Во впечатляющем здании Венского международного центра (VIC) вот уже много лет располагается ряд авторитетных международных организаций семейства ООН. Здесь же находится венское отделение информационной службы ООН - UNIS. В конце января по инициативе UNIS и её нового руководителя д-ра Строхмана в здании VIC состоялась очередная пресс-конференция для журналистов. Она была посвящена текущим задачам деятельности ООН и расположенных в VIC международных организаций. Соответственно представители ряда этих организаций приняли участие в пресс-конференции и выступили перед полностью забитым журналистами залом со своими сообщениями. Далее им было задано около десятка различных вопросов. Всё, вроде, как обычно, и о содержании встречи пойдет речь ниже. Но было и нечто новое. И здесь следует отдать должное инициативе директора UNIS: после первой, условно назовем её "формальной" части, последовала вторая - "неформальная", где журналисты за чашкой кофе, расположившись в холле прямо перед лифтом, могли продолжить свои вопросы, а заодно и обменяться мнениями между собой. С моей точки зрения, эта вторая часть оказалась не менее содержательной. И всё же в начале о первой части.
Должен заметить, что данная статья ни в коем случае не является систематизированным обзором деятельности указанных международных организаций. Во-первых, потому, что в мероприятии участвовали не все эти организации. Во-вторых, потому что с самого начала было заявлено, что речь пойдет лишь об отдельных аспектах их деятельности в 2004-м году. В этом смысле предлагаемый корреспондентом материал в определенной мере отражает его личные впечатления и оценки, и ниже речь пойдет лишь о некоторых новых тенденциях и текущих приоритетах, освещавшихся на пресс-конференции. Для интересующихся более подробное описание задач и деятельности организаций можно найти на соответствующих сайтах Интерента.
Начну с того, что ведущий - директор UNIS д-р Строхман известил присутствующих о следующем знаменательном заявлении Генсека ООН г-на Кофи Аннана, сделанном им буквально накануне, во время международного экономического форума в Давосе. Суть состоит буквально в следующем: не следует, как выразился Строхман, "монополизировать" тему Ирака, и считать её доминирующей. Имеется целый ряд других важнейших проблем, и нельзя признать правильным, если они будут заслонены и отнесены на второй план. Среди них: борьба с голодом (кстати, нынешний год объявлен годом риса); борьба с рабством в его различных формах; защита прав человека; борьба с незаконным распространением наркотиков; терроризмом; коррупцией. Эти вопросы остаются важнейшими приоритетами. Впрочем, приведенный перечень проблем не является полным; следует также отметить, что некоторые из них взаимоувязаны и, порой, создают питательную среду для международного терроризма. Д-р Строхман информировал, что сейчас в рамках специального проекта ООН по будущему этой организации проводится подготовительная работа по привлечению экспертов с опытом работы в организациях этой системы. Встреча экспертов и представителей около 1200 компаний из более чем 70 стран, получившая условное название "компактного саммита", состоится летом этого года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.
В минувшем году активно проводилась работа в области запрета ядерных испытаний. Создана эффективная глобальная система обеспечения контроля, включающая несколько сот станций, расположенных по всему миру. На сегодня около ? от необходимого числа стран не только подписали, но и ратифицировали соответствующий Договор. Выглядит внушительно. И все же нельзя не упомянуть о возникших затруднениях и некотором замедлении темпа, позволяющего Договору вступить в полную силу. Дальнейший импульс могла бы придать ратификация Договора рядом подписавших его ведущих стран и, прежде всего, США. Предложены меры для активизации этого процесса. Что касается позиции России, то она в ожидании аналогичной позиции со стороны США Договор не только подписала, но и ратифицировала.
Имеются заметные успехи в области контроля за нераспространением ядерного оружия. Отмечалось, что почти не осталось государств с не выявленной активностью по разработке ядерного оружия и нераспространению военных ядерных технологий. И всё же обольщаться здесь не стоит, тем более, что слово "почти" тоже не совсем обнадеживает. В печати периодически появляются сообщения, что скрытая деятельность в области такого рода технологий даже набирает силу. Об этом, в частности, недавно сделал соответствующее заявление глава МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергетике) Мохаммед Эль-Барадей, которое приводит в своем недавнем номере немецкий журнал Spiegel . По его словам в мире существует "черный рынок" ядерных технологий. Это "гениально организованный" черный рынок, на котором желающие могут незаконно приобрести необходимые материалы и информацию для создания собственной атомной бомбы.
