Когда вы чувствуете недомогание, то стараетесь обратиться к доктору. Если причины вашего недомогания не известны, доктор расспрашивает о симптомах, выясняет, когда оно началось, рекомендует сделать те или иные анализы и измерения. Выясняет, что вы делаете не так, чего не хватает или, наоборот, имеется в избытке в вашем организме. Затем дает свои рекомендации и выписывает лекарства.
Сказанное касается человека. Но недомогания чувствуют не только люди. Болезням подвержены также животные, и они обычно сами ищут себе нужные лекарства. На моем балконе вроде бы достаточно всяких растений, но любимец семьи кот живет и поддерживает форму по своим правилам и среди многих возможностей в случае необходимости выбирает почему-то одну какую-то нужную ему в данный момент травку и начинает ее есть. Другие его не интересуют. Откуда он знает, что именно ему нужно, и почему этого не знают люди, несравненно более совершенные в смысле разума существа? Не стану давать собственного объяснения да, признаюсь, толком и не знаю его, хотя это меня интересует. Обращусь за помощью к Михаилу Зощенко, точнее к его книге "Перед восходом солнца". Могут спросить причем здесь писатель, имя которого большинство его почитателей связывают с юмористическими рассказами такими, например, как "Баня" и "Аристократка"? Здесь у автора этих строк свое мнение, сошлюсь на статьи, ранее опубликованные в этом портале: "О Гоголе, Зощенко и немного о других" и "Записки о лидере страны". Зощенко - личность многосторонняя, спектр его публикаций чрезвычайно широк и указанная выше книга лишь в определенной мере художественное сочинение автобиографического характера. В целом же творчество Зощенко поистине уникальная часть нашего духовного наследия.
Упомянутая книга это научный труд, которому автор посвятил много лет. Он выделяет его из других своих произведений и считает чуть ли ни главным творением жизни. В нем глубоко и на равных, вполне успешно полемизирует с выдающимся австрийским психологом Фрейдом. (Примечательно в этом плане заметить, что Зощенко - участник многих профессиональных встреч психологов, куда его регулярно приглашали). Но он не только психолог, а еще и глубокий философ и, я бы сказал, системщик (правда при его жизни такого термина в обиходе еще не было). Он находит недостатки в концепции Фрейда о снах, связывая их с тем, что в то время учение Павлова об условных рефлексах до конца не было еще раскрыто, а потому основная часть выводов Фрейда-психолога в области работ, посвященных снам, сводится к понятию "либидо" и связанными с ним процессами, касающимися половых влечений.
Надо сказать, что книга Зощенко - это многолетний и, как он пишет, успешно завершившийся эксперимент над самим собой, где писатель пытается выявить глубинные причины своего постоянно преследующего его подавленного настроения. И вот писатель делает предположение, что в его жизни произошли какие-то важные события, которые могли повлиять на его психику и решает сделать ретроспективный анализ этих основных событий. Автор данной публикации, системщик по своей основной профессии, знает, что аналогичные проекты и исследования, хотя с совершенно другими целями проводились в других областях знаний. Сошлюсь на американский проект "Hindsight" ("Взгляд назад"), посвященный изучению факторов, повлиявших на развитие прогресса. А в нашем случае автор вспоминает и описывает основные события своей взрослой жизни (около пятидесяти случаев или, пользуясь системной терминологией, case studies), включая те, где он, будучи на войне, много раз мог погибнуть, в том числе в результате полученного жестокого отравления немецкими газами. События эти автором были тщательно отобраны, они действительно могли оказать большое влияние на психику любого человека, но Зощенко уверен, что дело оказалось не в них. Тогда он обращается к своей юности и детству. Вспоминает все, что смог в отношении подобных событий и факторов и опять отвергает их решающую роль. И вот уже после этого он делает предположение, что все началось еще раньше, в возрасте до двух лет, но припомнить ничего реального, естественно, не может; сознание еще не работало. Казалось, исследование зашло в тупик, но на помощь приходит учение Павлова об условно-рефлекторной деятельности. Благодаря смутным, как бы пробивающимся через пелену, воспоминаниям и догадкам в комбинации с понятием условных рефлексов, автор начинает понимать, что его страхи связаны с понятиями "воды" (по-видимому какие-то неприятные рефлекторные ассоциации, относящиеся к процедуре купания в детской ванне), "враждебной руки", могущей у него отнять что-то жизненно необходимое (например, пищу, отняв от материнской груди), злобным "тигром", лишь поджидающим момента, чтобы его покарать и, наконец, самим процессом приема пищи.
