На вопросы "Российской газеты" отвечает губернатор Кемеровской области Аман ТУЛЕЕВ
- В своем выступлении Минтимер Шаймиев заметил, что Совет Федерации
в губернаторском составе решал острые проблемы и многие из них
остаются открытыми. Какие из них, на ваш взгляд, являются первостепенными?
- Я считаю формальное ограничение работы СФ законодательным
процессом сужением его функций. Присутствие губернаторов позволяло
ставить перед законодателями конкретные цели, приближало их к
реальным проблемам страны. Это, в свою очередь, означало, что
мы гибко реагировали на экономическую и социальную ситуацию,
держали руку на пульсе времени, а не просто утверждали спустя
один-два года продукты громоздкой и несовершенной машины парламентского
законодательства.
- Известно, что вы, с одной стороны, сторонник вертикально интегрированной
системы власти, а с другой - активный инициатор региональных
актов и норм. Нет ли здесь противоречия?
- Противоречие кроется не в действиях отдельных губернаторов,
а в недостаточно полном разграничении полномочий центра и регионов.
Посмотрите, в каком положении мы находимся. Есть совместные полномочия
федеральной и региональной властей, и есть остаточные полномочия,
которые распространяются на вопросы, не урегулированные федеральным
законом. Как вы думаете, сколько таких "неотрегулированных" проблем
встречает губернатор каждый день? А ведь нужно еще "утрясти"
их с местными самоуправлениями, которые тоже претендуют на свое
самостоятельное право. Так что местные законы принимаются не
из сепаратистских амбиций, а от суровой необходимости, там где
федеральные органы бездействуют. И как только вступает в силу
соответствующий федеральный акт, он автоматически отменяет действие
закона субъекта Федерации. Так что противоречие во многом специально
раздуто.
- И все же проблемы остаются?
- Исполнительной власти нужна оперативность. Вот, например,
наши таможенные тарифы с Монголией - они в два раза выше, чем
с Европой, а торгуем мы с нашим восточным соседом с большой пользой
для себя. Много совместных предприятий, так что и речи не может
быть об ущемлении отечественного производителя. Так почему бы
не снизить тариф? Причем можно было бы сделать это оперативно,
не дожидаясь очередной поездки Президента и подписания протокола
о намерениях. И примеров такой нерасторопности нашей законодательной
и исполнительной власти великое множество. Как говорится, Москва
далеко...
- Вы сказали, что считаете первоочередной задачей контроль за
бюджетным процессом.
- Это от необходимости. Ведь из всех своих функций федералы
охотнее всего делятся с регионами и муниципалитетами "социалкой".
А чем оплачивать "оказанную честь"? Вот и становишься финансистом
поневоле. После тесного общения с Минфином, казначейством и Банком
России можно смело сдавать на бакалавра экономики.
- Очевидно, два срока губернаторства позволили выработать свою
схему работы с центром?
- У каждого губернатора свои методы получения причитающихся
ему по закону субвенций, трансфертов и субсидий. Но главное для
региона - иметь свои собственные средства помимо тех, что дотирует
центр. А для этого нужен рост производства. Тогда можно рассчитывать
на бездефицитный бюджет.
- Центр считает, что регионы вполне могли бы обеспечить себя
за счет повышения собираемости налогов. Говоря о поддержке производства,
вы имеете в виду "культивирование" потенциальных крупных налогоплательщиков?
- Тот, кто утверждает, что региональные власти не усердствуют
на фискальном поприще: дескать, и так получат причитающиеся субвенции,
- тот лукавит. Но мы не можем давить предприятия непосильным
налоговым бременем. Наоборот, налоговая пауза - это те же инвестиции.
Поэтому нужно осторожно вводить дополнительный местный налог
на прибыль. Нужно тщательно отслеживать все дела о банкротстве,
особенно крупных промышленных предприятий, - за этим порой стоит
не только прекращение выплат в бюджет, но и нечистоплотный процесс
смены собственника, да еще с последующей перерегистрацией в другом
районе. Наконец, власть должна помогать предприятиям устанавливать
надежные связи с поставщиками и потребителями, интегрировать
их в крупные холдинги (даже жертвуя бюджетными поступлениями
от НДС!).
- Вы довольны своей "командой"?
- Когда за тебя отдают голоса 94 процента избирателей региона
- это означает одно: между народом и властью нет пропасти. Люди
обращаются к нам со своими проблемами. Потому что знают, что
они будут решены. Можно долго говорить о квалификации и опыте
каждого члена администрации, но людей беспокоит другое - не будет
ли разрушен отлаженный механизм при смене губернатора?
Олег ЗАЙЧЕВСКИЙ
Российская газета
1998-2001
404 Not Found
Not Found
The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.
<%you_hit(103);%>
|