С точки зрения межбюджетных отношений, мне бы хотелось высказать несколько соображений.
Во-первых, я абсолютно согласен с Президентом, который считает, что государство это не только федеральный центр (бюджет), но и регионы (региональные бюджеты). Противопоставлять одно другому, с точки зрения интересов России, бессмысленно и неправильно. Вместе с тем есть, наверное, некоторые основания у тех экономистов, которые рассматривают нынешнюю бюджетную политику в качестве некой "точки", федерального центра, противопоставляя ее всей стране. Так, уже сейчас просматриваются основные параметры таких взаимоотношений к 2005 году, которые приобретают форму общей схемы разграничения основных налоговых полномочий и доходных источников между тремя уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Необходимо сделать эту схему более стабильной даже консервативной.
Во-вторых, необходима система мотивации сбора средств в региональные и местные бюджеты. Нынешняя централизация средств (в бюджете 2002 года до 60%), по мнению некоторых глав администраций, ни к чему не стимулирует. Регионам выгодно сегодня ничего не собирать, ничего не делать". Соответственно, мотивация должна быть дифференцирована - для дотационных регионов одна политика, для доноров - другая.
В-третьих, реформа ЖКХ и социальная политика требует согласованного решения в центре и регионах. И прежде всего должен быть жестко определен механизм распределения средств. Я полагаю, что среди важнейших задач по реформированию межбюджетных отношений необходимо упорядочение бюджетного устройства и объективное и прозрачное бюджетное выравнивание. На мой взгляд, именно эти задачи позволяют говорить о Программе развития межбюджетных отношений как о качественно новом этапе реформирования всей этой области.
Прежде всего это предполагает, во-первых, четкое разграничение расходных полномочий и ответственности между органами власти всех уровней, а, во-вторых, предоставление региональным и местным органам власти стабильных доходных источников. В этой связи - оставляя за скобками всю совокупность политических и экономических проблем - можно говорить о появлении принципиально новых задач, стоящих как перед Счетной палатой Федерального собрания, так и региональными органами.
Речь идет прежде всего о повышении ответственности за управление общественными финансами, контроле за их использованием на региональном и местном уровне. С учетом того обстоятельства, что сам по себе такой механизм еще только создается, необходимо изначально предусматривать и функции его финансового контроля на региональном и местном уровнях. Это предполагает прежде всего законодательное установление критериев и процедур осуществления жесткого контроля за бюджетным процессом, временного ограничения налогово - бюджетных полномочий региональных и местных администраций, реализацию планов финансовых санкций, казначейского исполнения бюджетов всех уровней т.д. Представляется, что при планируемой к созданию в ближайшие годы законодательной и нормативной базы по управлению бюджетами регионов и муниципальных образований необходимо изначально исходить из определения в этих документах роли и места финансового контроля.
В качестве примера, требующего немедленного внимания, можно привести следующее обстоятельство. Программой развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года предусмотрено, что по наиболее важным социальным расходам со значительными "внешним эффектом" будут законодательно установлены государственные минимальные стандарты.
Ст. 6 Бюджетный кодекс Российской Федерации: минимальные государственные социальные стандарты - государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с указанными нормативами должно осуществляться регулирование и бюджетное выравнивание бюджетов субъектов Российской Федерации. В настоящее время при расчетах по Методике распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации также проводится бюджетное выравнивание.
Однако данная величина нормативно не закрепляется (более того не представлена в официальных документах) и не контролируется Минфином России в расходах региональных бюджетов. Следовательно тем самым не обеспечивается конституционно закрепленное равное право граждан на получение государственных услуг.
2001 г.
404 Not Found
Not Found
The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.
<%you_hit(77);%>
|