Если где-то в мире ситуация и изменилась кардинальным образом после 11 сентября прошлого года, так это в Центральной Азии. Если еще каких-то полгода назад мы рассуждали о дестабилизирующих регион талибах и перспективах Договора о коллективной безопасности стран СНГ, то сегодня талибы уже кажутся древней историей, а все разговоры – об американских военных базах, которые без лишнего шума разворачиваются на территории Узбекистана и Киргизии. Предлагает свою территорию для ВВС США и Таджикистан, а казахское руководство готовит специальный миротворческий батальон для отправки в Афганистан. Во вторник была парафирована декларация об основах американо-узбекских отношений, по которой две страны становятся союзниками, в том числе – военными, и Соединенные Штаты займутся строительством узбекских вооруженных сил. Вполне официальные американские представители заявляют, что США пришли в Центральную Азию всерьез и надолго, хотя в их планы не входит поддержание там массированного военного присутствия.
В ответ уже слышатся протестующие голоса высокопоставленных российских политиков и военных, а государственно ориентированные эксперты заговорили о грандиозном геополитическом провале России, которая допустила американские войска в зону своих жизненно важных интересов. Все это начинает создавать проблемы для президента Путина, вызывая вопросы об оправданности его курса на поддержку контртеррористической операции и более тесные отношения с Западом в целом и с США – в частности.
Для того, чтобы дать оценку новой реальности, необходимо взвесить плюсы и минусы вдруг обнаружившегося присутствия США в Средней Азии.
Негативные моменты на поверхности. Теперь можно забыть о более тесной интеграции стран региона в рамках СНГ и Договора о коллективной безопасности. В менее выгодном для нас ключе станут решаться вопросы транспортировки нефти и газа из бассейна Каспия: американцы объективно заинтересованы в диверсификации транспортных маршрутов, тогда как мы бы предпочли, чтобы энергоносители шли потребителям через российскую территорию. Так уже фактически реанимирован старый проект трубопровода из Туркменистана через Афганистан в пакистанский порт Карачи.
Учитывая, что как минимум две влиятельные региональные державы – Китай и Иран – с которыми нас связывают партнерские отношения, рассматривают американское присутствие как прямую и непосредственную угрозу своей безопасности, нетрудно предвидеть потенциальные международные осложнения. Да и внутриполитическая ситуация в среднеазиатских республиках может обостриться, если присутствие иностранных войск спровоцирует протест местных фундаменталистов. Или американцы захотят добиться смены местных режимов или их политики и тем самым нарушат шаткий баланс клановых и экономических интересов.
Но было бы неверно закрывать глаза и на очевидные плюсы от активизации США на Среднем Востоке, о чем мало говорят и пишут. Во-первых, Соединенные Штаты устранили режим талибов, который был нашей головной болью на протяжении всех последних лет. В этом мы заинтересованы ничуть не меньше американцев. Во-вторых, ослабла опасность импорта нестабильности в Среднюю Азию из Афганистана, а значит режимы этих государств по крайней мере в краткосрочной перспективе окрепли. Думаю, никто не питает иллюзий в отношении степени демократизма этих режимов (демократия вообще крайне редкая гостья на Востоке), но их стабильность гораздо лучше, чем хаос на наших южных рубежах. В-третьих, появляется шанс нанести удар по афганскому и среднеазиатскому наркобизнесу, который до последнего времени доминировал и на российском рынке отравы. Американцы внимательнейшим образом, в том числе и со спутников, отслеживают все посевы наркосодержащих растений, чтобы по весне в организованном порядке уничтожить их с воздуха.
Наконец, оптимисты отмечают и еще один аспект. Последнюю тысячу лет историческая миссия России по факту заключалась в том, чтобы защищать западную цивилизацию от разрушительных волн с Востока – от татаро-монголов, других кочевников, исламских экстремистов. Теперь, выставив свой форпост в Средней Азии, американцы начнут защищать нас.
Итак, горевать нам или радоваться? Ответ в конечном счете будет зависеть от того, станут ли Россия и США долговременными партнерами или противниками. Полной ясности здесь нет, и полагаю, еще долго не будет.
Но что очевидно, так это отсутствие оснований для критики внешней политики Путина. Он что, должен быть отказать США в праве на контртеррористическую операцию, выступая союзником талибов? Или мог отказать лидерам бывших союзных республик в праве на сотрудничество с США?
Среднеазиатских лидеров можно понять. Для них активное соучастие в антитеррористической коалиции – долгожданный шанс впервые привлечь внимание остального мира к своим проблемам, получить хоть какие-то инвестиции и поучаствовать в экономической глобализации.
Россия могла бы играть более заметную роль на Среднем Востоке, но только в том случае, если была бы готова платить за это большие деньги и рисковать жизнями военнослужащих, крупными силами участвуя в операциях в Афганистане. Ни к тому, ни к другому страна не готова.
Причина тому – не политика Путина, а наша объективная слабость.
"POLITY" Foundation, 2001
404 Not Found
Not Found
The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.
<%you_hit(142);%>
|