Важность демографической проблемы для экономики страны (введение)
Экономическая мощь любого государства основывается на ряде показателей как экономического, так и неэкономического характера. В этой связи весьма характерно, что благоприятное состояние всех составляющих способно вывести страну на новый уровень развития, привести к благополучию и процветанию. В свете этого можно утверждать, что одним из важнейших ресурсов является людской ресурс, а глубокое осознание данного факта государством способно заложить крепкий фундамент для будущего экономического прогресса на многие годы вперед, а продуманная политика в этой области станет удачной инвестицией в будущее развитие страны.
Японское правительство уже давно пришло к пониманию того, что демографические ресурсы, численность и качество людского потенциала являются важной составляющей комплексной мощи Японии. В этой связи демографические проблемы постоянно находятся в поле зрения японского правительства, тщательно учитываются в долгосрочных и среднесрочных планах социально-экономического развития страны. Для Японии этот вопрос тем более важен, потому что страна столкнулась с рядом демографических проблем, решение которых нельзя откладывать. Наиболее остро стоит проблема старения населения, ожидается, что Япония станет абсолютным лидером среди "стареющих обществ", обогнав такие традиционные европейские общества, как Швеция, Германия и Великобритания. Вообще, этот процесс типичен для развитых стран, но в Японии старение нации проходит невиданными темпами и не может не вызывать опасений по поводу проблем, тесно связанных с ним. Удовлетворение потребностей пожилых людей, обеспечение их жильем, приемлемым уровнем расходов на жизнь, медицинским обслуживанием - вот неполный перечень задач, с разрешением которых японская политическая элита связывает социально-экономическое здоровье нации. А цель данной работы - перспективный анализ демографической ситуации в Японии, оценка деятельности правительства в связи с этой проблемой и взгляд в будущее.
Основные демографические показатели страны
Для комплексного понимания проблемы необходимо иметь самые свежие данные по основным демографическим показателям страны. В 2000 году численность населения Японии составила 127 миллионов, что эквивалентно 2,1% от всего населения мира, это девятое место по численности населения. В структуре населения количество женщин несколько превышает количество мужчин. Так, например, руководствуясь более ранними данными российской статистики от 1 октября 1999 года, когда численность населения была еще 126 млн. 686 тыс., соотношение мужчин и женщин составляло 61 млн. 970 тыс. и 64 млн. 716 тыс. соответственно. В возрастном плане картина на 2000 год была следующая: 14,5% в возрасте от 0 до 14 лет; 67,8% в возрасте от 15 до 64 лет; 17, 5% старше 65 лет. Ожидается, что процент третьей группы будет постоянно расти и достигнет 20% уже к 2006 году и 32,29% к 2050 году. Для иллюстрации роста пожилого населения скажу, что в период с 1970 по 1994 (за 24 года) эта цифра выросла с 7,1% до 14,1%, то есть увеличилась вдвое, тогда как тех же самых показателей Швеция и Великобритания достигли за 85 и 46 лет соответственно. В противовес этим показателям доля возрастной группы от 0 до 14 лет, наоборот, стала сокращаться с 1975 года. Снижается также и количественный показатель трудоспособного населения (группы от 15 до 64 лет). И как результат в 2000 году количество иждивенцев (дети и старики, приходящиеся на одного работающего) составило 47,3%, и по самым пессимистическим прогнозам на 7,5 работающих будет приходиться 4,3 иждивенцев. В конечном итоге подобные сдвиги в возрастной структуре населения увеличивают демографическую нагрузку на трудоспособное население.
В целом же уровень рождаемости (число рождений на тысячу человек) с 1990 по 1995 г. был в определенной мере стабильным: наблюдались его колебания в пределах 9,6 - 10 при общей весьма небольшой тенденции к снижению. В 1999 году этот показатель упал до 9,4%, но по прогнозам, уровень рождаемости будет сохраняться на рубеже 10 или чуть меньше в первом десятилетии 21 века.
В то же время уровень смертности за период с 1990 по 1999 год неуклонно повышался с 6,7 до 7,8 человек на тысячу. По прогнозам, такая тенденция будет сохраняться. Это объясняется тем, что в Японии наблюдается процесс старения населения, рост доли старших возрастных групп, увеличение продолжительности жизни.
