Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Саморукова Д.И.

Расчет объемов реализации услуг автосервиса с учетом теневого сектора

Кризисные явления в экономике, обострение финансовых проблем, снижение роли государства в регулировании экономических процессов и рост безработицы представляют реальную угрозу национальной безопасности России и требуют скорейшего осуществления комплекса общегосударственных мер по борьбе с этими опасными явлениями. Понимание этого имеет большое значение для анализа экономической системы, которая сложилась в России на современном этапе ее развития, а также механизмов использования этой системы преступностью в целях незаконного обогащения, наживы, сознательного развала экономических и хозяйственных связей. Нельзя придти к адекватному пониманию приоритетов в борьбе с преступлениями в сфере экономики, не создав алгоритма противодействия экономическим правонарушениям, органично вписанного в систему российской экономики.

Теневая экономика дает средства для личного обогащения, подкупа государственного аппарата и поддержания общеуголовной преступности. Теневой сектор российской экономики официально оценивается примерно в 40% по отношению к ВВП. Но эта оценка явно занижена. В некоторых отраслях, таких, как сфера платных услуг, грань между теневой и легальной экономикой настолько размыта, а объемы и динамика обращения теневых капиталов настолько велика, что некоторые эксперты называют и 60, и даже 70%.

По своей экономической сути сфера платных услуг всегда оставалась отраслью, где в большей степени, чем в других отраслях экономики, действовали рыночные механизмы и регуляторы. Связано это, прежде всего, с отсутствием посредников между производством и реализацией продуктов труда. Это, в свою очередь, приближает производителя к рынку, то есть к потребителю, требует применения ряда объективных рыночных регуляторов. Форсирование темпов и чрезмерное расширение масштабов приватизации собственности в сфере услуг должно было привести к бурному ее развитию, но в силу ряда причин дало обратный эффект. В результате сложилась ситуация, когда административно-управленческая верхушка предприятий отрасли копировала методологию народнохозяйственного планирования крупного производства, а сам рынок жил автономной экономической жизнью. Это выражалось в значительной доле подпольного частного сектора, выполняющего по заказам населения различные виды услуг. Этот сектор действовал в двух направлениях: вне рамок государственных предприятий и внутри их путем сокрытия части прибыли.

Под платными услугами понимаются полезные результаты деятельности, удовлетворяющие за плату определенные потребности граждан, но не воплощающиеся, как правило, в материально-вещественной форме. Они являются объектом купли-продажи и реализуются по ценам, покрывающим издержки производителя и обеспечивающим ему прибыль.

Основным показателем, отражающим количество потребления различных видов услуг, является объем платных услуг, в том числе бытовых (рис. 1), оказанных официально зарегистрированными организациями, имеющими статус юридического лица, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица или некорпорированных организаций, который измеряется суммой денежных средств, уплаченных потребителем за оказанную ему услугу.

Анализ состояния рынка платных услуг для населения осуществлен с использованием отчетных данных Госкомстата России на основании данных форм федерального государственного статистического наблюдения - форма №1-услуги “Сведения об объеме платных услуг населению”, форма №1-быт (сеть) “Сведения о сети объектов бытового обслуживания населения”, форма № МП “Сведения об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия” и сборников Госкомстата России “Средние цены и тарифы на платные услуги, оказываемых населению”, характеризующих объемные показатели развития отдельных видов услуг, распределение общего объема услуг по формам собственности, сеть и мощности предприятий бытового обслуживания, индексы цен, а также собственной экспертной оценки.

Классификация платных услуг (рис. 2) осуществляется на основе Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН), введенного в действие постановлением Госкомстата России от 28.06.1993 г. № 163.

