Андрей Иванович, в любой стране оборонная политика стоит обычно на одном из первых мест среди государственных приоритетов. И это понятно. А как сегодня обстоит с этим у нас, в России?
- Отношение к обороне государства вызывает не просто озабоченность, а настоящую тревогу.
Судите сами. Казалось бы, за десять последних лет, когда мы руководствовались исключительно радужными надеждами нового политического мышления, была возможность убедиться в суровости международной обстановки и реальности военной агрессии. Война в Персидском заливе, военная агрессия США и НАТО против Югославии - эти и другие примеры, достаточно убедительные и поучительные для тех, кто пребывает в состоянии военно-политического благодушия, кто считает, что война как "человекоубойная индустрия" канула в Лету.
Удивляет то, что люди, готовые брать пример с зарубежных стран во всем, не хотят замечать, какую заботу проявляют США, Германия, Англия, Франция и другие страны к собственной обороне.
В глаза бросается облегченный подход к опасным тенденциям развития военно-политической обстановки. Люди не хотят замечать уроков вооруженных конфликтов и войн последнего десятилетия, не хотят видеть военных приготовлений развитых стран, спокойно реагируют на дорогостоящие программы перевооружения и создания принципиально новых систем во многих странах мира. К чему приводят надежда на русское авось и стремление экономить на военной безопасности, из истории государства российского, нам известно.
- В последнее время проблема "человека с ружьем" приобрела особую остроту. Вынашиваются даже идеи лишить военнослужащих определенных льгот. Все это трудно укладывается в признаки государственного подхода к людям, защищающим интересы государства. Что вы скажете на этот счет?
- Я более тридцати лет посвятил военной службе и знаю, что это не просто тяжелый, а каторжный труд ради того, чтобы государство могло спокойно решать планы мирного развития. Раньше мне в голову не приходило, что кто-то поставит под сомнение необходимость этой службы. В страшном сне не мог увидеть, что нас, военных, сочтут лишними людьми.
Парадоксально, но факт. Люди, несущие на себе основную тяжесть по обеспечению военной безопасности государства, а следовательно, определяющие его дальнейшую судьбу (если не обеспечена военная безопасность страны, то разговоры о других государственно важных проблемах становятся благими пожеланиями) находятся на нижних ступенях социального статуса!
- Не хотите ли вы тем самым сказать, что очевидный характер военной службы как государственной службы не хотят пока признавать?
Да, у нас не хотят замечать очевидные вещи. Более того, характер воинской службы как особой государственной службы в разряде юридических правил и норм просто не значится. В разряде государственных служащих можно найти кого угодно, только не людей, призванных с оружием в руках защищать интересы самого государства.
Такое впечатление, что военных считают этакими гладиаторами, которых по приказу можно и нужно посылать на смерть.
В этой связи нельзя пройти мимо одного циничного, на мой взгляд, суждения Бориса Немцова. Комментируя гибель экипажа подводной лодки "Курск", он выразил мысль о том, что военным положено умирать, они призваны для этого. Между тем все, кто знаком с военным делом, знают, что главная задача военных не умирать, а побеждать вооруженного противника, что вершиной военного искусства и боевого мастерства является способность нанести максимальный урон врагу и при этом сохранить свои силы, остаться живыми.
Да, опасность гибели на войне велика. Стихия войны - это сплошная опасность. Надо научить и подготовить военного человека действовать профессионально и смело в условиях этой опасности. На эту подготовку требуются от государства большие материальные и моральные затраты, а от общества - уважение ратного труда. Если государство будет экономить в этой области, то армия действительно превратится в пушечное мясо, и люди будут погибать там, где можно было бы этого избежать, благодаря соответствующей подготовке.
Более того, может быть, выскажу крамольную мысль. Героизм людей на войне фактически закрывает бреши, ошибки подготовки и организации боя. Герои, ценой своей жизни, доделывают то, что другие должны были предусмотреть и сделать. В авиации говорят: если летчик идет в полет как на подвиг - значит, он к полету не готов. Словом, везде нужен профессионализм - в военном деле в особенности.
- В одном из интервью вы сказали, что дебаты по МРОТ, а также попытки лишить военных ряда льгот являются нарушением прав человека в военной форме и подрывом престижа военной службы в глазах общества. На чем базируется такая жесткая оценка?
- Во-первых, если повсюду идут разговоры о правах человека, то почему за скобками остаются права человека в военной форме. Гражданин, который взвалил на себя такие обязанности и готов нести огромную ответственность за судьбу государства, должен не просто обладать этими правами, но и иметь некоторые привилегии, как это наблюдается во всех цивилизованных странах.
Во-вторых, складывается впечатление, что какие-то неведомые силы задались целью испытать на терпение и унижение людей в военной форме, постепенно снижая планку социального статуса, унижая морально и материально.
