Это очередной роман талантливого современного писателя о человеческом благородстве и человеческой подлости. В нем сразу две казалось бы никак не связанные сюжетные линии. Две параллельные истории, разделенные двумя веками. В обеих - человек с хорошо теперь известной публике фамилией Фандорин, и читатель уже знает, что раз в повествовании фигурирует этот герой, значит в действии романа произойдут какие-то необыкновенные события на грани жизни и смерти. А Фандорин при этом непременно будет кого-то защищать, сам попадая в казалось бы безвыходное положение, подвергаясь смертельной опасности, но чудом, благодаря своим достоинствам, счастливому случаю, проведению и воле автора спасет людей и спасется сам.
Казалось, человек, буквально говоря, постоянно ходящий по острию бритвы, не должен долго выжить, ему не может постоянно везти. Как, к примеру, в картежной игре не может одна и та же карта выпадать подряд в двух, когда ни больше, дюжинах раскладов подряд. Это даже не против логики и здравого смысла (в жизни много нелогичного), это против теории вероятности, а там свои жесткие и неумолимые законы. Ведь теоретически однажды на небе облака могут свиться в профиль Карла Маркса с Энгельсом впридачу. Почему бы нет? Однако, насколько известно, такого пока еще никто не видел и уж тем более не сфотографировал. Но ставшему любимым автору все можно, ведь это всего лишь приключенческий роман, и читатель не в обиде. К тому же еще одна существенная деталь: автору не требуется (не дай бог, что-то дурное произойдет) оживлять Фандорина, как это сделал в свое время Конан Дойль со своим завоевавшим всемирную славу героем Шерлоком Холмсом. Помните, Холмс однажды погибает, упавши в пропасть, о чем и узнают огорченные читатели. Но, как потом выясняется, сыщик чудесным образом остается жив, поскольку он необходим для новых рассказов, которых в нетерпении ждет публика, требующая, чтобы полюбившийся им герой ожил. Здесь же секрет еще более прост: Фандориных много, несколько поколений, и автор обращается к разным историческим периодам. Среди них и шведские служивые благородных кровей, и русские дворяне и британский баронет. Все - Фандорины. И всех их объединяют одни и те же отличительные черты, которые у них, очевидно, закодированы в генах: благородство, сообразительность, привлекательная внешность, находчивость и удивительное везение (помните, как говорил о нем в "Азазели" один из героев, сам заядлый дуэлянт и картежник, Зуров: с таким на дуэли стреляться невозможно, непременно убьет, и в карты с ним по крупному играть нельзя - обязательно проиграешь…
Тем временем события в романе после непродолжительно введения на первой полусотне страниц, начинают стремительно, в темпе allegro развиваться. Еще два-три десятка страниц, и от книги уже не оторвешься. В основе развития сюжета - вдруг всплывающий неожиданный фактор или новое событие, которые нагромождаются друг на друга, как льдины в несущейся в половодье реке. Иногда (и не так уж редко) эти события выглядят довольно искусственно (помните шутку: были в лесу, захотели спеть под музыку; случайно в кустах оказался рояль…). Главный герой по одной из сюжетных линий - милый вундеркинд, шестилетний мальчик, только что в очередной раз чудом спасшийся от смерти и к тому же вывихнувший ногу, замерзает в глухом, полном злых волков вечернем лесу, но вдруг неведомо откуда является спасительная добрая фея в образе старушки с лицом бабы Яги, которая относит его к поселившемуся в одинокой лесной избушке (только что без курьих ножек) Фандорину. Фандорин - другой основной персонаж, подобно толстовскому отцу Сергию или принявшему схиму, блестящему графу, герою аристократического Петербурга графу Буланову из "Двенадцати стульев", спасается в одиночестве от мирской суеты. По счастливому случаю Фандорин оказывается лекарем, освоившим целительные чудеса лесных трав, и к тому же перед этим прошедшим итальянскую школу врачевания, он быстро помогает мальчику излечиться. Стоит ли говорить, что попутно, будучи в Англии, Фандорин не терял времени даром, а в совершенстве овладел приемами палочного и кулачного боя (как это все впоследствии пригодится!). В другом эпизоде (уже по современной линии) у Фандорина в кармане халата за несколько минут до нападения бандитов случайно оказывается пистолет. А дальше как в известной ремарке Чехова: если на стене в декорациях в висит ружье, то рано или поздно оно выстрелит. Так и здесь. Впрочем, не будем злоупотреблять пересказом содержания с подобными эпизодами. Все бывает, если захотеть.
И все же, наверное как раз в этом отличительный стиль автора, который постоянно поддерживает читателя в напряжении, буквально не давая ему отложить книгу в сторону. Теперь вы у автора в тисках, и он уверенно переходит к дальнейшему раскрытию сюжетной линии. Что это форма литературного примитивизма? Это было бы в данном случае чересчур просто. Отметим, что по масштабам и значимости идей у автора в этой области не так уж много конкурентов и о примитивизме можно говорить довольно условно. Не трогая классиков, выделю, пожалуй, Иена Флеминга (с его ставшими теперь явью международными террористами типа доктора Ноу и психолога-изувера Блофельда), у которого что ни роман, то балансирование на грани конца света. В основе же главной сюжетной линии автора, вопрос, сродни шекспировскому: "быть или не быть". Только здесь он заострен на другом, например: способен ли родитель, попавший в роковую ситуацию и встав перед проблемой выбора, сохранить свою жизнь и благополучие ценою жизни своих близких или он пожертвует ради них собой? Все это переносится на современную жизнь, и здесь приходят на ум недавние реальные драматические эпизоды в Дубровке, когда московский мэр Лужков или певец Кобзон мужественно предлагают себя террористам в обмен хотя бы на часть заложников.
Отметим, что мир персонажей в самой книге своеобразен. "Обычных", нормальных людей, кроме самого Фандорина и мельком промелькнувших его близких почти не видно. Зато кругом кишмя кишат всякого рода отморозки, нувориши, подонки, сексуальные извращенцы и т.п. Автор оперирует логикой и понятиями этих людей, но особенно сильное впечатление при этом производит тонкий анализ нынешних представителей бизнеса - внезапно разбогатевших "жирных котов", для которых существует лишь одна цель - деньги. Всё остальное разыгрывается, продается и покупается. И опять, как тут не вспомнить циничную фразу подобного "кота" Березовского, высказанную им в
интервью газете Financial Times в октябре 96-го года, о том как он, в числе семи самых богатых бизнесменов, дал деньги на выборы Ельцина, а затем менеджером был нанят Чубайс (ныне занимающий престижный и доходный пост "главного электрика" страны) и обеспечена победа. Ну а теперь, по словам Березовского, следует пожинать плоды этой победы - занимать ключевые посты в правительстве… Цинично и просто, как апельсин. Какая тут к черту демократия в нищей стране, где так вольготно живется разжиревшим котам, а общественное мнение формируется контролируемым ими СМИ! И здесь у писателя вновь звучат мысли глобального содержания. В романе они выражены в описании целей овладения "новыми русскими" предприятия в Ильичевке, производящего биохимическую фармацевтическую продукцию. Конкурируют два очередных разжиревших кота, из тех которым нравится, когда их почтительно называют олигархами. Оба вдруг "врываются" в сферу социальных проблем, от которых капитализм, казалось бы далек и обычно бежит, как черт от ладана. Но лишь до тех пор пока "социалка" не становится полем для бизнеса.
Один из таких новых представителей бизнеса - хирург-косметолог высочайшего уровня, хочет получить монополию на производство отечественных лекарств, которые кроме как на предприятии-гиганте в Ильичевке нигде в нужных масштабах в стране производится больше не смогут. Когда он рассказывает об этом проекте и планах развития производства Фандорину, все звучит очень убедительно и респектабельно (что-что, а лапшу такие люди на уши навесить умеют, заслушаешься). Фандорин даже называет бизнесмена "великим шахматистом", способным просчитывать и оценивать бизнес-ситуации на много ходов вперед. И ведь все так, или почти так, оно и есть. Кажется, вот он нужный для общества человек, дайте ему простор, обопритесь на него, выберите депутатом, может когда-то и памятник поставите! И все же. Когда дело в повествовании доходит до его личной жизни выясняется, что он вместе с филигранно выполненной им косметической операцией, сделавшей его жену красивой куклой, попутно вырезает ей яичники. Так ему удобней, бесконфликтней, как с кастрированной кошечкой. Он опять же просчитал все вперед. В эпилоге книги выясняется, что жена, фактически ставшая человеком-киборгом, тоже по профессии врач, которая в начале рассказа бросалась при случае к мужу, чтобы лишний раз поцеловать ему руку, поняв в конце концов, что произошло, перерезает ему скальпелем горло. Миф супербизнесмена, двигателя общественного развития сразу тускнеет и теряет привлекательность.
Другой жирный кот, конкурент первого, даже внешне абсолютно циничен. На предприятии, за покупку которого он борется всеми средствами, включая киднеппинг и готовность убить ребенка своего конкурента - бывшего соклассника, он собирается производить фактически наркотики с замедленным разрушающим действием, посадив, как теперь говорят, "на иглу" добрую часть населения страны. Его не смущает, что эти люди обречены на вымирание. Население страны, по его мнению, слишком велико, включая потенциальные отбросы общества, с которыми ему все равно полезно расстаться… Что ж, знакомые мысли, известные со времен Ницше и фашизма, как социальный дарвинизм. Внешне образ этого героя , наверное, еще менее привлекателен, но ведь кто-то, включая и нынешних политиков, найдет и в этом "рациональное" зерно. Вам такие политики не известны? Почитайте российские газеты… Впрочем и этот герой в конце книги погибает, получив свою пулю в рот. Спасибо автору за справедливость!
Не знаю, что скажут остальные читатели, но книга все же, думаю, перенасыщена сценами насилия и, что пожалуй, более проблематично, мыслями и рассуждениями по поводу целесообразности и обоснования насилия. Похоже, что автор в погоне за остротой сюжета увлекся и "перестарался" (впрочем, отнюдь не уверен, что все так думают). И хотя образ самого Фандорина противопоставляется подобному подходу, осадок даже от литературного общения с подобными людьми-монстрами остается тяжелым. Не стану слишком упрекать автора, нынешняя реальность, по крайней мере та, которую мы практически ежедневно словно в кем-то отмеренных дозах воспринимаем с экранов отечественного телевидения, не менее жестока. Садизм, особенно в сочетании с терроризмом, сегодня разъедает социальный климат общества. И здесь уместно вспомнить судьбу семейства известного американского кинопостановщика и режиссера, погибшую несколько лет назад от рук садистов, похоже по сценарию одного из бестселлеров самого знаменитого киношника. О подобных вещах сегодня много и с тревогой пишут. Насилие исповедуемое на наших экранах и в книгах, стало прямой угрозой обществу. Способно ли общество с этим справиться и найти здесь разумные границы и рамки отнюдь не очевидно, и если нет, то не здесь ли прямая дорога к неизбежной катастрофе глобального масштаба?
Обратимся, однако, ко второй сюжетной линии. Малыш шести лет от роду чудеснейшим образом постигает взрослую человеческую премудрость и привозится отцом-дворянином к царице Екатерине. Случайно он спасает Екатерине жизнь и становится ее любимцем. Но не надолго. Завистники и дворцовые интриганы быстро выпихивают его из дворца и начинают преследовать. Гибель, казалось, неминуема. И опять цепь случайностей, а в конце концов наш главный герой Фандорин много раз спасают его из вроде бы безвыходных ситуаций. Но главная драма впереди: отец мальчика при непротивлении матери, "меняет" его жизнь на высокое и благополучное положение в обществе. Ну куда бы делся бедный малыш без Фандорина, который вновь его выручает?
Но вот книга закончена, читатель откладывает ее в сторону и переводит дух. Для положительных героев романа все, слава богу, завершается благополучно. Полюбившийся читателю маленький гений, родившийся в конце далекого 18-го века, обретает нового, вместо предавшего его родного, отца в лице Фандорина, а заодно и любящую, милую мать, красавицу-графиню Павлину Аникитишну. Что касается современного Фандорина, то он - воспитанник одного из престижных английских университетов и баронет, отказавшийся при женитьбе в России по принципиальным соображениям от британского паспорта и по той же причине, ездящего на отечественном, хотя и не вполне надежном автомобиле (откуда у него, в генах что ли опять, эта совковость?), благополучно возвращается в конце приключений в лоно семьи. Здесь - любящая его своеобразной, но искренней и крепкой любовью жена Алтын, деловая женщина, преуспевающая бизнесменка, редактор популярного эротического журнала и двое, бывших заложниками, но ничего не подозревавших несмышленышей - его двойняшек-малышей. Теперь он им снова будет рассказывать на ночь сказки про злого серого волка и страшную бабу Ягу. И дети, засыпая, будут искренне считать, что это и есть самое страшное, с чем можно столкнуться в жизни и бог даст никогда не узнают, что были на самом краю гибели.
|