За последние время в сфере платных услуг произошли структурные изменения. Во-первых, примерно две трети объема бытовых услуг (66,3%) оказывается населению физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Во-вторых, изменился относительный вклад отдельных отраслевых групп услуг в общий объем реализации. В частности, доля бытового обслуживания в общем объеме платных услуг снизилась с 23% в 1994 году до 17% в 1999 году. В связи с появлением на внутреннем рынке России более качественных товаров длительного пользования - бытовой техники, радиоэлектронной аппаратуры, автомобилей, а так же трикотажных изделий (прежде всего зарубежных производителей) - это явление закономерно.

В то время как одни виды платных услуг теряют свою значимость, другие, наоборот, сохранили устойчивую тенденцию к росту. Среди них - жилищно-коммунальные, услуги транспорта, связь, туризм, услуги системы образования и медицинские услуги. В бытовом обслуживании это - ремонт и строительство жилья, ремонт и пошив одежды, ритуальные услуги, услуги фотоателье, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств (рис. 3). При этом объем реализации услуг автосервиса растет не пропорционально увеличению единиц автотранспортных средств. С каждым годом дисбаланс возрастает, что свидетельствует об увеличении доли теневого сектора.

Сложившиеся многоукладные экономические отношения в сфере платных услуг вызывают повышенный интерес со стороны государства при регулировании и разработке перспективных программ развития данной сферы.

Во втором выпуске Методических положений по статистике, выпущенном Госкомстатом России в конце 1998 года была предложена методика определения общего объема платных услуг населению с учетом оценки скрытой и неформальной деятельности, включающая в себя расчет общего объема услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств (утверждена постановлением Госкомстата России от 25.02.2000 г. №15). По данным Госкомстата России в 1999 году теневой сектор в сфере платных услуг составил 28,3%, в бытовом обслуживании - 59,5%, в сфере автосервиса - 37,6%.

Данный расчет предполагает использование выборочного обследования населения о пользовании услугами в области автосервиса и расходах на эти цели, а также для определения норм и средней стоимости ремонта и технического обслуживания автомобилей. В данном случае этот метод имеет существенный недостаток - вряд ли удастся опросить число респондентов, необходимое для качественной оценки деятельности предприятий автосервиса. Физические лица, имеющие в личном пользовании автомобили и ремонтирующие их в специализированных предприятиях как правило имеют доходы, намного превышающие прожиточный уровень. В силу определенного суеверия, они не будут отвечать на вопросы, касающиеся расходов на содержание своего автомобиля. В этом случае анкетный опрос будет не объективным, так как будет строиться на искаженных данных.

В связи с этим, перед разработчиками методик расчета теневого сектора предприятий автосервиса стоит первоочередная задача в изыскании основополагающих факторов (количество автомобилей и их марочный состав, численность, структура и плотность населения, протяженность и качество дорог, нормативная стоимость обслуживания автомобиля), на основании которых можно рассчитать реальный объем потребления услуг автосервиса.

В предложенной работе используется статистическая информация Госкомстата России, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства транспорта РФ, Министерства по налогам и сборам РФ за период с 1995 по 1999 года.

Ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств осуществляется на основании "Правил предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств" утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1994 года №801 и включен в перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года № 1013.

При выполнении данного вида услуг предприятиями всех форм собственности, а также при индивидуальной трудовой деятельности согласно методическим указаниям, утвержденным Минфином России от 20 апреля 1995 года №16-00-30-33, установлен порядок заполнения форм бланков строгой отчетности БО-1, БО-3 в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН), введенным с 1 января 1994 года, с учетом Положения "По применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", утвержденного постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года №745.

Сегодня наличие большого числа авторемонтных предприятий и физических лиц, занимающихся обслуживанием автомобилей вряд ли кого может удивить. Жесткая конкурентная борьба между фирмами автосервиса заставляет их придумывать различные способы ухода от налогов (незаконное обналичивание, занижение объемов реализации, не уплата в пенсионный фонд, искажение данных в налоговых декларациях). Страдают от этого не только потребители, которые зачастую не удовлетворены качеством обслуживания и ценой ремонта, ощутимый вред наносится бюджетной системе государства, экологии, промышленности. Актуальным становится принятие новых законов, которые позволили бы органам исполнительной власти усилить контроль за деятельностью как авторемонтных предприятий, так и всей сферы обслуживания.