Что-то возникло и закрепилось в сознании еще в те далекие для него годы в виде условных рефлексов: то ли часто возникающие в определенный период и пугающие его своим звуком страшные летние грозы, совпавшие по времени с купанием или кормлением, о чем позднее рассказывала мать, то ли неловкое движение при купании, когда он хлебнул воды. Что еще? Ответить трудно, но Зощенко замечает, что часто чувствует отвращение к пище, старается быстрее покончить с едой, ест стоя. Казалось бы его тянет к воде, к морю. Но и это можно толковать как подсознательное стремление наблюдать за потенциальной опасностью - водной стихией, опасаясь нового подвоха и стараясь не упускать ее из виду… Только ли у Зощенко подобные проблемы? Нет. У многих других. Об одних людях мы что-то знаем, вследствие их известности и описаний биографов (Эдгар По, Гоголь), о других (подавляющем большинстве) вовсе ничего не известно, как у пушкинского Онегина с его казалось бы надуманным "английским сплином". Попутно замечу, что наверное тогда же в самом раннем возрасте у человека формируется подход к оценке риска при принятии индивидуальных решений, который оказывает в дальнейшем огромное влияние на его деятельность (в математической статистике этот подход описывается известными критериями Лапласа, Вальда, Гурвица и Сэвиджа, а учет и понимание роли этих критериев чрезвычайно важны для поведенческого описания человека при принятии решений).
При этом как и у Фрейда, многое упирается в сны. Вот что пишет сам автор. У каждого живого существа (взрослого человека, еще неразумного ребенка, животного) существует некое подсознательное, назовем его "рефлекторное поведение". Это "нижний этаж" нашей психической деятельности. По мере развития человека, набирают силу процессы, связанные с его сознательной, умственной деятельностью, формируя то, что называется "мышлением". Это, если угодно, "верхний этаж". В состоянии бодрствования процессы верхнего этажа подавляют то, что происходит этажом ниже. Но во время сна верхний этаж отключается. Психические процессы продолжаются, но в диковинной, неконтролируемой форме, как сюрреалистические картинки в виде наших снов с реальными образами, но порой совершенно невероятными сюжетами.
Попыткам объяснить, дать толкование этим сюжетам люди на разных этапах своего развития уделяли значительное внимание. При царях и полководцах древнего (да и не только) мира часто существовали прорицатели - толкователи снов. Верно ли они их толковали, кто знает? Порой предсказания случайно сбывались, сопутствуя военным успехам и возвеличивая роль прорицателей, порой наоборот. Но вера в то, будто "что-то во всем этом есть", существовала всегда. Появлялись многочисленные сонники, порой не лишенные некоторой логики, но в основном это книги шарлатанского характера. Однако, по-видимому, реальные объяснения могут появиться лишь в результате глубокой самооценки под наблюдением психолога, понимания роли рефлекторной деятельности и какого-то знания своей ранней истории (роль родителей - сохранить отдельные эпизоды этой ранней истории, именно они могут иметь ключевое значение в понимании поведения человека в будущем).
Пока "верхний этаж" во время сна отключен, "нижний" через видения или какие-то тревожные ощущения как бы "жалуется", информируя организм о его бедах, подсказывая, иногда в самых затейливых формах, факторы и характер его проблем и несоответствий. Отсюда, кстати, и так называемые "ночные тревоги и страхи", многие из которых исчезают и заслоняются другими темами с приходом утра. Человек как бы общается со своим "внутренним Я", с самим собой. С той своей частью, которая "знает" причину его бед, но не может донести их до сознания. На более высокий этаж вход ей строго запрещен, там - беспрекословная "диктатура сознания". И вот, как в примере с котом, у которого отсутствует "верхний этаж" мышления, и он чисто инстинктивно, но безошибочно находит именно ту травку, которая ему поможет, человек во время сна воспринимает рефлекторные сигналы своего организма. Всегда ли успешно? Известно, что далеко не всегда. Да и только ли дело в комбинации наших сознательных и рефлекторных чувств? Нынче выявляются и другие, новые факторы генетического плана. Это еще один важнейший аспект, определяющий наше поведение. И все же, несмотря на эту неполноту, выводы, сделанные Михаилом Зощенко-психологом чрезвычайно интересны, содержательны и в известной мере развивают и обобщают подходы Фрейда. А самое главное при этом - способность человека в определенной мере управлять психическим состоянием и возможностью сделать свое настроение более устойчивым, менее подверженным изнуряющим дурным предчувствиям, настроениям и мыслям. Именно этого в конце концов, по собственному признанию, добился и сам Зощенко. Недаром один великий назвал писателей "инженерами человеческих душ", а древние мудрецы говорили: "прежде всего познай самого себя".
Леонид СУМАРОКОВ
02-04-2004
|