До тех пор, пока уровень рождаемости превышает уровень смертности, сохраняется естественный прирост населения, но его темпы год от года уменьшаются, поскольку заметно снижается уровень рождаемости. Так, в 1990 году естественный прирост в абсолютных цифрах составил 406 тыс. человек, а в 1995 г. он уже сократился до 247 тысяч. В 1990г. естественный прирост составлял 3,3 на тысячу человек, а в 1999г. этот показатель упал до 1,6 промилле. Но, несмотря на это, детская смертность, наоборот, сократилась с 4,6 промилле в 1990г. до 3,4 в 1999г., а коэффициент фертильности (число рождений на одну женщину) упал с 1,54 промилле в 1990г. до 1,34 в 1999 году. В то же время возраст первого брака поднялся с 26,3 в 1995г. до 26,8 в 1999г., а возраст рождения первого ребенка у женщины поднялся с 27 в 1990 году до 27,9 в 1999. И все же демографы ожидают некоторого роста рождаемости в ближайшие три-четыре года в связи с тем, что поколение второго послевоенного "бэби-бума" (1971-1974) достигло детородного возраста. Ожидается третий бум, который, естественно, будет более растянутым и менее впечатляющим в абсолютных цифрах. Скорее всего, он проявится в некоторой стабилизации демографических показателей.
Снижение уровня рождаемости объясняется также изменением роли женщины в обществе. Рост числа детей в семье падает в связи со стремлением женщины учиться и сделать карьеру, наслаждаться радостями одинокой жизни. Кроме того, рождение детей многие семьи связывают с ростом расходов, чего они себе зачастую не могут позволить. Сокращается число мужчин и женщин, желающих вступать в брак, растет число одиночек. Если раньше дети рассматривались как опора в старости, то сейчас они больше воспринимаются как "предмет роскоши", без которого вполне можно обойтись. Многие женщины теперь откладывают брак и рождение первого ребенка на более поздний срок.
В ответ на новые вызовы времени в стране разрабатывается новая политика, призванная стимулировать увеличение числа детей в семье. С 1991 года был принят закон об отпуске по уходу за ребенком в возрасте до одного года, который может получить любой из родителей. Предприятия проводят политику предоставления оплачиваемых отпусков по родам, государство на каждого ребенка до получения им диплома о среднем образовании выплачивает ежемесячное пособие. К тому же необходимо пересмотреть положение женщины в обществе - воспитание ребенка не должно ложиться только лишь на плечи женщины и не она одна должна жертвовать карьерой ради воспитания детей. Груз ответственности должен быть поровну разделен между мужчиной и женщиной. Ко всему прочему, на плечи женщины ложится необходимость ухода за престарелыми. Только при соблюдении всех этих замечаний общество способно изменить ситуацию и повысить уровень рождаемости.
В целом же динамика численности населения на ближайшие 50 лет расценивается как неблагоприятная. Старение населения является главной тенденцией в демографической обстановке, которая вызывает серьезные социальные проблемы.
Япония как "стареющее общество"
На протяжении многих лет Япония возглавляет список стран мира по продолжительности жизни. По данным на 1998 год, ожидаемая продолжительность жизни для мужчин составила 77,2 и 84 года для женщин. Повышение продолжительности жизни происходит одновременно с падением рождаемости в стране, что приводит к старению населения. Старение населения выдвигает перед обществом ряд проблем, от скорейшего решения которых зависит социальное благополучие нации.
I. Изменения в структуре рабочей силы
Увеличение в населении престарелых и сокращение доли молодых возрастов изменяет возрастную структуру рабочей силы. Сокращается доля трудоспособного населения (граждане старше 15 лет). Так в 1994 году на молодежь приходилось уже менее трети (33%) рабочей силы, а ее зрелая часть составляла уже 60,5%. Постоянно росла и доля пожилого контингента старше 65 лет. Ожидается, что к 2000г. доля лиц в возрасте 65 лет и старше в составе рабочей силы достигнет 7,1%. Все это открывает новый этап в старении рабочей силы, что, в свою очередь, имеет ряд негативных последствий для Японии. Очевидно, что растет нагрузка на трудоспособное население, которое вынуждено будет нести высокие расходы по содержанию иждивенцев, количество которых на одного работающего увеличивается за счет старения населения и увеличения числа престарелых. Но существует и противоположная точка зрения японского исследователя этой проблемы господина Такахаси Нобуаки, который считает, что увеличение пожилых возрастов в структуре трудовых ресурсов, безусловно, снизит доход на душу населения. Правда, отнюдь не значит, что двойное увеличение доли пожилых возрастов вдвое увеличит нагрузку на общество и, тем более, не означает двойного роста иждивенцев. Свою точку зрения автор объясняет тем, что в понятие "иждивенец" включены многие другие группы, кроме как пожилые возраста, и не следует связывать увеличение доли нагрузки только со старением населения. И, вообще, нагрузка не столь велика и беспокойство по поводу стареющего общества излишне преувеличено.