В 1999 году в России на 1000 жителей приходится 160 автомобилей, за последние двадцать лет парк автомототранспортных средств увеличился в два раза и к 1999 году достиг 33 миллионов единиц, 19,7 миллионов из них - легковые автомобили (60%), причем за последние пять лет резко возросло количество иномарок. В 1992 году их удельный вес в автопарке составлял менее 2%, а в этом - уже 18,5%.

На фоне стремительного увеличения автопарка противоречивыми кажутся данные Госкомстата по объемам автоперевозок автотранспортом, которые уменьшились с 593 млн. тонн в 1998 году до 556 млн. тонн в 1999 году, так же уменьшился на 2% удельный вес автотранспотра в общем объеме автоперевозок (рис. 4). Та же ситуация наблюдается в общем объеме пасажирский перевозок - при увеличении парка автобусов и маршрутных такси (в основном принадлежащих физическим лицам) пасажирооборот остался на том же уровне: 171,9 млрд. пассажиро-км. в 1998 году и 172,1 млдр. пассажиро-км. в 1999 году (рис. 5).

По видимому это не связано с увеличением цен на бензин и на техническое обслуживание автотранспорта, вследствие чего увеличивается стоимость проезда и падает спрос на данный вид услуг, а с тем что частные автотранспортные предприятия не отображают весь объем перевозок, тем самым скрывая значительную долю своих доходов.

Сведения МНС о поступлении налогов и сборов (таблица 1) и задолженности по налогам и сборам (таблица 2) в бюджетную систему Российской Федерации представлены по всем видам транспорта только за первое полугодие 2000 года, из-за чего не представляется возможным проследить характерные тенденции автомобильного транспорта. В то же время разбивка транспорта по видам свидетельствует об усилении контроля со стороны государства за деятельностью транспортных министерств и предприятий. Увеличение суммы поступлений в первом полугодии 2000 года, относительно соответствующего периода 1999 года свидетельствует скорее о повышении эффективности деятельности налоговых органов, чем об увеличении числа добросовестных предпринимателей.

Таблица 1

Наименование отрасли

1999 год,

всего

(тыс. руб.)

1 полугодие 1999 года

(тыс. руб.)

1 полугодие 2000 года (тыс. руб.)

отношение к соответствующему периоду 1999 г. (%)

Транспорт

134 144 272

59 077 958

105 781 899

179

в том числе

железнодорожный

29 050 177

10 366 250

18 005 691

173

автомобильный

   

1 367 703

 

трубопроводный

75 242 507

37 224 100

69 724 594

187

морской и внутренний водный

2 427 587

авиационный

4 185 060

Таблица 2

Наименование отрасли

1999 год,

всего

(тыс. руб.)

1 полугодие 1999 года

(тыс. руб.)

1 полугодие 2000 года (тыс. руб.)

отношение к соответствующему периоду 1999 г. (%)

Транспорт

34 969 173

36 019 777

83 097 431

230

в том числе

железнодорожный

9 419 704

11 466 778

26 877 414

234

автомобильный

   

2 400 147

 

трубопроводный

11 500 999

13 954 265

24 293 601

174

морской и внутренний водный

2 855 939

авиационный

6 050 654

В целях своевременного выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений и правонарушений Правительством Российской Федерации от 10 февраля 1998 года за № 169 принято постановление "О федеральном банке данных о нарушениях налогового законодательства Российской Федерации". Анализ информации (таблица 3), содержащийся в банке данных показал, что сфера услуг отображена не полностью, а лишь по отдельным отраслевым группам услуг. Сфера деятельности автосервиса вовсе отсутствует, или находится в пункте "Другие виды услуг", что говорит о неадекватном внимании со стороны налоговых органов к удельному весу услуг автосервиса в общем объеме платных услуг.

