ЭПИГРАФЫ
-Все, что создается плотью, умирает, как и она сама; все что создается разумом, нетленно, как и сам разум. (Шатобриан, Франсуа Рене де /1768 - 1848/ - французский писатель).
-Присутствие разума напоминает нам о чем-то более высоком, чем простая природа. И требует от нас превращения нашего натурального существования в человеческое, осмысленное и целеустремленное. (Радхакришнан, Сарвеппали /1888 - 1975/ - индийский философ и политический деятель).
Софийское издательство подготовило к распространению новую книгу болгарского профессора А.Попова (о предыдущей книге автора в портале www.nasledie.ru уже публиковалась соответствующая информация в связи с так называемой Концепцией Алпо Аллара). Как и прежде, книга представляет собой философско-мировоззренческий труд, посвященный проблемам развития и выживания человечества, и называется "Скрижали". Концепция нынешней книги тесно связана с предыдущей, но материал переработан столь существенно и представлен в таком возросшем объеме, что речь фактически идет о новой книге. Пока трудно говорить об отзывах и общественном резонансе (предыдущее издание разошлось практически моментально). Думаю, что с учетом того, что книга достаточно специальная, спектр оценок и впечатлений будет достаточно велик. Круг потенциально заинтересованных читателей обширен и включает политиков, общественных и религиозных деятелей, ученых, прежде всего философов, экономистов и психологов, и даже бизнесменов. Кто-то внимательно, фрагмент за фрагментом будет осваивать текст. Кто-то сосредоточится на отдельных, наиболее созвучных своему мышлению новых фрагментах, решив по мере осмысления при удобном случае вернуться к основному тексту. Конечно, кто-то просто перелистает книгу. И всё же, уверен, среди тех, кто сколько-нибудь внимательно поработает с книгой, равнодушных будет не много. А пока кратко прокомментирую её основные идеи.
В суперглобальном плане, в масштабе нашей мыслимой Вселенной существуют два мира: мир Материи и мир Разума, или, иначе говоря, духовный мир. Они, эти миры, совершенно различны и ведут между собой непримиримую борьбу, о действительных масштабах и формах которой мы, вернее всего, даже не подозреваем. Основополагающая концепция одного из миров (Разума) - подтвердить торжество идеи развития. Концепция другого - напротив, консервативна - бесконечно долго сохранить в незыблемости, без изменений "всё как есть". Казалось бы в свете сказанного звучит парадоксально, но именно сочетание этих двух миров сформировало сущность и понятие, которое звучит в английском языке, как "human being", буквально "человеческое существо, или человек", но в чём-то даже более ёмкое. Действительно, ведь оба мира воплощены в каждом из нас, хотя и в разной степени и пропорции. Более того, следует иметь в виду и то обстоятельства, что понятие размерности в этих мирах не совпадает. И, тем не менее, именно человек стал тем объектом, или, как говорится в книге, "граничной областью конфликта", где оба мира столкнулись в непримиримой борьбе за своё доминирование.
Наша плоть, как материальный субстрат, на каком-то этапе допускает раздельное от человека существование, то есть как бы само по себе. Она является частью материального мира, всецело принадлежит ему и рано или поздно, отделившись от души, "вернется" в этот мир в том или ином виде, а в конечном итоге в виде праха. Здесь в полной мере, хотя и своеобразно, действует универсальный закон сохранения вещества: всё материальное, что формировало человека, сколько бы его ни было, просто преобразуется в иные формы и вернется в тот же материальный мир. При этом новой материи не создается, и её накопления за счет существования людей не происходит.
Другое дело - наш разум. В своём исходном состоянии - он результат "посева" Создателем элементов разума, способных к саморазвитию, в материальную среду и дальнейшего самостоятельного развития существ типа "human being", под наблюдением Создателя, но без его видимого дальнейшего вмешательства. Индивидуальный человеческий разум всегда у каждого из нас интуитивно "ощущал" себя частью чего-то более общего, к которому постоянно стремился приобщиться (точно так же, как относительная истина стремится к абсолютной), а в конечном итоге с ним объединиться. При этом в коллективных системах, характеризующих текущий уровень развития человеческой цивилизации, накапливался и будет и далее продолжать накапливаться в виде нашего интегрального духовного наследия. В терминах теории систем (по А.Ляпунову), это процессы, протекающие в так называемых "системах с памятью", или накоплением. И всё же индивидуальный земной разум, даже в относительно объединённой "подкритической" форме, так и не сможет окончательно себя постичь до тех пор, пока будет существовать относительно изолированно. И только объединившись, как пишет профессор Попов, причём сначала на Земле до критического уровня, окажется способен осознать, как же далеко он был от действительного Разума, к которому его, как магнитом, постоянно влекло. И пусть даже не всегда осознанно, но он постоянно двигался к нему, стремясь с ним объединиться, несмотря на постоянно возникающие на пути материальные препятствия. Как же добиться этого единения, какие при этом существуют пространственно-временные ограничения и, в частности, бесконечен ли этот процесс во времени или нет? Ответ на последнюю часть вопроса тревожный. Оказывается, времени осталось не много. Что же грозит человеческой цивилизации, если такого объединения вдруг не произойдет? Этому в значительной мере и посвящена книга.
