Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Персональная страница: Пыхтин С.П.

Ради нескольких строчек в законе

Соглашения о разделе продукции (СРП) продолжают оставаться предметом полемики. Одни считают их способом привлечения в страну инвестиции, отсутствие которых делает ее развитие невозможным. Другие видят в СРП простую маскировку, прикрывающую пус-тыми обещаниями будущих благ унизительное для государства, "коррупционно-емкое" рас-хищение естественных богатств, прежде всего таких, как нефть и газ. Кто прав в споре - возможно, покажет время. По крайней мере, из множества проектов, о которых грезилось, когда принимался закон о СРП, реализуется лишь один - в районе Сахалина.

Неожиданности уникального контракта

Обнаружилось: инвестиции в области появились, но это не коснулось казны, а бюджетные ожидания оказались блефом. И причина крылась в отсутствии доступа к информации, ка-сающейся СРП, в интерпретации правил о конфиденциальности, к которым, якобы, относят-ся эти соглашения. В СРП по разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа ("Сахалин-2"), оформленном 22.06.94 с "Сахалин Энерджи инветмент компани, ЛТД", сказано: "условия соглашения и любая иная информация, документы, полученные от другой стороны, родственных ей организаций, их подрядчиков, субподрядчиков, консуль-тантов и т.п. являются конфиденциальными". Принципы финансирования, требования к ор-ганизации подрядных работ, условия привлечения предприятий нашей промышленности подрядным работам, использование и распределение углеводородов, размеры и даты выпла-ты бонусов (разовые платежи за право разработки), возмещение затрат на геологоразведоч-ные работы, понесенных до заключения СРП, налоги и платежи и т. д, все эти данные "секретны". Тайной стал уставный капитал инвестора и даже его юридический адрес. Из-вестно лишь, что он на Бермудских островах.

Чем обернулась конфиденциальность? Сахалинская администрация не может показывать ежеквартальное поступление средств, до двух миллионов долларов, причитающихся за гео-логоразведочные работы, представлять данные по платежам за недра, о доходах от реализа-ции российской доли углеводородов. Утратила достоверность и бюджетно-финансовая до-кументация; ведь выручка от части произведенной продукции, полученной от СРП, посту-пающая в федеральную собственность, является доходным источником федерального бюд-жета, а продукция, полученная субъектом РФ, используется в соответствии с законодатель-ством этого субъекта.

Вот почему Сахалинская областная дума в мае 2000 года внесла в думу Государственную проект поправок в федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции". Ко второму чтению они приобрели следующую редакцию:

"Соглашение не может содержать условий конфиденциальности его текста (за исклю-чением условий конфиденциальности приложений, содержащих геологическую, геофизиче-скую, геохимическую и иную научно-техническую информацию и данных по ее интерпрета-ции). Сведения о сторонах соглашения, условиях и порядке раздела произведенной продукции между сторонами соглашения, сведения о налогах и платежах при исполнении соглашения, применимом законодательстве, месте и порядке разрешения споров об исполнении соглаше-ния и их подсудности официально публикуются Правительством Российской Федерации в Собрании законодательства Российской Федерации по установленной им форме в течение семи дней после подписания соглашения" (в ст. 6).

"Указанные договоры (имеются в виду договоры между федеральным центром и субъек-том РФ, на территории которого происходит добыча и распределение доходов от СРП - С. П.) подлежат обязательному официальному опубликованию Правительством Российской Федерации в Собрании законодательства Российской Федерации не позднее семи дней после их подписания, а субъектам российской Федерации - в порядке и сроки, установленные их законодательством" (в ст. 10).

Почему "против"?

Законопроект был принят в первом чтении 18.10.01, в январе 2002 он был готов ко второ-му. Но 20 марта Комитет по природным ресурсам и природопользованию, курирующий про-ект, рекомендовал рассмотреть его снова в первом чтении и, одновременно, отклонить. С "возвращением к процедуре первого чтения" согласился и Совет Госдумы. Что послужило основания для фальстарта? Участники законодательной деятельности дружно выступили против "прозрачности" СРП. Таково мнение вице-премьера В. Христенко, замминистра Э. Дмитриев от Минэкономразвития, Верховного Суда и даже правового управления Аппарата Госдумы. В отличие от депутатов, суждения которых чаще всего не совпадают, чиновники, наоборот, продемонстрировали солидарность. В обобщенном виде их критика сводится к следующему.

Условия СРП должны составлять служебную или коммерческую тайну, иное "не соответ-ствует законодательству". (В чем и как, в "отзыве" нет ни слова). Поскольку "любые сведе-ния о налогоплательщике составляют налоговую тайну", публикация сведений о налогах и сборах при выполнении соглашений не соответствует ст. 102 Налогового кодекса. (Почему - не говорится) "Официальное опубликование информации" об СРП "причинит существенный ущерб интересам государства как стороне в соглашениях о разделе продукции". (Как и в чем - данных нет). Ст. 139 ГК содержит нормы, "в соответствие с которыми обладатель инфор-мации, представляющей коммерческую ценность, может принимать меры к охране ее кон-фиденциальности", а "сведения об условиях и порядке раздела произведенной продукции" могут "составлять служебную или коммерческую тайну", поскольку "данная информация имеет действительную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам". (Но законопроект как раз и предполагает создать специальную норму вместо общей). О конфи-денциальности говорит "зарубежное законодательство" и "практика делового оборота". (Ссылок и примеров тоже нет). Сведения о месте разрешения споров публиковать "невозможно", так как в российском законодательстве нет "критериев определения содержа-ния и объема данных сведений". (А надо всего лишь указать адрес). О каком контроле обще-ства за СРП может идти речь, если "уполномоченные представители органов государствен-ной власти" имеют право на "беспрепятственный доступ к документации". "Ст. 124 ГК уста-новила равенство государства и иных участников гражданских правоотношений", а потому Россия "осуществляет свою деятельность по правилам, установленным гражданским законо-дательством для юридических лиц". Стало быть "в части договорных отношений это означа-ет свободу договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в указанные отношения". Публиковать данные о СРП в Собрании законодательства нельзя, поскольку они не являются "актами законодательства".

Что удивляет в этих отзывах? В них, как ни странно, нет доказательств, даже при наличии ссылок на статьи законов, которые, якобы, нарушает законопроект. В том-то и дело, что его новеллы вводят специализированные нормы вместо общих. Они при коллизии права и долж-ны применяться. Поэтому противоречия здесь не создаются, а снимаются.

На самом деле спор вскрыл принципиально различные позиции, вытекающие из деления российского права на частное и публичное, деления, возникшего лишь в 90-е годы. Разногла-сие не в юридических частностях, в том, к какой группе законов следует относить СРП. Ав-торы законопроекта стоят на почве публичного права, их оппоненты - частного.

Если регулировать СРП частным правом, то их закрытость логична, поскольку частному праву известен институт коммерческой тайны. В публичном праве наоборот, не существует никаких тайн, кроме военной или государственной, и все, что носит публичный характер, должно быть открыто, доступно публикации и обсуждению. Основная цель предпринима-тельства, если его регулирует частное право - извлечение прибыли. Хозяйствование согласно публичному праву не отказывается от прибыли, но поскольку оно предназначено для обще-государственных (общенациональных) потребностей, его цель не сводится к одной прибыли. Наконец, если частное право предполагает равенство участников, то для публичного права это условие не характерно.

К тому же в пользу того, что СРП относятся к публичному праву, говорят две причины. Особенность самой продукции, с которым оно имеет дело (во всех случаях это общенацио-нальное достояние, имеющее статус федеральной собственности), и публичная природа од-ного из сторон соглашения, а именно - государство Россия.

Почему "за"?

Конечно, в ГК есть ст. 139, где сказано, что "сведения, которые не могут составлять слу-жебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами". Вот только незадача - ст. 139 ГК не распространяется на СРП. Да и у самого Правительства по данному вопросу воистину семь пятниц на неделе. Выступая ныне против публичного харак-тера СРП, оно забыло свое же постановление от 5.12.91 № 35, в котором запрещено делать предметом коммерческой тайны учредительные документы и уставы предприятий, сведения о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей, документы об их уплате.

И ст. 102 НК не создает препятствий для публикации сведений о налогах и сборах. Нало-говая тайна касается "сведений о налогоплательщике". К тому же ограниченный доступ не может относиться к документам, "содержащим информацию о деятельности органов госу-дарственной власти, об использовании бюджетных средств и других государственных и ме-стных ресурсов".

Пункт 2 ст. 11 закона о СРП относит первичную информацию, ее интерпретацию и произ-водные данные, полученные инвестором в результате выполнения работ по СРП, к собствен-ности государства. При соблюдении условий конфиденциальности, предусмотренных согла-шением, инвестор вправе свободно и безвозмездно их пользовать в целях выполнения работ. Но порядок пользования определяются соглашением в соответствии с законодательством России. Значит, общим правилом СРП конфиденциальность не является, а ее предметы, если в этом есть необходимость, подлежат особому отражению в соглашении. Да и из текста за-кона видно, что законодатель имел в виду информацию технического, а не финансово-экономического характера.

Правительство РФ, участвует в СРП не от своего имени, а от имени России, выступая в нем не частными предпринимателем, а специальным субъектом права, действующем в пуб-личном, общенациональном интересе. К тому же природные ресурсы, предмет СРП, должны быть использованы и охраняемы как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях (п. 1 ст. 9 Конституции). Значит, на СРП распространяется ее п. 3 ст. 15, обязывающий официально опубликовать любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина. Лишь после публика-ции СРП вступает с силу и может применяться.

Почему же у законопроекта оказалось так много противников?

Не потому ли, что ранее заключенные СРП содержат неприемлемые условия? В "Сахалине-2" роялти (фиксированный платеж валового дохода инвестора, величина которого в большинстве стран мира доходит до 20 процентов.) составляет всего лишь 6 процентов, материальным правом, применимым при спорах, названо законодательство штата Нью-Йорк, одного из государств, входящих в США, процессуальным правом - регламент UNCITRAL, местом рассмотрения спора - Стокгольм, а органом предварительного рассмотрения - Ар-битражный институт Торговой Палаты. Не многим лучше и "Сахалин-1". Роялти в нем 8 процентов, вместо американского законодательства принято право Англии - как известно, являющейся частью Великобритании. Разрешение споров опять же в Стокгольме и на анг-лийском языке. По обоим соглашениям Россия при спорах отказалась от ссылок на суверен-ный иммунитет, то есть от суверенитета, как такового.

Когда-то большевики отказались признавать в праве что-либо "частное". Известно, по крайней мере юристам, письмо Ульянова-Ленина наркому юстиции Курскому, где эта мысль выражена предельно откровенно. Что за этим последовало? Частный интерес, который ника-кое право не могло отменить, в конце концов восстал, разрушая и правовую надстройку, и экономический фундамент, на котором она покоилась. Ныне, похоже, одну крайность сме-нила другая, только с другим знаком: отрицается все общественное, государственное, словом публичное. Во всяком случае это видно на примере сахалинского законопроекта. Окажутся ли федеральные законодатели более дальновидными, а значит и более мудрыми, чем феде-ральные чиновники?

Сергей Пыхтин
404 Not Found

Not Found

The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.

<%you_hit(80);%>

   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок