- Сергей Вадимович, какие самые значимые проверки были проведены
Счетной палатой в году минувшем?
- Это, к примеру, проверка "Росвооружения", которое, как известно,
в больших объемах продает за рубеж оружие. Она длилась три с
половиной месяца. Выявила массу нарушений. И с учетом записки
председателя Счетной палаты было принято административное решение
- руководство этой компании, как вы знаете, поменялось.
Мы подготовили очень серьезный материал и по итогам проверки
обеспечения продовольствием Вооруженных Сил, по которому Президент
сегодня принимает решение на уровне Совета безопасности. Речь
идет о недоплате нашим военнослужащим, об ущемленных офицерских
пайках. Нарушений выявлено много. Наконец, проверили использование
бюджетных средств, выделяемых на восстановление Чечни. Выявили,
что 180 миллионов рублей ушло не по назначению.
Но наиболее сложной я бы все же назвал проверку крупнейших компаний
- "Газпрома" и "Славнефти". И тут очень много вопросов. Недавно
мы завершили проверку Новолипецкого металлургического комбината.
Счетную палату интересовал вопрос, как проводилась приватизация,
особенно его филиала - завода по производству холодильников "Стинол".
И вновь нарушения.
В очередной раз мы столкнулись с проблемой, которая, я думаю,
стоит сегодня и перед Правительством, и перед Президентом, и
перед законодателями - что делать с теми предприятиями, где прежними
руководителями были допущены серьезные нарушения?
- И что вы предлагаете?
- Мы готовим ряд конкретных предложений в Государственную Думу
для решения этой проблемы.
В. Беликов, К. Андросов, Москва:
- В самом начале января вы были в Кремле, докладывали Президенту
об итогах проверок. Как они были восприняты Президентом?
- Честно скажу, бывший Президент относился к Счетной палате
как к органу, дескать, оппозиционному. Путин же относится к нам
совсем по-другому. Как минимум раз в месяц мы встречаемся. Я
докладываю Президенту о наиболее острых и интересных проверках.
И на этот раз рассказал о проверке "Росвооружения", Чечни, о
финансировании Минобороны, о Новолипецком комбинате, о промежуточных
итогах проверки "Газпрома", о ситуации с финансовым контролем
в целом. Кстати, на представленных записках Владимир Владимирович
тут же при мне наложил резолюции - либо премьер-министру, либо
министру, либо секретарю Совета безопасности. Таким образом,
эффективность наших докладных стала совсем иной, чем была раньше.
Повысилась во сто крат!
Проинформировал я Президента и о ближайших планах. Мы начинаем
комплексную проверку Республики Калмыкия. Причем проверять будем
вместе с прокуратурой и ФСБ. Работать в республике будут десятки
наших инспекторов и ревизоров. Такой отряд проверяющих сформирован
впервые. И еще по обращению губернатора проверим Калининградскую
область с учетом особой значимости этого региона.
- А может ли вам давать поручения Президент? Ведь по статусу,
по закону основными вашими работодателями являются верхняя и
нижняя палаты Госдумы. Так ведь?
- Да, по Конституции, Счетная палата формируется парламентом
и подотчетна ему. Хотя орган этот конституционный. То есть не
чисто парламентский, как многие считают. Но запросы может давать
и Президент. По закону, мы обязательно должны выполнять поручения
Совета Федерации, Госдумы и одной пятой части депутатов. Любое
поручение. А президентские обращения мы должны рассматривать
на коллегии и принимать решение, рассматривать или нет. Вообще-то
- нонсенс. Тем более в президентской республике. Естественно,
это было сделано в пику. Вот только кого эта пика больше всего
уколола?
Сейчас в Госдуме рассматриваются поправки к Закону о Счетной
палате, и их, кстати, инициировали представители практически
всех фракций. Если они будут приняты, то обязательными для Счетной
палаты будут как поручения Госдумы и Совета Федерации, так и
Президента. И отчитываться в обязательном порядке мы будем не
только перед парламентом, но и перед Президентом. Назначаться
председатель Счетной палаты будет по-прежнему Госдумой, но по
представлению Президента. Как, в частности, это делается за рубежом.
В США председатель контрольного управления назначается конгрессом
на 16 лет по представлению президента. Он полностью независим.
Таким образом, янки придают особое значение независимости финансового
контроля в своей стране.
Нужны мозги, а не автоматы и маски
В. Аблапохин, журналист, Самара, Е. Слюняев, Ульяновск, Н. Рожков,
пенсионер, Ростов-на-Дону:
- Почему же итоги многих проверок не заканчиваются принятием
конкретных мер на государственном уровне? Как это случилось,
к примеру, с проверкой МГУ, Самарской и Ульяновской областей.
Неужели действенность Счетной палаты действительно равна нулю,
как считают многие? Кстати, какое количество ваших проверок завершилось
возбуждением уголовных дел?
- Вопрос правильный. Но говорить о том, что действенность нашей
работы равна нулю, я бы не стал. Мягко говоря, это не совсем
так. За пять лет работы Счетная палата выявила 250 миллиардов
неэффективно потраченных рублей. Из них 25 миллиардов вернули
в казну. Это все-таки реальные деньги. Тем самым мы несколько
раз окупили содержание самой Счетной палаты. Так что хлеб не
зря едим. К тому же по нашим материалам было возбуждено несколько
десятков уголовных дел. Наиболее эффективной была работа по Новороссийскому
порту. В то же время я согласен, что по многим нашим материалам,
увы, уголовные дела хотя и возбуждались, но до суда, как правило,
не доходили.
- Нельзя ли сказать, почему?
- Здесь две причины. Первая - громоздкость всей нашей правоохранительной
системы, ее нерасторопность в борьбе с экономическими преступлениями.
Не секрет ведь: многие сложные дела просто разваливаются в процессе
следствия. И второе - для борьбы с экономическими преступлениями
просто не хватает хороших специалистов. Мы подписали соглашения
с МВД, ФСБ, ФСНП и Генпрокуратурой и, если сталкиваемся с уголовным
преступлением, то сразу подключаем следователей, не дожидаясь
конечных итогов проверки. И сегодня по шести делам идет совместно
работа с правоохранительными органами. Так мы работали в Чечне,
так будем работать и в Калмыкии.
Кстати, в поправки к Закону о Счетной палате мы заложили и возможность
принятия самой Счетной палатой административных мер к правонарушителям
- к тем, скажем, кто не пускает на предприятие наших инспекторов,
не дает им нужные материалы или не выполняет наши предписания.
Это даст возможность самой Счетной палате, скажем, штрафовать
нарушителей законов, не перекладывая дело на те же правоохранительные
органы.
Следующим нашим шагом, возможно, будет - чтобы Счетная палата
могла непосредственно обращаться в суд и напрямую защищать интересы
государства. Для этого, конечно, нужно создавать хорошую юридическую
службу. И мы сегодня этим занимаемся. Это не значит, что мы собираемся
подменять какие-то правоохранительные органы, заниматься следственными
мероприятиями. Нет - это не наше. В то же время я не сторонник
того, чтобы с экономическими преступлениями боролись с автоматами
и в масках. Тут скорее мозги нужны.
- Сейчас разрабатывается концепция создания в стране финансового
контроля. Нужна ли она? А если нужна, то какой вы ее видите?
- Нужна. Потому что у нас много контролирующих органов и нам
не надо повторять ошибку 1990-1991 годов, когда мы начали писать
закон о спецслужбах, а потом уже приняли Закон "О безопасности".
Отсюда и чересполосица. Нужно определиться, кто является главным
органом внешнего финансового контроля и каково должно быть взаимодействие
между теми, кто осуществляет внешний и внутренний контроль. И
нужно еще определиться во взаимодействии финансового контроля
и правоохранительных органов. Каждый должен заниматься своим
делом. Тогда маски-шоу не будет.
Кстати, в докладной записке на имя Президента мы предложили
сначала разработать и принять базовый закон о финансовом контроле,
а потом уже выстраивать систему органов контроля.
Почему ЦБ не доверяет Степашину?
- Какой уровень квалификации специалистов, работающих в Счетной
палате?
- У нас специалисты по уровню квалификации примерно такие же,
как и в аппарате Правительства или в Министерстве финансов. Могу
сослаться, скажем, на Владимира Панскова. Блестящий аудитор,
который прошел, как говорится, огонь и воду. Он - бывший министр
финансов.
- Почему же тогда Центральный банк России не доверяет вашим
аудиторам, а попросту не допускает их на свою территорию?
- Центральный банк не хочет допустить нас к проверке своей хозяйственной
деятельности. Это коллизия двух законов - о Центральном банке
и о Счетной палате". Но вопрос этот, я думаю, будет урегулирован
с принятием поправок сразу в оба закона. И еще в ЦБ боятся утечки
информации и дезинформации, что действительно недопустимо.
- Но зато в тот же Центральный банк допускаются иностранные
аудиторы, которым за это платят огромные деньги. Нормально ли
это?
- Нормально.
- Но в Германии, скажем, аналог Счетной палаты проверяет центральный
банк. А в России будет такое?
- Во-первых, частный аудит силами иностранных компаний сохранится.
В той же Германии проверки проводят и свои аудиторы, и независимые
иностранные компании. И это нормальная конкуренция. Что же касается
нас, то все зависит от авторитета самой Счетной палаты, отношения
к ней Президента и Правительства. Могу сказать, что мы уже работаем
по ряду обращений международных финансовых организаций. Но надо
учитывать тот факт, что проверки Счетной палаты и финансовый
аудит - несколько разные вещи. Да, мы имеем квалифицированные
кадры, но, скажем, при серьезной проверке Центрального банка
без привлечения специалистов со стороны мы не обошлись бы. Кстати,
сейчас мы проверяем МПС, одновременно пройдет еще независимая
аудиторская проверка. Но итоги нашей проверки точно так же лягут
на стол руководителей Правительства. И они тоже будут учитываться
при решении судьбы этого монополиста.
Кто в тереме заморском живет?
И.Завертайло, Липецк:
- Сергей Вадимович, вы неоднократно заявляли, что доберетесь
до зарубежного имущества России. Проясните, как оно используется?
- Проблема тут есть. И немалая. За рубежом у России немало имущества.
Но доход практически дает только совместное предприятие во Вьетнаме
- "Вьетсовпетро". И никто толком этим вопросом не занимается.
Когда я был премьером, поставил эту задачу перед Мингосимуществом.
Но и сегодня дело не сдвинулось с мертвой точки.
А ведь Россия взяла на себя советские долги исходя из того,
что все советское имущество за рубежом станет российским.
Теперь на нас и долги огромные висят, и имущество, которое не
дает ни гроша.
Студенты финансовой академии,
Москва:
- В свое время проводились проверки, в том числе, если не изменяет
память, и Счетной палатой, долгов, которые Россия не может взыскать
с других стран. Есть ли на этот счет обнадеживающая информация?
- Многие надеются, что наши должники вдруг начнут отдавать долги,
а мы в свою очередь отдадим их членам Парижского клуба. Но это
- глубокое заблуждение. Во-первых, потому, что после вступления
России в Парижский клуб ряд стран нам платить долги уже не будет
- о них надо забыть. Во-вторых, многие страны, кроме Кубы, с
нами уже рассчитались.
Д. Костюков, А. Волков,
Москва:
- На днях вы встречались с руководством частной международной
сыскной организации "Форенсик инвестигейтив ассошиэйтс", которая
консультирует правительства многих стран по вопросам борьбы с
незаконным вывозом капитала и отмыванием денег, приобретенных
преступным путем. Значит ли это, что Счетная палата всерьез займется
этой давно наболевшей проблемой?
- Мы в принципе договорились о ряде совместных проектов. Речь
идет о возможности возвращения в страну огромных денег.
Можно ли купить аудитора?
А. Гонузов, Л. Морозов:
- Многие налоговики жалуются, что на них на местах оказывают
давление. Порой дело доходит и до физических воздействий. А как
обстоят дела у ваших аудиторов? Ведь они проверяют расходование
огромных сумм. А вы сами можете каким-то образом повлиять на
выводы аудиторов, если вас об этом попросит, скажем, спикер Госдумы
Геннадий Селезнев?
- Физические угрозы звучат постоянно. И мы сожалеем о том,
что в свое время законодатели не поддержали Счетную палату, и
сейчас мы вновь просим законодателей, чтобы на сотрудников палаты,
в частности, распространялись те же гарантии государства, что
и на работников всех контролирующих органов.
Но, честно скажу, мы боимся другого: чтобы не купили наших сотрудников.
Когда от акта проверки зависит судьба, скажем, 300 миллионов
долларов, то для проверяемых попытаться всучить 10 - 15 тысяч
долларов не в тягость.
Что же касается давления со стороны Госдумы, Совета Федерации,
то скажу честно: не было. Что касается аудиторов, то у них достаточно
независимости. Тем более что итоги проверок утверждаются голосованием
на коллегии.
- А кто такой аудитор на социальной лестнице?
- По закону он имеет статус министра. Это вполне солидный статус,
если бы министр при этом достаточно получал.
Н. Самохин, экономист, Москва:
- В свое время вы были силовиком и премьером, и многие негативные
явления, с которыми вы боретесь сегодня, заложены и в вашу бытность
на высоких правительственных постах. И не кажется ли вам, что
многие беды - из-за отсутствия прозрачности социально значимой
информации?
- Согласен. У нас не было прозрачности бюджета, и только сейчас
дело тут поправили, приняв Бюджетный кодекс. У нас совершенно
закрыто проводились многие приватизационные конкурсы, приватизационные
сделки, особенно по крупнейшим нефтегазодобывающим предприятиям,
алмазно-золотому комплексу... Сейчас положение выправляется.
Во всяком случае после каждой проверки Счетная палата информирует
общество о выявленных нарушениях.
А. Мартынов, преподаватель, Тула:
- Выступая в Госдуме при обсуждении проекта бюджета на нынешний
год, вы заявили, что Татарстан и Башкортостан продолжают зачислять
в свои бюджеты федеральные налоги. Из-за этого федеральный бюджет
недополучил более 13 миллиардов рублей. Будет ли возвращена федеральному
бюджету эта сумма?
- Зачислять себе федеральные налоги они перестали. И ситуация,
насколько мне известно, нормализовалась.
Я. Губанов, Новосибирск:
- На днях было обнародовано ваше мнение о том, что с выборами
президента Чечни торопиться не следует. С чем это связано?
- И сегодня говорю, что с выборами президента спешить не надо.
Надо прежде навести порядок, наладить жизнь, а вот правительство
в республике позарез нужно. Федеральный министр Елагин с несколькими
помощниками ничего не сделает.
Напомню еще раз: мы установили, что в Чечне 180 миллионов истрачено
не по назначению. И не исключено, что часть этих денег ушла в
горы. И это при том, что в прошлом году Чечня была профинансирована
всего на 48 процентов. Правительство тут крайне нужно. С населением,
конкретными людьми нужно работать, как говорится, лицом к лицу.
Иначе все и вся в горы уйдет. Думаю, что назначенный премьером
Чечни Ильясов сумеет проконтролировать каждый рубль из бюджета.
Кстати, в Чечне пока хорошо работает только одна структура -
пенсионная. Но ведь работает!
Беседу вели
Вячеслав ГОНЧАРОВ,
Владимир СЛУЖАКОВ.
404 Not Found
Not Found
The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.
<%you_hit(126);%>
|