А до тех пор у человечества возникла идея загробного мира, как некоего духовного царства. Возникла в форме гениальной догадки, у которой нет единого автора. Она отражена в большинстве религий, часто в достаточно примитивной форме обычно в виде борьбы Добра со Злом (понимаемых, впрочем, в разные эпохи по-разному), а в более сложных проявлениях отражена в большинстве соответствующих философских концепций. Здесь существуют свои уровни и градации. Основная идея, что жизнь - это своеобразный испытательный срок. Те, кто по оценке Создателя, добился или по крайней мере стремился добиться чего-то важного и общественно полезного в своей жизни, достоин существовать в какой-то до конца неведомой нам форме и в будущем. Но этого достоин отнюдь не всякий. В соответствии с примитивными религиозными представлениями, "конъюнктурщик", недостойно проявивший себя в земной жизни, поступившийся духовным и отдавший абсолютный приоритет материальному, злоупотреблявший своим положением и властью, попадает в ад, где его тело поджаривают, варят и т.п. Это, конечно, чепуха. Ведь в ад, пройдя какую-то форму окончательной оценки Создателем своего земного существования на уровне "достоин или нет" попадает уже бесплотная душа, как её поджаришь? Какой-то вид духовных мук, видимо, всё-таки в той или иной форме имеет место, и (кто знает?) может быть кому-то даже предоставляется возможность апелляции, требующая времени, мучительного дополнительного анализа своего жизненного пути и допущенных при этом ошибок.
И здесь возникает образ Понтия Пилата, прокуратора Иудеи из романа "Мастер и Маргарита". Он сидит в пустынной местности в тяжелом каменном кресле, целиком погруженный в свои размышления. Рядом - темная громадная остроухая собака, которая так же, как ее хозяин, беспокойно глядит на луну. "Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, его терзает бессонница. Она мучает не только его, но его верного сторожа, собаку. …Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит. Он говорит одно и то же, что и при луне ему нет покоя и что у него плохая должность. А когда спит, то видит одно и то же - лунную дорогу, и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому что, как он утверждает, он чего-то не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана. Но, увы, на эту дорогу ему выйти почему-то не удается, и никто к нему не приходит. Тогда, что же поделаешь, приходится ему разговаривать с самим собою. … И к своей речи о луне он нередко прибавляет, что более всего в мире ненавидит своё бессмертие и неслыханную славу. Он утверждает, что охотно поменялся бы своей участью с оборванным бродягой Левием Матвеем…".
Но позволит ли себе Создатель этим постоянно заниматься со всеми и зачем? Всё проще. Через какое-то время душа такого человека уходит в небытие, и он будет забыт, вычеркнут из будущего, как в конце концов и Понтий Пилат, благодаря вмешательству Маргариты и Воланда, не оставив о себе никакого позитивного следа, как дурное не вызревшее или подвергнутое нежелательной мутации семя духовного посева из решета Господа. Безжалостно вычеркнут и уничтожен, c помощью, образно говоря, некой "божественной разновидности" команды "delete", играющей столь важную роль в компьютерной системе Microsoft Word. Помыслы такого человека не достойны того, чтобы их далее опекал Разум, они представляют собой ненужный балласт, ничего не добавляют в его позитивную копилку, не соответствуют принципам развития Разума и бесполезны Ему в его постоянной борьбе с Материей. Можно ли избежать этого человек, поняв свои ошибки в середине жизненного пути? Наверное. Нет человеческих существ, которые с рождения воплощают в себе лишь дурное. Зато есть такие, кто во имя не заслуженных земных материальных благ намеренно подавляет в себе хорошее. Надо ли бороться, пытаясь спасти их души? До какого-то предела "да", но лишь до какого-то… Решение примет Создатель.
Один из важных выводов книги, который автор обосновывает ссылкой на то, что ныне существующий и существовавший до последнего времени объемы "человеческой массы" примерно одинаковы состоит в следующем. Потенциально критическая масса для объединения земного разума с общим уже практически создана, но времени для реализации накопленного потенциала остается всё меньше… Есть над чем задуматься всякого рода политикам и духовным лидерам. Что же дальше, если у человечества не хватит сил придти к общему пониманию, объединиться и спасти нынешнюю цивилизацию? К сожалению, ответ очевиден. Единственной альтернативой в условиях ограниченного времени является глобальная катастрофа. Может быть затем, с какими-то изменениями, Создатель рекурсивно вновь повторит свой эксперимент с посевом разума в материальное пространство и тогда, возможно, со временем возникнет ещё одна очередная цивилизация (кто знает, какая по счету?). В масштабах матери-природы, наверное, это займет и не так уж много времени. Ну а в масштабах человеческой жизни и цели нашего существования?
