1. Введение
Сфера услуг является одной из самых перспективных, быстроразвивающихся отраслей экономики России. В последние годы роль услуг в экономике заметно возросла. Это связано в первую очередь с усложнением производства и насыщением рынка товарами повседневного спроса. В современных условиях услуги все сильнее влияют на торговлю товарами, особенно технически сложными, которые требуют более развитой сети послепродажного обслуживания.
После указа Президента РСФСР от 28 ноября 1991 года № 240 “О коммерциализации деятельности предприятий бытового обслуживания населения в РСФСР” две трети объема бытовых услуг стало предоставляться населению физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Это естественно отразилось на государственном управлении отраслью, что выразилось в значительной доле теневого сектора сферы обслуживания.
В связи с этим актуальной становится разработка методического инструментария для органов государственной власти, регламентирующих деятельность на рынке товаров и услуг, а также непосредственно для индивидуальных предпринимателей, менеджеров и маркетологов, занимающихся их производством и сбытом. При этом на первый план выходят повышение научной обоснованности методов, которые применяются для оценки конъюнктуры рынка.
2. Характеристика методов прогнозирования платных услуг
При составлении прогнозов развития (в зависимости от ситуации) можно применять методы экспертных оценок, методы экстраполяции, методы регрессионного анализа и методы экономико-математического моделирования.
В настоящей статье предлагаются методы расчета объемов реализации платных услуг населению, основанные на методах экспертных оценок, методах экстраполяции и методы экономико-математического моделирования.
Рассмотрим их краткую характеристику.
1. Методы экспертных оценок состоят в сборе и обобщении индивидуальных и коллективных мнений экспертов (специалистов той или иной отрасли знаний или деятельности), основанных на профессиональном научном и практическом опыте. Экспертиза позволяет выявить возможные направления развития различных отраслей экономики России.
Экспертные методы могут быть ориентированы как на получение мнений отдельных лиц, так и на работу коллективов компетентных специалистов. Коллективное рассмотрение проблем получило на практике наибольшее распространение. Объясняется это возможностью выявить путем опроса группы экспертов наиболее устойчивые и поэтому близкие к истине точки зрения и, кроме того, трудностями подбора высокоэрудированного эксперта, одинаково хорошо знающего все тонкости одной, пусть даже узкой проблемы. Оперирование коллективным мнением позволяет избежать ведомственного субъективизма и более независимо оценить явление или процесс. Рекомендуется составлять смешанные группы экспертов, привлекая для работы представителей заинтересованных министерств и ведомств.
Экспертиза может проводиться либо методом открытого обсуждения выдвинутых проблем, либо анонимным опросом каждого эксперта. Соблюдение взаимной анонимности экспертов является непременным условием метода “Дельфи”. В основе дельфийского метода – анонимный опрос экспертов в несколько туров и их ознакомление с итоговыми результатами экспертизы после каждого тура опроса. Такой порядок заботы обеспечивает возможность эксперту подтвердить высказанную им ранее точку зрения или отказаться от нее и присоединиться к мнению большинства специалистов. “Закрытый” характер опросов, исключающий прямые контакты экспертов, уменьшает влияние на принятие окончательного решения эксперта некоторых психологических факторов (авторитет коллег, служебное положение отдельных экспертов, боязнь высказать парадоксальную идею и оказаться “белой вороной”, нежелание в присутствии коллег отказаться от прежнего мнения).
Достоинство – позволяет проводить качественный анализ рассматриваемой проблемы в условиях нестабильной экономической ситуации и ограниченной информации об объекте исследования.
Недостатки – для объективной оценки состояния объекта исследования требует подбора 20 – 30 высококомпетентных специалистов. Использовать методы экспертных оценок с целью получения конкретных количественных показателей можно только в редких случаях.
1.2 Метод экстраполяции основан на глубоком исследовании закономерностей и тенденций, имевших место в прошлом, а также современных тенденций и распространение их на ближайшее будущее. Он исходит из наличия определенной инерции в развитии экономических процессов.
Для того чтобы получить объективное представление об изучаемом явлении, правильно оценить тенденции и закономерности, необходимо изучить поведение исследуемого объекта за сравнительно продолжительное время.
Достоинство – способствует получению наибольшей точности окончательных результатов исследования.
Недостатки – требует относительно длительный и стабильный период исследования, а также надежность статистической информации.
1.3 Методы экономико-математического моделирования состоят в описании экономических процессов в форме количественных взаимосвязей различного типа.
С помощью моделирования можно установить и количественно отразить взаимосвязь нескольких определяющих факторов. В современных условиях метод экономико-математического моделирования является практически единственным, на основе которого можно осуществлять расчеты потребления по полному перечню платных услуг и оптово-розничной реализации.
Наибольшее распространение в экономико-математическом моделировании получил метод, основанный на применении принципов корреляционного и регрессивного анализа. Для построения такого типа моделей выявляются важнейшие факторы потребления, устанавливается степень их влияния и форма математического выражения этих связей.
Достоинства: не требует высококомпетентных специалистов и имеет широкий диапазон применения.
Недостатки: недостаточная точность информации сплошной статистической отчетности и материалов бюджетной статистики, на которых основывается разработка экономико-математических моделей, вносит определенную погрешность в результаты расчета.
Кратко описав основные характеристики методов прогнозирования, перейдем к конкретным моделям расчета объемов реализации различных отраслевых групп платных услуг. При этом надо учитывать, что прогнозные оценки только тогда могут служить правильным ориентиром, когда они базируются на достоверной и полной информации. Это положение является единым для любого прогноза. Поэтому подготовка прогноза должна непременно начинаться с глубокого анализа исходной информации, изучения ее сильных и слабых сторон.
Ошибочно предполагать, что при прогнозировании потребления бытовых услуг (равно как и товаров) достаточно располагать сведениями о фактическом их потреблении, фиксируемыми в государственной статистической отчетности. Важно смоделировать вариант (отдельно для каждого вида услуг) развития в конкретной ситуации, установить связь спроса с формирующими его факторами, выявить региональные и другие особенности потребления.
3. Методы расчета объема реализации туристских услуг в регионе
3.1. Международный туризм
Туристская фирма для осуществления приема иностранных туристов и отправки российских туристов за рубеж, как правило, заключает договор с иностранной туристской фирмой по безвалютному обмену туристскими группами на двухсторонней основе. Расчеты при такой форме обмена осуществляются посредством уравнивания туродней, запрограммированных протоколом или соглашением, и валютного обмена туристскими группами с проведением расчетов согласно договорам между странами в валюте. При этом туристская услуга носит комплексный характер, т.е. в нее входит оплата услуг гостиницы, предприятий питания, пассажирского транспорта, экскурсионного обслуживания.
Приведем пример расчета объема туристских услуг оказываемых турфирмами, специализирующимися на международном (выездном и въездном) туризме.
Общий объем услуг турфирм, обслуживающих выезд российских граждан за рубеж, можно рассчитать по формуле:
Средняя стоимость тура определяется по нижней ценовой границе, которая на берется на основании рекламной информации. Выезд за рубеж российских граждан с целью туризма и прибытие с аналогичной целью иностранных граждан ежегодно публикуется в сборниках Госкомстата России, на основании пограничной статистики.
При соблюдении условного паритета в предоставлении сторонами (турфирмами) количества услуг за определенный период времени (как правило, за календарный год) можно предположить, что объем услуг по обслуживанию въезда иностранных граждан в Россию приближенно будет равняться объему услуг по выезду российских граждан за рубеж. Следовательно, общий объем международного туризма можно представить так:
При расчете объема международного туризма необходимо учитывать неорганизованных туристов, посещающих различные страны по “серым” приглашениям. По данным РАТА (Российской ассоциации туристских агентств), в прошлом сезоне неорганизованные туристы составили около 5% от общего объема туристского потока России.
3.2. Внутренний туризм
Развитие туризма как отрасли характеризуется системой определенных экономических показателей, которые отражают количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону, а также экономические показатели производственно-обслуживающей деятельности. Естественно различных регионах России по-разному развит туристический комплекс, в связи с этим затруднительно разработать единую методику оценки объемов внутреннего туризма. Приведем пример расчета объема внутреннего туризма в отдельно взятом регионе.
Необходимыми для расчета показателями являются: число санаторно-курортных организаций и баз отдыха, число гостиниц (включая количество койко-мест, режим работы и среднюю стоимость пребывания в день), количество размещенных лиц, доходы от размещения туристов, количество сезонных дней.
На основании вышеперечисленных факторов, приведем пример расчета объема услуг внутреннего туризма в регионе.
1. Определяем мощность коечного фонда организаций размещения, работающих круглогодично, по следующей формуле:
3. Определяем количество туристов, отдохнувших в официальных предприятиях размещения:
4. С помощью экспертной оценки на основе данных о пассажирообороте (исключив транзитный проезд и внутреннее сообщение) определяем количество неорганизованных лиц, посетивших регион по формуле:
4. Методика расчета объема реализации ритуальных услуг в регионе
Согласно ст. 9 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ “О погребении и похоронном деле” каждый житель субъекта Российской Федерации, независимо от возраста, пола и социального положения, имеет право быть похороненным на безвозмездной основе по гарантированному перечню услуг, в который входит:
- оформление документов, необходимых для погребения;
- предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
- перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
- погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Таким образом, на каждого умершего россиянина предполагается обеспечение в минимальном денежном объеме ритуальных услуг, устанавливаемое субъектом Российской Федерации в зависимости от социально-экономической и природно-географической ситуации в регионе и выплачиваемый специализированным похоронным службам за ритуальное обслуживание населения.
Следовательно, минимальный объем ритуальных услуг можно рассчитать по формуле:
Учитывая, что большая часть ассортимента ритуальных принадлежностей представлена товарами, стоимость которых превышает стоимость товаров, входящих в гарантированный перечень, а также услуги не входящие в гарантированный перечень, которые стоят, как правило, в несколько раз дороже официальных расценок и предоставляются за наличный расчет, реальный объем ритуальных услуг можно реально оценить не менее, чем в 3-4 раза превышающий минимальное значение.
5. Расчет объема оказания услуг в сфере купли-продажи недвижимости
Решение задачи количественного измерения теневого сектора экономической деятельности в сфере недвижимости зависит от выбора исходных данных по ценам (рыночным и формальным) на объекты недвижимости.
Перед выбором метода определяется "генеральная совокупность", которая включает в себя все объекты, которые могли бы быть охвачены в ходе проведения исследования. Из уже определенной "генеральной совокупности" извлекается представительная выборка, по которой непосредственно проводится исследование. Необходимо учитывать тот факт что, чем больше объем представительной выборки, тем достовернее полученные результаты.
При выборе метода обычно используется та или иная разновидность метода “случайного выбора”, если только совокупность достаточно большая и все ее члены не могут быть охвачены обследованием. Метод простого случайного выбора состоит в чисто произвольном отборе из данной совокупности. Например, можно пронумеровать всех членов совокупности и произвести наугад выбор номеров. К разновидностям данного метода относится метод типического выбора. При этом методе совокупность разбивают на несколько групп, состоящих из членов с общей характеристикой, а затем производится случайный отбор из каждой группы. Таким образом, обеспечивается приемлемое представительство от каждой выделенной группы в окончательной выборке. Например, объекты недвижимости можно разделить на первичное и вторичное жилье. Окончательная выборка формируется путем произвольного отбора из каждой группы. При других обстоятельствах можно использовать и другие метода выбора: многоступенчатый, групповой и долевой.
Производителями платных услуг являются организации любой организационно-правовой формы и любой формы собственности, как специализирующиеся на оказании услуг, так и те, для которых оказание услуг не является основной деятельностью.
В качестве исходной базы для оценки объема скрытой экономической деятельности в сфере недвижимости в регионе используется формальные и рыночные показатели.
Расчет общего объема экономической деятельности в сфере недвижимости осуществляется путем последовательного определения размеров официальной и неформальной экономики.
1. Расчет общего объема производим по формуле:
2. В свою очередь сумма скрытых средств субъектами рынка купли-продажи недвижимости определяется из уравнения:
3. Для определения используется Методические положения по статистике Госкомстата России. Выпуск № 2. Расчет осуществляется по следующей формуле:
4. Подсчет средств представлен как произведение переменных:
Предложенная система показателей и методика расчета позволит объективно оценить экономическую конъюнктуру на рынке реэлтерских услуг как и государственным органам, регламентирующим деятельность на рынке недвижимости, так и предпринимателям, являющихся субъектами данного сектора.
6. Расчет объема реализации услуг автосервиса в регионе
Основным показателем, отражающим объем услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта, является сумма денежных средств, уплаченных потребителями за услуги, оказанные ему официально зарегистрированными организациями, имеющими статус юридического лица, индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица или некорпорированными организациями.
В связи с тем, что основными клиентами предприятий автосервиса являются частные владельцы легковых автомобилей, основным фактором при расчете является количество легковых автомобилей, принадлежащих физическим лицам и прошедших государственный технический осмотр.
1. Определяется количество (парк) легковых автомобилей (далее автомобилей), находящихся в личном пользовании у населения региона. При этом следует учитывать, что не весь парк автомобилей находится в эксплуатации. Ряд автовладельцев по ряду причин (отсутствие запасных частей, наличие неисправностей, при которых эксплуатация автомобиля запрещена, нехватка денег и т.д.) не пошли ежегодный технический осмотр. Количество транспортных средств этой категории учитывается органами ГИБДД.
2. Производится расчет нормативной трудоемкости технического обслуживания и ремонта единицы автотехники в среднем на 1 тыс. км пробега. Для того чтобы более точно определить трудовые затраты на техническое обслуживание и ремонт одного автомобиля, показатель нормативной трудоемкости исчисляют как среднюю величину по каждой марке автомобиля. Нормативы трудоемкости технического обслуживания и ремонта автомобилей по маркам приведены в типажных характеристиках автомобилей.
3. Третий этап расчета состоит в определении стоимости соответствующих работ в среднем на один автомобиль в год. Исходными параметрами для ее расчета являются средняя стоимость 1 нормо-часа работ (по действующим прейскурантам), общая средняя по парку нормативная трудоемкость технического обслуживания и ремонта автомобиля и среднегодовой пробег.
Расчет ведется по формуле:
Основными исходными параметрами при определении стоимости нормо-часа работ должны являться данные официальных дилеров или представителей заводов-изготовителей отечественных и импортных производителей, осуществляющих продажу, послепродажное и гарантийное обслуживание автомобилей, а также ремонт и продажу запасных частей. Такие предприятия находятся во всех регионах Российской Федерации. Располагаются они, как правило, в областных или районных центрах и имеют в наличии самое современное оборудование и высококвалифицированных работников. Подробная информация об их адресах имеется в специальных сервисных книжках, которые выдаются в обязательном порядке при продаже нового автомобиля и на основании которых осуществляется гарантийное и техническое обслуживание автомобиля. Среднегодовой побег определяется экспертным методом с помощью опроса или анкетирования автовладельцев.
4. Учитывая, что часть работ по ремонту и обслуживанию автомобилей население производит путем самообслуживания, важно точно установить процент автовладельцев, пользующихся услугами служб автосервиса в настоящее время и предполагающих пользоваться ими в перспективе. Этот показатель зависит от материально-технической базы автосервиса, рациональной территориальной дислокации, форм организации обслуживания, наличия запчастей в торговой сети, уровня доходов населения и т.д. Очевидно, что с усложнением технологии ремонта и обслуживания автомобилей этот показатель будет увеличиваться.
Объем услуг по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей определяем по следующей формуле:
7. Методика расчета потенциального потребления автобензина в регионе
Затронув тему автосервиса, позвольте несколько отклониться от сферы оказания услуг и привести пример расчета потребления автомобильного бензина в регионе, тем более что розничная торговля составляет значительную долю в объеме потребительского рынка.
Предлагаемая методика как и предыдущая основана на использовании статистических данных о количестве автомобилей и структуре автомобильного парка, а также нормах расхода ГСМ на автомобильном транспорте и экспертных данных о среднегодовых пробегах автомобилей.
Имея в наличии все необходимые для расчета показатели, определяем потенциальное количество потребляемого топлива отдельно по основным модификациям автомобилей (легковые, грузовые, автобусы) и для каждой марки бензина (Аи-76, Аи-92, Аи-95) по формуле:
При расчетах желательно также учесть количество автомобилей, оборудованных газовыми установками, поправки расхода топлива в зимнее время, коэффициенты эксплуатации в условиях крупных городов, транзитный автотранспорт, мотоциклы и различные виды маломерного водного транспорта.
Однако необходимо учитывать, что методика оценки потенциального потребления автомобильного бензина в регионе, не является окончательной, так как не может учитывать социально-экономические и природно-климатические особенности всех регионов.
8. Методика краткосрочного прогнозирования производства услуг
С помощью предложенной методики, основанной на динамических рядах, можно получить прогноз любого числового значения в заданный момент времени. Использование ЭВМ упростило расчеты и уменьшилось время обработки информации. Математический анализ включает в себя подбор функции (или комбинации нескол ьких функций) которая наилучшим образом представляет данный ряд, т.е. значение этой функции в данные моменты времени равны или близки к соответствующим значениям ряда. Наилучшим считается такое приближение, которое дает минимум среднеквадратичного отклонения.
Будем называть эту функцию, как это принято в математике, функцией регрессии, обозначим ее y(t). Если в заданные моменты времени (i=1...n – число членов ряда) значение показателя, то среднеквадратичное отклонение:
минимум величины служит критерием наилучшего приближения. Следует отметить, что теоретически можно подобрать функцию, которая пройдет через все точки ряда, но эта функция просто опишет данный ряд и не выявит тех закономерностей, которые требуются для прогнозирования, поэтому функция регрессии должна быть достаточно гладкой. Это может быть линейная функция (прямая линия регрессии – наиболее распространенный вид статистического анализа), параболическая, гиперболическая, логарифмическая и другие зависимости, которые выделяют характерные тенденции данного ряда. Можно использовать также периодические функции, если последовательность имеет явно выраженную колебательную составляющую. Именно этот случай имеет место при анализе объема бытовых услуг, которые имеют явно выраженные колебания по кварталам. В этом случае период колебаний равен 4 единицам (1 единица – 1 квартал), что соответствует частоте.
Встречаются такие виды услуг, у которых периодичность меньше (в 2 квартала), в этом случае частота колебаний в два раза больше и равна. Именно поэтому в представленных далее расчетах в функции регрессии и входят.
Если амплитуда колебаний последовательно возрастает или падает, допустимо использование функций вида, или подобных с переменной амплитудой. Таким образом, “гладкая” функция регрессии выделяет из представленного ряда закономерные (функциональные) составляющие. Более глубокий экономический анализ этой функции может привести к выявлению новых важных взаимосвязей различных экономических (и даже политических) процессов.
Для прогнозирования необходима стабильность (конечно относительная) в условиях функционирования экономики. Кризисы и революции уменьшают надежность прогнозов или вообще отвергают их.
Старые методы ручного счета позволяют найти линейную функцию, и некоторые простые нелинейные функции (функции тренда, как их иногда называют). Компьютерная система MathCAD PLUS 7.0 PRO (или аналогичные) представляет совершенно новые возможности для анализа и прогнозирования. Функция (компьютерная) для линейной комбинации практически любого количества функций F(x) наилучшим образом приближает данную последовательность. При этом компьютер предоставляет возможность наблюдать на экране монитора функцию регрессии и то, как она “ложится” на ряд динамики, а также видеть величину среднеквадратичного отклонения. Изменяя набор функций F(x), можно подобрать гладкую комбинацию с наименьшим, это и будет искомая функция регрессии.
* * *
Предложенные в статье разработки могут применяться на любых уровнях управления сферой обслуживания.
1. Государственным органам власти, регламентирующим деятельность предприятий сферы обслуживания, для эффективного управления необходимо постоянно анализировать тенденции развития и факторы, влияющие на спрос платных услуг в регионе. Для этого они должны совершенствовать методы анализа и прогноза, вести всеобъемлющий мониторинг за конъюнктурными изменениями на рынке услуг. Ведение налоговой политики должно осуществляется только на основе достоверных исчерпывающих прогнозов, учитывающих теневой сектор экономики. Благодаря вышеперечисленным методам компетентные органы могут оценить налоговый потенциал каждой отдельно взятой отраслевой группы услуг, а значит более объективно предоставлять льготы, или наоборот увеличивать налоговое бремя. Достоверный прогноз развития потребительского рынка товаров и услуг позволит руководителям региона более конструктивно строить бюджетную и налоговую политику, перераспределять инвестиции, а самое главное меньше зависеть от федерального центра в осуществлении экономической политики региона.
2. Крупным, средним и мелким предпринимателям предложенные методы оценки помогут оказать не меньшую пользу, чем чиновникам. Во-первых, в настоящее время рынок товаров и услуг достаточно насыщен, что естественно накаляет конкурентную борьбу. В такой обстановке выживет только тот, кто знает о перспективах развития своего сегмента рынка лучше всех и дальше всех. Во-вторых, налоговая политика государства постепенно совершенствуется, в том числе совершенствуются и методы изъятия налогов – не за горами время, когда платить будут практически все. В этой связи, у предпринимателя как налогоплательщика, возникает потребность в оптимизации прибыли, которая подразумевает эффективный оборот "товар-деньги-товар". Это означает, что управляющий автомастерской (или похоронным бюро и т.д.) должен иметь план-график работы своего предприятия минимум на предстоящий квартал, с ежедневным! прогнозом (желательно детализированным) спроса на услуги. Именно предложенная в статье методика краткосрочного прогнозирования позволяет учитывать колебания, свойственные услугам, в пределах одного рабочего дня. Но это не предел возможного – если надо ЭВМ мгновенно обработает данные временного ряда суточного обслуживания. Например: в какое время лучше сделать перерыв на обед, в какое завозить продукцию и в какое встречать налоговую инспекцию.
Полный текст статьи Вы можете скачать здесь: СКАЧАТЬ
сборник Саморуков Дмитрий Игоревич
404 Not Found
Not Found
The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.
<%you_hit(149);%>
|