Пресс-конференция в Вене по проблеме реформирования ООН.
Эта тема все чаще звучит в последнее время в высказываниях политиков различных стран, хотя и понимается далеко не одинаково. В основе же - признание того факта, что мир стал иным. И вот в здании Венского международного центра (ВИК) в начале июня состоялась пресс-конференция для журналистов на тему о реформе ООН. Пресс-конференция организована с участием Информационной службы ООН в Вене (UNIS), а главным спикером на ней на этот раз выступил прибывший в Вену Президент 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН господин Ханте (J.R.Hunte).
Внешне встреча не выглядела особенно информативной. Сенсационных заявлений не было. И все же сам факт ее организации и круг очерченных проблем уже представляют значительный интерес. Что же касается информативности, это тоже объяснимо - слишком велика цена вопроса, и дипломаты очень осторожны. Обычно, готовя подобные мероприятия UNIS старается собрать и представить предварительные информационные материалы. На этот раз материалов, напрямую относящихся к теме практически не было, если не считать пресс-релиза, касающегося биографии Президента упомянутой Ассамблеи. Впрочем сама по себе эта информация довольно любопытна. Г-н Ханте - представитель небольшого островного государства Санта Лючия (Saint Lucia), расположенного в Карибском Бассейне, о котором в известном компьютерном справочнике Google пишут, как об идеальном месте для отдыха, настоящем земном рае. Президент одновременно является министром внешних сношений, международной торговли и гражданской авиации этой страны, членом Парламента, мировым судьей, финансистом и бизнесменом, в частности в области страхового бизнеса, недвижимости, туризма, хранения и упаковки продукции. Был активным деятелем профсоюзного движения. Имеет значительный опыт в области региональной кооперации и роли малых государств - членов ООН. И вот со столь разносторонним человеком и состоялась встреча журналистов в ВИКе.
Для начала г-н Ханте зачитал сравнительно небольшое подготовленное им заявление. При этом, естественно, подчеркнул вопросы основополагающей роли Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности (СБ) в деле укрепления мира и поддержания стабильности мировой системы. Проблему реформы ООН обозначил как необходимость, по его выражению, оживления (этот термин на пресс-конференции фигурировал неоднократно) ее работы. Привел пример, когда некоторые делегации от заседания к заседанию лишь повторяют свои предыдущие заявления, не проявляя новых инициатив, как будто мир застыл и не меняется. В содержательном плане наибольший интерес вызвало выделение им ряда самих базовых понятий, таких как критерии участия в СБ, возможность изменения, в частности, расширения его состава, включая и постоянных членов и применения права "вето". Видимо, круг этих понятий в значительной мере и определит формат дальнейших обсуждений проблемы реформирования. Говоря о преодолении нынешних опасных конфликтов, высказался в направлении необходимости выявить и исключить сами их корни. Упомянул некоторые нынешние "критические точки", связанные прежде всего с Ираком и Афганистаном. А далее, уже отвечая на настойчивые вопросы одного из представителей СМИ из арабского мира, высказался в том же духе и в отношении израильско-палестинской конфликтной ситуации.
Несколько не обычным показалось другое. Несмотря на актуальность тематики, журналисты, присутствующие на пресс-конференции, со своей стороны почему -то не проявляли высокой активности. От ведущего даже последовало замечание, что хотелось бы как-то разнообразить круг журналистов, задающих вопросы. На определенном этапе ему приходилось выбирать среди буквально двух-трех из числа наиболее инициативных и, что не совсем обычно, позволять задавать повторные вопросы. В итоге одна из западных журналисток резюмировала: проблем и вопросов так много, что не знаешь, с чего начать. В конце концов все же спросила: -не может ли уже существующая ныне процедура, в частности, право использования "вето", блокировать саму идею реформирования ООН? Последовал четкий ответ: такого произойти не должно. Что касается "вето", то это прерогатива СБ, ну а Генеральная Ассамблея может принимать любые решения, в том числе обязательные и для СБ.
Корреспондент ГУДКА также обратился к г-ну Ханте. При этом для начала сослался на сравнительно недавний прецедент, когда военное решение глобального характера о вторжении в суверенную страну было принято в обход СБ и к тому же, как потом выяснилось, по надуманному обвинению. Высказал предположение, что если бы вопрос обсуждался в СБ, то существовала реальная вероятность "вето". А далее попросил прокомментировать этот случай с позиций предполагаемой реформы. Председатель, казалось, заметно оживился, возможно, именно чего-то подобного он ожидал. Ответ был пространным, хотя и нельзя сказать, что полностью удовлетворительным, но откровенно говоря, на это вряд ли можно было здесь рассчитывать. Суть его заключалась в том, что этот прецедент не забыт и, видимо, еще найдет отражение в последующих обсуждениях.
Позднее, в кулуарах обсуждение уже между самими журналистами было более активным. Ранее не знакомый автору журналист со смуглым лицом, возможно из Индии или Шри Ланки, сказал ему, что считает поднятый вопрос об обязательности участия ООН в решении жизненно важных для мира вопросов наиболее релевантным. Видно было при этом, что он не прочь завязать и более обстоятельную беседу… Что ж закон джунглей, потому так и называют, что он предполагает право сильного, но это, конечно, не имеет ничего общего с самой идеей и концепцией ООН. Понятно, "сильный" при этом не прочь получить моральную поддержку своих действий, но вместе с тем риск, что вместо этого он получит "вето" достаточно велик. Сказанное и объясняет логику его действий. Другое дело, получит ли эта ситуация должную оценку мирового сообщества? В противном случае разочарование в реальных возможностях ООН будет слишком велико, и в конечном итоге подорвется доверие к самой идее этой уникальной организации, со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями в отношении мировой стабильности.
А пока будем ждать новых сообщений из ООН о ходе выработки концепции и жизнеспособных принципов поддержания мирового порядка в нынешних условиях. И здесь уместно сослаться на заключительную часть книги "Восемь месяцев плюс…" одного из современных патриархов отечественной дипломатии Примакова. В ней автор книги рассуждает о новых механизмах обеспечения мирового порядка и постепенном переходе к многополюсному миру, который, однако, в новых условиях таковым еще, к сожалению, не стал.
Леонид СУМАРОКОВ
07-07-2004
|