Таблица 3

Универсальный отчет по БД ННЗ (без учета ГНС) за период времени с 01.01.1994 по 31.06.2000 по дате подписания акта.

Количество

проверок

Процент

Доначислено (руб. + СКВ) млн. руб.

Процент

Услуги всего

9 388

12.82

5 765 922.6

10.19

в том числе

Транспортные услуги

2 140

2.92

1 669 193.9

2.95

Складские услуги

252

0.34

177 603.5

0.31

Услуги связи

327

0.45

153 287.9

0.27

Услуги отдыха и развлечений, туризм

508

0.69

361 948.3

0.64

Услуги игорного бизнеса

58

0.08

9 841

0.02

Другие виды услуг

6 103

8.34

3 394 048.4

6

Все вышеизложенное должно определять повышенное внимание со стороны государства к сфере обслуживания, в том числе к услугам автосервиса, как к быстро развивающейся и перспективной отрасли экономики России, путем разработки программ по вытеснению теневой экономики и легализации неучтенных объемов.

Ремонт автомобилей, принадлежащих государственным и муниципальным предприятиям, производится, как правило, за счет собственной ремонтной базы этих предприятий, а любые обращения юридических лиц в сторонние организации для ремонта требуют четкой финансовой отчетности. Следовательно, их доля в теневом объеме услуг по ремонту невелика. Основными потребителями услуг по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств, оказывающих предприятиями автосервиса, являются частные собственники легковых, грузовых автомобилей и автобусов (таблица 4), относительный вклад в общее число зарегистрированных автомобилей в 1999 году по России - 81%.

Таблица 4

 

Всего автомобилей

в том числе принадлежащих

физическим лицам

юридическим лицам

Российская Федерация

24 738 759

20 152 185

4 586 574

в том числе

легковых автомобилей

19 717 782

18 543 433

1 174 349

грузовых автомобилей

4 387 766

1 439 817

2 947 949

автобусов

633 211

168 935

464 276

Центральный федеральный округ

6 779 023

5 586 361

1 144 928

в том числе

легковых автомобилей

5 602 935

5 202 935

352 266

грузовых автомобилей

1 027 158

343 091

684 067

автобусов

148 930

40 335

108 595

Северо-западный федеральный округ

2 463 582

2 030 469

433 113

в том числе

легковых автомобилей

2 027 341

1 898 109

129 232

грузовых автомобилей

381 936

120 368

261 568

автобусов

54 305

11992

42 313

Южный федеральный округ

3 420 603

2 809 519

618 526

в том числе

легковых автомобилей

2 691 408

2 572 733

188 675

грузовых автомобилей

632 332

244 794

387 538

автобусов

96 863

11 992

42 313

Приволжский федеральный округ

4 860 029

3 809 467

1 050 562

в том числе

легковых автомобилей

3 753 321

3 498 201

255 120

грузовых автомобилей

976 187

286 113

690 074

автобусов

130 521

25 153

105 368

Уральский федеральный округ

2 127 069

1 695 140

431 929

в том числе

легковых автомобилей

1 614 527

1 529 047

85 480

грузовых автомобилей

448 046

154 637

293 409

автобусов

64 496

11 456

53 040

Сибирский федеральный округ

3 241 306

2 574 003

667 303

в том числе

легковых автомобилей

2 513 307

2 357 837

155 470

грузовых автомобилей

635 888

189 057

446 831

автобусов

92 111

27 109

65 002

Дальневосточный федеральный округ

1 471 761

1 251 034

220 727

в том числе

легковых автомобилей

1 198 519

1 144294

54 225

грузовых автомобилей

238 000

92 391

145 609

автобусов

35 242

14 349

20 893

По федеральным округам эта цифра составила: в Центральном - 82,4%, в Северо-западном - 82,4%, в Южном - 82,1%, в Приволжском - 78,3%, в Уральском - 79,6%, в Сибирском - 79,4%, в Дальневосточном - 85%, причем наибольшее число частных собственников автотранспортных средств приходится на Центральный федеральный округ (5,5 млн. ед.) , в котором Москва и Московская область составляет свыше 3 млн. ед.

Выявленные тенденции (рис. 6, рис. 7) свидетельствуют о постоянном увеличении числа единиц грузового автотранспорта и автобусов, принадлежащего физическим лицам в среднем на 4% в год. Что касается частных легковых автомобилей, то их доля остается относительно стабильной и выросла за период с 1995 по 1999 год всего на 2%.

Это частично обосновывает уменьшение официальных данных о грузообороте и пассажирообороте за исследуемый период, в силу склонности частных предпринимателей не отображать результаты своей деятельности в органы государственной статистики и налоговые органы. Согласно закону РСФСР от 7 декабря 1991 года "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации", физические лица, занимающиеся перевозкой грузов и пассажиров должны в обязательном порядке регистрироваться в местных налоговых органах с уплатой соответствующего сбора. На практике это встречается крайне редко.

Основным исходным показателем при расчете теневых объемов реализации услуг по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств будем считать парк легковых автомобилей, принадлежащих частным лицам.

В соответствии с Положением о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденным Приказом МВД России, ГТК России и Госстандарта России от 30.06.97 № 399/388/195, к легковому автотранспорту относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми, т.е. категория транспортного средства "В" (согласно классификации транспортных средств, принятой на Конференции Организаций Объединенных Наций по дорожному движению в г. Вена 8 ноября 1968 г. и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29.04.74).

На первом этапе расчета спроса на ремонт и техническое обслуживание транспортных средств определяется количество (парк) автомобилей, который находится в личном пользовании у населения страны (республики, края, области), а также в перспективном периоде. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", соответствующая информация регистрируется системой ГИБДД МВД России в целом по стране и каждой республике. После получения итоговых данных о количестве автомобилей производится их группировка по классам - особо малому, малому и среднему. При этом следует учитывать, что не весь парк автомобилей находиться в эксплуатации. Некоторые автовладельцы (примерно 4%) по ряду причин (отсутствие запасных частей, наличие неисправностей, при которых эксплуатация автомобиля запрещена, нехватка материально-денежных средств и т. д.) не эксплуатируют свои транспортные средства, следовательно они выпадают из расчетного числа. Учет этой категории транспортных средств возможно осуществить органами ГИБДД при Государственном техническом осмотре автомобиля по таким показателям, как годовой пробег автомобиля и наличие талона технического осмотра предыдущего года.

Второй этап работы состоит в расчете показателей нормативной трудоемкости технического обслуживания и ремонта единицы автотехники в среднем на 1 тыс. км. пробега. Он характеризует техническую надежность этих транспортных средств и показывает, сколько нормо-часов требуется для осуществления технического обслуживания и ремонта в среднем на один автомобиль. Для того, чтобы более точно определить трудовые затраты на техническое обслуживание и ремонт одного автомобиля, показатель нормативной трудоемкости исчисляют как средневзвешенную величину по маркам автомобилей. Нормативы трудоемкости технического обслуживания и ремонта автомобилей по маркам принимаются по экспертным данным рассчитанным для каждого автомобиля отдельно, также они приведены в типажных характеристиках автомобилей. Средняя величина трудоемкости ремонта легковых автомобилей отечественного производства колеблется от 2 до 5 ч/тыс. км.

Третий этап расчета состоит в определении нормативной стоимости соответствующих работ в среднем на один автомобиль в год. Исходными параметрами для ее расчета являются средняя стоимость 1 нормо-часа работ (по действующим прейскурантам) , общая средневзвешенная по парку нормативная трудоемкость технического обслуживания и ремонта автомобиля и среднегодовой пробег П.

Расчет ведется по формуле:

Средняя стоимость 1 нормо-часа рассчитывается для каждого региона отдельно, как средняя стоимость ремонта и обслуживания различных видов и марок автомобилей на предприятиях автосервиса в зависимости от географических и социально-экономических факторов. Основными исходными параметрами при определении стоимости нормо/часа работ должны являться данные официальных дилеров или представителей заводов изготовителей отечественных и импортных производителей, осуществляющих продажу, послепродажное и гарантийное обслуживание, а также ремонт и продажу запасных частей. Такие предприятия находятся во всех регионах Российской Федерации и в государствах-участниках СНГ. Располагаются они как правило в областных или районных центрах и имеют в наличии самое современное оборудование и высококвалифицированных работников, следовательно на таких автосервисах нормативная стоимость обслуживания будет максимальная. Подробная информация о их адресах имеется в специальных сервисных книжках, которые выдаются в обязательном порядке при продаже нового автомобиля, и на основании которых осуществляется гарантийное и техническое обслуживание автомобиля. Остальные предприятия по ремонту и обслуживанию автотранспорта являются аутсайдерами, но в силу их большого числа, средняя нормативная стоимость обслуживания будет меняться.

Одним из наиболее весомых показателей при определении нормативной стоимости является интенсивность использования автотранспорта. В настоящее время Госкомстатом ведется учет суммарного годового пробега автотранспорта, принадлежащего юридическим лицам, отчитавшимся по форме 1-ТР (автотранспорт), а учет годового пробега личного автотранспорта отсутствует. Это пагубно влияет не только на расчет объемов реализации услуг автосервиса, с помощью данных о пробеге частных автомобилей, а их - 81%, можно рассчитывать мелкооптовую и розничную реализацию ГСМ, и как следствие выявлять нелегальных производителей и реализаторов горючего, тем самым решать и экологические проблемы (топливо, произведенное нелегальными производителями как правило очень низкого качества), интересны эти данные и с точки зрения ресурсосбереженности страны, нефть - стратегическое сырье и контроль и учет нефтепродуктов должен быть строжайшим, полезными они окажутся МНС при учете грузооборота и пассажирооборота автотранспорта, принадлежащего частным предпринимателям, которые косвенно отображают товарооборот и транспортные потоки их предприятий.

Наиболее целесообразно учитывать годовой пробег при прохождении очередного Государственного технического осмотра автотранспорта в ГИБДД.

Согласно п. 4 Положения о проведении государственного технического осмотра автотранспортных средств и прицепов к ним ГИБДД МВД России, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.07.98 №880, государственному техническому осмотру подлежат:

1. Легковые автомобили, используемые для перевозки пассажиров на коммерческой основе, автобусы и грузовые автомобили, оборудованные для систематической перевозки людей, с числом мест для сидения более 8 (кроме места водителя), специальные, специализированные транспортные средства и прицепы к ним для перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - 2 раза в год.

2. Транспортные средства, с года выпуска которых прошло не более 5 лет, включая год выпуска (за исключением транспортных средств, указанных в п. 1) - 1 раз в два года.

3. Транспортные средства, с года выпуска которых прошло более 5 лет, включая год выпуска, а также транспортных средств, год выпуска которых не установлен (за исключением транспортных средств, указанных в п. 1) - 1 раз в год.

При формировании величины среднегодового пробега эксперт должен учитывать три основных фактора - количество единиц автотранспорта, возраст владельца и плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием.

На заключительной стадии этой работы находится общий объем услуг по техническому обслуживанию и ремонту личных легковых автомобилей. Прежде чем показать схему его оценки, остановимся на некоторых особенностях данной группы бытовых потребностей, формах их удовлетворения. Известно, что в силу ряда экономических и социальных факторов не весь объем ремонтных работ выполняется в специализированной системе обслуживания. Часть таких работ население производит путем самообслуживания. В этих условиях очень важно точно установить процент автовладельцев, пользующихся услугами служб автосервиса в настоящее время и предполагающих пользоваться ими в перспективе. Этот показатель зависит от состояния материально-технической базы автосервиса, рациональной территориальной дислокации ремонтных служб, форм организации обслуживания, наличия запчастей в торговой сети, уровня доходов населения и т. д. Совершенно очевидно, что с усложнением технологии ремонта и обслуживания этот коэффициент будет увеличиваться.

Имея всю исходную информацию, объем услуг по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей можно определить по следующей формуле:

Среднегодовой пробег легкового автомобиля в 1999 экспертно принят равным 11,7 тыс. км., следовательно, показатель общей средневзвешенной по парку нормативной трудоемкости технического обслуживания и ремонта одного автомобиля в год составит около 41 нормо-часов (3,5х11,7). Расчеты общей средневзвешенной по парку нормативной трудоемкости технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей в год выполняются в зависимости от временного разреза за каждый год. Стоимость одного нормо-часа на отечественные автомобили в среднем составляет 115 рублей.

В среднем по России в 1999 году на ремонт и обслуживание одного легкового автомобиля потребовалось 4725 рублей.

Из этого следует, что расчетный объем реализации услуг по ремонту автотранспортных средств за вычетом самообслуживания и не эксплуатирующихся автомобилей составил в 1999 году 67,2 млрд. руб., а по данным Госкомстата - 7,1 млрд. руб. (в фактических ценах). Разница составляет 60,1 млрд. или 89%, и это только приблизительные, округленные значения (рис. 8).

Подробный анализ деятельности предприятий автосервиса, а так же выявление теневого сектора в этой сфере в регионах Российской Федерации в настоящее время затруднены в связи с недостаточностью информации о средней стоимости ремонта и интенсивности использования личного автотранспорта.

Анализ динамики развития официальных объемов услуг по ремонту и техобслуживанию автотранспортных средств с 1995 по 1999 годы (рис. 9) свидетельствует о их стабилизации (по сравнению с периодом 1992 - 1995 г.) и уверенном росте. Тенденции роста относительно плавные, что свидетельствует о низкой восприимчивости данного сектора к колебаниям валютного курса. Связано это скорее всего с достаточно сильной конкурентной борьбой на рынке услуг, с тем, что обслуживание клиентов осуществляется в рублях, а так же из-за сильной зависимости объемов реализации от доходов населения.

По иному развиваются теневые объемы автосервиса. При стабильной экономике тенденции их развития копируют тенденции легального сектора, сохраняя при этом достаточно большой удельный вес, это свидетельствует о невмешательстве со стороны законодательной и исполнительной власти в сферу платных услуг. Во время резких негативных колебаний теневые объемы автосервиса возрастают, то есть незамедлительно отображают характерные тенденции рынка.

На основании проведенного анализа можно сделать следующий вывод: существующие тенденции развития теневого сектора сферы обслуживания, хотя и носят явно выраженный хаотичный характер, в тоже время отображают реальное состояние рынка услуг. При некорректном вмешательстве со стороны государства, когда нет стимулирования развития мелкого и среднего бизнеса, когда нет гибкой, продуманной налоговой политики, не соблюдаются одинаковые для всех правила игры, возникают предпосылки к возникновению значительных теневых объемов сферы автосервиса. В связи с этим возникает необходимость системного подхода к проблеме перекачки денежной массы из тени в нормальный сектор экономики.

На наш взгляд, ставка налога должна выбираться, опираясь на производственные мощности предприятий, реализующих услуги населению, и на его месторасположение. Достаточно ежегодно проводить ревизию деятельности данного предприятия и взимать налог с производственной мощности (площадь помещения, количество единиц оборудования и степень его износа, численность работающих) перед выдачей лицензии. Кстати, любая фирма по продаже оборудования для автосервиса в рекламных целях проводит расчет сроков его окупаемости. Это может помочь при выявлении теневых объемов конкретно взятого предприятия. Так же можно разработать нормативы налоговых ставок, основанные на единице производственной мощности, для всех отраслевых групп сферы платных услуг, будь то швейный станок или автоподъемник, которые будут объективно отражать реальный денежный оборот конкретно взятого предприятия. В этом случае государство может достаточно корректно вмешиваться в деятельность малого и среднего бизнеса в сфере платных услуг, изменяя налоговые ставки в зависимости от сезонности, от демографических, географических условий и природно-климатических условий, от национальных особенностей.. В связи с развитием сложной криминогенной обстановки в сфере автосервиса не терпит отлагательства принятие решений, позволяющих если не локализовать весь теневой сектор, то хотя бы перевести значительную его долю в легальную экономику.

На наш взгляд способствовать решению этих задач должны следующие предложения:

1. Ввести обязательный учет Госкомстатом коммерческой деятельности всех предприятий независимо от форм собственности и организационно-правовых форм по существующим формам отчетности конкретных видов деятельности.

2. Использовать государственный технический осмотр транспортного средства для учета годового пробега автотранспортных средств, принадлежащих физическим лицам. Этот показатель найдет широкое применение при других аналитических исследованиях, посвященных теневой экономике (мелкооптовая и розничная реализация ГСМ, грузооборот и пассажирооборот частных автотранспортных предприятий, доходов населения и т. д.).

3. Вести статистику годовых пробегов автотранспортных средств, принадлежащих физическим лицам, ГИБДД МВД России по регионам Российской Федерации.

4. Ввести в Федеральном банке данных о нарушениях налогового законодательства Российской Федерации разбивку платных услуг по действующему Общероссийскому классификатору услуг населению (ОКУН), введенного в действие постановлением Госстандарта России от 28.06.93 №163. Вносить информацию по ННЗ по каждому виду, группе и подгруппе платных услуг.

5. Установить дополнительный налог с физических владельцев (не зависимо от цели приобретения, или использования) автотранспортных средств категорий "С", "D". Дифференцировать ставку налога в зависимости от грузоподъемности, количества мест для пассажиров (для автобусов) и срока со дня выпуска.

6. Ужесточить административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств без соответствующей регистрации в налоговых органах.

7. Изымать лицензии на право заниматься ремонтом и обслуживанием транспортных средств у предприятий и физических лиц, которые имеют задолженности перед государством или не занимаются (не отчитываются) данным видом деятельности.

8. Регистрировать предприятие автосервиса при наличии минимального комплекта оборудования, соответствующего экологическим, техническим, санитарно-гигиеническим, эстетическим требованиям, пригодного (или рекомендуемого изготовителем автотранспортного средства) для осуществления ремонта и обслуживания конкретного вида (марки) автомобиля. Тем самым можно проследить серьезность намерений предпринимателя осуществлять данный вид деятельности и сделать его фактически "заложником" системы - наличие значительных вложенных материальных затрат в производство обяжет осуществлять свою деятельность с соблюдением необходимых правил. В то же время это позволит контролирующим органам не беспокоиться о наложении на недобросовестных предпринимателей различных штрафов, вплоть до ареста на имущество.

9. Выдавать лицензию на осуществление ремонта и обслуживания автомобилей только одного модельного ряда ("ВАЗ", "ГАЗ", "BMW" и т.д.), с обязательным предоставлением сведений о прохождении обучения обслуживающего персонала на специализированных курсах, проводимых предприятием-изготовителем данного вида (марки) автомобиля. Это облегчит расчеты нормативной трудоемкости ремонта и обслуживания по маркам автомобилей.

 


Полный текст статьи Вы можете скачать здесь: СКАЧАТЬ

сборник
Саморуков Дмитрий Игоревич

404 Not Found

Not Found

The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.

<%you_hit(149);%>



   TopList         

  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок