Не так давно мой друг, болгарский профессор Александар Попов, которого знаю уже много лет, меня поразил. Он опубликовал необычную книгу. Точнее даже две. Сперва, около двух лет тому назад, неожиданно для меня, - первую, а затем, уже привлекая меня к обсуждению, в июне этого года - следующую. Вторая представляет собой, дополненное и переработанное издание первой. И все же, казалось бы, что тут необычного? Профессора часто пишут книги, так чему же я собственно поразился? И здесь, думаю, требуются пояснения. Одно из них связано с характером книги, а другое - с личностью ее автора, хотя и то и другое следует рассматривать в совокупности.
Книга посвящена проблемам мироздания и в значительной мере дальнейшей судьбе существующей цивилизации. Она называется "Скрижали" (Заповеди), выпущена под псевдонимом Алпо Аллар и включает более двухсот отдельных, но системно связанных между собой фрагментов. С учетом опыта распространения первого издания, круг потенциально заинтересованных читателей обширен и включает ученых, прежде всего философов и представителей других социальных наук, религиозных и общественных деятелей, политиков, бизнесменов и, возможно, даже представителей правоохранительных органов. Первое издание книги быстро разошлось, хотя, следует признать, она отнюдь не предназначена для "легкого чтения". И вот теперь вновь на трех языках появилось ее следующее издание, а мне автор предложил написать сопроводительный материал и быть редактором ее русского перевода. Редактировать книгу было трудно, несмотря на качественно сделанный перевод. Возможно это связано с тем, что редактор - специалист-системщик, а не философский критик или теолог, не видит себя в роли толкователя, а тем более оценщика отдельных высказанных идей и гипотез, а рассматривает их в системной увязке. Он лишь пытался адаптировать сделанный уже до него перевод текста с болгарского на русский, который, как показалось редактору, хорошо знакомому с автором и его системными идеями, в оригинальном виде в ряде случаев не совсем адекватно передает исходные мысли. Впрочем, далек от того, чтобы упрекать за это переводчика. Есть книги, которые каждый понимает по-своему. Или, как сказал французский поэт и писатель Альфред Мюссе "Во всяком замечательном произведении истинного автора содержится в два-три раза больше, чем сказано: остальное должен дополнить читатель" (а переводчик и редактор - тоже читатели). А пока кратко прокомментирую её содержание.
В суперглобальном плане, но по крайней мере в масштабе нашей мыслимой Вселенной, существуют два мира: мир Материи и мир Разума, или, иначе говоря, духовный мир. Они, эти миры, совершенно различны и ведут между собой непримиримую борьбу, о масштабах и формах которой мы, порой, не подозреваем. Казалось бы в свете сказанного звучит парадоксально, но именно сочетание этих двух миров сформировало сущность и понятие английского термина "human being", буквально "человеческое существо", термина очень ёмкого. Действительно, ведь оба мира воплощены в каждом из нас, хотя и в разной степени и, условно говоря, пропорции. Более того, следует иметь в виду и то обстоятельство, что понятие размерности в этих мирах не совпадает. И тем не менее именно человек стал тем объектом, или, как говорится в книге, "граничной областью конфликта", где оба мира столкнулись в непримиримой борьбе за своё доминирование.
А теперь несколько слов об авторе. Если кто-то считает, что автор теолог или ученый с классической внешностью чудаковатого профессора "а-ля Эйнштейн" из знаменитого фильма Романа Поланского "Бал вампиров", то это окажется абсолютной ошибкой. Автор - аристократ, интеллектуал с очевидным нетрадиционным мышлением, спортивной внешностью и элегантными манерами, юрист и философ, один из ведущих и преуспевающих бизнесменов Болгарии, спонсор ряда международных проектов, человек волею судьбы в свое время оказавшийся и чудом уцелевший в нескольких военных катаклизмах на Арабском Востоке, где и встретил свою красавицу-жену из древнейшего рода, ведущего историю из Мекки. Казалось Господь наградил его всем, что нужно для личного счастья и плодотворной работы, и его не должны волновать абстрактные проблемы мироздания. Что это хобби, "баловство" или глубинное проникновение в природу и смысл человеческого существования, обостренное чувство ответственности за судьбу нашей цивилизации, нежданно свалившееся на его голову? Лично у меня нет готового ответа на этот вопрос, и вот, наверное именно потому этот человек и поразил меня, столь неожиданно выпустив свою первую указанную книгу.
