Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Персональные рубрики. Романов Б.
Социал-демократия и власть

Европейская социал-демократия прошла долгий и трудный путь от движения рабочего протеста против жесточайшей капиталистической эксплуатации XIX века до успешно действующих, влиятельных парламентских партий, во многом определяющих ныне социальный и политический облик Европейского континента. В подавляющем большинстве стран ЕС сегодня правят левоцентристские правительства.

Социал-демократия Европы зарождалась более столетия назад прежде всего в среде квалифицированных рабочих ремесленного типа и пролетариата крупных промышленных предприятий. Эти социальные группы были порождены ранними стадиями индустриализации. Солидарность и чувство коллективизма обусловливались как спецификой труда и производственной деятельности, так и противостоянием обществу и государству. Не будем забывать, что всеобщее избирательное право было завоевано в ходе длительной борьбы рабочих за свои политические права. Во многих странах Европы существовал имущественный избирательный ценз. И социал-демократия стояла во главе этой справедливой борьбы за гражданские права трудящихся. Взаимоотношения социал-демократического движения с государст-венными институтами, трактовка роли государства и его реформирования претерпели за длительный исторический период серьезные изменения.

Возникнув как широкое революционное рабочее движение, ставившее своей целью ниспровержение буржуазного строя и преодоление -капиталистической эксплуатации, социал-демократия черпала свои воззрения из учения К. Маркса, доктрины Ф. Лассаля, идей французских -социалистов. Поэтому в период I Интернационала социалисты не рассматривали себя как составную часть политической и государственной системы, а стремились к ее ниспровержению. Соответственно так же трактовалось и государство. Вхождение в состав буржуазных правительств рассматривалось как недопустимое предательство идеалов. Именно этим объясняются жаркие споры вокруг так называемого казуса А. Мильерана, явившегося результатом того, что этот французский социалист стал членом буржуазного правительства.

Большое значение в понимании роли государства и его возможной эволюции сыграл Лассаль, стоявший у истоков создания германской социал-демократии. Он выдвинул концепцию "народного государства", создание которого мыслилось путем демократизации существующего государства на основе постепенного расширения его социальной и экономической ответственности.

Огромное влияние на становление социал-демократической идеологии и политической практики, в том числе в понимании значения институтов государства, оказали идеи Э. Бернштейна, осуществившего ревизию ряда утративших силу выводов из марксистской теории и основавшего реформистское направление в социал-демократии.

Такую же эволюцию пережило и социал-демократическое представление о государстве. Современная социал-демократия исходит из того (и в этом она опирается на собственный опыт пребывания у власти), что возможна и желательна постепенная трансформация государства в сторону его большей социальной роли и социальной ответственности, расширения демократических процедур и создания соответствующих социальных -гарантий для большинства населения. В современном мире произошли серьезные изменения и определенное расширение социальной базы социалистов. Этому способствовали пересмотр ряда прежних установок и превращение социал-демократических и социалистических партий из рабочих в народные партии. В 60-е и 70-е годы в Европе шел ускоренный процесс преобразования социал-демократических партий из преимущественно рабочих по своему составу, опирающихся на традиционные левые профсоюзы, в широкие народные партии, отстаивающие интересы и значительной части среднего класса, людей интеллектуального труда, мелкого и части среднего бизнеса. Этот процесс носил закономерный характер, так как был связан с сокращением доли промышленных рабочих в связи с изменениями в производственной и соответственно социальной инфраструктурах развитых капиталистических стран. И это также способствовало изменению и уточнению взглядов на роль государственных институтов и их функции.

