1. Ситуация на рынке туристских услуг в России
Россия с ее уникальным историческим культурным наследием и туристскими ресурсами имеет огромный потенциал для развития внутреннего и международного (въездного и выездного) туризма.
По данным Всемирной туристской организации (ВТО), Российская Федерация в 1999 году находилась на 16-м месте в мире по получаемым доходам от международного туризма, а по числу иностранных граждан, прибывающих в Россию, - на 13-м месте. Оценивая перспективы развития мирового туризма, ВТО прогнозирует вхождение России к 2010 году в десятку наиболее посещаемых стран мира.
По данным Госкомстата России, объем предоставленных туристско-экскурсионных услуг в 1999 году составил свыше 8 млрд. рублей, из них в неформальном секторе оказано услуг на 1,1 млрд. рублей, что составляет около 16%. В сопоставимых ценах объем оказанных услуг равнялся объему уровня 1995 года (рис. 1). В целом начиная с 1992 года наблюдается спад объемов реализации туристско-экскурсионных услуг, что входит в противоречие с увеличением международного туристского потока, а также развитием национальных курортов. Так, если в1989 году за границу СССР выезжало 4,3 млн. человек (из них около 1 млн. туристов), а въезд иностранных граждан составлял более 6_млн. человек (из них 2,5 млн. туристов), то в 1999 году цифры изменились - из России выехало 12,6 млн. человек (из них 2,8 млн. туристов), а въезд иностранных граждан составил 18,4 млн. человек (из них свыше 3 млн. туристов).
Вышеперечисленные факты свидетельствует об уводе значительной части туристских услуг в скрытый сектор.
По состоянию на конец 1999 года в России зарегистрировано 13546 турфирм1, в том числе 250 с участием иностранного капитала и более 200 зарубежных. По данным Межрегионального центра обработки и распространения статистической информации (ГМЦ Госкомстата России), в структуре обследованных в 1999 году туристских фирм туроператорской и турагентской деятельностью одновременно занимаются 48%, только туроператорской – 23%, только турагентской – 29%. Из них имеют статус объекта малого предпринимательства 76 %. Доминирует на рынке туристических услуг зарубежный (выездной) туризм, при этом наблюдается практически полное отсутствие государственного регулирования туристского рынка, что в немалой степени предопределило его нередко полукриминальные искажения, стихийные нецивилизованные формы. По данным Центрального банка Российской Федерации, платежный баланс страны по статье “поездки” складывался с дефицитом в 1,9 млрд. долларов (при этом во внимание принимались только потери от вывоза за рубеж валюты российскими гражданами и шоп-туристами).
В индустрии туризма работают не только туристические фирмы, организующие прием туристов, но также организации экскурсоводов и гидов-переводчиков, городской и междугородный транспорт, гостиницы и другие средства размещения, в том числе курортные зоны. Так, по данным Госкомстата России, в 1999 году в России насчитывалось 4976 санаторно-курортных организаций, организаций отдыха и турбаз, 4224 гостиницы, мотеля и общежития. Деятельность гостиничной индустрии неразрывно связана с предприятиями питания. Число мест на предприятиях питания достигло 8581000 человек.
2. Нормативно-правовая база, регулирующая туристскую деятельность в Российской Федерации
Организационно-правовые формы туристских организаций (фирм, агентств) в Российской Федерации существуют в соответствии с классификацией юридических лиц по Гражданскому кодексу Российской Федерации. Турагенства и фирмы относятся к коммерческим организациям и, как правило, выступают в форме закрытых акционерных обществ (ЗАО) с численностью работников от 3 до 7 человек.
На основании Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” в целях защиты прав и интересов туристов осуществляется лицензирование, стандартизация туроператорской и турагентской деятельности, а также объектов туристской индустрии, сертификация туристского продукта.
В настоящее время согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 5 июля 2000 № 488 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление и межотраслевую координацию в сфере туризма, является Департамент туризма Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. На региональном уровне лицензирование, руководство и координацию деятельности турфирм (турагентств) осуществляют обычно отделы культуры в составе администрации региона и (или) специально созданные местной исполнительной властью муниципальные организации. При этом лицензирование носит заявительный, а не разрешительный характер: для получения государственной лицензии (на равных правах для российских и иностранных соискателей) необходимо представить лишь несколько формальных документов. Отсутствует система защиты от бесконтрольного выхода на туристский рынок недобросовестных фирм, где деятельность органов сертификации носит исключительно коммерческий характер. Государственный контроль за работой центров сертификации практически отсутствует.
5. Методы расчета объема туристских услуг
5.1. Международный туризм
Туристская фирма для осуществления приема иностранных туристов и отправки российских туристов за рубеж, как правило, заключает договор с иностранной туристской фирмой по безвалютному обмену туристскими группами на двухсторонней основе. Расчеты при такой форме обмена осуществляются посредством уравнивания туродней, запрограммированных протоколом или соглашением, и валютного обмена туристскими группами с проведением расчетов согласно договорам между странами в валюте. При этом туристская услуга носит комплексный характер, т.е. в нее входит оплата услуг гостиницы, предприятий питания, пассажирского транспорта, экскурсионного обслуживания.
Приведем пример расчета объема туристских услуг оказываемых турфирмами, специализирующимися на международном (выездном и въездном) туризме.
5.1.1. Общий объем услуг турфирм, обслуживающих выезд российских граждан за рубеж, можно рассчитать по формуле:
Из-за невозможности выявить окончательную стоимость тура в каждую отдельно взятую страну (подавляющее большинство турфирм в своей рекламе и по телефону не сообщает о стоимости тура) и, как следствие, рассчитать среднюю составляющую стоимости тура, определяем стоимость тура по нижней ценовой границе, которая на основании проведенной экспертизы2 колеблется от 250 до 300 долларов. Средний курс доллара3 в 1999 году составил 24,8 рубля за доллар. Выехало за рубеж российских граждан с целью туризма 2808588 человек. Прибыло с аналогичной целью иностранных граждан 3059480 человек.
Следовательно,
5.1.2. При соблюдении условий паритета в предоставлении сторонами (турфирмами) количества услуг за определенный период времени (как правило, за календарный год) можно предположить, что объем услуг по обслуживанию въезда иностранных граждан в Россию приближенно будет равняться объему услуг по выезду российских граждан за рубеж. Следовательно, общий объем международного туризма может быть оценен в 38,3 млрд. рублей. При расчете объема международного туризма необходимо учитывать неорганизованных туристов, посещающих различные страны по “серым” приглашениям. По данным РАТА (Российской ассоциации туристских агентств), неорганизованные туристы составляют 5% от общего объема туристского потока России (рис. 2).
По данным Госкомстата России, объем туристско-экскурсионных услуг за аналогичный период составил 6,7 млрд. Следовательно, можно предположить, что скрытый сектор экономики в сфере международного туризма составляет свыше 75%.
5.2. Внутренний туризм
Развитие туризма как отрасли характеризуется системой определенных экономических показателей, которые отражают количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону, а также экономические показатели производственно-обслуживающей деятельности. В 1999 году на внутреннем рынке туристских услуг по основным показателям (число санаторно-курортных организаций и баз отдыха, число гостиниц, количество размещенных лиц, доходы от размещения туристов) доминировал Краснодарский край. Черноморское побережье Краснодарского края является главной курортной зоной России, где сезон морских купаний продолжается 150 дней.
По данным Госкомстата России, в 1999 году в Краснодарском крае функционировало 206 предприятий гостиничного типа, 665 санаторно-курортных организаций с числом работающих в этой отрасли около 200 тыс. человек. Это составляет примерно 1/3 всего туристского комплекса страны. Из общего числа предприятий размещения 32% имеют круглогодичный режим работы, а 68% - сезонный. Общее число койко-мест в них составило свыше 188 тысяч. Средняя продолжительность работы сезонных организаций отдыха – 110 дней в году. Средняя стоимость пребывания за день в гостиницах, здравницах, санаториях и пансионатах составила около 400 рублей.
При большом наплыве туристов (в 1999 году Краснодарский край посетило свыше 5 млн. туристов, в том числе 1,6 млн. по путевкам) мощности официальных предприятий размещения не хватает, что обусловливает строительство физическими лицами частных домовладений, состоящих из 10, а иногда и более комнат, предназначенных для размещения отдыхающих. Получая от сдачи этих помещений в аренду значительную прибыль, домовладельцы в налоговых органах не регистрируются и никаких налогов не платят. Из-за отсутствия объективной информации о таких частных гостиницах (количество, коечная мощность, период работы) искажаются данные об объемах торгово-закупочной деятельности, сферы услуг, транспорта в регионе, что обостряет криминогенную обстановку и способствует уходу значительной доли объемов данных отраслей в теневой сектор. Выявление и пресечение нарушений налогового законодательства владельцами частных гостиниц и установление действительного числа отдыхающих, а также уплаченных ими сумм за предоставление помещений являются важным инструментом в борьбе с теневой экономикой в сфере внутреннего туристско-курортного бизнеса России.
Произведем расчет объема услуг внутреннего туризма в регионе на примере Краснодарского края.
5.2.1. Определяем мощность коечного фонда организаций размещения, работающих круглогодично, по следующей формуле:
Затем рассчитываем мощность коечного фонда сезонных организаций размещения:
5.2.2. Определяем количество туристов, отдохнувших в официальных предприятиях размещения:
Коэффициент использования сезонных наличных мест равен 0,3; годовых - 0,64. Средняя продолжительность пребывания в предприятиях гостиничного типа - 5 дней, в санаторно-курортных организациях – 14 дней. Следовательно, количество туристов, отдохнувших в официальных предприятиях размещения, составило 1840 тыс. человек (по официальным данным, 1680 тыс. человек5).
5.2.3.Учитывая среднюю стоимость путевки (около 3000 рублей), годовой объем услуг официальных предприятий размещения (санаторно-оздоровительные услуги + услуги гостиниц, мотелей) в 1999 году составил свыше 5,5 млрд. рублей (по официальным данным6, 3,4 млрд. рублей). Теневой сектор в данной сфере, по нашим расчетам, составил около 40%, а потери бюджета в виде неуплаты налогов – 210 млн. рублей.
5.2.4. Определяем количество неорганизованных лиц, посетивших курорты Краснодарского края.
По оперативным данным УФСНП России по Краснодарскому краю, в 1999 году пассажирооборот в аэропортах (Адлер, Анапа, Геленджик) и на железнодорожных станциях (Анапа, Адлер, Лазаревское, Сочи, Новороссийск) составил свыше 6 млн. человек. С помощью экспертной оценки (исключив транзитный проезд и внутреннее сообщение) можно предположить, что Черноморское побережье Краснодарского края посетило около 5 млн. человек.
5.2.5. Определяем объем денежных средств, потраченных неорганизованными туристами:
По имеющейся информации, стоимость проживания в частном секторе в среднем составила не менее 150 рублей с человека, следовательно, объем предоставления услуг временного проживания скрытого частного сектора составил 474 млн. рублей.
Оказание предпринимателями услуг по краткосрочному проживанию согласно ст. 3 п. 4 Федерального закона “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности” № 148-ФЗ от 16 июля 1998 года входит в перечень сфер предпринимательской деятельности, облагающихся данным налогом. Согласно ст. 5 п. 1 вышеуказанного закона ставка единого налога устанавливается в размере 20% вмененного дохода.
Следовательно, потери бюджета от размещения неорганизованных туристов составили около 95 млн. рублей. Если учитывать, что неорганизованные туристы потребляют продукты питания, различного рода платные услуги, являются потребителями товаров народного потребления и сувениров, то можно предположить, что значительная часть объемов этих отраслей находится в тени.
1. Число турфирм, зарегистрированных в ЕГРПО, по данным Госкомстата России.
2. Рассчитано по материалам еженедельных рекламно-информационных журналов "Туризм и отдых" за 1999 г.
3. По данным ММВБ.
4. По данным администрации Краснодарского края.
5. По данным администрации Краснодарского края.
6. По данным Госкомстата России.
Полный текст статьи Вы можете скачать здесь: СКАЧАТЬ
сборник Саморуков Дмитрий Игоревич
404 Not Found
Not Found
The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.
<%you_hit(149);%>
|