В выступлениях на пресс-конференции указывалось также, что особую потенциальную опасность представляет деятельность террористических групп (ядерный терроризм, включая проблему "грязных" бомб) и незаконная торговля ядерными технологиями военного применения. Вместе с тем большое значение имеет техническая кооперация в области ядерных технологий мирного применения, прежде всего в области медицины и сельского хозяйства. Важнейшее значение в рамках МАГАТЭ имеют два относительно новых проекта, которым с приходом в качестве Генерального директора г-на Эль Барадея придан как бы новый импульс - это разработка новых перспективных типов атомных реакторов и интенсификация работ по термоядерному синтезу (соответственно проекты INPRO и ITER). Кстати, в этом году исполняется 50 лет со дня зарождения атомной энергетики (СССР, Обнинск), и в рамках МАГАТЭ планируется проведение посвященных этому событию мероприятий.
Как известно, в декабре 2003 года в рамках ООН подготовлен исключительно важный документ с большим будущим - "Конвенция по борьбе с коррупцией". Конвенцию на сегодня подписали 99 стран, и уже есть примеры ратификации. Нет нужды говорить о значении этого документа для России в свете недавно организованного на высшем уровне Совета по борьбе с коррупцией. Правда, в Конвенции не удалось дать определения самому понятию "коррупция", что является серьезным недостатком. В этом плане определенный скептицизм вызывает недавнее заявление одного высокого представителя в России, где готовятся подобные документы в национальном масштабе, что это, мол, "не проблема". При разработке Конвенции поначалу тоже так полагали. На пяти подготовительных встречах соответствующей международной Рабочей группы в Вене из месяца в месяц с оптимизмом говорилось, что, дескать, "вот-вот", и такое определение будет согласовано. А на последней, шестой, перед самым подписанием, констатировали, что согласованного определения этого понятия нет.
Продолжается деятельность по борьбе с незаконным распространением наркотиков, причем всё большее значение приобретает проблема синтетических наркотических средств. Заметна связь проблемы наркотиков с одной стороны с терроризмом, с другой - с распространением спида (через инъекции). Одна из стратегий - вновь проанализировать весь комплекс мер, направленных на эту борьбу с точки зрения, как говорят "ооновские" функционеры, "что работает, что нет" и выработки на этой основе некой оптимальной стратегии действий.
А теперь несколько замечаний в связи с упомянутой выше "неформальной", или второй, частью мероприятия. Не стану делать секрета из того, что в завязавшейся со мной беседе, собеседники, говоря о реформах, называли имя Ходорковского. Вспомнили и очередное "сенсационное" выступление небезызвестного г-на Сороса в Давосе о его намерении прекратить свою финансовую деятельность в России. (Напомню, что именно Сорос, выступая в Давосе в 1998г. первым громогласно охарактеризовал общество в России, как "воровской капитализм"). Высказывая свою точку зрения о сути прошедшей в 90-х годах реформы, автор этих строк напомнил бытовавший у тогдашних "псевдолибералов" (термин заимствован у Примакова) тезис, будто бы в нашей, якобы богатой стране население является бедным. Свою позицию автор выразил так. Представим, образно говоря, экономику в виде круговой диаграммы, состоящей из двух неравных секторов. Меньшего (примерно, 20%) и большего - остальные 80%. В меньшем сосредоточено индивидуальное потребление и частная экономическая деятельность (например, личные земельные участки, мелкая торговля). Так или иначе, здесь представлено все население страны. В большем - сосредоточена деятельность государственного уровня, который обеспечивает развитие страны и социальные программы. Это промышленность, сельское хозяйство, создание новой инфраструктуры, обеспечение обороноспособности, торговля, поддержка науки, культуры. Здесь же - социальные выплаты, бесплатное образование, здравоохранение, жилищное строительство и содержание жилья с обеспечением низких цен на него и т.д. Так было до прихода к власти "псевдолибералов".
Что же изменилось в результате так называемой "демократической реформы"? Прежде всего, общество перестало быть однородным. Выделилась относительно небольшая "состоятельная" группа, скажем 20% (а внутри нее 1,5% - "супер состоятельная"), которая завладела большей частью собственности бывшего государственного сектора, значительно сократив в объеме его долю (а одновременно и ресурсные возможности). Теперь на диаграмме можно выделить третий сектор - новых собственников, он занимает уже её большую часть, значительно потеснив государственный сектор. Здесь хозяевами являются эти самые 20% населения, а уже не государство, которое должно для решения своих задач получать за это выплаты в виде налогов. Видимо, именно представителей этой группы или её наиболее состоятельной части на Западе именуют "новыми русскими". Реально это совершенно иная общественная категория, по сравнению с остальными 80-ю процентами, и они порой живут и действуют по своим правилам и нормам.
Менталитет у людей меняется не сразу. Наверное, пока не все ещё осознали, что же произошло, и считают, что за государством сохранились все функции и обязательства по отношению к населению, какие были при прежней власти (помните, Ельцин ещё в 1988г. требовал судить людей, нарушающих принципы социальной справедливости, лишь потом приумолк). Формально так оно и есть, а реально государство, лишившись основной части былого ресурса, обеспечить того, что было ранее, уже не может. Оно с надеждой обращается к новым собственникам, взывая к их социальной ответственности (а то и совести) перед обществом. К сожалению, часто без успеха. Условия пользования "свалившимся" (точнее, захваченным) богатством заранее сколько-нибудь четко оговорены не были (и в этом состоит порочность "демократической" реформы). Сегодня новые собственники крайне неохотно соглашаются брать на себя, тем более в необходимом объеме, бывшие обязанности государства, ограничиваясь (да и то не всегда в полной мере) выплатой минимальных налогов. При этом предпочитают "для лучшей сохранности" переводить капиталы за границу или делать за рубежом покупки в виде собственности (земля, виллы, яхты, вплоть до футбольных команд). Государство же оказалось в ситуации, которую условно можно охарактеризовать поговоркой "тришкин кафтан", а основная масса населения (те самые 80%) и без того не богатая, еще более, обеднела. Не так еще давно, помните, к Африке апеллировали, дескать, бедность - удел этого континента. А теперь у самих подобных примеров предостаточно. Вот тебе и тезис "о богатом государстве и бедном населении"! Так что призыв Кофи Аннана по борьбе с бедностью имеет к нам первейшее отношение, хотя, разумеется, со своей спецификой. Бедность эта была во многом создана искусственно, и здесь у государства имеется достаточно всякого рода рычагов. Намерение бороться с бедностью, судя по заявлением высоких представителей власти, есть. Необходимо теперь его последовательное воплощение…
Надо признать, что в действительности описанный здесь разговор приведен схематично, да и шел он, постоянно прерываясь попутными вопросами и замечаниями. Но суть автор передал верно. А в целом она, пожалуй, лучше всего стала понятна, когда автор сослался на два безусловных авторитета: мнение главного экономиста Всемирного банка Кристофа Рюля, и мнение экономиста - профессора Колумбийского университета, нобелевского лауреата, Йозефа Штиглица. Первый некоторое время назад дал интервью газете "Известия": "причина вашей бедности - имущественное неравенство. Там же он отмечает: "Еще около десяти лет назад социалистическая страна этого не знала - из Советского Союза россияне вышли с почти одинаковым уровнем благосостояния". Второй - недавно опубликовал в австрийской газете "Der Standard" статью с характерным названием: "Обложить олигархов налогами!". Профессор полагает, что это не только вопрос социальной справедливости, но также и вопрос, как он называет, "экономического благоразумия". В противном случае, по его мнению, экономическая олигархия может трансформироваться в олигархию политическую. Наверное, в этом и состоят корни характеристик, доставшейся нам в наследство от режима Ельцина системы: "воровской, бандитский или олигархический капитализм".
Завершая материал, вернусь, однако, к первой части описываемого мероприятия и при этом отмечу два важных, с точки зрения автора, обстоятельства. Первое. На деятельности международных организаций стало заметно сказываться снижение курса доллара. Дело в том, что ранее бюджет многих организаций исчислялся в долларах, и сегодня, на фоне его резкой девальвации и плохо прогнозируемого поведения в будущем, они ощутили неожиданные трудности в своем финансовом положении и планировании. США же между тем буквально "завалили" своей быстро обесценивающейся валютой мировые финансовые рынки, конца-края этому не видно, а они извлекают из этого для себя немалые преимущества. Один из предлагаемых подходов заключается в том, чтобы иметь 50% бюджета в евро. Это - знаменательный факт, а возможно и тенденция с далеко идущими последствиями. Второе связано с дальнейшим очевидным возрастанием роли международных организаций. В качестве примера приведу тот факт, что среди участников пресс-конференции был распространен план лишь самых крупных ООН-овских мероприятий не текущий год. Он включает более 200 серьезных мероприятий, в разных точках всего мира. Международные организации, число которых продолжает возрастать, все в большей мере выполняют роль важных механизмов, способствующих более устойчивому мировому развитию.
|