Обратимся к фактам. Основными источниками совокупного ежемесячного денежного дохода семей военнослужащих, офицеров и проходящих военную службу по контракту являются их денежное содержание и гарантированные государством льготы и компенсации, связанные с особым статусом военной службы.
Однако сложилась хроническая ситуация с невыплатами личному составу положенного ежемесячного денежного довольствия и других дополнительных выплат. Плохое финансовое положение военнослужащих приводило к тому, что до 80 проц. опрошенных военнослужащих в течение прошедшего года в той или иной мере отказывали себе в покупке необходимых продуктов питания, до 90 проц. - необходимой одежды и обуви, 86 проц. отказывались от посещения кино, театров и других развлечений. Для 81 проц. опрошенных военнослужащих отсутствие денег становилось причиной отказа от поездки на отдых во время отпуска, 77 проц. по этой же причине вынуждены были отказаться от лечения или восстановления здоровья.
Низкий уровень обеспечения жильем военнослужащих остается притчей во языцех. В 1999 г. количество бесквартирных военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации составило 94,3 тысячи (в 1998г.- 90,1 тыс.).
Положение усугубляется тем, что над системой льгот и правовыми гарантиями военнослужащих нависла реальная угроза пересмотра не в пользу людей в погонах и членов их семей. Речь идет об отмене ряда статей законов "О статусе военнослужащих", "О ветеранах" и других, касающихся жилищных, налоговых, медицинских, транспортных и иных льгот военнослужащим, и замене их соответствующей денежной компенсацией. Причем обосновывается это соображениями социальной справедливости. Дескать, часть категорий военнослужащих в силу специфических условий их службы просто не в состоянии воспользоваться предусмотренными льготами. А, мол, денежное выражение этих льгот будет хорошим подспорьем для семейного бюджета.
Нетрудно представить, с какими муками встретятся военнослужащие в стремлении получить это подспорье, если положенное денежное содержание задерживается на месяцы!
- Какая категория военнослужащих испытывает больше всего трудностей и вынуждена не на словах, а на деле "стойко переносить все тяготы и лишения"?
- Наиболее сложное социально-экономическое положение у семей молодых офицеров, а также солдат (матросов) и сержантов (старшин), проходящих военную службу по контракту. Так, 72,5 проц. жен молодых офицеров не работают. Большинство из них заняты по уходу за детьми, другие же ограничены в своих возможностях по трудоустройству. Особенно если они проживают со своими мужьями в закрытых военных городках или отдаленных гарнизонах. Если такая ситуация сохранится, то за чертой бедности окажется более половины молодых семей военнослужащих.
Прошу обратить внимание на то, что именно от этой категории военнослужащих зависит будущее армии.
- Нельзя назвать нормальным положение, когда повсеместно нарушаются права, свободы, гарантии и льготы военнослужащих. Но кто ответственен за такое положение дел, есть же люди и структуры, которые нарушают существующие законы и правила? Располагаете ли вы конкретной информацией на этот счет?
- Как это ни прискорбно звучит, но нарушения происходят как со стороны институтов государственной власти, так и со стороны должностных лиц, которым по долгу службы положено заниматься социальной защитой военнослужащих.
Так, по данным социологических исследований, субъекты нарушения прав военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, распределили "призовые места" следующим образом: 1 - федеральные органы власти; 2 - органы местного самоуправления; 3 - органы военного управления; 4 - командиры; 5 - сослуживцы; 6 - криминальные структуры и преступные элементы; 7 - другие.
Наиболее часто нарушаются следующие права: по предоставлению кредитов на жилищное строительство (96 проц.); по оплате телефона (83 проц.); по оплате жилья и электроэнергии (48 проц.); по бесплатному проезду на транспорте (47,3 проц.).
- Какова же позиция Комитета по обороне в этой области? Что вы предлагаете и намерены делать?
- Прежде всего мы не можем мириться с таким положением дел. Более того, Комитет по обороне считает законодательное обеспечение достойных условий жизни военнослужащих, их семей важнейшим направлением работы. Предложений на этот счет много.
В частности, мы убеждены в необходимости установления размеров денежного содержания военнослужащих на уровне денежного содержания государственных служащих (путем приравнивания должностных окладов, а также окладов за воинские звания и соответствующих надбавок за квалификационный разряд государственных служащих).
Необходимо исключить порочную практику внесения в законодательство изменений и дополнений, ущемляющих гарантии и льготы военнослужащих.
Крайне необходимы эффективные законодательные условия для радикального решения проблемы жилья для военнослужащих.
Осталось в стороне законодательство в отношении участников боевых действий, в так называемых, "горячих точках". Острой проблемой остается создание государственной системы социальной, медико-психологической реабилитации участников боевых действий и жертв чрезвычайных ситуаций.
Возникла необходимость увеличения в законодательстве количества норм прямого действия, регламентирующих права, льготы и компенсации военнослужащих.
- Что вы берете в качестве отправной точки законотворческой деятельности, есть ли наработки в этой области?
- Разумеется, мы работаем не на пустом месте. Благодаря трудам предшественников и нашим усилиям правовая база в области обороны страны в целом создана. Уже вступили в силу такие основополагающие законы, как Закон "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих", "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами". Не приняты законы о чрезвычайном положении (вышли на второе чтение), о военном положении, об альтернативной гражданской службе и некоторые другие.
Однако стройной системы законодательства в области обороны еще нет. Судите сами. Существует Федеральный закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации", а федерального закона о военном положении нет!
Возникла острая потребность в детальном анализе достоинств и недостатков существующей правовой базы. Как решается эта чрезвычайно важная задача в Комитете по обороне?
Прежде всего в комитете стало правилом проведение слушаний непосредственно в Министерстве обороны и Генеральном штабе по широкому спектру проблем военного строительства.
Так, в течение пяти дней мая - июня проведены крупные слушания на тему "Законодательное обеспечение обороны страны, его состояние и перспективы совершенствования".
Обсуждены проблемы законодательного обеспечения прохождения военной службы, социальной защиты военнослужащих, разработки и поставки в войска вооружения и военной техники, развития оборонно-промышленного комплекса страны, финансирования обороны страны и международного военно-технического сотрудничества.
В ходе парламентских слушаний получены ценные материалы для подготовки проекта концепции законодательного обеспечения обороны страны. Жизнь требует внести изменения и дополнения не только в так называемые "военные законы", но и в законы из других отраслей законодательства - административного, уголовного...
Совершенно очевидно, что законы должны выходить из жизни, а не из мечтаний юридических утопистов. Поэтому важнейшей задачей деятельности Комитета по обороне было и остается подробное изучение состояния дел в армии и других структурах.
С этой целью на заседания комитета приглашаются руководители научных центров и предприятий военно-промышленного комплекса, структур, непосредственно отвечающих за подготовку кадров и социальную работу в армии и других организациях, где "прописана" военная служба.
Кроме того, в Комитете по обороне внимательно изучаются письма и обращения рядовых граждан. Много интересного и ценного в области законодательного обеспечения обороны передали в комитет разного рода инициативные группы ведущих ученых, деятелей культуры, ветеранов армии и флота, отдельных граждан.
- Впереди дебаты по бюджету. Остро стоит вопрос о деньгах, и за каждую строку придется бороться. Посыплются обвинения в ведомственных пристрастиях и лоббировании. Действительно, оборона требует затрат, и немалых...
- Нельзя назвать государственным подходом стремление решить многие экономические проблемы за счет резкого сокращения затрат на оборону.
Давно известно, что дешевой обороны не бывает. Да, Вооруженные Силы ничего не производят, но их существование позволяет производить материальные и духовные ценности другим гражданам. Не случайно говорят, что экономическая эффективность армии выражается в том количестве времени, которое она обеспечила государству для мирной созидательной деятельности. Кроме того, ее существование стимулирует развитие не только науки и техники, но и других видов отечественного производства.
Так, например, необходимое финансирование на решение проблем вещевого и продовольственного обеспечения армии стимулирует и дает работу текстильной промышленности и аграрному сектору. Эта значит, что государству можно рассчитывать на стабильные рабочие места и снижение социальной напряженности.
По моему глубокому убеждению, схема решения экономических проблем у нас перевернута с ног на голову. В число приоритетов надо ставить не только сокращение расходов, а поиск и увеличение доходов в государственную казну.
Убежден, что даже в современных чрезвычайно трудных условиях можно найти средства для обороны. Взять хотя бы идею резервного фонда обороны, которую я предложил Президенту России.
- Андрей Иванович, сейчас у нас новый президент, новое правительство, наметились новые акценты в отношении обороны и людей в погонах. Вызывает удовлетворение то, что наконец-то наметился поворот к истинно государственному подходу к проблемам безопасности и обороны. Ваши взгляды по этому поводу?
- Как доверенное лицо Владимира Владимировича Путина во время президентской кампании я полностью поддерживаю нынешнего Президента Российской Федерации в тех начинаниях, которые направлены на укрепление государственности России, на обеспечение ее безопасности и обороны.
Я и мои коллеги по Комитету надеемся: глава государства приложит усилия к тому, что государственный подход и внимательное отношение к обороне страны будут проявлены не только со стороны отдельных граждан, общественных организаций, различных ведомств, но и самой исполнительной власти. Добрых слов в защиту "человека с ружьем" сказано немало. Очередь за реальными делами. Сегодня таким реальным делом является бюджет. Отношение к нему и станет лакмусовой бумажкой реального, а не декларативного государственного подхода к такой чрезвычайно важной проблеме, какой является оборона страны. Убежден, государственный подход рано или поздно возьмет верх.
газета "Красная звезда"
5 октября 2000 г.
404 Not Found
Not Found
The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.
<%you_hit(147);%>
|