Теневой сектор играет в переходных экономиках неоднозначную роль. С одной стороны, его скрытность от налогообложения повышает конкурентные преимущества предприятий, практикующих теневые принципы функционирования, позволяет получать дополнительные доходы занятым в нем работникам, стимулирует быстрое накопление капитала, снижает уровень реальной безработицы. С другой стороны, функционирование теневого сектора порождает проблемы наполняемости государственного бюджета, искажает макроэкономические показатели, порождает криминогенную ситуацию в различных отраслях экономики. Соотношение позитивных и негативных последствий существования в национальной экономике теневого сектора во многом зависит от его масштабов. Оценка этих явлений является прямым следствием определения теневого сектора, а также принятых методов его статистического наблюдения.
Широкое распространение теневой экономики и разнообразные формы ее проявления в России многие аналитики обусловливают приватизацией государственной (общественной) собственности и проводимым социально-экономическим курсом государства.
Как известно, приватизация в России в основном была проведена в соответствии с указом президента РФ и ведомственными нормативными актами Госкомимущества. По ряду принципиальных моментов данные нормативные акты противоречили положениям ранее принятых законов, а необходимые юридические формальности, связанные с отменой действия предшествующих законодательных актов, зачастую не соблюдались. Кроме того, многочисленные случаи злоупотреблений и незаконных операций привели к тому, что в обществе получила широкое распространение идея о незаконности приватизации. Изначально российская приватизация преследовала не столько экономические, сколько политические цели. Замысел состоял не в том, чтобы создать эффективного собственника, а в другом - как можно быстрее ликвидировать основы существующей общественной системы и исключить ее реставрацию. Весьма существенные отступления от двух исходных законов по приватизации ("О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" и "Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР") привели к формированию такого механизма, который позволил передать основную часть госсобственности в руки избранных. В результате образовалась элита крупнейших собственников при отделении от собственности основных масс граждан.
Выбранная модель приватизации и механизм ее реализации создали благоприятные условия для процветания коррупции и криминализации общественных отношений. В эффективной работе правоохранительной системы не заинтересованы прежде всего правящие группировки. Нормальная работа суда, прокуратуры и других правоохранительных органов связывала бы руки представителям высокостатусных групп в борьбе за раздел и передел бывшей социалистической собственности.
Коррупция тесно связана с организованной преступностью, целенаправленно стимулируется и провоцируется ею. Организованные преступные структуры, используя коррупционные связи, под "крышей" коммерческих организаций "перекачивают" государственное имущество в коммерческие структуры, получая из госбюджета незаконные субсидии и кредиты, занижая реальную стоимость государственной собственности. Кроме того, они принуждают должностных лиц лоббировать выгодные криминальным структурам политические, законодательные и экономические решения. Все эти действия фактически направлены на стимулирование теневой экономики, поскольку только она может обеспечить финансирование коррумпированных чиновников. Создается впечатление, что государство из-за слабости и продажности его представителей не способно справиться с преступным миром. Уничтожить преступность как таковую правоохранительные органы действительно не в состоянии. Они избирают гибкие формы контроля, позволяющие удерживать криминальные группировки в определенных сегментах рынков, тем самым устанавливая государственно-уголовный паритет при доминировании государственного начала.
Таким образом, между государством и преступным миром нет единой и четкой границы. Но это не означает, что они полностью слились, и различия между ними несущественны. Понятия "криминального" или "мафиозного" государства являются журналистскими метафорами, не выражающими сути дела. Действительно, многие хозяйственные процессы происходят в "серых", промежуточных зонах. Но и здесь позиции государственных органов заведомо сильнее.
Почва для процветания теневой экономики, возникшая в ходе форсированной приватизации, еще сильнее упрочилась в результате проводимого в дальнейшем социально-экономического курса общественных преобразований. Дестимулирующий механизм сложился в ходе реализации выбранной модели развития, которая включала в себя либерализацию экономики.
По мнению многих исследователей, это была "незавершенная либерализация". В частности, "одни экономические свободы" (конкуренция и свободное ценообразование) были разрешены, а другие, необходимые для нормального функционирования рынка (покупка - продажа земли) - нет. В тех сферах, где свободу формально разрешили, отсутствовали ее гарантии и защита со стороны государства. В то же время сохранялась большая роль государства в экономике. Вмешательство государственных органов в экономику всегда ведет к искусственному неравенству в положении разных фирм, всегда приносит выгоды одним и приводит к потерям других. Чрезмерное вмешательство государства в экономику при его слабости и зависимости от различных групп интересов, в условиях, когда отсутствует эффективная законодательная база, традиций и этики во взаимоотношениях бизнеса и государства порождает благоприятные условия для роста теневой экономики.
Значительный объем теневой деятельности предполагает симбиоз правящих группировок и крупнейших частных монополий, который представляет собой надстройку над частной рыночной активностью и предполагает осуществление контроля над определенным сегментом рынка. Экономический смысл деятельности этой "крыши" - поддержание достаточно высокого уровня цен и прибыли на рынке за счет ограничения числа допущенных на него субъектов (производителей, торговцев, посредников). Таким образом, часть прибыли "крыша" забирает у участников рынка, фактически взимая с них неформальный налог.
Важным элементом любой экономической системы является налогообложение. Чрезвычайно высок уровень налоговых изъятий и репрессивный характер системы налогообложения, одинаково расценивающий уклонение от уплаты налогов и ошибку в их исчислении. Высокие процентные ставки налогов (по различным оценкам, изымается 60-80% прибыли) - одно из следствий ситуации, когда в условиях либерализации государство стремиться сохранить "командные высоты" в экономике и контролировать основные финансовые потоки. В результате в стране сформировалась стойкая привычка к уклонению от уплаты налогов и переводу значительной доли деловой активности в "тень". В принципе уже одного этого обстоятельства достаточно для взрывного роста теневой деятельности.
Другим стимулятором теневой экономики является "неправовой" характер экономических реформ, обусловленный тем, что реальное поведение населения и властей в период реформ лишь в малой степени регулируется формальными законами. Вызвано это принятием законодательных актов без учета интересов и запросов населения. Законодательные органы в большинстве случаев принимают не законы, обобщающие опыт реальной жизни и потребности общества, а административные распоряжения, отражающие интересы тех или иных влиятельных групп, имеющих возможности лоббирования нужных им решений. Люди относятся к таким законам не как к нормам, выработанным обществом в лице своих представителей, которым нужно следовать, а как к внешним бюрократическим запретам, принимаемым "начальством" для своей пользы, чтобы "выкачивать" из населения больше денег. Такие нормы люди без всяких угрызений совести обходят, когда им это выгодно, вследствие чего экономическая деятельность уходит в тень.
Глобальной социальной причиной расцвета теневой экономики и ее интеграции во все сферы деятельности является серьезный раскол между обществом и государством, народом и властью. Налицо явное ослабление связи людей с государством, особенно с верховной властью, рост безразличия у населения к судьбе страны, приоритет личных интересов над общественными. Очевидно, что до тех пор, пока этот разрыв не удастся преодолеть, вернув доверие и уважение людей к власти и друг к другу, социальные причины для массового распространения теневой экономики не будут ликвидированы.
Полный текст статьи Вы можете скачать здесь: СКАЧАТЬ
сборник Саморуков Дмитрий Игоревич
404 Not Found
Not Found
The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.
<%you_hit(149);%>
|