Многие критики социал-демократии, как слева, со стороны коммунистов, так и справа, обращают внимание на отказ социал-демократии от революционных методов преобразований, указывая на ее непоследовательность, оппортунизм и отход от своих исторических традиций. Однако эта критика не справедлива. Во-первых, еще со времен Берн-штейна реформистский подход в политике социал-демократов играет -основную роль. Но это вовсе не исключает возможность использования социалистами радикальных революционных методов. Как известно, социалисты и -социал-демократы считают революционную борьбу, в том числе с применением вооруженных средств, оправданной в выступлениях против диктаторских, фашистских, тоталитарных режимов и вовсе не отказываются от них в принципе, как это утверждают недобросовестные оппоненты. Из истории мы хорошо знаем, какую роль сыграли социалисты в союзе с коммунистами в антифашистском Сопротивлении в Испании, Франции, Италии и других странах Европы. То же можно сказать и о борьбе социалистов и других левых демократов против военных диктатур второй половины XX века в странах Латинской Америки.

Как же понимают современная социал-демократия и социалистическая мысль роль и значение государственных институтов?

По этому вопросу существует весьма обширная и серьезная литература. Он нашел отражение в действующих ныне документах Социалистического Интернационала и в работах современных классиков и ведущих теоретиков демократического социализма. Огромный вклад в развитие социал-демократической теории современного государства внес выдающийся политический деятель, долгое время занимавший пост председателя Социнтерна, германский социал-демократ В. Брандт. В работе "О роли государства", датированной 1971 годом, он сформулировал несколько принципиальных тезисов по этому вопросу.

  1. Так как мир неповторим - так же, как неповторимы и мы, люди, - демократическое государство не может быть организовано без властной структуры. Оно призвано осуществлять суверенные полномочия и при необходимости использовать средства власти, чтобы обеспечить мир в стране, защитить правопорядок и бороться с преступностью.
  2. Не говоря о критических ситуациях, только государство со своими органами, а не кто-то иной, уполномочено отправлять власть. Социал-демократы находятся на стороне сограждан, которые хотят жить в условиях безопасности.
  3. Наше государство - бдительное и воинственное по отношению к врагам демократии - нуждается в подкреплении тем авторитетом, который основывается на убеждении и консенсусе, приобретается путем выборов и назначений, является подотчетным и может оспариваться. Речь идет также о таком авторитете, который должен легитимироваться моральными качествами и духовной честностью.
  4. В условиях современного индустриального общества демократия не может исходить из принципиального разделения государства и общества. Мы понимаем демократию как всеобъемлющий принцип, который, правда, в различных областях нуждается в различном оформлении. Тот, кто в принципе не желает расширения демократии, способствует ее сужению.
  5. Центральные демократические органы, формируемые в результате выборов, не должны превращаться в игрушку могущественных групп по интересам. Или иначе выражаясь: как раз тот, кто стремится к свободному функционированию плюрализма, не может допускать сословной атомизации государственной власти. Выборный парламент должен оставлять за собой последнее слово.
  6. Требования к государству и обществу должны быть приведены в надлежащее соотношение с тем, что является обязанностью государства и общества. "Отважиться на расширение демократии" также означает брать на себя больше ответственности. Мы нуждаемся и в создании противовеса той необузданности, проявляющейся при представительстве групповых интересов, которые не считаются ни с чем.

Перечисленные тезисы весьма важны не только для понимания современного социал-демократического взгляда на государство, но и для понимания механизмов функционирования демократических государств Европы и процессов их эволюции. Особенно в связи с распространяемым у нас мифом о полезности сведeния роли государства к минимуму со ссылкой на якобы западный опыт.

Это особенно важно, поскольку критики справа упрекают социалистов в неоправданном расширении бюрократии в результате возрастания социальной роли государства в странах, где у власти долгое время пребывают левоцентристские партии. Но именно социал-демократы исходят из представления о том, что демократическое реформирование государства невозможно без преимущественного развития институтов гражданского общества, независимых профсоюзов, низовых общественных инициатив, самоуправления на всех уровнях.

Именно поэтому Брандт сформулировал важнейший принцип "демократии соучастия", которая никак не может ограничиться формальными институтами парламентской демократии, а должна распространяться на все сферы жизнедеятельности общества, включая экономическую и производственную демократию, участие народа в принятии решений на максимально широком уровне. Эти взгляды были подробно изложены им в статье с символическим названием "Отважиться на расширение демо-кратии". В том же смысле трактуется и соединение сфер государства и гражданского общества.

Крайне актуально звучат в условиях современной России слова Брандта об опасности подчинения государства узкогрупповым интересам. Подобная проблема весьма актуальна и на Западе. Но там существуют серьезные противовесы чрезмерному усилению того, что Брандт называет "сословной атомизацией государственной власти". У нас же бесконтрольное господство олигархических групп привело к процессу постепенной приватизации государства отдельными финансово-промышленными кланами. Более того, подобное распыление государственных институтов с легкой руки некоторых политиков и идеологов стало чуть ли не синонимом демократии. Так, Е. Гайдар считает это едва ли не неизбежной платой за федерализацию государства.

Нам представляется важным определение государства как института, данное Брандтом. "Мы должны воспринимать цивилизованное демо-кратическое государство как организованное правовое сообщество народа, призванное позаботиться об обеспечении безопасности, свободы и справедливости". Ибо одной из исторических задач рабочего движения, по словам Брандта, являлось превращение миллионов изгоев общества в полноправных граждан государства. Социал-демократия является наиболее последовательным противником системы, служащей интересам немногих могущественных и привилегированных лиц.

Оценка современными западными социалистами роли государства имеет принципиальное значение для опыта социалистов российских. Дело в том, что со времен догматически трактовавшегося Маркса у нас господствовала концепция о постепенном отмирании государства по мере продвижения к коммунизму. Это сыграло негативную роль и в период перестройки и причудливо трансформировалось в сознании либеральной интеллигенции и либеральных реформаторов.

Если либералы традиционно считают, что государство должно воздерживаться от вмешательства в экономику, то социалисты - и здесь мнения Маркса и Лассаля совпадали, - напротив, исходили из того, что государство с минимальными функциями в сфере экономики на самом деле вовсе не является беспристрастным. Оно само становится важнейшей предпосылкой для неконтролируемого развития власти экономически сильных, предоставляет им широкие возможности деятельности. Государство, само себя лишающее общественной и экономической ответственности, неизбежно выступает против трудящихся, поскольку в обществе с неравным распределением собственности и власти люди в их экономических отношениях остаются неравноправными.

По мнению социалистов, государство может при определенных условиях стать инструментом интересов общества в целом. Собственная -самоорганизация трудящихся (политические партии, профсоюзы, движения в защиту гражданских и социальных прав, окружающей среды) позволяет оказывать влияние на институты государственной власти во имя осуществления своих прав.

Важнейшей стратегической целью социал-демократии является движение к государству, понимаемому как "институциональное государство всеобщего благосостояния". Наибольшего успеха на этом пути добились, как это уже признано всеми, социал-демократы Швеции. Они смогли осуществить крупномасштабные социальные реформы и преобразовать функции государства для обеспечения максимально широких социальных -гарантий. Эти реформы выдержали проверку временем, и королевство Швеция стало примером устойчивой социал-демократической модели власти. Становление "государства всеобщего благосостояния" сыграло важную роль в образовании классовой коалиции промышленных рабочих с новым средним классом - наемными служащими.

Три модели социальной политики государства

Первой и самой ранней из подобных систем в социальной науке считается созданная германским канцлером Бисмарком (автором исключительного, то есть чрезвычайного, закона 1878 года против социалистов) стратегия дифференцированного в зависимости от рода занятий социального страхования, которая пользовалась поддержкой клерикально-консервативных групп в континентальной Европе. Эта стратегия, основанная на серии законов, принятых в 80-х годах XIX века, подразумевала введение отдельных программ социального страхования для различных групп занятости, таких, как промышленные, сельскохозяйственные рабочие, моряки, железнодорожники, шахтеры, кустари, фермеры, наемные служащие частного сектора, государственные служащие. В основе введения такой системы лежало стремление не допустить формирования общих интересов на классовой основе, поддерживая вместо этого разделение интересов различных социальных групп в зависимости от рода занятий. Подобного рода программы социального страхования получили распространение в Германии, Австрии, Бельгии, Испании, а также в некоторых странах Латинской Америки.

Вторая модель - это система классического социального либерализма, позволяющая правительству обеспечивать гражданам лишь необходимый прожиточный минимум, своего рода страховочную сетку, не допускающую падения этого минимума. Центральным пунктом такой стратегии является всеобщая выплата единообразных пособий для всех, кто находится у черты бедности. Как дополнение разрешалось создание каждой группой собственных систем социального обеспечения и защиты доходов. Этой стратегии отдают предпочтение либеральные и либерально-консервативные партии, особенно в Великобритании.

Третья модель, модель "государства всеобщего благосостояния", была сформирована после Второй мировой войны в Швеции. Суть ее в обеспечении всеобщего прожиточного минимума, распространяющегося на всех граждан. Эта система имеет ряд общих черт с традиционной системой социальных гарантий в Советском Союзе, также распространявшейся исключительно на все население. В рамках такой модели в Швеции все слои общества подпадали под действие одних и тех же социальных программ. Состоятельные граждане охватывались теми же социальными программами, что и бедняки. И поскольку все пользуются благами, предо-ставляемыми "государством всеобщего благосостояния", каждый гражданин был готов платить соответствующие его доходам налоги за пользование этими благами. Именно поэтому состоятельные слои Швеции мирятся с очень высокими налогами, не имеющими аналогов нигде в Европе. Вы-плата этих налогов представляется им необходимой для их же собственного блага, а не просто для поддержания каких-то бедняков, которые, по мнению этих слоев, бедны из-за того, что, возможно, не желают трудиться. Не случайно, когда в 1973 году, в период экономического кризиса, буржуазно-либеральное правительство Швеции попыталось урезать социальные программы, оно к своему удивлению натолкнулось на сопротивление большинства слоев населения, включая и богатых. Объяснялось это тем, что предложения относительно сокращения программ всеобщего благосостояния угрожали интересам всех граждан. Средний класс также пользовался благами, предоставляемыми программами социального обеспечения, и в силу этого готов был защищать эти блага и платить относительно высокие налоги ради их сохранения.

Подобная система вовсе не является перераспределительной. В отличие от системы так называемой адресной поддержки наиболее обездоленных, она проста для реализации в общенациональном масштабе, не требует дополнительных бюрократических структур и не практикует "положительной дискриминации" бедных слоев. Кроме того, предоставляя преуспевающим блага наравне с неимущими, "государство всеобщего благосостояния" имеет тенденцию формировать общность интересов между классами и различными по уровню доходов социальными группами. Этот опыт особенно важен для нас, поскольку, осуществляя постепенный демонтаж традиционной советской системы социальных гарантий, проводя так называемую жилищно-коммунальную реформу, российские власти избрали чисто либеральную модель социальной политики, ориентируясь на адресную социальную помощь лишь самым неимущим. При этом полностью игнорируются положительные стороны советского опыта, европейская традиция и даже особые климатические условия нашей страны. И это заведомо обрекает подобные реформы на провал.

Вот почему для России особенно актуален устойчивый исторический опыт строительства шведской модели социального государства, позволившей добиться "исторического компромисса" между трудом и капиталом. Свой проект аналогичного компромисса в 70-е годы пытались реализовать и коммунисты в Италии. Формальной стороной шведского "исторического компромисса" явилось "Основное соглашение" между профсоюзами и -работодателями. Предприниматели обязывались воздерживаться от прямого вмешательства в политическую борьбу между партиями. Социал-демократическое правительство получало возможность использовать свою власть для перераспределения результатов роста экономики. Забастовки и локауты практически прекратились. При этом власть, в свою очередь, брала на себя обязательства создавать благоприятные условия для частного предпринимательства. Большинство национальных шведских предпринимателей преодолели сопротивление меньшинства из числа транснациональных компаний и пошли на соглашение с социал-демократами и профсоюзами.

В программных документах Социал-демократической партии Швеции отмечается, что результатом проведенных социальных реформ стал рост общественного сектора; государство, коммуны стали отвечать за образование, культуру, медицинское обслуживание, призрение престарелых, работу детских учреждений. "Рост кооперативных форм предприятий, - говорится в этих документах, - показал, каким образом может быть организовано производство и распределение. Через потребительскую и производственную кооперацию предприятия, находящиеся во владении на-род-ных движений, государства и коммун, увеличивают коллективное владение под контролем демократического органа. Деятельность частных владельцев капитала значительно ограничена, так как они находятся под надзором налоговой системы и профсоюзов. Таким образом ограничивается их власть".

В то же время социал-демократы Швеции признают, что, несмотря на продвижение к созданию "государства всеобщего благосостояния", в стране сохраняются как неравное распределение доходов, так и концентрация экономической власти в руках немногих на основе капиталистических принципов получения прибыли.

Интернационализация капитала и глобализация экономических процессов ограничивают возможности левых правительств в осуществлении национальных целей социально-демократического характера.

Серьезный натиск волны экономического либерализма 80-х годов поставил перед социал-демократами Европы, и не только Европы, острые вопросы. Возникла проблема так называемого "перенапряжения социаль-ных услуг", начался процесс сокращения вмешательства государства в экономику, приватизации госсектора и свертывания ряда социальных программ, созданных в предыдущий период в основном усилиями социалистов. В разных странах Европы этот процесс имел различную динамику. В Великобритании либеральная политика М. Тэтчер носила наиболее радикальный характер.

Социал-демократические и социалистические партии столкнулись с тем, что в конечном счете им пришлось проводить в основе своей ту же, хотя и несколько скорректированную и "социализированную", монетаристскую политику, политику сдерживания инфляции и сокращения государственных расходов. В связи с этим перед социал-демократами встал вопрос: как сохранить основные черты "шведской модели" в условиях открытой экономики?

Сейчас в Европе говорят о конкуренции двух типов социализма в -социал-демократии. Традиционного социального "в стиле Л. Жоспена", лидера французских социалистов и нынешнего премьера Франции, возглавляющего левое, с участием коммунистов, правительство при правом президенте Ж. Шираке, и либерального "в стиле Т. Блэра", премьер-министра лейбористского правительства Великобритании.

Совсем недавно ведущие деятели европейской социал-демократии Т. Блэр и Г. Шредер, канцлер ФРГ, - выступили с новым программным документом, названным "Социал-демократический манифест". Авторы выдвигают концепцию модернизации социальной политики государства, а не ее демонтажа, как хотели бы некоторые правые. Манифест провозглашает концепцию новой социал-демократии, учитывающей реальные изменения в мировой экономике, процессы глобализации, опору на социально активные слои общества.

Тем не менее этот документ, отражающий реальные процессы политической эволюции социал-демократических правительств в Европе вы-звал неоднозначную реакцию.

Представители левого крыла социал-демократии - лидер французских социалистов Л. Жоспен и видный деятель германской социал-демократии О. Лафонтен - выступили с резкой критикой ряда положений этого манифеста с традиционных социал-демократических позиций.

Однако по-прежнему важнейшим принципом социалистического понимания роли государства остается концепция социально ответственного государства, противостоящая идее государства - "ночного сторожа", концепция диалога между предпринимателями и профсоюзами под эгидой -демократических институтов. В этом смысле социал-демократия сейчас находится "в обороне", защищая основные элементы социального государства. Поэтому социалистическая политика порой окрашивается в не свойственные ей в прошлом консервативные тона.

Борис РОМАНОВ
Материал опубликован в теоретическом и политическом журнале "Свободная мысль - XXI"
404 Not Found

Not Found

The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.

<%you_hit(83);%>

   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок