Председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин, комментируя прозвучавшую в сегодняшнем обращении президента к Федеральному собранию критику в адрес правительства, указал, что ее вряд ли можно расценивать как "черную метку" кабинету Михаила Касьянова.
Последние дни в принципе ознаменовались новой волной активности в работе главы Счетной палаты. Сергей Степашин успел высказаться о проблемах ВПК России, прокомментировать конфликт между МДМ и Группой "Альфа" по поводу ОАО "Тагмет", призвать к лишению депутатов квартир после истечения срока их полномочий и отзыву лицензии на вещание на территории России радио "Свобода", а также назвать основные барьеры на пути восстановления Чечни. Такой широкий диапазон не может не вызвать вопроса, чем же должно заниматься ведомство Сергея Степашина.
Согласно закону о Счетной палате, она является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием и подотчётным ему. Счётная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на "основе принципов законности, объективности, независимости и гласности". В отношении последнего заметим, что в декабре 2001 года Владимир Путин потребовал минимизировать публичность работы Счетной палаты.
А насчет объективности проверок СП подозрения возникли у некоторых депутатов Думы по итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности нижней палаты парламента за 1999–2001 годы. Руководитель думского комитета по регламенту Олег Ковалев выразил "крайнее удивление" результатами проверки, в результате которой серьезных нарушений выявлено не было. По словам Ковалева, из его комитета в Счетную палату было направлено несколько десятков замечаний, касающихся фактов злостных нарушений расходования бюджетных средств думским аппаратом. Однако, по его словам, во внимание они приняты не были.
Сам Сергей Степашин постоянно добивается для своего ведомства дополнительных полномочий. В частности, это касается наделения СП правами безакцептного списания денег со счетов злостных нарушителей бюджета, самостоятельно обращаться в суд по итогам своих проверок, проводить проверки в Центробанке, принимать административные меры против правонарушителей.
Кое-что Степашин уже получил. Так, в федеральных округах появятся посты главных инспекторов Счетной палаты, которые в частности, будут контролировать расходование бюджетных средств и выплату заработной платы, что может стать началосоздаются территориальные органы СП, председатель Счетной палаты, его заместители и аудиторы включены в список лиц, имеющих право получать информацию о регистрации прав на недвижимое имущество. Желание Степашина расширить полномочия СП можно понять, если вспомнить, что по сравнению с публикациями о разоблачительных проверках СП, информации о наказании виновных появляется крайне мало.
Счетная палата РФ явно претендует на звание главного контролирующего органа страны, добиваясь помимо прочего большей независимости от министерства финансов. По мнению Сергея Степашина, заказчиком сметы бюджета Счетной палаты должен быть не Минфин, а Госдума. "Минфин же мы будем просто ставить перед фактом", - заметил глава СП.
Надо отметить, что у СП и Минфина существуют различные подходы к концепции единой системы государственного финансового контроля. По мнению СП, проект министерства финансов отражает попытку исполнительной власти не допустить, или, по крайней мере, ограничить объективный контроль общества за его деятельностью и, фактически, сводится лишь к реформированию системы внутреннего контроля.
Стапашин отмечал, что государственный финансовый контроль в демократическом государстве базируется на принципах внешнего контроля, осуществляемого законодательной властью и внутреннего контроля, организованного органами исполнительной власти. Причем цель внешнего контроля – установить такое управление государственной собственностью, при котором его результаты в наибольшей степени будут отвечать интересам государства и общества. А цель внутреннего контроля – помочь структурам, осуществляющим непосредственное управление государственною собственностью, обеспечить высокие результаты управления, соответствующие избранной экономической стратегии.
При этом Сергей Степашин сослался на известную Лимскую декларацию, принятую IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 году, в которой говорится, что "управление государственными средствами должно подлежать независимому от органов, распоряжающихся этими средствами, внешнему контролю".
Минфин, по словам руководителя департамента государственного финансового контроля Минфина России Александра Ахполова, его ведомство не хочет "создавать что-то новое, а лишь совершенствовать и развивать имеющееся", отметив, что предлагаемый Счетной палатой путь является бесперспективным, поскольку он предполагает доминирование законодательных органов власти в ущерб исполнительным. А после очередной встречи главы СП с президентом, на которой традиционно ставится вопрос об усиении роли Счетной палаты, первый заместитель министра финансов Алексей Улюкаев поспешил заявить, что "нет смысла передавать Счетной палате функции, которые сейчас успешно выполняют контрольно-ревизионное управление Минфина и Казначейство. В свое время особое раздражение со стороны Минфина вызвало решение Счетной палаты о замораживании счетов, через которые проходят средства на восстановление Ленска.
Вероятно именно на таком противостоянии с правительством Сергей Степашин набрал за последние месяцы политические очки. По данным ВЦИОМ, в марте 2002 года 40 процентов респондентов одобрили деятельность Степашина при 33 процентах неодобривших ее. В декабре 2001 года эти цифры составляли 33 и 34 процента соответственно.
Стремление Сергея Степашина почувствовать себя как прежде во главе одного из силовых ведомств проявилось даже при переписке с СП с женевской прокуратурой по делу некоего Владимира Мисюрина, застреленного в Бельгии в 1994 году. Швейцарская сторона отметила, что "Счетная палата очень грамотно перевела собственное название и за рубежом фигурирует как Счетный суд". Подобное учреждение существует во Франции и наделено всеми правами правоохранительного ведомства. Не забывает глава СП и старые служебные связи. Так 20 марта 2002 года состоялась его встреча с руководством ФСБ, в ходе которой обсуждались вопросы сотрудничества между двумя ведомствами.
Укрепление позиций СП и Степашина является логичным продолжением выстраивания президентской вертикали власти, где правительство скорее является не контролирующим, а контролируемым органом. Причем в позиционной борьбе СП и Минфина последний пока проигрывает. Быть может состоявшееся назначение Сергея Степашина главой Национального координационного совета по выдвижению кандидатуры России на проведение чемпионата Европы по футболу 2008 года поможет "продавить" решение и об этом?
Возвращаясь к комментарию Сергея Степашина о критике президентом Михаила Касьянова, нельзя не отметить дипломатичность главы СП, чью позицию по отношению к правительству нельзя назвать дружественной. Как заявил Сергей Степашин в беседе с журналистами после выступления главы государства, президент очертил стоящие перед правительством задачи и, в каком-то смысле, дал карт-бланш для дальнейшей работы. "Не воспользоваться этим было бы грех", - отметил председатель Счетной палаты. И, отметим от себя, весьма опрометчиво.
404 Not Found
Not Found
The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.
<%you_hit(126);%>
|