Перейду к краткому авторскому резюме книги, заранее извинившись перед читателем, что часть необходимых для пояснений идей уже использовал выше. С незапамятных времен Бог (он же Разум) постоянно ведет свою бесконечную войну с миром неживой Материи. До поры до времени эта борьба длительна и бесплодна. И вот на каком-то этапе, Бог предпринял, "хитрый ход" и начал уникальный эксперимент, который можно условно назвать операцией "Троянского коня". Он "посеял" жизнь на Земле и создал на определенном этапе разумное существо - человека, наделив каждого из его представителей духовной энергией - неким "микроразумом", способностью его развивать и интегрировать. И не просто посеял, а преследовал при этом далеко идущую цель, о чем речь пойдет чуть ниже. Таким образом люди - это представители Разума в Его борьбе с неживой Материей. Но сама сущность человека двойственна и противоречива, т.к. он состоит не только из души, но и из плоти - то есть все той же Материи. Важной особенностью человека оказалась именно заложенная Господом его способность развивать свою духовную составляющую, перерабатывая и используя в качестве "исходной пищи" энергию Материи. С развитием истории, количество людей возрастало, и даже подошло к некоторому критическому уровню, значение которого разные ученые-естественники и философы трактовали по-разному. Одновременно возрастал и накапливался совокупный потенциал Земного Разума.
И вот на данном этапе, когда человечество, несомненно, подошло к своему "зрелому возрасту", возникает уже "обратная", но также уникальная задача: собрать полученный "урожай", или, иначе говоря, "объединить" посеянный ранее Богом, а ныне неизмеримо возросший Земной разум с Его Разумом. Людям надо найти способ интеграции этого коллективного разума и обеспечения его трансфера Создателю. Зачем это и что произойдет в результате? Следует признать, что точного ответа нет, Господь оставил его за собой, хотя существуют догадки. Разум одержит важную победу над Материей. Человечество и отдельные люди, при этом окончательно освободившись от плоти, приобретут новое качество (не напоминает ли вам, читатель, это соответствующие сцены из булгаковской книги "Мастер и Маргарита"?). Какое - до конца не известно, но вероятнее всего, что бессмертие и какую-то форму "абсолютного счастья", основанного на торжестве Разума.
При этом для того, чтобы интегрировать свою духовную энергию до необходимого для реализации трансфера объема, человечество должно объединиться. Как? Вот в этом-то и вся штука! Автор предлагает свои схемы и одновременно замечает, что допустимое время реализации такого проекта ограничено и подходит к критическому. Мир Материи не дремлет, он оказывает всяческое противодействие, к тому же и Время работает на его стороне. Проект Разума может и не удастся, и тогда мир вернется в исходное состояние. Какое? Два противоборствующих мира: Разум, пребывающий отнюдь не в древней церковно-примитивной форме в образе Господа, живущего в земных облаках в окружении архангелов, а в каких-то недоступных и неведомых человеку, отнюдь не трехмерных пространственных измерениях и формах, и Материя, или неживая природа. Человечество же прекратит свое существование.
Сумеет и захочет ли Разум в случае неудачи когда-нибудь повторить свой эксперимент, делал ли он что-то подобное раньше? Нам это пока не известно. Разве что получим когда-либо прямые или косвенные подтверждения из других планет Галактики, лежащих в сфере влияния Разума… В действительности, неизвестно и другое: сколько времени осталось у Человечества, чтобы так или иначе решились поставленные проблемы? Автор, сделав свои оценки, считает, что немного. Некоторые критические параметры развития уже достигнуты, и речь идет уже о ближайших поколениях, тем более что тревожный ход мировых событий и конфликтная ситуация связанная с окружающей средой лишь подтверждают этот вывод автора. Более того, Господь тоже обеспокоен этим и, используя различные каналы, направляет на Землю свои послания, и по крайней мере некоторые из них Алпо Алару довелось получить и зафиксировать (об этом тоже говорится в книге). Единственный ли он при этом человек, через которого направляются эти послания? Это тоже пока не известно. Но, удивительное дело, многое, вплоть до терминологии, используемой самыми разными противоборствующими на Земле силами и порой поступающими к нам через Интернет или другие виды СМИ почему-то очень близки друг к другу и свидетельствуют о нарастании борьбы, включая заявления в "духе Вулси".
А теперь одно из посвященных Алпо Алару стихотворений.
Упрекают меня. Мол, напрасно пророчит,
Допуская живому ограниченный век.
Кто-то тронет Рубильник и Жизнь обесточит.
И уйдет она в бездну, а с ней Человек.
Но хотя допускаю, сам не верю, не скрою,
Что такое возможно наяву, а не в снах:
Поверни лишь Рубильник и умрет все живое,
И останется только твердь земная и прах.
Я не верю, что вдруг всё закончится разом
И вернется, назад в ипостаси своя.
Неживая Земля, Бог - таинственный Разум,
И ушедшая в бездну жизнь былая моя.
Только Бог-то не тот, что являлся нам раньше.
Тот, хоть жил в облаках, но казался Земным.
Где, в каком измереньи Ты таишься, обманщик?
Свой накопленный Разум мы Тебе отдадим…
И последнее. Хочу привести здесь следующую выдержку из предисловия к книге. "Автор вместе с редактором благодарны Президенту международного фонда "За выживание цивилизации", ученому с мировым именем, академику Российской, почетному члену Болгарской и ряда других академий наук Е.П.Велихову, за полезное и доброжелательное обсуждение и поддержку, способствовавшие появлению данной книги".
Леонид СУМАРОКОВ
08-08-2004
|