативной системы для потребителей и производителей
нефтегазового оборудования. Система должна охватывать весь объем информации
о выпускаемом оборудовании, возможностях российских предприятий выпускать ту
или иную продукцию, о внутреннем и внешнем спросе и прогнозах его изменения.
Система нужна для сопоставимости оборудования, подготовки экспертных заключений
и т.д. Здесь необходимо отметить опыт российского издательства "Топливо и энергетика"
по выпуску композит-каталога нефтегазового оборудования и услуг.
Протекционизм в продвижении нефтегазового оборудования на мировой рынок.
В доперестроечный период практически все предприятия стремились получить свободу
для экспорта своего оборудования. Сегодня заводы столкнулись с многочисленными
трудностями, не преодолимыми для многих из них. В результате Россия потеряла
ранее освоенные рынки, такие, как страны СНГ, Индия, Китай, Сирия, страны Латинской
Америки и др.
Спасение "утопающих" - дело... государства
Наконец, о проблеме, касающейся всей экономики. Необходимо решить задачу с
неплатежами. Экспертный институт РСПП выработал ряд предложений о решении данной
проблемы.
Реализация программы возрождения экономики сопряжена с множеством сложностей.
Это - организационные, технические, финансовые вопросы, касающиеся исполнительных
и законодательных структур, и др. Решение этих вопросов при нынешней разобщенности
(часто - противоположности интересов) производителя и потребителя, а также других
структур, при возложении надежды только на всесилие нашей рыночной экономики
представляется крайне проблематичным. Это показал опыт начального периода реформ.
Вся реформа системы координации производства и поставок оборудования для ТЭК
должна проводиться правительством на государственном уровне.
Например, правительство может создать государственный орган с соответствующими
функциями и полномочиями, подчинив его вице-премьеру. Однако большие полномочия
должны предусматривать и соответствующую ответственность за конечный результат
порученного дела.
Такое решение - не откат назад, в нерыночную экономику. Даже самый большой
рыночник - Соединенные Штаты Америки - активно осуществляет поддержку и государственное
вмешательство в такое приоритетное направление, как производство оборудования
для ТЭК.
Можно с уверенностью сказать, что начало реализации промышленной политики
в сырьевом секторе экономики, безусловно, даст положительные результаты не только
для этого сектора, но и для всей экономики страны.
Периодические издания ОАО "ЛУКОЙЛ"
журнал "Нефть России"
404 Not Found
Not Found
The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.
<%you_hit(140);%>
|