Автор пишет: "Когда речь идет о человечестве в целом, и если мы в итоге не выживем, в известном смысле, никакого значения не имеет для людей вопрос, какова цель жизни. Абсолютно никакого! Ну, а если выживем, тогда и тем более никакого значения этот вопрос иметь не будет. Мы и так в конце концов это узнаем, но будем (вечно) существовать уже совсем в другом качестве. Так что в известном смысле рассуждения на эту тему лишены смысла. Одновременно в конечной фазе при невозможности объединить нашу духовную энергию с энергией Разума, задействуется механизм для самоуничтожения и Материя возьмет верх. Получится распад, Материя приобретет свою первичную форму. Это ад для нас. Страшный суд. И в этом смысле цель всё же есть - выжить!".
Предполагается, что вскоре вопросы, поднятые в книге, в числе других тем и вопросов, будут обсуждены на теоретическом семинаре заседания Ученого Совета международного "Фонда выживания цивилизации", возглавляемого академиком Е.Велиховым.
ПРИЛОЖЕНИЕ: КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ КНИГИ.
С незапамятных времен Бог (он же Разум) постоянно ведет свою бесконечную войну с миром неживой Материи. Эта борьба длительна и бесплодна. И вот на каком-то этапе, как полагает профессор А.Попов, Бог предпринял, "хитрый ход" и начал уникальный эксперимент, который можно условно назвать операцией "Троянского коня". Он "посеял" жизнь на Земле и создал на определенном этапе разумное существо - человека, наделив каждого из его представителей духовной энергией - неким "микроразумом". Таким образом люди - это представители Разума в Его борьбе с неживой Материей. Но сама сущность человека двойственна и противоречива, т.к. он состоит не только из души, но и из плоти - то есть все той же Материи. Важной особенностью человека является его способность развивать свою духовную составляющую, перерабатывая и используя в качестве "исходной пищи" энергию Материи. С развитием истории, количество людей возрастало, одновременно возрастал и накапливался совокупный потенциал Земного Разума.
И вот возникает также уникальная, но теперь уже "обратная" задача: собрать полученный "урожай", или, иначе говоря, "объединить" посеянный ранее Богом, а ныне многократно возросший Земной разум с Его Разумом. Что же произойдет в результате? Человечество и отдельные люди, при этом окончательно освободившись от плоти, приобретут новое качество. Какое - до конца не известно, но вероятнее всего, что бессмертие и какую-то форму "абсолютного счастья". Разум одержит важную победу над Материей. При этом для того, чтобы интегрировать свою духовную энергию, человечество должно объединиться. Как? Автор предлагает свои схемы и одновременно замечает, что время реализации проекта подходит к критическому. Мир Материи не дремлет, он оказывает всяческое противодействие, к тому же и Время работает на его стороне. Ведь проект Разума может не состояться, закончиться неудачей, и тогда мир вернется в исходное состояние. Что же это за состояние? Это всё те же два извечно противоборствующих мира. Разум, пребывающий в каких-то недоступных и неведомых человеку измерениях и формах, а отнюдь не в древнем церковно-примитивном облике Господа, живущего в земных облаках, давно уже освоенного человеком воздушного и космического пространства, в окружении крылатых архангелов в белых туниках. И Материя, или неживая природа, незыблемая и застывшая в послушном Ей Времени в своих пресловутых трёх измерениях Человечество же прекратит свое существование. Сумеет и захочет ли Разум в случае неудачи когда-нибудь повторить свой эксперимент, делал ли он что-то подобное раньше? Нам это не известно… В действительности, неизвестно и другое: сколько времени осталось у человечества, чтобы так или иначе решились поставленные проблемы? Автор, сделав свои оценки, считает, что немного. Более того, Господь тоже обеспокоен этим и, используя различные каналы, направляет на Землю свои послания.
ИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ АЛПО АЛЛАРУ.
Упрекают меня. Мол, напрасно пророчит,
Допуская живому ограниченный век.
Кто-то тронет Рубильник и Жизнь обесточит.
И уйдет она в бездну, а с ней Человек.
Но хотя допускаю, сам не верю, не скрою,
Что такое возможно наяву, а не в снах:
Поверни лишь Рубильник и умрет все живое,
И останется только твердь земная и прах.
Я не верю, что всё вдруг закончится разом
И вернётся назад в ипостаси своя.
Неживая Земля, Бог - таинственный Разум,
И ушедшая в бездну жизнь былая моя.
Только Бог-то не тот, что являлся нам раньше.
Тот, хоть жил в облаках, но казался Земным.
Где, в каком измереньи Ты таишься, обманщик?
Свой накопленный Разум мы Тебе отдадим…
|