И все же, несмотря на вышеизложенную оптимистическую точку зрения, тенденция к старению рабочей силы явится причиной значительных изменений в соотношении спроса и предложения на рынке труда в будущем, что, в свою очередь, вызовет необходимость в корректировке действий в этой области, как со стороны государства, так и предпринимательства. В возрастной структуре спроса на рабочую силу в промышленности произойдут значительные изменения. Около трети необходимого количества рабочей силы, как ожидается, должна быть моложе 30 лет. Менее 50% придется на возраст от 30 до 55 лет. Относительно большим спросом будут пользоваться работники старше 55 лет, а вот работники старше 30 лет будут пользоваться относительно меньшим спросом, чем прежде. Что касается предложения рабочей силы в будущем, то основные различия сформируются не на возрастной границе в 30 лет, а внутри зрелых поколений. Относительно снизится значение группы в возрасте от 30 до 55 лет и, напротив, повысится - тех, кто старше 55 лет. В результате ожидается, что в промышленности спрос превысит предложение в отношении рабочей группы в возрасте до 30 лет и, наоборот, спрос на работников в возрасте старше 30 лет будет в целом ниже предложения.
Изменение демографической ситуации привело к увеличению среднего возраста персонала промышленных компаний. Совершенно очевидно, что старение кадров в условиях повозрастной оплаты труда самым непосредственным образом влияет на рост расходов компаний на заработную плату и ведет к общему повышению совокупных расходов на рабочую силу, которая в новых условиях научно-технического прогресса отличается уже наименьшим уровнем эффективности труда. Кроме того, дефицит молодой рабочей силы вызовет застой в промышленной структуре Японии, снизив гибкость и восприимчивость рынка. В связи с этим новой проблемой для японского правительства станет необходимость привлечения иностранной рабочей силы и создание условий, благоприятных для иностранцев.
Вопрос о трудоустройстве и условиях труда работников старшего возраста в Японии всегда был весьма актуальным. Специфика этой проблемы связана с наличием системы пожизненного найма и его неизбежным следствием - принудительным увольнением по возрасту, который не совпадает с официальным возрастом назначения государственной пенсии. В этой связи встает проблема повторного найма или перехода на другое предприятие в пределах той же компании.
Государство проводит комплексную политику занятости, стараясь снизить уровень безработицы среди лиц старших возрастов. Деятельность в этой области имеет несколько направлений, в частности меры, стимулирующие предприятия увеличивать границы предельного возраста и расширять повторный найм.
II. Политика государства в отношении "стареющего общества"
Старение населения выдвигает перед обществом проблему, связанную с ростом расходов на обеспечение жизни стариков. Увеличиваются прежде всего затраты на социальное обеспечение и медицинское обслуживание. В 1996 - 1997гг. общие расходы государственного бюджета на социальное обеспечение составили около 14,3 трлн. иен (из них 60% идет на выплату пенсий), повысились расходы на социальное страхование стариков.
В Японии поставлена задача - создать общество здоровых долгожителей, сохраняющих как производственную, так и социальную активность. В этой связи проводится профессиональная государственная политика в отношении "стареющего общества". В июне 1986 года правительство приняло "Основные принципы политики в обществе долголетия", которые определили долгосрочные ориентиры государственной политики, направленной на решение проблемы старения населения. В этом документе подчеркивалась необходимость изменения существующей социально - экономической системы с целью приспособления ее к более длительной продолжительности жизни. В качестве главных направлений политики были определены следующие: обеспечение возможности социально-экономической активности всех граждан, формирование местных сообществ, основанных на "общественной моральной солидарности". В декабре 1989 года министерство финансов, здравоохранения и министерство по делам местной автономии разработали "Десятилетнюю стратегию улучшения медицинского обслуживания и бытовых условий престарелых", известную как "Золотой план". В ее рамках задача значительного расширения сети учреждений для лиц преклонного возраста, нуждающихся в обслуживании на дому (с этой целью предполагалось подготовить 100 тыс. человек, способных ухаживать за стариками на дому). Одновременно был сделан упор на развитие сети разнообразных услуг (создание дневных стационаров, организация возможности краткосрочного пребывания престарелых в больнице). В 1994 году был принят новый - значительно дополненный, с повышенными плановыми показателями "Золотой план". Переработанный план предусматривал дополнительное выделение 650 млрд. иен, внесение существенных корректив в план защиты престарелых со стороны общества, концентрация большего внимания на развитие специализированных услуг на дому.
В июне 1995 был опубликован официальный документ "Тенденции политики в обществе долголетия, задачи и перспективы". Одновременно при канцелярии премьер-министра была создана правительственная комиссия по политике в "стареющем обществе". Исходя из особенностей "стареющего общества", закон определяет основные направления политики: регулирование занятости и доходов, с тем, чтобы каждый член общества мог реализовать свои способности и при желании трудиться до 65 лет; предоставление необходимых медицинских услуг и улучшение бытовых условий для престарелых; создание условий для обучения (к университетам сейчас предъявляется требование создать систему, поставляющую обществу всесторонне развитых специалистов самого разного возраста) и участия в общественной деятельности в течение всей жизни, а также поддержание нормальной моральной атмосферы в обществе.
Разработка "Основных принципов политики в "стареющем обществе" началась 30 января 1996 года на первом совещании Совета по политике в "стареющем обществе" (СПСО). Принятие "Основных принципов политики в "стареющем обществе" имело целью ускорить создание "жизнеспособного общества изобилия, в котором каждый человек на протяжении своей долгой жизни действительно мог хорошо себя чувствовать и быть душевно удовлетворенным своей независимостью". Подчеркивалось, что одно из важнейших условий проведения политики в "стареющем обществе" - поддержка со стороны всех членов общества. В этой правительственной политике можно выделить несколько основных моментов. Во-первых, стремление поддержать самостоятельность престарелых членов общества, предоставить им возможность выбора образа жизни в соответствии с их личными способностями и желаниями. Во-вторых, повышение роли семьи в уходе за престарелыми и сохранение независимости личности до глубокой старости. В-третьих, предполагается сокращать бремя общества по содержанию стариков, планировать справедливое распределение бремени между поколениями в будущем. В-четвертых, создание условий для развития специальных научных исследований и технических разработок с последующим применением их результатов в области медицинского обслуживания престарелых, улучшения бытовых условий, повышения общего уровня их благосостояния и информирования, улучшение психоэмоционального состояния пожилых людей.
Для достижения более полного понимания и сотрудничества с гражданами в деле проведения политики в отношении "стареющего общества" государство стремится информировать население о своей деятельности и учитывать мнение широких масс о предпринимаемых шагах. Например, в 1996 году была впервые опубликована "Белая книга" по вопросам "стареющего общества".
III. Пенсионное обеспечение
Быстро развивающийся процесс старения населения вызвал резкий рост расходов из госбюджета на выплату пенсий. Поэтому в последние годы вопрос пенсионного обеспечения находится в центре внимания японского правительства. Пенсионная система Японии является достаточно сложной, существует ряд вариантов пенсионного обеспечения: общественные пенсии, которыми управляет государство, и частные пенсии, к которым относятся пенсии предприятий и индивидуальные пенсии. Итак, в Японии сложилась весьма универсальная пенсионная система, в рамках которой каждый, в зависимости от вида занятости, может присоединиться к одному из ее звеньев (государственные пенсии, пенсии благосостояния, пенсии обществ взаимопомощи) - платить взносы на протяжении ряда лет и по достижении определенного возраста получать общественную пенсию. Общественные пенсии предоставляются по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, базовая пенсия выплачивается всем гражданам в одинаковом порядке. Кроме нее работавшие люди получают дополнительную пенсию, размер которой зависит от величины уплаченных страховых взносов и страхового стажа (страховые взносы обязаны платить по месту работы).
Итак, по существу механизм системы общественных пенсий состоит в том, что каждое новое поколение оплачивает пенсии предыдущего, а потому, естественно, на объем пенсионных средств оказывают влияние изменения в возрастной структуре населения. Необходима новая пенсионная концепция, так как в связи с ростом престарелого населения и сокращением рождаемости растет социальное бремя работоспособного населения. Новая концепция государственной политики в области пенсионного обеспечения опирается на три исходных постулата - желание многих людей преклонного возраста работать, более широкая занятость людей старших возрастов, создание условий для занятости людей старше 60 лет. Пенсионная концепция предполагает, что основным источником доходов в возрасте до 60 лет должна быть занятость, а пенсии представляют собой источник доходов после 65 лет, и задача состоит в том, чтобы предоставить разнообразные возможности людям в возрасте от 60 до 64 лет обеспечить себе источники существования путем комбинации доходов от работы и пенсии. Для дальнейшего реформирования пенсионной системы необходимо решить за счет чего осуществлять дальнейшее увеличение социальных выплат: пенсионных взносов трудоспособной части населения или налогов, которые платят все члены общества. Но уже сейчас в правительстве считают целесообразным расширять деятельность частных пенсионных фондов и повышать роль различного рода индивидуальных пенсий - с тем, чтобы люди помимо общественной пенсии имели в старости и другие доходы.
Способность справиться с вызовами времени (заключение).
Большинство показателей демографической ситуации в Японии расценивается как неблагоприятные. Тем не менее - это решаемые проблемы. Предполагаемая в перспективе нехватка рабочей силы будет компенсироваться повышением производительности труда, более полным использованием ресурсов женской рабочей силы, расширением возможностей перетока рабочей силы. