Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Персональная страница. Сумароков Л.

О Гоголе, Зощенко и немного о других...

150-летняя годовщина со дня смерти величайшего российского писателя Гоголя, случившаяся в минувшем году, прошла как бы и не особенно заметно. ИНТЕРНЕТ полон малозначащими записями о последних неделях его жизни и психическом нездоровье, о панихиде, состоявшейся на его могиле в Новодевичьем монастыре в Москве, о неуклюжих, безграмотных и просто варварских медицинских процедурах его врачей. О том, что он предельно ослабленный и подавленный дважды исповедовался, причастился Святых Таин, а также особоровался, произнеся перед смертью "Как сладко умирать!". При этом проглядывается стремление представить его глубоким мистиком и клерикалом, человеком, пошедшим против своего естества, которое предрекало ему быть монахом. И очень немного о значении и оценке его творчества, о его месте и роли в русской литературе. Странно и печально. Что это, очередная переоценка его гениального творчества или примитивизм философии авторов?

А ведь именно Гоголь не только создал удивительное и неповторимое, образно говоря, полотно характеров, но и заложил основу целой плеяды талантливых и разных своих продолжателей. У одних получалось лучше, у других хуже. Здесь упомяну лишь самых, с моей точки зрения, ярких: Лескова, Чехова и Зощенко. Что касается фигур на этом полотне и уровня их исполнения, укажу на такую параллель, подмеченную в яркой, но отнюдь не бесспорной статье Набокова о Гоголе ("Николай Гоголь"). Набоков пишет, что как и другой великий - русский художник и его современник Александр Иванов, Гоголь, хотя и сильно стесненный в средствах, особенно любил писать о своей стране в Италии. Он вообще много времени провел за границей, там упорно работал, постоянно докучая знакомым и близким присылать как можно больше фактического материала о России. Иванов, писавший свою знаменитую картину "Явление Христа народу" в течение 20 лет, выставил ее в конце концов итальянской публике, и несмотря на толпы посетителей, примостившись в углу, продолжал наносить последние мазки. Гоголь после первого тома "Мертвых душ", появившегося в 1842 году, продолжал всю оставшуюся жизнь работать над книгой, но так и не сумел представить ее публике в законченном виде. Наносил свои все новые "мазки", а незадолго перед смертью (в 1852 году), как полагают, он сжег свою рукопись - продолжение "Мертвых душ". Не выдержал ни высочайших требований к себе, ни раздиравших его душу противоречий. Остались считанные главы и отрывки.

Литературоведы уверяют, что вторая часть по духу была бы совсем другой, потому что это был уже другой Гоголь. Вполне вероятно, но здесь можно только гадать. Да и кто они эти литературоведы, присвоившие себе право, наподобие булгаковского Воланда, читать, оценивать или додумывать сожженные рукописи? Гоголь не предсказуем, тем более в оценках порой неведомо откуда взявшихся случайных критиков. Набоков пишет: "Знаменитый драматург как-то заявил, что если в первом действии на стене висит охотничье ружье, в последнем оно непременно должно выстрелить. Но ружья у Гоголя висят в воздухе и не стреляют: надо сказать, что обаяние его намеков и состоит в том, что они никак не материализуются… Прелесть в том, что эти второстепенные персонажи, потом так и не появятся на сцене. …Вереница поразительных второстепенных существ: "..сестра Анна Кириловна, приехала к нам со своим мужем. Иван Кирилович очень потолстел и все играет на скрипке…". Где уж тут предсказать содержание и дух целой книги?

Но книги нет. Психологически я лично склонен довериться Набокову: "…короткая вспышка огня, которую можно было бы считать доказательством и символом отречения (от литературы- ЛС) на деле выражала совсем обратное: пригнувшись к огню, он рыдал возле той печи…, где были уничтожены плоды многолетнего труда, ему уже было ясно, что оконченная книга предавала его гений"… Но есть и совсем иной взгляд на тему о том, что именно сжег Гоголь в ту роковую ночь - письма, которые могли скомпрометировать его связи в русской эмиграции (статья Белышевой в журнале "Нева", 1967 год "Тайна смерти Гоголя"). Автор приводит сведения очевидцев о том, что Гоголь, находясь в последние несколько недель своей жизни в доме человека с, мягко говоря, не вызывающей симпатии репутацией - графа А.П.Толстого, буквально не выпускал из рук портфель с рукописью, держал его поблизости, даже когда ложился в постель. Последний вместе с фанатичным священником отцом Матвеем "пытался заставить Гоголя отречься от своих трудов; если это не удастся, объявить его сумасшедшим". И далее: "Беспомощный, больной писатель оказался в плену у самых своих зловещих персонажей"... И опять о варварстве врачей - инквизиторов, приглашенных Толстым. Приведу лишь следующие слова одного из лечивших его на раннем этапе болезни врачей, доктора Тарасенкова в отношении действий своих "светил"-коллег: "Я отправился, чтобы не быть свидетелем мучений страдальца… Приехал в 7 часу Овер и Клименков… Обращение их было неумолимое; они распоряжались как с сумасшедшим, кричали пред ним, как перед трупом. Клименков приставал к нему, мял, ворочал, поливал на голову какой-то едкий спирт, и когда больной от этого стонал, доктор спрашивал, продолжая поливать: "Что, болит, Н.В.? А? Говорите же. Но тот стонал и не отвечал". Похоже, по злой иронии судьбы он поразительно, до деталей предвидел все это и писал в "Записках сумасшедшего" словно о себе: "Я больше не имею сил терпеть. Боже, что они делают со мною! Они льют мне голову холодную воду! Они не внемлют, не видят, не слушают меня. Что я сделал им? За что они мучат меня? Чего хотят они от меня, бедного? … Я не в силах, я не могу вынести всех мук их, голова горит моя и все кружится передо мною. Спасите меня"! Из журнала "Нева": "После смерти Гоголя портфель, как и некоторые другие вещи не вошел в опись имущества и остался в руках Толстого… 22 или 21 февраля кафельная печь в кабинете Гоголя вновь наполнилась пеплом, на этот раз пеплом действительно горевшей рукописи некоторых глав второго тома "Мертвых душ", уничтоженных безжалостной рукой".

Гоголь породил Лескова по философскому осмыслению жизни в "Очарованном страннике", а по озорному языку - в "Левше". Среди его ярких последователей был Чехов; в его образах "маленьких людей" и по используемому языку в рассказах опять проглядывается Гоголь (помните, "все мы выросли из гоголевской "Шинели"). И, наконец, Зощенко (о нем, в параллель с Гоголем, и пойдет далее речь) - другой огромный талант, так до конца и не понятый великий истинно русский писатель. С теми же "маленькими людьми", но уже на иной российской почве и уже с совершенно своим, необычным в современной ему литературе колоритным языком, уверенный, что бытовые сценки и рассказы сегодня следует писать по-другому, чем полвека или более тому назад. Таким он и запомнился большинству потомков. Почему-то прежде всего, как автор рассказов, таких как "Баня", "Аристократка", "Роза-Мария", "Шумел камыш", фельетонов "Серенада", "В пушкинские дни" и "Поминки". Он создал свой новый, совершенно специфический жанр. Пожалуй ближе всех из современников по характеру его персонажей и языку подошли к нему в отдельных местах Ильф и Петров. Впрочем, это уже другая история.

Порой для кого-то это выглядит как парадокс, но ведь Зощенко совсем не только в этих, полных сверкающего юмора и иронии рассказах. Он много писал о Великой отечественной войне и партизанах, о гражданской войне (бегство белых из Крыма). Писал о Керенском, об истории ЭПРОН (подъем затонувших кораблей), о жуликах, удивительном перевоплощении бывших преступников, мещанстве и воинствующей пошлости ("Мишель Синягин", "Парусиновый портфель") и многом другом. Его детские сюжеты (особенно серия "Леля и Минька") просто изумительны. Помните, пришли гости, и детям разрешили сидеть за "взрослым" столом. Начальник отца гордо рассказывает, как он однажды спас пожарника, чуть не задохнувшегося в дыму. Все почтительно слушают. Вдруг Леля вмешивается в разговор со словами: "Это что! А вот у нас во дворе одна девочка…". И ребятишек удаляют. Через полгода их, раскаявшихся и, казалось, все осознавших, прощают и разрешают сидеть со взрослыми опять, но при жестком условии, что они не произнесут ни слова. И дети молчат, в ужасе затаившись, даже когда с Лелиного ножа случайно и незаметно свалился кусок масла прямо в горячий чай к тому же начальнику.

Писал Зощенко не по заказу, а по велению души. Всегда убедительно и очень ярко. Еще было далеко до появления на политической сцене перестройщиков, требовавших пересмотра представления Ленина в печати и дать в литературе его образ, как руководителя "с человеческим лицом". Но уже были превосходные рассказы (целый цикл) Зощенко о Ленине, которые мало кто желал замечать. В одном из них Зощенко пишет: на рабочем столе у Ленина стоял стакан с чаем, рядом лежал сухарь, и "Ленин завтракал этим сухарем"… Или, в другом рассказе, члены какой-то рыболовецкой артели, зная, как трудно с продовольствием, решил послать Ленину рыбу. В кабинет к Ленину пришел их посланец с большой рыбиной за спиной, а как передать не знал. Стеснялся. Ленин заметил и спросил: "что это вы прячете за спиной"? Тот в ответ: "вот, Владимир Ильич, это рыба. Мы ее прямо в воде поймали"… Естественно, рыба сразу попала в детский дом ребятишкам. Вот он Ленин с человеческим лицом! Если бы иные наши руководители были дальновиднее, то Зощенко, как Гоголю, стояли бы сегодня памятники. А уж той беспощадной и неумной критики Жданова в его докладе в 1946 году, вслед за рассказом "Приключения обезьяны" (дескать, мелкотемье, где трудовой пафос?) никогда бы не было вовсе. Зощенко писал в своем жанре и умел смотреть дальше многих, и (в том числе) потому его попросту далеко не всегда понимали. Боюсь, и сейчас не понимают, или не хотят понимать. То же и с другими, Гоголем, Горьким, Маяковским и даже Высоцким. И что хуже всего, порой выхватывают какие-то отдельные фрагменты, по ним пытаются представить выгодный кому-то общий облик писателя, а он получается совершенно искаженным и далеким от действительности.

Есть еще одно очень глубокое начало, которое объединяет упомянутых в основном контексте авторов. Это ирония. Великое качество, которое Зощенко чрезвычайно ценит и специально выделяет, когда дает, например, характеристику Пушкина - прозаика. Он пишет ("Шестая повесть Белкина"): "Занимательность и четкость изложения, предельная изящность формы, ирония" - вот чем так привлекательна его проза. Итак, ирония. Иногда она мягкая, а порой, в зависимости от персонажей, беспощадно злая. Она проглядывается буквально во всем. И в указанных выше выдержках и например, в способности наших меньших братьев размышлять и строить умозаключения на человеческий манер. Это совершенно специфический ракурс анимации - одухотворение. Читаем у Гоголя: "Я давно подозревал, что собака гораздо умнее человека; я даже был уверен, что она может говорить, но что в ней есть только какое-то упрямство". У Чехова в "Каштанке" эпизод из беседы ее первого хозяина, столяра с верным псом: "Ты, Каштанка, не человек, а просто насекомое существо. И супротив человека ты все равно, как плотник, супротив столяра"… Или, "если бы Каштанка была человеком, она бы сказала: так жить дальше нельзя, надо застрелиться"… У Зощенко. Фашистская бомба попала в зоопарк. "Воздушной волной опрокинуло клетку, из которой выбралась перепуганная обезьяна, мартышка. И, как угорелая, побежала. Бежит и, наверно, думает: "Э нет, если тут бомбы кидают, то я не согласна". А когда за ней погналась собака, мартышка подумала: "Ну, теперь, граждане, я окончательно пропала". Чуть ниже вновь ирония, но уже в другом ракурсе. Мальчик Алеша, к которому попадает обезьяна, усадил ее за стол рядом с бабушкой, которая пила чай и положила свою откусанную конфету на блюдечко. "Обезьяна схватила эту бабушкину конфету и запихала ее в свой рот. Ну - обезьяна. Не человек. Тот если и возьмет что, так не на глазах же у бабушки"…

Читаем у Гоголя ("Нос"). Цирюльник "Иван Яковлевич (предполагаемый виновник исчезновения носа у майора Ковалева-ЛС), как всякий порядочный русский мастеровой, был пьяница страшный". У Зощенко ("Землетрясение"). "Перед самым, значит, землетрясением, а именно, кажется, в пятницу одиннадцатого сентября, сапожник Иван Яковлевич Снопков (заметьте, опять то же имя-отчество, случайно я думаю, а вдруг?- ЛС), не дождавшись субботы, выкушал полторы бутылки русской горькой… Взял и выкушал. Тем более он еще не знал, что будет землетрясение"… У Гоголя ("Нос", когда после всех переживаний и мытарств пропавший было нос в конце концов вернулся и занял нужное место на лице майора Ковалева): "И майор Ковалев с тех пор прогуливался, как ни в чем ни бывало, и на Невском проспекте, и в театрах, и везде. И нос тоже, как ни в чем не бывало, сидел на его лице, не показывая даже вида, чтобы отлучался по сторонам. И после этого майора Ковалева видели вечно в хорошем юморе, улыбающегося, преследующего решительно всех хорошеньких дам…". У Зощенко ("Западня", когда один поэт, знакомый писателя, побывав в Германии поражается везде ослепительной чистоте, где "даже, такие второстепенные места, как я извиняюсь, замечает Зощенко, уборные, и то сияют небесной чистотой; приятно туда заходить). Поэт заходит и думает: "Вот вернусь и поэму напишу, мол, грязи много у нас, товарищи, - не годится… А после, напевая последний немецкий фокстротик "Ауфвидерзейн, мадам" хочет выйти на улицу и не может… Дверь не открывается. Проходит часа два, начал бить ногой в дверь, а немцы его не понимают. Вдруг с другой стороны случился русский, говорит: вы, наверное, позабыли машинку дернуть. Спустите воду, и тогда дверь сама откроется… И наш знакомый, пошатываясь, выходит на улицу под легкие улыбочки и немецкий шепот. Только на улице мой знакомый отдышался и успокоился…, и напевая "Ауфвидерзейн, мадам", пошел в гости, как ни в чем не бывало").

Случайно видел его (Зощенко) раз, будучи в гостях у моего школьного товарища Паши Катаева (недавно читал интервью с ним в какой-то газете). Отец Паши, знаменитый писатель, вдруг позвонил мне, малолетнему предводителю пионеров-одноклассников по телефону домой и сказал: "Товарищ Сумароков! С вами говорит писатель Катаев. Правда ли, что мой сын неважно ведет себя в школе? Нет, товарищ Катаев, - хватило иронии ответить ему в тон. Он, усмехнувшись, сказал: "ну будете у нас - побеседуем" и положил трубку. Наверное, он позабыл этот случай. И когда вскоре я пришел к Паше и увидев через открытую дверь его отца, сидящего с собеседником в другой комнате, поздоровался, он и собеседник лишь на секунду прервались и кивнули. От разговора своего Катаев отвлекаться не стал. Паша тихо сказал: "у него писатель Зощенко, пойдем в другую комнату". Имя Зощенко мне уже было известно, и я читал его с удовольствием. А Павел дал мне тогда книгу Зощенко с надписью автора, адресованной Катаеву. Не на совсем, конечно, а почитать… Это была большая редкость. Я был счастлив. Писателя Зощенко и по сей день постоянно перечитываю, при этом каждый раз открываю для себя много нового.

Л.Н.СУМАРОКОВ



   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок