Стремительные события последних лет кардинально меняют военно-политический ландшафт Европы. Развал одной из великих держав, обладавшей гигантским военным потенциалом, развал ее вооруженных сил и потеря контроля над состоянием вооружений привели к реальной угрозе безопасности государств СНГ, в том числе и России.
Угроза безопасности государства, общества, человека исходит сегодня не столько извне, как это считалось традиционно, сколько изнутри. Стагнация экономики, социальная напряженность, агрессивный национализм, нарушения прав человека в новых государственных образованиях, межнациональные и экономические конфликты расшатывают и подрывают стабильность общества.
Угрожающий характер приняло распространение по странам СНГ оружия и военной техники. Вновь, как в 1917 г., появился "человек с ружьем", который решает проблемы "по-революционному": угрозой оружием, кровью. Речь не идет о военнослужащих или стражах порядка, применяющих его на основе закона и Конституции. Речь о боевиках и партизанах, добровольцах и национальных гвардейцах, рэкетирах и бандитах, наконец, о просто запуганном обывателе, решившем отстаивать свою безопасность с оружием в руках, поскольку государство его не защищает. Нынче это "ружье" может быть в виде пистолета и гранатомета, танка и боевого вертолета, артиллерийского орудия и системы залпового огня. "Человек с ружьем" штурмует президентские дворцы, воинские части, захватывает военную технику и заложников, грабит арсеналы с боеприпасами, убивает стариков и детей, насилует женщин, разрушает города и села, всюду оставляя после себя кровавые следы преступлений.
Все это представляет прямую угрозу безопасности, исходящую изнутри государств. Причем такая угроза ничуть не уступает агрессии извне. Однако утечке оружия, в том числе и в России, не уделяется должного внимания.
Безопасность прежде всего предполагает обеспечение условий для нормальной цивилизованной жизни всем без исключения нациям и национальным меньшинствам, входящим в СНГ. Она не может делиться на безопасность коренной нации и безопасность, допустим, русскоязычного населения. В этом плане, например, нынешние законодатели Прибалтийских государств своими руками закладывают мину под свою же безопасность и стабильность.
В основе безопасности в каждом цивилизованном государстве лежит фундаментальное правило контроля над вооружениями. Оно позволяет держать под строгим учетом все их виды, не допускать перепроизводства, несанкционированной продажи и передачи в руки лицам, не обладающим юридическим правом их хранения и применения. Такое отношение к оружию обеспечивает безопасность каждого человека и государства в целом.
Можно ли представить себе, допустим, в Германии, Франции, любой цивилизованной стране угон из армии танков, бронетранспортеров или даже хищение автоматов? Нет, там ведется жесткий контроль над оружием, жесткий спрос с должностных лиц за его сохранность.
Что же у нас? Безнаказанное хищение военной техники, ограбление арсеналов, разоружение бандитами боевых частей стали повсеместным явлением. Даже термин ввели - "утрата" оружия. Представители Вооруженных Сил и МВД на одной из пресс-конференций сообщили, что только в России за последний год "утрачено" 25 тысяч единиц оружия. Оно было отобрано у российских солдат и офицеров незаконными местными формированиями. Военные не смогли противостоять захвату. Подумайте только - речь идет об отнятии оружия у регулярных боевых частей, профессиональных военных!
Правда, командиры частей, где было "утрачено" оружие и военная техника, иногда заявляют: высшие инстанции не рекомендовали оказывать сопротивление. Это проливает свет на проблему безнаказанного хищения оружия. Но причина такого беспредела все-таки кроется в том, что на развалинах Советского Союза оказались бесхозными и неконституционными вооруженные силы вместе с многочисленными вооружениями. Тут-то и началось растаскивание военного добра по национальным "квартирам". Росчерком пера президенты поспешно объявляли собственностью военные округа, воздушные и полевые армии, дивизии, арсеналы вооружений и военного имущества.
Руководство России как правопреемницы СССР, к сожалению, не отреагировало на этот процесс, не сразу взяло ситуацию под контроль. И это еще больше стимулировало интенсивный развал военных структур. Хищение оружия приняло массовый и безнаказанный характер во всех военных округах.
В Закавказском военном округе, например, еще до официальной передачи оружия Грузии боевиками были похищены из войск сотни единиц военной техники, бронетранспортеров, танков, артиллерийских систем, большое количество автоматического оружия и боеприпасов. Разграблены продовольственные склады. А нынче председатель Госсовета Грузии Шеварднадзе, видимо руководствуясь "новым мышлением" (решать проблемы путем переговоров, но не оружием), заявил, что весь военный потенциал России, находящийся на территории республики, принадлежит Грузии. А этого оружия хватит для большой войны и надолго.
В войне между Азербайджаном и Арменией участвует большое количество захваченной бронетанковой техники, систем залпового огня, ударных вертолетов МиГ-24, а также другой техники, которая широко применялась еще до официальной ее передачи этим государствам. Проявилась закономерность: чем больше поступает оружия в Азербайджан и Армению, тем масштабнее там война, тем больше гибнет мирных людей и больше развалин.
В Чечне только за один день в феврале 1992 г. похищено 1050 стволов стрелкового оружия, 46 тонн боеприпасов, 186 автомашин, десятки боевых машин пехоты, бронетранспортеров, танков, 20 вагонов продовольствия и другого имущества. Здесь поощряется вооружение мирного населения. Каждый чеченец, по мнению президента, должен быть вооружен. Чем все это может кончиться, трудно предположить. Но созданы уже прецеденты вооруженного свержения законно избранных президентов и правительств.
Ускоренными темпами наращиваются вооружения и в Молдове. После войны в Приднестровье руководители страны спешно комплектуют вооруженные силы, приобретая оружие, в том числе системы залпового огня "Ураган", истребители-бомбардировщики, оснащенные ракетами "воздух-земля", танки, боевые машины пехоты и другие виды отнюдь не оборонительной техники. Много вооружений поступило в Молдову из 14-й армии, причем оно передавалось Россией. Гвардейцы Приднестровья занимались "самообеспечением": захватывали оружие у частей и соединений дислоцированных здесь российских войск. В руки гражданских лиц Приднестровья попало 16 000 автоматов.
В итоге военных действий, и особенно бессмысленной бойни в Бендерах, сотни людей убиты, тысячи ранены и искалечены. Городу нанесен ущерб в размере 4,5 млрд. руб. Такова расплата за игру с оружием. Беда в том, что оно оседает у населения и может быть повторно использовано в любое время.
В Таджикистане оружие и боевая техника, украденные в воинских частях и перебрасываемые из Афганистана, наводнили всю страну. Множество боевых машин, артиллерии и стрелкового оружия оказалось в руках разного рода противостоящих группировок и просто бандитов и мародеров. Разгорается гражданская война. Потери растут. По наблюдениям очевидцев, даже нет возможности похоронить погибших. Порой некоторые группировки даже не знают, за что же они воюют и против кого. Словом, было бы оружие, а война будет.
Масштабы жертв и разрушений постоянно возрастают за счет притока в районы конфликтов тяжелого оружия: танков, установок залпового огня, ударных вертолетов, истребителей-бомбардировщиков. Особенно велики потери среди личного состава и мирного населения. Если в начале конфликтов в Карабахе, Грузии, Таджикистане они исчислялись десятками человек, то сегодня уже тысячи убитых, раненых, искалеченных.
А политики в своей игре ставки увеличивают. Было время, нынешние руководители государств вслед за главным идеологом нового мышления М.Горбачевым ратовали только за политическое решение любых проблем. Так было на словах. Но почему же на деле, когда есть возможность реализовать идеи нового мышления, говорит оружие и льется кровь в Молдове, Грузии, Армении, Азербайджане, Таджикистане? Вот где угроза безопасности и стабильности на пространствах СНГ.
Стоит обратить внимание на один весьма существенный факт: война в Нагорном Карабахе продолжается уже долго, но кровавая мясорубка работает бесперебойно. Эксперты знают, какие огромные материально-технические средства требуются для обеспечения боевых действий сторон: военная техника, боеприпасы, горючесмазочные материалы, продукты питания, снаряжение и многие другие компоненты. Ведь в самих воюющих государствах, Армении и Азербайджане, нет таких источников.
Сходная ситуация и в Грузии, где боевые действия идут уже продолжительное время, а стороны не испытывают недостатка ни в оружии, ни в боеприпасах.
Кто же все-таки материально и технически обеспечивает боевые действия?
Вот как на этот вопрос ответил в "Независимой газете" советник президента Армении Ваган Ширханян: "Азербайджан и Армения вооружаются через Россию". Он же утверждает, что Армения с самого начала предлагала "нулевой вариант": никакого оружия не давать ни Азербайджану, ни Армении и соблюдать строжайший контроль. К сожалению, руководство РФ не реализовало эту идею.
Итак, конфликтная ситуация в государствах осложняется. Наблюдается рост вооружений. повышается угроза безопасности. Требуются решительные меры по восстановлению контроля над вооружениями и изъятию у населения оружия.
Что же делается на практике?
Еще 15 мая 1992 г. в Ташкенте было подписано Соглашение между Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Россией, Молдовой, Украиной и Грузией о принципах и порядке выполнения Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Протоколом к Соглашению были предусмотрены следующие уровни обычных вооружений для государств СНГ в районе применения Договора:
Наимен.
В/техники |
Азербайджан |
Армения |
Беларусь |
Россия |
Молдова |
Украина |
Грузия |
Боевые танки |
220 |
220 |
1800 |
6400 |
210 |
4080 |
220 |
Бронемашины |
220 |
220 |
2600 |
11480 |
210 |
5050 |
220 |
Артиллерия |
285 |
285 |
1615 |
6415 |
250 |
4040 |
285 |
Боев самолеты |
100 |
100 |
260 |
3450 |
50 |
1090 |
100 |
Ударные вертолеты |
50 |
50 |
80 |
890 |
50 |
330 |
50 |
Но ни абсурдно ли положение, когда воюющим государствам, Азербайджану, Армении, Грузии, Молдове, выделяются вооружения? Это похоже на поощрение конфронтации. Правда, соблюдается определенный баланс: противостоящим сторонам дается равное количество танков, бронемашин, боевых самолетов. Вроде бы справедливо - даем вам поровну, воюйте...
Не лучше ли в целях тушения конфликтов заморозить передачу выделенных квот оружия во все воюющие страны, оставить его под жестким контролем СНГ? Структуры СБСЕ могли бы установить наблюдение за неприкосновенностью этих вооружений до тех пор, пока не наступит мир в этих регионах.
Еще одна немаловажная деталь бросается в глаза при распределении оружия между государствами СНГ. Уровни военной техники, особенно для Украины, непомерно велики. Трудно объяснить заявленные потребности в ударных наступательных вооружениях. Украине, например, требуется 4080 танков, 5050 бронемашин, 1090 ударных самолетов. Таким количеством техники, помимо других частей и соединений, можно укомплектовать 14 танковых дивизий, 10 авиационных дивизий. Этой республике разрешено иметь 450000 человек личного состава, что по численности превышает уровень ФРГ (345000) или Франции (325000). Подобный потенциал явно превышает уровень разумной достаточности для обороны, тем более если учесть, что там размещены войска трех приграничных военных округов первой категории с многочисленными стратегическими запасами оружия, боеприпасов, снаряжения, горючесмазочных материалов.
Эхо автоматных очередей приближается к городам и весям России. Оружие расползается, скапливается в Москве и Санкт-Петербурге, Киеве и Ростове, Центральной России и ее южных областях, в Сибири и на Дальнем Востоке. В результате растет число убийств, насилий, телесных повреждений. С этим мириться дальше нельзя!
Пришло время правительствам, министерствам обороны государств СНГ принять самые решительные меры по пресечению хищений оружия и военной техники, установить жесткий контроль за ними. Причем логично начинать контроль на заводе-изготовителе с момента появления оружия и продолжать на всех этапах его движения к заказчикам и во время эксплуатации в войсках вплоть до момента списания и уничтожения. Словом, восстановить прежний порядок, заведенный в Советской Армии до перестройки и ныне существующий в странах Запада.
Учитывая создание государствами СНГ собственных вооруженных сил, режим строгого контроля и отчетности по всем видам обычных вооружений и боеприпасов, видимо, целесообразно вводить всем государствам одновременно. Сотрудничество и взаимопомощь требуются не только при контроле, но и при разоружении незаконных структур на всем пространстве бывшего СССР. Эта работа должна базироваться на положениях Договора о коллективной безопасности (ст. 5), где говорится, что координацию совместной деятельности берет на себя Совет коллективной безопасности государств-участников.
Для установления стабильной и безопасной обстановки в государствах СНГ, видимо, полезно подключить и общеевропейский механизм СБСЕ по разрешению кризисных ситуаций. Эта мощная организация, включающая 52 государства, пока проявляет пассивность. Верховный комиссар СБСЕ по делам национальных меньшинств и его аппарат, а также хельсинкские группы практически бездействуют в то время, когда в других государствах идет война, растет поток беженцев и совершаются вопиющие нарушения прав человека. Стоит активизировать работу в этом направлении и нашей пассивной дипломатии, оставлявшей без поддержки миллионы россиян, разбросанных по государствам СНГ.
Безопасности России отнюдь не способствует провозглашенная "прозрачность границ". Сегодня эта открытость не только служит каналом для хищения и вывоза из России национальных богатств, но и позволяет беспрепятственно циркулировать оружию, особенно из районов боевых действий, и подрывать безопасность в обширных районах России.
Всеобъемлющий контроль и соблюдение соглашений по ограничению вооружений помогут избежать нового витка гонки вооружений.
В.ТАТАРНИКОВ
404 Not Found
Not Found
The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.
<%you_hit(100);%>
|