Мы уже давно живем в стране советов. Три четверти века – при большевиках. И гораздо дольше до них: Верховный тайный совет при Анне Иоановне, Совет при высочайшем дворе во времена Екатерины Великой, Непременный совет – при Александре I. В 1810 г. тот же Александр создал Государственный совет, просуществовавший в качестве законосовещательного и законотворческого органа вплоть до 1917 года.
Ровно год назад - 1 сентября 2000 года Указом президента за № 1602 Россия вновь обрела Государственный Совет. Правда с функциями не законодательными, а совещательными.
Помнится, появление Госсовета было встречено ухмылками. Ведь этому предшествовали меры Владимира Путина по укреплению властной вертикали, вытеснению губернаторов и спикеров законодательных собраний из Совета Федерации, принятие законов, предоставляющих главе государства возможность снимать глав регионов и т. д. На подобном фоне включение губернаторов в состав некоего Государственного совета и обретение ими возможности видеться с президентом раз в три месяца в компании своих коллег выглядели как небольшая моральная компенсация за утрату ими значительной части собственных полномочий. Все это казалось не очень серьезным, тем более, что функции нового органа не были четко определены.
Прошел год, и от прежнего скепсиса в отношении Госсовета мало что осталось.
Значение любого органа в системе государственной власти определяется не только тем, что о нем написано в Конституции и законах (Госсовет ни в каких законах вообще не помянут). Не менее важно, как он используется в реальной политической практике и какое значение придают ему влиятельные политические силы страны. Как выяснилось, и для президента, и для губернаторов Госсовет стал удобным и полезным властным институтом.
Путин, во-первых, использовал его в качестве органа для выработки программы экономического и социального развития и форума для согласования правительственных и региональных интересов при ее реализации. Инструментом программной деятельности стали рабочие группы Госсовета, перечень которых охватил все важнейшие направления государственной политики:
- по стратегии развития государства (руководитель Ишаев);
- по системе органов власти и управления (Лужков);
- по разграничению полномочий между уровнями власти (Шаймиев);
- по налогообложению (Кресс);
- по местному самоуправлению (Рокецкий);
- по госсимволике (Яковлев);
- по земле (Савченко);
- по жилищно-коммунальной реформе (Полежаев);
- по оборонно-промышленному комплексу (Лисицин);
- по образованию (Катанандов) и другие.
Каждая группа с участием многочисленных экспертов, в том числе и правительственных, подготовила доклад, ставший не только предметом обсуждения, но и основанием для принятия президентом окончательных управленческих решений.
Во-вторых, Госсовет оказался удобным инструментом для лоббирования интересов федеральной исполнительной власти в регионах и даже в центре. Согласование президентом каких-то вопросов с губернаторами способно серьезно влиять на поведение депутатов и Государственной Думы, и Совета Федерации, учитывая авторитет глав регионов в глазах их представителей в Федеральном Собрании.
В-третьих, Госсовет должен казаться Путину привлекательным как противовес другим государственным структурам. Мнению правительства, ведомств или парламента по какому-то вопросу, если оно его не устраивает, президент вполне может противопоставить коллективную и сверхавторитетную позицию «всей страны» - всего губернаторского корпуса, плюс свою.
Наконец, Госсовет полезен Путину как механизм разделения ответственности за проведение политики, особенно на тех направлениях, которые обречены на непопулярность. Полагаю, не случайно на общие заседания Госсовета выносились такие вопросы, которые вызывали наибольшие противоречия в обществе и в политическом классе: экономическая стратегия на ближайшие годы, частная собственность на землю, жилищно-коммунальное хозяйство. Добро губернаторов на проведение этих начинаний заметно укрепляло позиции президента перед лицом Думы, в глазах общественного мнения и было непременным условием последующей реализации реформ на местах.
Для губернаторов, с их стороны, Госсовет тоже открывал новые возможности. Оставаясь одним из немногих полей их федеральной деятельности, он стал и для лидеров регионов важнейшим инструментом лоббирования своих интересов. Это то место, где губернаторский корпус может не просто формулировать единое мнение, но и прямо доносить его до главы государства, минуя ведомства. Хотя Госсовет наделен исключительно совещательными функциями, его заседания не ограничивались разговорами и не оставались без последствий. За каждым его заседанием или заседанием президиума Госсовета следовали поручения президента правительству, Совету безопасности.
Так что в течении года внеконституционный консультативный орган превратился в один из наиболее влиятельных государственных институтов, оказывающих ощутимое воздействие на принятие решений по очень широкому кругу вопросов.
В политике такое бывает.
"POLITY" Foundation, 2001
404 Not Found
Not Found
The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.
<%you_hit(142);%>
|