Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Саморукова Д.И.

Анализ рынка ритуальных услуг в России

1. Основные показатели демографической ситуации в России

Сфера ритуального обслуживания населения как одна из наиболее социально значимых является объектом постоянной государственной поддержки и внимания. Основным фактором, влияющим на объем рынка ритуального обслуживания населения в России, является демографическая ситуация, относящаяся к числу первостепенных ключевых элементов и определяющих долговременное развитие страны в наступившем столетии.

15 февраля 2001 г. состоялось заседание Правительства Российской Федерации, посвященное основным направлениям демографической и миграционной политики, на котором Председатель Правительства Российской Федерации М.М. Касьянов отметил, что в настоящее время проблема сокращения численности населения - одна из наиболее острых. М.М. Касьянов считает, что причинами сложившейся ситуации в демографической сфере являются сокращение рождаемости, плохой уровень профилактики заболеваний и преждевременная смертность населения.

С 1992 г. по настоящее время в России наблюдается устойчивая тенденция депопуляции, характеризующаяся превышением числа умерших над числом родившихся. По предварительным данным Госкомстата России (рис. 1), численность постоянного населения Российской Федерации на 1 января 2001 г. составляет 144,5 млн. человек, из которых около 73% - городское население. За 2000 г. россиян стало меньше на 966 тыс. человек. Сокращение численности населения произошло в основном из-за естественной убыли, т.е. превышения числа смертей над числом рождений. Естественная убыль населения как устойчивый и долговременный фактор сокращения населения наблюдается в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации. Естественный прирост в 2000_г. имел место только в 13 регионах. В 28 регионах страны число умерших в 2-3 раза больше числа родившихся. В то же время при росте числа умерших, по данным Госкомстата России, наблюдается снижение объемов реализации ритуальных услуг за этот же период, что является в настоящей экономической ситуации парадоксом. Следуя основным законам рыночной экономики (спрос определяет предложение) объемы реализации ритуальных услуг должны вырасти прямо пропорционально числу умерших, но только за счет теневого сектора, что обусловливает необходимость усиления внимания со стороны государства к данной сфере услуг.

2. Анализ рынка ритуальных услуг

Под объемом ритуальных услуг понимают валовой доход предприятий различных форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей производителей ритуальных услуг – в размере средств, поступивших непосредственно от граждан или организаций в уплату за оказанные услуги.

В 2000 году, по предварительным данным Госкомстата России, объем ритуальных услуг, оказанных в легальном секторе экономики, составил приблизительно 3,8 млрд. рублей (около 10% от общего объема всех видов бытовых услуг, оказанных официально).

С учетом того, что ритуальные услуги в меньшей степени, чем другие виды услуг, зависимы от экономической стабильности в стране, для проведения исследования выбран десятилетний период с 1990 по 2000 г. Изменения объемов ритуальных услуг, выраженные в сопоставимых ценах к 2000 году, представлены на рис. 2, в котором за период с 1990 по 1994 г. прослеживаются явные противоречия объемов их реализации с данными по количеству умерших. Это связано с отсутствием должного государственного регулирования ритуального обслуживания и соответствующей законодательной базы, его регламентирующей, вследствие чего возникла благоприятная ситуация для увода в тень значительной части прибыли от реализации ритуальных услуг.

Начиная с 1994 года объем ритуальных услуг возрастает, однако используя для наглядности степенной тренд можно увидеть, что за весь исследуемый период этот процесс имеет регрессивный характер. Ситуация несколько нормализовалась после того, как Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации 8 декабря 1995 года приняла Федеральный закон № 8-ФЗ “О погребении и похоронном деле” (до принятия закона основным документом в течение многих лет была “Инструкция о порядке похорон и содержании кладбищ в РСФСР”), согласно которому деятельность по оказанию отдельных видов услуг по погребению подлежит лицензированию в установленном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации порядке. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2000 г. № 326 лицензирование отдельных видов услуг по погребению граждан осуществляется Государственным комитетом по строительству Российской Федерации.

Между тем в сфере ритуальных услуг сохраняются проявления различного рода криминогенных явлений, стимулирующих рост теневого сектора в данной отрасли, в том числе нарушения Федерального закона “О погребении и похоронном деле” (похороны на безвозмездной основе по гарантированному перечню услуг осуществляются не всем категориям граждан, в частности в Москве), Закона Российской Федерации от 22 марта 991 г. N 948-I “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” (создание органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления специализированных похоронных служб, контролирующих до 90% внутреннего рынка региона), расчеты с населением за оказание ритуальных услуг в основном наличными денежными средствами (исключение составляет оплата ритуальных услуг юридическим лицом по безналичному расчету), нелегальная продажа бесхозных участков, тогда как по закону участок земли для погребения предоставляется бесплатно, а также другие нарушения.

В настоящее время ассортимент предметов похоронного ритуала, предлагаемый специализированными похоронными фирмами, достаточно велик, однако сами эти фирмы их не производят, а являются реализаторами (продавцами). При этом разницу между ценой производителя и ценой реализации учесть практически невозможно (по экспертным оценкам, торговля составляет свыше 70% оборота похоронных бюро).

Острая конкурентная борьба между похоронными фирмами ставит на одно из приоритетных мест в их деятельности информационное взаимодействие с органами здравоохранения, регистрирующими факт смерти. После констатации смерти гражданина врачи скорой помощи или лечебных учреждений за вознаграждение сообщают о факте смерти в похоронное бюро или непосредственно агенту (бывают случаи, когда родственники узнают о смерти близкого от похоронных агентов). Агент при заключении договора на оказание ритуальных услуг руководствуется коммерческими интересами. О гарантиях и правах граждан, в соответствии с Федеральным законом “О погребении и похоронном деле”, агенты стараются не сообщать, а сразу предлагают различные варианты похорон. Являясь умелыми и опытными психологами, они быстро определяют социальный статус умершего и стараются навязать родственникам наибольшее количество услуг, имея при этом определенный процент с суммы контракта. Получив наличные деньги с заказчика, похоронное бюро перераспределяет их между учреждениями похоронной инфраструктуры в соответствии с услугами, перечисленными в контракте, оставляя себе при этом комиссионные, большая часть которых не отражается в финансовых документах и, следовательно, уходит от налогообложения.

Таким образом, анализ рынка ритуальных услуг показал явные противоречия объемов их реализации с данными по количеству умерших, что вызвано, в первую очередь, отсутствием должного государственного регулирования и соответственной законодательной базы.

3. Особенности налогообложения предприятий ритуального обслуживания населения

На сегодняшний день предприятия, оказывающие ритуальные услуги (имеющие соответствующую лицензию), имеют достаточно много льгот при уплате как федеральных, так и местных налогов и сборов.

Налог на добавленную стоимость. Согласно подпункту 8 п. 2 ст. 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации от НДС освобождаются организации и физические лица, оказывающие ритуальные услуги, работы по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил, а также реализующие похоронные принадлежности (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации). Кроме того, от НДС освобождаются ритуальные услуги, оказываемые иными организациями (подпункт "п" п. 12 ст. 5 Инструкции Госналогслужбы России от 11 октября 1995 г. № 39). В случае применения предприятием льготы по НДС суммы налога, уплаченные за материалы (работы, услуги), использованные при оказании ритуальных услуг, относятся на издержки производства (п. 18 ст. 9 Инструкции № 39). Предприятиям, реализующим товары (работы, услуги) как освобожденные от налога на добавленную стоимость, так и облагаемые им, необходимо обеспечить раздельный учет затрат по производству и реализации таких товаров (работ, услуг). В противном случае предприятие теряет право на получение льготы.

Налог с продаж. От уплаты налога с продаж освобождается стоимость ритуальных услуг похоронных бюро, кладбищ и крематориев (п. 3 ст. 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”).

В данном случае нет ограничения по доле ритуальных услуг в общем обороте предприятия, но перечень организаций строго, которым предоставляются льготы строго ограничен: похоронные бюро, кладбища и крематории. В соответствии с действующим законодательством представительными органами субъектов Российской Федерации сфера применения данной льготы может быть расширена.

Законодательные органы субъектов Российской Федерации могут устанавливать по некоторым видам налогов собственные льготы в части средств, поступающих в региональные бюджеты и территориальные дорожные фонды.

В большинстве субъектов Российской Федерации предусмотрено освобождение стоимости ритуальных услуг от уплаты налогов на имущество, содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, пользователей автодорог, сбора на нужды образовательных учреждений, других налогов и сборов. Однако в каждом регионе действуют свои условия предоставления льгот. В частности, в Москве предприятия освобождаются от уплаты налога на имущество, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, сбора на нужды образовательных учреждений, если объем ритуальных услуг, оказываемых населению, в общем объеме выполненных работ составляет не менее 70 процентов.

Налог с прибыли. Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению, ритуальные услуги относятся к сфере бытового обслуживания населения, следовательно, включены в подпункт 2 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности” и могут применять упрощенную систему налогообложения. В то же время предприятия по ритуальному обслуживанию населения попадают под ст. 1 Закона “О налоге на прибыль предприятий и организаций”.

В связи с тем что в п. 3 ст. 5 и в п. 9 ст. 6 соответственно вышеперечисленных законов законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации и представительным органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные льготы по налогу в пределах сумм налога, подлежащих зачислению в их бюджеты, предприятия ритуального обслуживания имеют возможность уменьшать суммы налоговых перечислений.

Помимо этого в большинстве субъектов Российской Федерации предусмотрено освобождение стоимости ритуальных услуг от уплаты налогов на имущество, содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, пользователей автодорог, сбора на нужды образовательных учреждений, других налогов и сборов. Однако в каждом регионе действуют свои условия предоставления льгот.

4. Методика расчета объема реализации ритуальных услуг

Согласно ст. 9 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ “О погребении и похоронном деле” каждый житель субъекта Российской Федерации, независимо от возраста, пола и социального положения, имеет право быть похороненным на безвозмездной основе по гарантированному перечню услуг, в который входит:

- оформление документов, необходимых для погребения;
- предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
- перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
- погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации - на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы, Фонда социального страхования Российской Федерации - на погребение умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан, бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.

Пенсионный фонд и Фонд социального страхования Российской Федерации возмещают специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, в размере, не превышающем 1000 рублей. В случае если в субъекте Российской Федерации стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, превышает 1000 рублей, субъект Российской Федерации самостоятельно за счет собственных источников определяет порядок возмещения специализированной службе по вопросам похоронного дела суммы, превышающей 1000 рублей.

В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с учетом районного коэффициента.

Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Таким образом, на каждого умершего россиянина предполагается обеспечение в минимальном денежном объеме ритуальных услуг, устанавливаемое субъектом Российской Федерации в зависимости от социально-экономической и природно-географической ситуации в регионе и выплачиваемый специализированным похоронным службам за ритуальное обслуживание населения.

Следовательно, минимальный объем ритуальных услуг можно рассчитать по формуле:

Данные о стоимости услуг, входящих в гарантированный перечень по всем регионам Российской Федерации оперативно собрать не представляется возможным. Информация, полученная из ряда регионов, позволяет оценить среднюю по России стоимость гарантированного перечня ритуальных услуг в 2500_рублей. Умножив эту сумму на количество умерших получаем приближенное значение минимального (гарантированный) объема ритуальных услуг – 5,5 млрд. рублей. Следовательно, 5,5 млрд. рублей – минимальный (гарантированный) объем реализации ритуальных услуг в 2000 году.

В то же время, по данным Госкомстата России, объем ритуальных услуг, включающий в себя 27 наименований (согласно ОКУН), с учетом неформального сектора в 2000 г. составил 5,1 млрд. рублей, а в официальной экономике (без учета неформального сектора) – около 3,8 млрд. рублей. Таким образом, официальный объем ритуальных услуг на 25% меньше минимального объема, рассчитанного по данным стоимости среднего гарантированного перечня, являющегося социальным минимумом. В то же время, если хотя бы 20% умерших установили памятники средней стоимостью 2000 рублей (с установкой), то объем ритуальных услуг увеличится до 6 млрд. рублей.

Учитывая, что большая часть ассортимента ритуальных принадлежностей представлена товарами, стоимость которых превышает стоимость товаров, входящих в гарантированный перечень, а также услуги не входящие в гарантированный перечень, которые стоят, как правило, в два раза дороже официальных расценок и предоставляются за наличный расчет, объем можно реально оценить не менее 7 - 8 млрд. рублей. В этом случае, по самым скромным оценкам, доля теневого сектора в ритуальном обслуживании составит 40 – 50%.

5. Выводы и предложения

Анализ сферы ритуальных услуг в России выявил явные противоречия между официальной статистикой объемов их реализации и реальной ситуацией, зависящей от смертности и средней стоимости ритуальных услуг. Предварительные результаты расчета показали, что в похоронном бизнесе находится до 50% теневого оборота ритуальных услуг.

В целях устранения сложившихся противоречий и выявления причин возникновения теневого сектора в сфере ритуального обслуживания представляется целесообразным строгое разделение предприятий, оказывающих ритуальные услуги, на специализированные службы по похоронному делу, являющиеся структурными подразделениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, и предприятия (юридические и физические лица), оказывающие ритуальные услуги на коммерческой основе.

В этом случае органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создают департамент или отдел по гарантированному погребению граждан на безвозмездной основе, в обязанности которого входят:

- оформление документов, необходимых для погребения;
- предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
- перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
- погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

По этой схеме (рис. 3) будут обслуживаться в основном люди с низкими доходами, а также остальные желающие, удовлетворенные качеством предметов, входящих в гарантированный перечень услуг по погребению.

В то же время отмена льгот по НДС и налога с продаж для коммерческих предприятий (юридических и физических лиц) по оказанию ритуальных услуг позволит увеличить налоговые поступления от данной сферы услуг не менее чем в 2 раза.

 


Полный текст статьи Вы можете скачать здесь: СКАЧАТЬ

сборник
Саморуков Дмитрий Игоревич

404 Not Found

Not Found

The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.

<%you_hit(149);%>



   TopList         

  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок