Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Персональная страница: Пыхтин С.П.

Какое самоуправление хотят "иметь в Москве" столичные власти

Все тайное когда-нибудь становится

О том, что московские власти уже подготовили очередную операцию по реформированию системы управления Москвой, из столичных изданий дать информацию рискнуло лишь одно - газета "Коммерсант". В номере от 23 сентября с.г. она сообщила о собрании районных со-ветников столицы и активистов московских отделений партий СПС, "Яблоко" и КПРФ, со-стоявшемся в актовом зале управы Пресненского района, на котором сущность реформы бы-ла подвергнута критике. Правда, сделано это сообщение было в каком-то иронично-обличительном духе, что, собственно говоря, не в традициях этого издания. Чего стоит один заголовок: "Московские демократы объединились с коммунистами для борьбы с мэром Лужковым за местное самоуправление". Просто "союз меча и орала".

Из публикации следовало, что депутат Госдумы Митрохин ("Яблоко"), перепутав собра-ние с пресс-конференцией, вызвал недоумение в глазах собравшихся. А депутат Мосгордумы Катаев (СПС) выступил с "монологом", в котором главная его задача, по его же словам, за-ключалась в том, чтобы "не раскрыть все карты перед противником". Затем были приведены крамольные слова главы пресненской управы Краснова о том, что "власть надо контролиро-вать каждый день, а не только на выборах". После чего "пришел черед радикалов", призы-вавших то "провести акцию давления на депутатов Мосгордумы", то учинить форменный переворот, заключающийся в том, чтобы "избрать новую власть" и "бороться с этой".

Что же задумали сделать с местным самоуправлением в Москве в столичной мэрии? На этот счет имеется ряд документов, которые практически все объясняют.

В выписке из протокола совещания столичного мэра с главами районных управ от 11 ию-ля 2002 года говорится о двух взаимосвязанных "решениях": "считать целесообразным соз-дание муниципальных образований и соответствующих органов местного самоуправления на территории районов с полномочиями, перечень которых должен быть определен законом го-рода Москвы" и "одновременно с этим образовать районное звено территориальных органов власти г. Москвы (административных районов)".

Согласно протоколу совещания в Комиссии по государственному строительству и мест-ному самоуправлению Мосгодумы от 6 сентября полпред столичного мэра Петров объявил о намерении сохранить в Москве трехуровневую систему исполнительной власти, а в районах "исполнительную и представительную ветви власти разделить". Нынешние районные упра-вы, которые являются органами местного самоуправления, должны быть отнесены к органам городской исполнительной власти. Что касается местного самоуправления, которые назовут "муниципалитетами", то их создадут в пределах районов, передав им ответственность за благоустройство, безопасность жителей, опеку и попечительство и работу с общественными организациями.

10 сентября столичное правительство приняло соответствующее постановление. В нем со-держится решение "об образовании на уровне районов города Москвы территориальных ор-ганов исполнительной власти - управ районов города Москвы", утверждены их положения, их примерная структура и норматив численности. И хотя еще только предстоит внести в Мосгордуму проекты законов об изменении Устава Москвы, в законы о столичном прави-тельстве, о территориальном делении, о бюджете, департаменту финансов уже предписано "в двухнедельный срок" представить предложения по источникам доходов бюджетов муни-ципальных образований и по финансированию управ.

Письмом председателя Мосгордумы от 12 сентября 2002 года районным собраниям пред-ложено рассмотреть проект закона Москвы "о внесении изменений в Устав города Москвы". Что же это за изменения? Они касаются 18 статей Устава, но, разумеется, как во всякой ин-триге, смысл 10-страничного документа содержится лишь в двух статьях, из-за изменения которых все и затевалось - 46 и 54. В ст. 46 вводится положение об районных управах как ор-ганах городской (т.е. не муниципальной, а государственной) власти. А новая редакция ст. 54 устанавливает, что в Москве "местное самоуправление осуществляется в границах внутриго-родских муниципальных образований, создаваемых на территории района", что "органы ме-стного самоуправления решают вопросы местного значения, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с законом города Москвы", что образуются они Мосгордумой, а их объединение и преобразование, установление и изменение их территорий осуществляется московским законом "с учетом мнения населения соответствующих муни-ципальных образований".

Из перечисленных документов вывод напрашивается сам собой. Коротко говоря, власти Москвы, с одной стороны, стремятся низвести местное самоуправление к самому низшему, примитивному, еле видному уровню, к дворам и подъездам, подменяя местное самоуправле-ние территориальным, а с другой - оставить за городской бюрократией львиную долю пол-номочий, которые Конституция РФ и федеральные законы относят как раз к местному само-управлению. А там где полномочия, там, разумеется, и средства бюджета, и собственность, и земля, и власть. Власть абсолютная и никому не подконтрольная.

Вот отзыв на этот законопроект Пресненского районного собрания - настоящего возмути-теля спокойствия, принятый 19 сентября. В нем указывается на очевидное противоречие но-ваций, изобретенных в столичной мэрии, ст. 12 и главе 8 Конституции РФ, закону "О статусе столицы Российской Федерации", федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления" и, наконец, Европейской хартии местного самоуправления, рати-фицированной федеральным законом от 11 апреля 1998 года. Противоречие законопроектов Хартии вообще скандально: согласно Конституции РФ ратифицированные нормы междуна-родного права выше национальных правовых актов. Однако хорошо известно: у столичного мэра и городской Думе иная точка зрения.

Противоречивые откровения

Они считают федеральные законы и международные акты о местном самоуправлении "абсолютно запутанными", противоречивыми, ущербными, а потому не подлежащими ис-полнению. Возьмем, к примеру, стенограмму заседания "круглого стола" по вопросам осо-бенностей организации местной власти, состоявшегося 4-5 апреля 2002 г. в столичной мэрии, где Лужков и председатель Мосгордумы Платонов высказались откровенно и ясно.

"Если говорить о том, что нам всем мешает", - сказал Лужков, - "я могу с достаточной ответственностью сказать, что всем тем, кто хочет развивать местное самоуправление, мешает статус, который обозначен для ор-ганов местного самоуправления в Конституции Российской Федерации", в которой "органы местного само-управления не являются органами государственной власти". "Таким образом, мы с вами получили вертикаль государственной власти, вывешенную в безвоздушном пространстве, не опирающуюся на землю, не опираю-щуюся на органы местного самоуправления". "Все это оказалось подвешенным, и это привело к тому, что все остальные решения по функциям, правам, обязанностям, ответственности органов местного самоуправления не были связаны с ответственностью за выполнение функций по обслуживанию населения на местах. Это самая страшная ошибка". "Главным препятствием к развитию самоуправления сегодня является неопределенность функций в нормативных документах государства по правам, обязанностям и ответственности органов местного самоуправления, неопределенность в законах Российской Федерации ответственности органов местного само-управления за выполнение функций, которые обязаны сегодня власти реализовать для горожан, для населения. Это функции экологии, уборки мусора, дворы, ремонта и многие другие, в том числе и определенные социаль-ные функции и т.д". "Если говорить о Москве и Санкт-Петербурге, то нет законов, которые определяли бы имеющиеся реально особенности организации управления и самоуправления в наших городах. Но мы одновре-менно говорим о том, что если не будут отрегулированы эти конституционные вопросы, если не будут приняты федеральные законы, которые абсолютно точно и четко описывают функции, права, обязанности и ответствен-ность органов местного самоуправления, мы их не увидим в стране".

"Итак, - суммировал мэр, - нормативная база у нас отвратительна. Она ошибочна. Ибо, по нашему мнению, если мы не сделаем органы местного самоуправления с совмещением функций органа государственного и ор-гана местного самоуправления, мы не получим сегодня, это не является базисом на все времена".

Но если бы все дело было в праве. Местное самоуправление в том виде, в каком его заду-мала Конституция РФ, нереализуемо и по причинам социального порядка. Московские руко-водители заявляют, что их не удовлетворяет состояние столичного общества.

"И я не хочу распространяться по поводу того, что нас ожидает, но хочу сказать, что до тех пор, пока мы не получим общество, способное самостоятельно оплачивать и соответствующим образом поддерживать, заказы-вать и развивать свою среду обитания, мы не будем иметь эффективных органов местного самоуправления. Они будут все время просить. То есть халявный принцип здесь будет довлеть, доминировать над органом само-управления. А самоуправление - это означает самообеспечение. Мы сейчас самоуправление хотим вводить в ситуацию, при которой больше 50% на осуществление этих функций органы, получают из посторонних источ-ников, из других ресурсных систем и структур. Не будет эффективного органа местного самоуправления, не за-висимым от того, как поведет себя верхний орган, потому что верхний орган дотирует больше половины от то-го, что нужно для более или менее сносного обеспечения функций органа местного самоуправления" (Лужков).

О несовершенстве бюджетного и налогового законодательства исписаны горы статей. Именно из-за этого многие регионы, города и районы страны оказываются нищими или бо-гатыми. Выправляет положение система трансфертов, субвенций, субсидий. Почему же эта практика, принятая между регионами, не должна применяться в пределах Москвы? К тому же напрашивается и иной вопрос: а откуда в самом богатом, самом обеспеченном в России городе появились муниципальные территории, несамодостаточные в экономическом смыс-ле? Кто их выдумал? Сами москвичи, нищие старики и старухи из советов ветеранов, или, быть может, микрорайонная уголовная братва? Да нет же!

"Решения об организации 125 районов - это были наши решения. Они никем нам не навязывались. Я не был поставлен в условия какой-то жесткой необходимости принимать эти решения. Эти решения были инициатив-ными и добровольными" (Лужков). И здесь же мнение Платонова: "Огромнейшие трудности районирования при той самостоятельности, которой могут наделяться органы местного самоуправления. Экономические во-просы, неодинаковость районов. Одни районы - достаточное финансирование, в другие необходимо направлять дополнительные средства".

В этих заявлениях нет связки. С одной стороны, у москвичей обнаружили холявный син-дром, их заподозрили в неспособности полноценно решать вопросы, отнесенные к местной самоорганизации, чуть ли не все районы города объявлены дотационными. А с другой, на местные органы, на те же районы, помимо функций самоуправления, стремятся возложить обязанности, отнесенные к уровню государственной власти.

"Мы хотим, - утверждает столичный мэр, - развивать наши районные управы в городе. Мы хотим, чтобы они работали в структуре органов государственной власти, совмещая еще и громадное количество, важнейшие функции органов местного самоуправления".

Но кто же мешал столичной власти так районировать Москву, чтобы свести к минимуму все издержки? Получается, дело все-таки не в москвичах и не в городской экономике. Разве не странно передавать на низовой уровень вопросы местной жизни во всех, в том числе са-мых неразвитых, самых отдаленных регионах, но делать исключения для Москвы - для го-рода, где уровень культуры и экономики во много раз превышает среднероссийский? К тому же одинаковых административных единиц нет нигде в мире. Если бы такой критерий имел место, не могли бы существовать различные, нисколько не тождественные между собой об-ласти и края в России, штаты в США, земли в Германии, департаменты во Франции, провин-ции в Италии или аймаки в Монголии. Значит, должна быть иная причина, из-за которой власти Москвы, доказывая непригодность для нее общефедерального законодательства о ме-стном самоуправлении, игнорируют его на практике вот уже целое десятилетие.

Ретроградная амнезия, или дежа вю

То, что в Конституции, принятой 12 декабря 1993 года, названо местным самоуправлени-ем, существовало в Москве с мая 1990 по август 1991 года, формально - до октября 1993. То-гда Москва в административно состояла из 34 районов, включая и город Зеленоград. Мест-ное самоуправление в них исполняли районные советы. По-настоящему, независимо от рай-комов, они стали действовать лишь после выборов 1990 года.

Самостоятельность райсоветов, опиравшихся на собственные полномочия, бюджеты и имущество, тут же породила конфликт с городской бюрократией. Она сразу увидела, что су-ществование местного самоуправления, которое зависит лишь от избирателей, отнимает у чиновничества значительную часть власти, стало быть оно теряет и изрядную долю город-ских доходов и собственности. Накануне ее передела под видом приватизации вопрос стоял так: кто кого. Или советы установят контроль над бюрократией, или бюрократия ликвидиру-ет советы. "Двум пернатым в одной берлоге не ужиться". Проблема была частично решена в смутные дни августовских событий 1991 года, а государственный переворот сентября-октября 1993 года решил ее окончательно. У местного самоуправления сначала отобрали почти все полномочия, включая бюджет, а затем его вообще разогнали указом Ельцина. Этому предшествовало многомесячное шельмование местных советов в раболепной, зависи-мой от чиновных подачек прессе, отголоски которого время от времени проявляются и сей-час. Г-н Платонов, говоря о том периоде, утверждает:

С "1989 гг., когда было управление в районах города, имеющие на основе законов значительную самостоя-тельность, имевшие свои бюджеты. И все равно это иллюзия того, что местное самоуправление осуществлялось на уровне районном. Местное самоуправление в Москве в этот период осуществлялось исключительно на уровне города благодаря действиям горкома партии. С 1989 г. и 1993 г. - я назвал бы это периодом двоевластия, периодом самостоятельности. Здесь мы наглядно можем видеть, что может произойти в крупном городе, если районы будут обладать полной самостоятельностью. Были опровержения в газетах, что якобы Краснопреснен-ский район никогда не принимал решения о том, чтобы объявить воздушное пространство и недра суверенной территорией. Но дело в том, что я запросил документы. Действительно, в прокуратуре так долго протесты не хранятся. Архивы Краснопресненского района тоже вряд ли до сих пор хранятся. Но есть газеты, есть люди, ко-торые помнят. Я сам помню, как я читал заметку о том, что Ленинский исполком принял решение вынести с территории Ленинского района позорящий этот район Институт судебной психиатрии имени Сербского. И та-ких примеров очень много. Снимались автобусные маршруты. Попытка введения даже каких-то денежных зна-ков, еще что-то такое, - все это продолжалось до 1993 г".

Конечно, никаких документов, подтверждающих некомпетентность и противоправность местного самоуправления в период его "самостоятельности", тем более множественности таких примеров вообще нет. Ими не обладают даже правоохранительные органы, где, как из-вестно, в то время служил г-н Платонов. Есть одни лишь газетные памфлеты, иллюзорные воспоминания, источником которых являются опять-таки журналистские статьи. Но кому не известно, что собой представляли газеты того периода? К тому же ни воздушное пространст-во, ни недра, ни предприятия союзного или федерального значения, ни даже автобусные маршруты не были предметом местного самоуправления. Известно иное. В то время именно городские чиновники отменяли многие городские маршруты, против чего, разумеется, рай-онные советы как раз решительно возражали.

А Пресненский район вообще словно кость в горле столичного истеблишмента. И если в прошлом его органы самоуправления поминают слухами о приватизации атмосферного воз-духа, то теперь - несуществующими нарушениями федеральных законов.

"Те, кто наблюдает за нашими решениями, правительства Москвы, за решениями Московской городской Думы, за нормативными документами, - мы стараемся усилить роль органов местного самоуправления, но по-лучаем иногда примеры диких решений, согласований, позиционирования… Кстати говоря, для нас всех очень важный и очень поучительный пример - Краснопресненский район. Решения, которые там принимаются, выхо-дят за рамки законов Государства Российского. У нас нет изжоги по поводу увеличения самодеятельности в хо-рошем смысле слова наших районов. Город большой, громадная система, 9 млн. человек. Но мы сразу увидели, что здесь эта самодеятельность переходит в княжество, переходит в принятие целого ряда решений, которые противоречат интересам города" (Лужков). И однозначный вывод: "Вариант, я считаю, все-таки неприемлем, это разделение городов на самостоятельные районы и придание им функций органов местного самоуправления. У нас есть опыт 1989-1993 гг. Никто ничего хорошего про этот период сказать не может" (Платонов).

Но и здесь элементарная логика изменяет столичным иерархам. Как можно предъявлять пресненскому самоуправлению претензии, что они нарушают российские законы, если эти законы "противоречивы" и "отвратительны"? Зачем обрушивать на органы местного само-управления Пресни громы и молнии за неисполнение федеральных законов, если власти Мо-сквы тоже не собираются их исполнять - вследствие порочности? А если интересы города не противоречат тому, что записано в государственных законах, тогда из-за чего столько шуму? И разве закон делит местное самоуправление на хорошее и плохое? Тогда почему бы не по-делить так же и региональное управление? И как знать, вдруг управление Москвой, которая по оценке самих столичных руководителей выше всяких похвал, окажется не столько радуж-ной, тем более законопослушной. Неужели кто-то всерьез полагают, что возможно невероят-ное: всюду чиновничество заражено алчностью, цинизмом, некомпетентностью, всюду ее божеством стали деньги, и есть лишь одно исключение, один оазис, именуемый Москвой?

Тот же Верховный суд России, например, решением от 30 марта 2001 года признал не со-ответствующим федеральным законам правовой статус московских районных управ и уста-новил, что федеральное законодательство о местном самоуправлении распространяется на Москву без каких-либо ограничений. Но это решение верховной судебной власти России так не и исполнено в Москве. А стоило в Пресненском районе образоваться настоящему местно-му самоуправлению, как тут же вылезли наружу такое количество злоупотреблений город-ских чиновников, что лишь подсчет бюджетных потерь составил почти 50 миллионов в год в долларовом исчислении. И это по одному району из 125! Разумеется, кому же из чиновников понравится подобная самостоятельность, именуемая "двоевластие". Но вот незадача. Сколь-ко бы не искали городские сыщики компромата на действие пресненского самоуправления, а делают они это весьма настойчиво, им ничего не удается обнаружить. В борьбе на судебном поле между Пресней и местными прокурорами, завалившими суды исками, счет 2:17 в поль-зу местного самоуправления. Да и спорить о том, какой период в жизни Москвы вызывает те или иные чувства, тем более об их достоверности - бесполезно. У одних вызывает горечь районная "самостоятельность", у других - всевластие мэрии. Что же касается очередной ре-формы городского управления, в результате которого численность местных чиновников гро-зит вырасти еще на 10 тысяч, то, скорее всего, ее вызвала именно Пресненская аномалия, реализовавшая федеральное законодательство о местном самоуправлении, самоуправление, неожиданно оказавшееся дееспособным и потому ставшее таким неудобным. Не удалось за-давить местное самоуправление в 1993, вдруг получится в 2002. Ведь сейчас из 125 районов оно реально существует лишь в одном.

Сергей Пыхтин
1-10-2002
404 Not Found

Not Found

The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.

<%you_hit(80);%>

   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок