Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Персональная страница. В. Татарников
"Очередь" в НАТО и европейская безопасность

События последних лет кардинально изменили военно-политическую карту Европы. На общеевропейской встрече на высшем уровне в Париже 19-21 ноября 1990 г. была подписана Совместная декларация государств НАТО и Варшавского Договора - "Парижская хартия для новой Европы". Участники встречи зафиксировали положения о том, что "эра конфронтации закончилась", "отныне отношения государств будут основываться на взаимном уважении и сотрудничестве".

В кулуарах Елисейского дворца, где проходила встреча, велись беседы о глубоких переменах в принципах обеспечения безопасности на континенте, о возможном роспуске военных союзов. После парижского форума динамика изменений еще больше возросла: развалилась великая держава, обладавшая гигантским военным потенциалом, распалась Организация Варшавского Договора. Но тем не менее от прежнего противостояния на континенте остался, пожалуй, единственный реликт "холодной войны" - военно-политический блок НАТО.

I

Политики, военные, эксперты в США, те всех европейских строках, в той числе я o России. горячо обсуждают дальнейшую судьбу Северо-атлантического союза, пути его преобразования, изменения функции и т.д. И нужно откровенно сказать, что oопрос о роспуске НАТО давно ухе "спущея на тормозах", широко распространена точка зрения о стабилизирующей роли НАТО в новой обстановке, хотя даже для самих участников союза, как представляется, до сих пор так и не ясны его цели и задачи. В этом планечеткопросматрюается разноголосица мнении, часто весьма противоречивых.

Запад вроде бы отброска традиционное толкование "угрозы с Востока", концепцию "Россия остается oрагон". В то же время военные эксперты стран НАТО не рекомендуют совсем отказаться от политики прогоостояиия с преемницей бывшего СССР - Россией как "потенциально врожденное военной державой".

Термин "угроза" заменяется в документах блока на относительно вентральное понятие "риск". К "рискам" отнесены кризисная ситуация в бывших республиках СССР, конфликты вне Европы, а также распространение ядерного оружия и ракетной технологии. И опять-таки подчеркивается, что военная мощь России несет наибольший потенциальный риск.

Чем же оправдывают на Западе сохранение Североатлаитичеокого союза? Еще на Париж* ской встрече М.Тэтчер заявила: "НАТО должна оставаться сердцевиной западной обороны. Во временя больших перемен вахте сохранить хорошо отработанные структуры обеспечения безопасности".

И сегодня, по прошествии трех бурят лег, этот тезис остается доминирующим в оцеиках западных экспертов. Оня полагают, что лишь Североатлаитическии союз обладает политическим и военным механизмами, позволяющими справиться с решением задач sso обеспечению мира в Европе, которая o грядущие годы будет сталкиваться с политическими и военными кризисами. Континент все более отчетливо делятся ватовскими представителями на "Запад", одержавший победу в "холодной воине", и "Восток", испытывающий не только крупные перемени, но o чувство социальной неудовлетворенности. Коиечяо, обстановка тревожная. Взрывы национализма, гражданские войны и междоусобицы, сотрясающие государства Востока, лишь набирают силу. Смуты в Югославии, Грузии, Армении, Азербайджане, Таджикистане, рост недовольства в Прибалтике - все это лишь предвестники еще более трудных времен, которые могут наступить в недалеком будущем. Это дает для сохранения НАТО новые аргументы.

Нынешняя военная концепция НАТО предусматривает контроль над кризисами, ях предотвращение я урегулирование. Имеется в "яду задействовать для этого широкий набор политических и военных мер, включая вооруженное вмешательство. Чтобы встретить "новые вызовы", Европа, по утверждению натов-ских стратегов, нуждается o сильном военно-политическом институте, способном тушить возникающие пожары конфликтов, контроли-'ровать я регулировать выполнение соглашений по сокращению и ограничению вооруженных сили вооружений, сдерживатьраспространение оружия массового поражения в мире.

Приициляальао новым в политике НАТО стало расширение "зовы ответственности" блока. На сессии Совета НАТО в Осло было принято решение о проведении Североатлантиче-сквм союзом "миротворческих операций" под эгидой СБСЕ, что означает возможность использования войск НАТО на просторах Евразии - от Югославии до Таджикистана. Таким образом, для блока разработана концепция, ориентирующая его на вмешательство во внутренние дела других стран. Это якобы должно наилучшим образом обеспечить стабильность и безопасность в Европе и вокруг нее.

II

В дискуссиях о дальнейшей судбе НАТО одно из центральямх мест занимает вопрос о целесообразности я возможности расширения состава его участников, т.е. вопрос о наборе новых рекрутов под иатовские знамена.

А очередь у входа в брюссельскую штаб-квартиру НАТО уже выстраивается. Муссируются слухи о желании вступить в НАТО Финляндии, Швеции, Австрии. Трудно этому яе удивляться. Даже в худшие годы "холодной войны" эти страны придерживались устойчивого нейтралитета и тем самым способствовали укреплению стабильности в Европе, "мирили" две противостоящие группировки, помогали не давать "холодной войне" перерасти в горячую. Что же может заставить их стучаться в дверь военной организации сегодня? Неужели в расширении состава одного из двух оставшихся ныне союзов они видят средство обеспечения своей безопасности?

Просятся в НАТО вчерашние члены Организации Варшавского Договора: Польша, Венгрия, Чехия и Словакия. Как видно из прогнозов западных военных стратегов, после рассмотрения заявлений бывших членов ОВД может поступить официальный запрос на вступление в НАТО от ЛатанянЭстоннн. Литва, как известно, такое заявление уже направила. Руководители Прибалтийских государств подобным шагом рассчитывают навсегда порвать с прошлым. освободиться от влияния России и обеспечить свою безопасность под крышей западных стран, в одном с ними военном союзе.

Не отстает от "моды" кое-кто на Украине. Стараясь не поднимать шума, отдельные представители как исполнительной, так и законодательной власти скрытно "зондируют возможность для Киева найти свою "нишу" в Северо-атлантическом альянсе.

Что же происходит в постконфронтационной Европе? Государства, освободившиеся от одного военного союза, стремятся вступить в другой. Если раньше их заставляли держать группировки войск на западных границах и ориентировать танки на Запад, то не исключено, что завтра народы этих стран будут нацеливать на другого "врага". Ведь речь вдето вступлении в военный союз, а не в валютный фонд. В военном блоке своя дисциплина и жесткие "правила игры" с использованием военных структур.

III

В самом Североатлантическом союзе вопрос о расширении состава его участников воспринимается неоднозначно. К тому же потенциальных вариантов расширения выдвигается достаточно много, и изменяются они довольно быстро.

Генеральный секретарь НАТО Манфред Вернер не единожды заявлял, что "двери НАТО не закрыты для других государств Европы", но, разумеется, принятие в альянс не будет повальным, двери откроются только длг "достойных и преданных" абитуриентов.

Некоторые эксперты o Вашингтоне утверждают, чтоони, например, не видят особых трудностей для вступления o Ссвероатлантический союз Польши, Венгрии, Чехии, Словакия и даже прибалтийских государств. Однако она полагают, что достаточио серьезная проблема может возникнуть с Украиной. Подобная акция могла бы стать "ударом ниже пояса" для России, а для самой Украины - послужить детонатором распада на западные и восточные области. Не исключается сценарий, подобный молдавскому, где часть населения высказалась за слияние с Румынией, а другая отказалась от такой перспективы.

В Бонне к идее расширения состава участников блока относятся с некоторым опасением и осторожностью, учитывая, что "отбор" претендентов, видимо, приведет к серьезному охлаждению в отношениях с другими государствами, н прежде всего с Россией. Кроме того, высказывается сомнение в том, до каких хе врсделоя можно вливать в старые мехи новое, молодое вино - не прорвется ли бурдюк? В Париже также считают, что выборочное расширение НАТОможет оривестнксерьезвым осложнениям во взаимоотношениях с Россией. К тому же, по мнению французских экспертов. подобное првнпипиальяос решение не должно приниматься без учета возможной реакции Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

IV

Как же могут расцениваться цели н последствия выборочного расширения состава НАТО с нашей, российской точки зрения? Видимо, подобное расширение можно считать как стремление Запада эффективно воздействовать на процессы, проходящие в странах СНГ, особенно в России; вывести из-под влияния России как правопреемницы СССР новые государства: Литву, Латвию. Эстонию, возможно, Украину, Казахстан в т.д.; существенно отодвинуть на Восток линию передового базирования НАТО и в одностороннем порядке укрепить свою безопасность; закрепить факт развала СССР и не допустить ни в коем случае восстановления нового коалиционного объединения в той или иной форме - на политической. экономической, тем более военной основе.

В военно-стратегическом плане выборочное расширение состава участников Североатлантического союза приведет к следующим по-следствиям.

ПЕРВОЕ. Будут созданы потенциальные возможности для резкого возрастания боевого потенциала НАТО на восточноевропейском направлении. На континенте образуется новая расстановка сил с крупным дисбалансом в пользу мощного суперблока.

Договор по обычным вооруженным силам в Европе, подписанный в Париже в 1990 г. и декларирующий в качестве цели "установление стабильного и безопасного баланса вооруженных сил и ликвидацию потенциала внезапного нападения",будет окончательво подорван и полностью потеряет смысл. Присоединение к блоку новых государств с их военным потенциалом повысят уровни вооружаий Североатлантического союза. Количество вооружений, которое окажется в совокупности встранах блока, превысит у ровни достаточности для обороны и образует потенциал для "внезапного нападения".

ВТОРОЕ. Группировки войск НАТОбудут иметь потенциальную возможность вплотную приблизиться к границам России и укрепиться там на длительную перспективу. В изменившейся геополитической ситуации уже сегодня стратегические подступы к России оголены на огромных пространствах от Балтики до Черного моря, во все-таки существует нейтральное буфервое предполье из государств - бывших участников ОВД, нейтральных стран, а также бывших республик СССР. Без сомнения, для России, да и для других стран Содружества, предпочтительнее, чтобы вакуум безопасности по периметру СНГ был заполнен нейтральными государствами (Финляндия, Прибалтийские страны, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария). Такое окружение могло бы служить буфером и обеспечивать стабильность на длительную перспективу.

Внесение же изменений в сложившуюся ныне ситуацию чревато опасными последствиями. Например, соседство России на севере с Финляндией не как с нейтральным государством, а как с членом военно-политического союза, безусловно, изменит характер прежаих добрососедских финско-российских отношений. Прозрачная и дружественная граница со временем вольно или невольно станет "передним краем". Аналогичная ситуация может возникнуть ва западных в южных границах РОССИИ.

ТРЕТЬЕ. Особенно тяжелый ущерб будет нанесен России как морской державе. При вступления в НАТО прибалтийских и причерноморских стран o Баренцевом море, на Балтике и на Чсриом море будет существенно ограничена деятельность российского военно-морского флота. В частности. Балтийский флот Россия o этом случае потеряет свободу маневра я будет заперт в Санкт-Петербурге. В то хе время Североатлавтяческяй союз получит существенные военные преимущества, освоив стратегически выгодные военно-морские базы на территории стран, вновь вступивших в блок. У НАТО появится возможность контролировать оставшиеся морские "окна" Россия.

ЧЕТВЕРТОЕ. Вступление в НАТО нынешних нейтральных стран существенно изменит атмосферу на переговорах по разоружению в Европе. Широко известно, что "нейтрали" традиционно играли на таких переговорах своеобразную роль "третьей силы", уравновешивающей позиции Востока и Запада, обеспечивающей поиски компромиссов и примиряющей стороны. Включение "нейтралов" я Североатлантический союз приведет к еще более резкому разграничению между участниками НАТО и странами, не входящими в этом блок. Появятся соответствующие привилегии для одних и дискриминация для других, добиваться консенсуса станет намного сложнее.

V

Итак, военно-политическая обстановка в Европе с расширением состава участников НАТО ухудшится, а стабильность уменьшится. Новая ситуация приведет к настороженности, подозрительности. Возможности России по обеспечению своей безопасности будут беспрецедентно ограничены, в ее приграничье образуются зоны потенциальной угрозы и дискомфорта.

Конечно, в настоящее время никто не может найти каких-либо побудительных причин, свидетельствующих об угрозе России со стороны НАТО, но тем не менее изменение ситуации приведет к снижению взаимного доверия. В перспективе нельзя отрицать возможность наступления периода охлаждения отношений с Западом. В случае же расширения состава НАТО и приближения военного блока к границам России дискомфорт и нервозность станут усиливаться, o может вновь возродиться стремление к укреплению безопасности путем наращивания военных мускулов. При этом нельзя исключить возврата к противостоянию.

К тому же следует учитывать и тот непреложный факт, что блок НАТО, будь он в нынешнем клн расширенном составе, не наделен лигятимвостыо в решении масштабных задач по обеспечению безопасности всех и вся от Атлантики до Памира. Кроме того. функции и цели альянса, несмотря на их некоторую трансформацию, во многом сохранили в себе отпечаток времен "холодной войны", и не все народы континента могут доверить этой организации проведение военных миротворческих акций. Пример тому - неприятие народами Югославии миротворческих усилий войск НАТО.

Все перечисленное выше учитывается здравомыслящими силами на Западе. Новую ситуацию, которая возникла бы в связи с расширением состава участников НАТО и возможным выходом блока, по сути, на непосредственное соприкосновение с Россией, они оценивают как потенциально нестабильную. Учит ываетсяито, что Россия будет болезненно реагировать на подобное развитие событий и как крупная ядерная держава вряд ли оставит без внимания подобное военное давление.

Да и в целом на Западе явно считали, что Россия должна занять по да иной проблеме твердую, сугубо негативную позицию, которая помогла бы и самому Западу как-то "притормозить" повальное стремление вступить в НАТО вчерашних союзников СССР и нейтральных государств.

Именно поэтому у многих западных политиков я экспертов определенное недоумение вызвало внезапное и легкое одобрение перспектив расширения НАТО со стороны Президента России, высказанное им в Варшаве. Последовавший затем демарш российского МИДа о несогласии с расширением блока привел к растерянности западные столицы: чему же верить? В Париже, например, посчитали заявление Б.Ельцина "пробным шаром" или "непросчитанным решением" и объявили, что не придают ему особого значения. Там, видимо, полагают, что такой принципиальный вопрос должен рассматриваться в будущем новом парламенте России.

Тем не менее голос российского лидера за вступление в НАТО первой четверки бывших государств ОВД, видимо, будет учитываться на сессии Совета НАТО в январе я даст этим государствам серьезный козырь в аргументации их стремления стать полнокровными членами альянса в ближайшее время.

В то же время поиски решения вопроса о но* вых членах в НАТО продолжаются. Сейчас в западной прессе широко муссируется идея о возможности введения статуса так называемого "ассоциированного партнера". Для такого рода "партнеров" предусматривается участие в совместных маневрах блока, обмен военной информацией, объединение миротворческих усилий и ряд других мер.

Однако не считается возможным предоставление им гарантий безопасности со стороны "действительных" членов блоха. В случае, если кто-либо из "ассоциированных партнеров" подвергнется нападению, то Североатлантический союз ограничится всего лишь "проведением консультаций". Как сообщила западная пресса, в НАТО полагают, что приглашение к партнерству следует направить не только Венгрии и Польше, Словакии и Чехии, но и еще двум десяткам государств, включая Россию и другие страны на территории бывшего СССР, а также Австрии, Финляндка, Швейцарии и Швеции.

Не исключено, что идея "ассоциированного партнерства" будет выдвинута офмпмальао и, следовательно, следует детально с ней разобраться, проанализировать возможные последствия ее принятия. Однако уже сейчас вознякает целый ряд вопросов. Прежде всего вопрос о правомерности деления участников какого бы то ни былосоюза на "полноправных" и "неполноправных". И другая, не менее важная проблема: а как же будут соотноситься между собой всеохватывающее континент Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе и блок НА ТО, расширенный, по существу, до того же самого состава, хотя и при разном статусе входящих в него государств? Таким образом, проблемы серьезные, принципиальные, следовательно, подкопить к их анализу следует осторожно в ответственно.

Совершенно ясно одно: безопасность нынче никто не обеспечит ни в одиночку, ни с помощью замкнутой блоковой группировки. Достичь этой цели можно только совместными усилиями, согласованно на всем пространстве континента. К стабильности приведет лишь высраиваиие новой архитектуры коллективной безопасности. Именно коллективной, а не блоковой. В такую систему на равноправной базе вошли бы все страны СБСЕ, в том числе в Россия. Были бы созданы новые институты и структуры коллективной безооасвоств, в том числе и военные, обеспечввакяояе гариоишо интересов всех участников, а не избранных.

В.ТАТАРНИКОВ,
генерал-майор запаса
404 Not Found

Not Found

The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.

<%you_hit(100);%>

   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок