Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Персональная страница Спасибо Владимир Ильич
Военно-морская доктрина: история и современность

В ходе дискуссии по проблемам развития военно-морского флота среди прочих тезисов можно услышать примерно следующие: советский ВМФ достойно встретил напа-дение Германии и в ходе войны выполнил все поставленные перед ним задачи, ни ра-зу не отступив ни на суше, ни на море; весь послевоенный период морская деятель-ность входила в число приоритетных направлений развития советской экономики, что позволило СССР доминировать на морях и обеспечивать свои стратегические и эконо-мические интересы во всех районах Мирового океана; в стране был создан уникаль-ный научно-технический и промышленный потенциал в военном кораблестроении. По техническому уровню и объемам производства с нами могли сравниться только США; темпов подводного кораблестроения, подобных нашим, не было нигде в мире, и вы-держать их могла только страна, обладающая величайшим научно-техническим, воен-но-научным, экономическим, производственным и организационным потенциалом.[2; 3; 10; 24]

Все это, разумеется, можно было бы отнести за счет повышенной эмоциональной возбудимости авторов, но беда в том, что искажение опыта прошлого развития пыта-ются сделать основой перспективных планировок. Как справедливо отмечают многие специалисты, наша нынешняя военная бедность есть замечательное лекарство от очень опасной болезни под названием "милитаризм".[21; 37] В свете этого попытаемся про-анализировать военно-морскую ретроспективу.

Военно-морской флот достаточно давно является своеобразным символом мощи государства, причем символом наглядным. Не случайно многие политические деятели питали и питают нежность к военным кораблям, особенно самым большим. Но если го-ворить о функциональной стороне дела, то флот - это прежде всего колониализм, им-периализм, возможность для сильного навязать свою волю слабому.[26]

В начале 20-го столетия был закончен переход на цельнометаллические брони-рованные корабли основного класса. На вооружение стали поступать подводные лодки с торпедным оружием, другие специализированные корабли.[32,с.13]

Германия, активно стремившаяся к колониальным захватам и нуждавшаяся в сильном флоте, избрала путь строительства дредноутов- кораблей основного класса с особо мощной артиллерией и бронированием. Однообразие калибра главной артиллерии облегчало пристрелку и управление огнем. Превосходство в скорости позволяло выби-рать лучшую дистанцию для боя. Словом, появление дредноутов делало предшествующие типы кораблей малоэффективными. В ловушку попала Великобритания, первая и постро-ившая подобный корабль. Ее самый мощный в мире флот с огромным количеством дод-редноутов становился фактически бесполезным. Гонка вооружений, сводившаяся к строительству линкоров и линейных крейсеров (меньше количество орудий, слабее бронирование, выше скорость) начиналась практически в равных условиях.[31,с.221]

В 1908 г. в Германии была принята программа строительства ВМФ, предусматри-вавшая сокращение срока службы линкоров с 25 до 20 лет и вывод из состава флота почти всех додредноутов к 1920 г. К этому году предполагалось иметь 45 линкоров и линейных крейсеров дредноутного и 13 - додредноутного типов. Программа обеспечи-валась реконструкцией судостроительных и артиллерийских предприятий, широким ис-пользованием практики параллельного строительства корпусов, двигательных устано-вок, вооружения.

Решили не отставать от передовых военно-морских держав и в России. К апрелю 1911 г. подготовили проект закона о флоте, в основу которого был положен герман-ский опыт - определение на ряд лет вперед состава каждого из флотов, сроков служ-бы кораблей, необходимых ассигнований на порты и базы.

На первые 5 лет из 22, отпускавшихся на создание мощного российского флота, к проекту закона была дополнена специальная программа, предусматривавшая внеоче-редное развитие Балтийского флота. Согласно программе предполагалось наряду с уже заложенными в 1909 г. 4 линкорам немедленно приступить к строительству 4 броне-носных и 4 легких крейсеров, 36 эсминцев, 12 подводных лодок. На Черном море предполагалось заложить 2 легких крейсера, на Тихом океане - 6 подводных лодок. Как видим, опасность с моря ожидалась на Балтике, с германской стороны. Но ситуа-ция развивалась, и уже в декабре 1913 г. возникла идея перевести к 1919 г. всю достроенную Балтийскую эскадру в Эгейское море. А на Черном море создать полную эскадру, для чего кроме предусмотренных программой 1911 г. заложить еще 5 линко-ров и соответствующее количество легких сил. Здесь уже просматривается стремление силовым путем решить проблему проливов Босфор и Дарданеллы.[35,с.49]

Только по программе 1911 г. российский флот должен был к 1918 г. насчиты-вать 11 дредноутов, 8 линкоров-додредноутов, 15 крейсеров, 48 эсминцев. Это скромнее германских претензий, а тем более британских, но также заявка на домини-рование на некоторых морских ТВД.

К началу первой мировой войны в России насчитывалось в строю 9 додредноутов и ни одного дредноута. В Великобритании имелось 29 дредноутов и 40 додредноутов, в Германии - соответственно 19 и 22, во Франции - 4 и 17, в Австро-Венгрии - 3 и 9. То есть очень сильное отставание. Общее водоизмещение нашего флота составляло примерно 400 тыс.т. Это куда меньше британского (2,74 млн.т.), германского (1,28 млн.т.), и американского (1,02 млн.т.). [12,с.155]

Между тем самым страшным оружием в войну стали подводные лодки, ни по раз-мерам, ни по стоимости несоизмеримые с бронированными колоссами, напичканными мощнейшей артиллерией. Дело в том, что огромное значение приобрела безопасность морских коммуникаций.

Великобритания, островная держава, особое внимание уделяла торговому судо-строению. В конце 19 столетия на британские верфи приходилось 90% мирового судо-строения. Высокоразвитая экономика остро нуждалась в импорте сырья и экспорте го-товой продукции. Из 50 млн.т. годового импорта две трети приходилось на продо-вольствие, остальное - лес, железная руда, нефть. Ведущие позиции Великобритании в торговом судостроении сохранялись вплоть до 1913 г., несмотря на конкуренцию Германии, Японии, США.[17,с.90;28,с.56]

Именно подводные лодки и нанесли существенные удары по океанским коммуника-циям Великобритании. За войну тоннаж потопленных британских и союзных кораблей достиг 11 млн.бр.рег.т, а в 1914 г. британский торговый флот вместе с доминионами и колониями имел тоннаж чуть более 21 млн.бр.рег.т. Основные потери пришлись на ноябрь 1916 - ноябрь 1918 гг.[38,с.69;39,с.102] Естественно, перед войной никто и не помышлял о подобном развитии событий. Надеялись на скоротечность войны (3-4 месяца), когда армады кораблей разгромят противника и будут контролировать аква-тории, обеспечивая действия сухопутных войск. Но вышло совсем по-другому, несмот-ря на предвоенный скепсис в отношении вооружения, автономности плавания подводных лодок. Германия развернула широкое строительство подводных лодок для действий на морских транспортных коммуникациях. В конце 1916 г. в неделю выпускалась одна лодка. В строю было до 150 лодок.[39,с.102] Если в 1914 г. было всего 28 подвод-ных лодок, то в 1917 г. стало 138. Для борьбы с ними союзникам пришлось привлечь около 5 тыс. различных кораблей, 2 тыс. самолетов, значительное количество аэро-статов, дирижаблей.

Большое значение приобрела минная угроза и, соответственно, миноносцы. Наи-большее число эсминцев, как перед войной, так и в ходе ее было в британском фло-те.

Угроза морским коммуникациям возникла не только для Великобритании, но и для Германии, ежегодно ввозившей морским путем 29 млн.т из 50 млн.т общего импор-та. Наибольшее значение имел импорт железной руды из Швеции, нефти и продовольст-вия.[36,с.173] Британские ВМС осуществляли блокаду побережья Северного моря трой-ной цепью крейсеров и эсминцев от северного побережья Шотландии до Исландии, ока-завшуюся, в конце концов, весьма чувствительной. [33,с.124] Российский флот в по-пытках нарушить германские коммуникации в Балтийском море оказался менее успешен. В силу прежде всего экономических, а так же временных ограничений российский флот подошел к первой мировой войне весьма слабым в сравнении с британским или герман-ским. А в ходе войны этот разрыв еще более увеличился.

Первая мировая война выявила бесполезность линейных кораблей в решении за-дач обеспечения морских транспортных коммуникаций. Интенсивное развитие морской авиации снижало их ценность как огневого средства в борьбе на море и при поддерж-ке операций сухопутных войск. Эти обстоятельства стали предметом оживленных спо-ров при определении послевоенного развития ВМС. Ведущие военно-морские державы после окончания первой мировой войны продолжали считать, тем не менее, линейные корабли ядром флота. В Вашингтонском соглашении 1922 г. была предпринята попытка закрепить сложившийся баланс сил. Известно, что по Версальскому договору Германии запрещалось иметь надводные корабли водоизмещением свыше 10 тыс.т и подводные лодки. В Вашингтоне для Великобритании и США общий тоннаж линейных кораблей огра-ничили 525 тыс.т. Предел для Японии составил 315 тыс.т. Для Франции и Италии - по 175 тыс.т. Естественно, в соглашении не участвовал СССР. Примечательным моментом стало признание первоклассной военно-морской державой США.[6,с.156;12,с.161;28,с.32] Предусматривалось ограничить гонку военно-морских вооружений и качественно. Так, водоизмещение линкоров не должно было превышать 35 тыс.т (это стандартное, а при полном вооружении - 40 тыс.т). Калибр орудий - 406 мм. По Лондонскому соглашению 1930 г. для США и Великобритании оговаривался пото-лок в 180 тыс.т по общему тоннажу тяжелых крейсеров, и 108 тыс. т для Японии. Стандартное их водоизмещение не должно было быть более 10 тыс.т при калибре ору-дий до 203 мм.[28,с.51] Как видим, эти классы кораблей признавались важнейшими и определяющими в структуре военно-морских сил.

Советские ВМС после гражданской войны представляли собой весьма печальное зрелище. В 1923 г. водоизмещение боевых кораблей, находившихся в строю, составля-ло всего 82 тыс.т - это на порядок меньше, чем у ведущих морских держав. Усилия по ремонту и модернизации боевых кораблей позволили к 1926 г. слегка выправить положение и довести показатель до 139 тыс.т.[7,с.62;12,с.175;13,с.66] Необходимо было принимать принципиальные решения по проблеме ВМФ. Еще в феврале 1922 г. в военно-морской академии началась дискуссия по поводу строительства нового флота. Исходные предпосылки к ней были следующие: советское государство не преследует агрессивных целей, поэтому ему достаточно иметь небольшой, но способный к актив-ной обороне флот. Экономическое состояние страны позволяет выделять для строи-тельства флота ограниченные средства. Вероятными противниками являются: Антанта во главе с Англией; Малая Антанта (Румыния, Чехословакия, Югославия); Балтийская Антанта (Литва, Латвия, Эстония) и Финляндия. Флоту предстоит деятельность на за-крытых морских театрах - Балтийское и Черное моря.[13,с.22]

Одни настаивали на том, чтобы основное внимание уделять линкорам. Другие говорили о необходимости непрерывных, неожиданных, эффективных ударов по враже-скому судоходству; о важности обороны побережья и тесного взаимодействия с сухо-путными войсками. Этот подход требовал меньше средств и времени. Наиболее соот-ветствовал условиям морских ТВД, смежных с территорией СССР; обеспечивал возмож-ность прорыва морской блокады. Ему в наибольшей степени отвечали подводные лодки и авианосцы. Но выработать общую позицию не удалось.

В 1926 г. начальником морских сил стал Р.А. Муклевич. При его активном уча-стии 26 ноября Совет Труда и Обороны утвердил программу военного кораблестроения на 1927-1932 гг. В соответствии с ней намечалось построить 12 подлодок, 18 сторо-жевых кораблей, 36 торпедных катеров, завершить восстановление и модернизацию двух крейсеров и четырех эсминцев.[19,с.40]

8 июня 1928 г. состоялось расширенное заседание РВС СССР по поводу развития ВМФ, основными задачами которого признава-лись содействие операциям сухопутных войск в прибрежных районах; оборона берегов; действия на морских коммуникациях; выполнение особых операций на море. При этом одновременно говорилось, что основным фактором устойчивости и активности флота являются линейные корабли с соответствующим обеспечением легкими силами (крейсе-ра, миноносцы, торпедные катера и др.) Подводным лодкам требовалось также уделять особое внимание. 4 февраля 1929 г. СТО утвердил программу военного судостроения на первую пятилетку - 18 больших и 4 малых подводные лодки, 3 эсминца, 18 сторо-жевых кораблей, 5 охотников за подводными лодками, 2 речных канонерских лодки. Всего 98 боевых кораблей и 37 вспомогательных судов.[13,с.66] Но линейные корабли пока не строились из-за высокой их стоимости. Выступая осенью 1932 г. перед слу-шателями Военно-морской академии, Муклевич изложил точку зрения руководства ВМС на строительство флота. Он критиковал как сторонников "проливов", т.е. тех, кто без учета экономических возможностей страны предлагал строить только крупные ко-рабли, как бы возрождая прежние мечты царского правительства овладеть проливами для выхода в Средиземное море, так и сторонников "заливов". Последние предлагали строить только малые корабли и катера, способные действовать лишь у бере-гов.[19,с.53] Сам же Муклевич ратовал за строительство кораблей, необходимых для обороны страны, а не для войны за обладание морями, за господство на океанах. В таком случае отпадает необходимость в линкорах и тяжелых крейсерах с огромным ра-диусом действий. В июне 1933 г. под руководством уже нового начальника ВМС В.М. Орлова были разработаны "Основные соображения по развитию ВМС РККА на вторую пя-тилетку" (1933-1937 гг.). Основой программы строительства ВМС признавались под-водные лодки и тяжелая авиация. Для обеспечения операций подводных лодок и успеш-ной борьбы с противолодочными средствами противника были необходимы и надводные корабли - эсминцы, эсминцы-лидеры, крейсера.

Но даже при правильном подходе к структуре сил начинала проявляться пороч-ная гигантомания. 11 июля 1933 г. СТО принял постановление "О программе военного судостроения на 1933-1938 гг.", по которому предполагалось построить 69 больших, 100 средних, 100 малых подводных лодок. Это было больше подводного флота всех ос-тальных стран мира. Из них самая большая флотилия предполагалась на Дальнем Вос-токе - 146 лодок (12 больших, 84 средних, 50 малых). На втором месте - 102 лодки (27 больших, 55 средних, 20 малых) - Черноморский флот. 79 лодок на Балтике (6 больших, 43 средних, 30 малых). 49 - на Севере (31 больших, 18 средних). То есть в начале тридцатых годов на море главную опасность мы видели со стороны Японии и Турции. Но этот сверхамбициозный проект не удалось реализовать. За 1933-1937 гг. в строй вступило 137 лодок (13 больших, 72 средних, 52 малых), почти втрое меньше намеченного.

В 1937 г. наркомат обороны представил руководству десятилетнюю программу строительства ВМФ. В ней уже основное внимание уделялось линкорам и крейсерам, и меньшее - подводным лодкам. К концу 1945 г. планировалось построить 15 линкоров, 15 тяжелых крейсеров, 28 легких крейсеров, 2 авианосца, 20 лидеров,144 эсминца, 96 сторожевых кораблей, 204 тральщика, 28 минных сетевых заградителей, 6 монито-ров, 348 торпедных катеров,115 охотников за подводными лодками, 335 подводных ло-док. Наркомат ВМФ предложил альтернативный вариант уже пятилетней (1938-1942 гг.) программы, по которому следовало ввести в строй 11 крейсеров, 53 лидера и эсмин-ца, 10 сторожевых кораблей, 89 тральщиков, 360 боевых катеров и 201 подводную лодку. Строительство линкоров не предусматривалось. В дальнейшем предполагалось численность подводных лодок довести до 400 и более![13,с.165] Был рассмотрен еще один вариант программы, предусматривавший постройку в течение 3 пятилетки 180 надводных кораблей, 337 торпедных катеров, 148 подводных лодок (27 больших, 89 средних, 82 малых). В итоге программа военного судостроения так и не получила официального утверждения и строительство кораблей шло по годовым планам, утвер-ждавшимся ЦК ВКП(б) и СНК. Этот факт сам по себе удивителен. Но непонятно и то, зачем строился такой флот, почему так распределялись силы, с кем собирались бить-ся?

Большой флот - это не только корабли, но и военно-морские базы, доки, судо-ремонтные заводы, склады, учебные заведения и многое другое. На создание всего этого требуется немало времени и огромные средства. Программа (пусть и неутвер-жденная) заведомо не могла уложиться в одно пятилетие. Кроме всего прочего, никак не учитывалась возможность возникновения войны прежде, чем программа будет закон-чена.[19,с.53] Наконец, ставка на тяжелые артиллерийские корабли отражала уста-ревшие взгляды и представления.

В первом варианте программы Наркомата обороны нашло отражение требование Сталина в кратчайшие сроки догнать и перегнать мировое кораблестроение и дать со-ветским ВМС самые сильные в мире, самые совершенные корабли. Предполагалось стро-ить линкоры типа "Советский Союз" с полным водоизмещением 65150 т и 9 орудиями главного калибра (406 мм). Их проектирование началось в 1936 г., а в июле 1938 г. головной корабль заложили на стапеле.[31,с.224] Кроме них строились сильнейшие в мире тяжелые крейсера типа "Кронштадт", легкие крейсера и другие надводные кораб-ли, подлодки. Не исключалась возможность постройки авианосцев, но откладывавшаяся на последний год пятилетки. Отсрочка со строительством авианосцев объяснялась сложностью создания подобных кораблей и специальных самолетов. Между тем в мире авианосцы приобретали статус важнейшего класса надводных кораблей, учитывая смер-тельную угрозу с воздуха для судов. Н. Г. Кузнецов объяснял такой порок данной программы болезненным пристрастием Сталина к тяжелым артиллерийским надводным ко-раблям.

Проектирование и закладка кораблей велась в чрезвычайно быстром темпе. Еще больший размах дело приобрело в 1939 г. Сотни заводов работали на Наркомат судо-строения, изготавливая механизмы и вооружение. Но для строительства большого ко-рабля и вступления его в строй требовалось в то время от 3 до 5 лет. Кузнецов по-лагал, что после начала второй мировой войны следовало сразу решить, как быть дальше с этой программой. Строительство большого флота можно было продолжать прежним темпом только в том случае, если была уверенность в нескором начале вой-ны. Поскольку такой уверенности не было, дорогостоящую программу следовало немед-ленно свернуть. Мнение адмирала о том, что не было у Сталина уверенности в неско-ром начале войны сейчас представляется небесспорным.

Темп строительства кораблей даже возрос, что наряду с затратами на развитие военно-морских баз, доков, заводов тяжким бременем ложилось на экономику страны - до 40% военного бюджета. Лишь весной 1940 г. наметилось свертывание строительства крупных кораблей, но не по причине кардинального пересмотра политики. Просто в это время быстро увеличивалось производство всех видов наземных вооружений. Ме-талла и мощностей не хватало. Поэтому временно решили прекратить строительство линкоров и тяжелых крейсеров. От идеи большого флота отказались только в октябре 1940 г., когда решили строить лишь подводные лодки и малые надводные корабли (эс-минцы, тральщики и др.). Флоты получали их от промышленности до самого последнего мирного дня. Но к 22 июня на стапелях и верфях остались 3 линкора, 2 тяжелых крейсера, 10 крейсеров, 46 эсминцев, 15 сторожевиков, 10 больших охотников за подводными лодками 25 тральщиков, 6 мониторов, 49 больших, 9 средних и 33 малых подводных лодки, значительное количество боевых катеров, вспомогательных судов и плавсредств общим водоизмещением около 500 тыс.т. Всего за 1937-1941 гг. ВМС по-лучили от промышленности боевые корабли общим водоизмещением 236 тыс.т, а за де-сятилетие - 431 тыс.т. [8;13,с.109;11,т.2,с.202;] То есть более половины кораблей не были готовы. Что касается тяжелых кораблей, то часть артиллерии, изготовленной для них, была использована при строительстве береговых батарей, приобретшем ог-ромный размах. Особенно активно оно велось на Балтике и на Баренцевом море. Если говорить о распределении сил, то к началу войны наиболее мощными были Черномор-ский и Балтийский флоты, что отражало изменение представлений о будущей морской войне.[11;31,с.264]

А теперь сравним с ситуацией в германских ВМС. Известно, что по Лондонскому англо-германскому соглашению 1935 г. для германских ВМС устанавливалось ограниче-ние по всем классам кораблей - не более 35% от британских ВМС, а по подводным лодкам - не более 45%. Общее водоизмещение - не более 425 тыс.т. В 1938 г. в Гер-мании была принята программа строительства мощного флота, так называемый "план Z" сроком на 10 лет. По этому плану намечалось построить 10 линкоров с полным водо-измещением 68 тыс.т.; 3 линейных крейсера; 12 броненосцев; 22 легких крейсера; 68 эсминцев; 27 океанских подводных лодок; 160 подводных лодок меньшего водоизмеще-ния. А также большое число вспомогательных судов. Общее водоизмещение только пе-речисленных кораблей должно было составить не менее 1,5 млн.т, а с учетом находя-щихся в строю - более 2 млн.т. Эта программа удивительно напоминает неутвержден-ную советскую "Большую программу" - по структуре сил, по самой идеологии. Вновь тяжелые артиллерийские корабли и средства их поддержки. Но она была скромнее со-ветской. И даже в таком виде не могла быть выполнена из-за дефицита времени. Уже в начале 1939 г. командование ВМС предложило сделать упор на строительстве линко-ров и подводных лодок. Первые считались ядром флота и требовали достаточно дли-тельных сроков строительства, а вторые признавались единственно эффективным ору-жием в войне на море в период относительной слабости германского флота. Авианосцы и корабли обеспечения отошли на второй план, что впоследствии вызвало ожесточен-ную критику.[28,с.56]

Германские ВМС смогли, тем не менее, добиться больших успехов в начальный период войны на море, вновь развернувшейся на транспортных коммуникациях. Опера-ции на торговых путях были начаты при помощи всех наличных средств - надводных, подводных, воздушных. Тактика сводилась к максимальному рассредоточению сил, уда-рам в самых неожиданных местах.[28,с.75] Росли потери транспортных судов, распы-лялись средства обороны противника. Но главным оружием Германии на океанских ком-муникациях вновь стали подводные лодки. Их за войну было построено 1131 ед.[29,с.727] Большие потери торгового тоннажа в результате действий германских ВМС создали критическое положение для британской экономики в первые годы войны, примерно до начала 1943 г.[38] Для исправления положения огромные усилия прилага-лись по строительству новых судов и ускорению их поставок из США, где в годы вой-ны была создана гигантская судостроительная промышленность - общее водоизмещение построенных судов составило 60 млн. дедвейт-т. В 1942 г. на строительство военно-морских и торговых судов в США было отгружено 9,5 млн.т стали, или 16% всего про-изводства. Число занятых в судостроительной промышленности США с 1940 по 1943 гг. выросло более чем в сто раз, до 1,78 млн. чел.[27,с.153] Для борьбы с подводными лодками широко использовалась морская авиация - 40% уничтоженных лодок; надводные корабли - 15% потопленных субмарин.[12,с.126] Против германских лодок в Атлантике действовало 5500 противолодочных кораблей специальной постройки и более 20 тыс. малых судов ВМС США и Великобритании. На одну лодку приходилось 25 специализиро-ванных кораблей и 100 самолетов. Только в США силы ПЛО насчитывали 73 эскортных корабля-авианосца, 585 сторожевых кораблей, 77 фрегатов, 8 корветов, 659 охотни-ков за подводными лодками. Если учесть, что расходы на строительство военных ко-раблей в Германии в годы войны не превышали 10% общих затрат на военное производ-ство, а в США на строительство судов приходилось до 30% затрат на военное произ-водство и последние втрое превосходили германский показатель, то можно было бы согласиться с мнением западных историков о высокой эффективности действий герман-ских ВМС.[25,с.42;27,с.178] Но эта эффективность мнимая, поскольку главные собы-тия происходили на советско-германском фронте, повлиять на них решительным обра-зом германские моряки были не в состоянии. Они пытались нарушить морские коммуни-кации в Северной Атлантике и Северном Ледовитом океане и прекратить поставки по ленд-лизу в СССР из портов США, Канады, Великобритании. Особый драматизм эта борьба приобрела в 1942 г., когда потери транспортов в составе конвоев достигали 50%.[34,с.120] Однако постепенно удалось наладить безопасные перевозки. Следует остановиться на действиях ВМС союзников против германского торгового флота. За первые 10 месяцев войны германский торговый флот потерял в результате действий противника почти 600 тыс.бр.рег.т, преимущественно в связи с попытками вернуться на родину, а также в ходе норвежской операции, обошедшейся в 250 тыс.т. Во второй половине 1940 г. потери составили еще 48 тыс.т. Общие потери за войну достигли 2 млн. т или почти половину от предвоенного тоннажа.[5,с.149;28,с.143]

Германия была разбита на суше, и решающую роль в этом сыграл Советский Со-юз. Не приходилось ей рассчитывать на успех и в морской кампании вследствие сла-бости флота, как в начале войны, так и в особенности во второй ее фазе. Этот те-зис наглядно иллюстрируется данными о росте мощи ВМФ США в ходе войны. В США за время войны построено 87 тыс. единиц различных военных судов общим водоизмещением 12 млн.т. В 1945 г. водоизмещение ВМФ США составляло 7 млн.т, а Великобритании - лишь 2,5 млн.т, причем последние получили из США половину эсминцев и эскортных кораблей. Рост огромный, если вспомнить, что в 1942 г. водоизмещение ВМФ США со-ставляло 0,847 млн.т.[12] Важно подчеркнуть качественные изменения американского флота - резкое увеличение числа авианосцев, кораблей обеспечения, противолодочных сил, снижение значимости артиллерийских кораблей основного класса. Военное судо-строение в Германии было куда скромнее, что объяснялось, прежде всего, экономиче-скими ограничениями и по преимуществу сухопутной стратегией. Некоторое представ-ление о масштабах производства военных судов в Германии может дать структура по-терь германских ВМС. Тоннаж потерь кораблей основного класса - примерно 1,35 млн.т, из них две трети пришлось на подводные лодки; вспомогательных - около 1,0 млн.т.[29,с.727]

За время войны в СССР достроено 58 подводных лодок, 2 крейсера, 19 эсмин-цев, 40 сторожевых кораблей и тральщиков, 15 больших охотников за подводными лод-ками, 873 различных боевых катера. [13,с.199] Всего было на 22 июня 1941 г. в строю 212 лодок водоизмещением 107,8 тыс.т. С учетом достроенных лодок водоизме-щение введенных в строй лодок можно оценить величиной 135 тыс.т. Вспомним, что к моменту начала второй мировой войны Германия имела 57 лодок, Англия - 69, Франция - 77, США - 99, Италия - 115, СССР - 177 лодок (в начале 1939 г.). Наши лодки по-топили 328 транспортных судов общим тоннажем 804259 бр.рег.т. То есть на одну тонну водоизмещения лодок пришлось 6 бр.рег.т. потопленных торговых су-дов.[13,с.222] В 1940-1943 гг. союзники и нейтралы потеряли 21248 тыс. бр.рег.т., а в Германии за этот период построено лодок около 600 тыс.т водоизмещения, кото-рые потопили суда водоизмещением 14 млн. бр.рег.т[28,с.390] То есть на одну тонну водоизмещения построенной лодки пришлось 23,3 бр.рег.т. вражеских потерь в транс-портах. Это почти в 4 раз превосходит советский показатель. В основном потери германских судов от действий советских лодок приходятся на Балтику - 342931 бр.рег.т (это уже в завершающей стадии войны); Северный флот - 360661 бр.рег.т. И совсем немного - 98067 бр.рег.т - на Черном море.

Очевидно, что при таких показателях эффективность подводных лодок, при столь плачевном опыте развития надводного флота и огромных финансовых и матери-альных издержках следует констатировать крайнюю неэффективность нашей военно-морской политики. Опыт мировых войн свидетельствует, что главное в морской войне - это борьба на коммуникациях. В предвоенный период это не признавалось и флот создавался по устаревшим шаблонам. Царила гигантомания. Мнения специалистов не учитывались. Война выявила всю порочность подобного подхода. Флот не смог реали-зовать в полной мере свои боевые возможности. Сам подход к его строительству не учитывал германскую угрозу как самую опасную. Не случайно Г. Жукову приписывают фразу о том, что в начале войны Россия в первую очередь топит флот. То есть цен-ность флота для войны, по Жукову, ничтожна.[14]

В первой половине 1945 г. под руководством Сталина была составлена програм-ма послевоенного развития флота на 1945-1955 гг., в которой рекомендовалось по-строить 9 больших авианосцев (6 для ТФ и 3 для СФ) и 6 малых для СФ.[2;22] При обсуждении программы у Сталина Кузнецову удалось отстоять только 2 малых корабля. Но и эти авианосцы под давлением представителей судостроительной промышленности были исключены из окончательного плана развития ВМФ. Приоритет отдавался крейсе-рам и подводным лодкам. С 1946 по 1954 гг. построено 154 лодки при плане 352. К началу 1958 г. - 260.[23;24]

Многочисленный корабельный состав ВМФ СССР, построенный за послевоенный пе-риод, оказался недопустимо разнокалиберным. Корабли даже одного назначения строи-лись мелкими сериями, оснащались большим количеством разнообразного вооружения и техники, что значительно ухудшало условия их эксплуатации, ремонта и подготовки личного состава. Это объясняется экспертами засильем технократического подхода руководства судостроительной промышленности.[2]

В те же годы ВМФ США оснащались крупными сериями однотипных новейших кораб-лей основных классов по 30-60 ед., вооруженных не более чем одним-двумя образцами унифицированного взаимозаменяемого оборудования.

Было построено 243 атомных подводных лодки различных классов, больше, чем все другие страны, а коэффициент боевой напряженности был втрое хуже, чем у США, (которые построили 182 подводные атомные лодки).[9;30,с.87] В том числе и потому, что не было возможности их ремонтировать. И еще свыше 1000 дизельных подлод-ки.[23;30,с.87]

На 1 января 1991 г. ВМС СССР насчитывали около 300 подводных лодок (из них 62 ракетных и 120 многоцелевых), 4 авианосца, 31 крейсер, 180 эсминцев и фрега-тов. 452 тыс.чел. личного состава. В США имелось 38 ракетных и 100 ударных атом-ных лодок, 14 авианосцев, 42 крейсера, 74 фрегата. 542 тыс. военных моря-ков.[30,с.86;8;9]

В послевоенный период главными родами сил ВМФ утвердились подводные лодки и морская авиация, а главным оружием - баллистические и крылатые ракеты с ядерными боеприпасами. Морской компонент СЯС поглощал до 40% всех затрат на ВМС, которые сами также достигали 2/5 от военного бюджета страны.[16]

Для придания устойчивости подводным лодкам и всестороннему их обеспечению, для борьбы с подводными лодками и противолодочными силами противника и решения других специфических задач в состав флотов вошли разнообразные надводные корабли и самолеты.

Это обстоятельство входит в противоречие с традиционной и по-прежнему одной из важнейших задач ВМС - нарушение (и, соответственно, защита) морских коммуника-ций. Морской транспорт занимает сейчас первое место в мировом грузообороте. Сум-марная грузоподъемность мирового морского транспорта за послевоенный период воз-росла более чем в 5 раз. Рост морского транспорта связан с увеличением транскон-тинентальных грузопотоков. Более половины всех морских грузоперевозок приходится на долю нефти и нефтепродуктов. Второе место занимают навалочные и насыпные грузы - каменный уголь, железная руда и т.п.

В ходе дискуссий о параметрах и задачах российских ВМС высказываются поляр-ные точки зрения - от актуализации неоколониальных амбиций с созданием опорных баз в различных регионах мира с сохранением огромной судостроительной промышлен-ности, точнее, с ее восстановлением, до полного отрицания роли морских сил в во-енной стратегии России.

Некоторые предлагают сделать опору на авианосный флот - с организацией даже сейчас до 4 авианосных многоцелевых групп.[20] А в перспективе создать флот из 300-320 кораблей основного класса, в том числе 15 РПЛ СН, 50 многоцелевых ПЛА, 30 ДЭПЛ, до 95-100 крупных надводных кораблей, в том числе 6-8 авианосцев, до 120-130 боевых катеров и кораблей прибрежной зоны.[4] Эти силы должны в мирное время обеспечивать предотвращение развязывания войны путем сохранения группировки МСЯС, демонстрацию флага в ключевых районах мира, охрану рыболовства, нефтегазодобычи и других видов экономической деятельности, охрану морских коммуникаций. В военный период флот должен обеспечивать устойчивость группировки МСЯС, участвовать в опе-рациях СЯС по уничтожению экономических, административных и военных объектов на территории противника, поражение корабельной группировки противника, содействие войскам фронтов на приморских направлениях, завоевание и удержание господства в прилегающих морях, недопущение высадки десантов, охрана собственных и нарушение вражеских коммуникаций.[1] Фактически это квинтэссенция новой морской доктрины, утвержденной Президентом с подачи руководства ВМФ. [41]

Оппоненты этой стратегии настаивают на том, что Россия - сухопутная держа-ва, и уже потом - морская держава. 3 из 4 наших флотов испытывают серьезные труд-ности с выходом на океанские просторы. Зарубежные системы базирования дороги и требуют тесных союзнических отношений. Участие в глобальной военно-морской гонке только подорвало позиции СССР, истощило их.[16]

Создание и эксплуатация только одной авианосной группы (по данным США) сто-ит в течение 10 лет 50 млрд.долл. При этом стоимость эксплуатации вдвое превышает стоимость постройки и оснащения. То есть для нас сейчас абсолютно бессмысленны авианосные проекты. Как и планы присутствия в Средиземном море, Персидском зали-ве, ЮВА.

Необходимо стремиться к дробности военно-морской мощи при возможности быст-рой ее концентрации, мобильности и возрастанию роли скоростного фактора, усилению значения РЭБ и информационно-разведывательного компонента, резкому возрастанию возможностей береговой обороны и контролю проливных зон, качественному скачку в развитии противокорабельных средств, росту их дальности и эффективности.

Более того, некоторые авторы утверждают, что нет более опасной для планеты военной деятельности, чем деятельность подводных ядерных флотов, при их чрезвы-чайной дороговизне. То есть не предотвращение войны, а ее провоцирование.[9] При-чем сохранение МСЯС равносильно признанию смертельным врагом именно США. Что было неочевидно и ранее, а сейчас вовсе сомнительно.

Специалисты по перспективному планированию и развитию ВМФ склоняются к то-му, что флот должен отказаться от масштабных проектов сохранения и поддержания корабельного состава. Главные приоритеты - сохранение кадров военных моряков, обеспечение их максимально возможной морской практикой, сохранение национальной морской культуры.[18] А строить дешевые небольшие корабли с ракетным и противоло-дочным оружием прибрежной зоны.

Что касается судостроения, то имеется опыт решения и его проблем. Так, ЗАО "Балтийский завод", крупнейшим акционером которого является группа компаний "ИСТ" успешно выполняет контракт на поставку Индии 3 фрегатов. Контракт был подписан даже до проведения ряда НИОКР. Противокорабельный комплекс "КЛАБ-Н" разрабатыва-ется екатеринбургским ОКБ "Новатор". Фрегаты получают уникальные артиллерийские орудия, комплексы ПВО ближнего и дальнего действия. Радиолокационные комплексы изготавливает и поставляет Индия. Как и средства навигации и связи. Главные маши-ны и турбины поставляет николаевский завод "Заря", холодильные машины и опресни-тели - из Германии.

На собственные средства завод переоснащает по германским проектам и герман-ским оборудованием основные технологические переделы.[40]

Большую программу строительства катеров с разнообразным вооружением начина-ет ОАСО "Вымпел" (г. Рыбинск). Эти катера найдут применение как в российских ВМС, так и в ВМС многих стран. [42] Более того, производители малотоннажных боевых су-дов активно объединяются для ведения НИОКР и освоения серийного выпуска нового поколения продукции.

Хорошие перспективы имеются у производства на экспорт дизель-электрических подводных лодок.[30]

Резюмируя, можно утверждать, что морская доктрина России должна стать праг-матичной, экономичной, эффективной. Особое значение следует придавать балансу ин-тересов политических, военных и промышленных кругов, чего, к сожалению, в нашей истории было явно недостаточно. Те небольшие финансовые ресурсы, которые государ-ство в состоянии дать военным морякам, следует использовать максимально рацио-нально.

Если предположить возможным отказ от МСЯС, для поддержания группировки ко-торых из 10-15 ед. АПЛ БР понадобиться ежегодно не менее 5 млрд. долл., и отказ планов создания авианосных сил - еще по меньшей мере 5 млрд. долл. ежегодно, то флот прибрежной зоны может обойтись в 2 млрд. долл. (морская авиация, надводные корабли малого и среднего водоизмещения, дизель-электрические подводные лодки). Сейчас нет и таких-то средств, но ситуация постепенно меняется. И надо начинать учиться считать деньги. Поэтому Морская доктрина выглядит не слишком сбалансиро-ванной и слишком компромиссной.

Источники:

1.Алексин В. Национальная идея определяет мощь флота //НВО, 1998, №39

2.Алексин В. Отсутствие флота обессиливает государство //НВО, 1998, №30

3.Алексин В. России следует выработать морскую доктрину //НВО, 1999, №28

4.Алексин В. Флот сдерживания //НВО, 1998, №35

5.Анатомия агрессии. Новые документы о военных целях германского империализма во второй мировой войне- М.: Прогресс, 1975

6.Ассман К. Война на море / В сб. Итоги второй мировой войны - М.: Иностранная литература, 1957

7.Ачкасов В.И., Басов А.В. и др. Боевой путь советского военно-морского флота - М.: Воениздат, 1980

8.Белышев Л.А., Барсков М.К. Военное кораблестроение в годы войны и некоторые современные проблемы развития флота // Мир науки, техники, образования, 1995, №№3-4

9.Брезкун С. Ядерный подводный перебор // НВО, 2001, №27

10.Быстров Ю., Войталовский Г. Суперпрограмма "Мировой океан" // НВО, 1999, №28

11.Голубев П., Мероприятия Коммунистической партии по развитию и управлению ВМФ СССР накануне Великой Отечественной войны // Военно-исторический журнал, 1983, №9

12.Горшков С. Морская мощь государства - М.: Воениздат, 1976

13.Дмитриев В.И. Советское подводное кораблестроение - М.: Воениздат, 1990

14.Зубков Р. При чем же Сталин? // НВО, 2000, №8

15.История второй мировой войны / В 12 томах - М.: Воениздат

16.Казеннов С., Кумачев В. Проблемы флота и реальность // НГ, 1996, 5 апреля

17.Каутский К. Путь к войне - М.: Политиздат, 1959

18.Козырев С. Каково финансирование - таков и флот // НВО, 2001, №21

19.Кузнецов Н.Г. Накануне - М.: Воениздат, 1968

20.Кузнецов Ю. Военный флот вновь на гребне волны // НВО, 1999, №21

21.Михайлов Н. Россия может сохранить статус великой державы // НГ, 1998, 24 сентября

22.Никольский М. Развитие авианосцев после второй мировой войны // Техника и оружие, 1998, май-июнь

23.Патрушев Б. Глубокое погружение // НВО, 2001, №11

24.Патрушев Б. Подводные силы необходимы России // НВО, 1999, №10

25.Промышленность Германии и война - М.: Иностранная литература, 1956

26.Резяков Н. Морская доктрина Великобритании // НВО, 2001, №21

27.Розенфельд Я.С. Экономика США и война - М.: Иностранная литература, 1946

28.Руге В. Война на море. 1939-1945 гг.- М.: Воениздат, 1957

29.Совершенно секретно! Только для командования. Стратегия германского командо-вания в войне против СССР / Под ред. В.И. Дашичева - М.: Наука, 1967

30.Спасский И. Подводные лодки 21 века // Военный парад, 1997, №5

31.Стволинский Ю. Конструктор надводных кораблей - Л.: Лениздат, 1987

32.Тирпиц А. Мои воспоминания - М.: Воениздат, 1957

33.Федоров В.Г. В поисках оружия - М.: Воениздат, 1965

34.Харламов Н.М. Трудная миссия - М.: Воениздат, 1984

35.Шацилло К.Ф. Россия перед первой мировой войной - М.: Наука, 1974

36.Шигалин А. Военная экономика в первой мировой войне - М.: Воениздат, 1971

37.Шойгу С.к. Новая идеология для оборонного комплекса.// НВО, 1999,№49

38.Эвентов Л.Я. Военная экономика Великобритании - М.: Политиздат, 1946

39.Эррио Э. Из прошлого. Между войнами. 1914-1935 гг.- М.: Иностранная литерату-ра, 1958

40.Юрьев И. Быть в авангарде российского кораблестроения // НВО, 2001, №19

41. Морская доктрина РФ // НВО, 2001, №28

42. Ходаренок М. А теперь - "Скорпион" //НВО, 2001,№26

Спасибо В.И.
19-11-2002

404 Not Found

Not Found

The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.

<%you_hit(157);%>

   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок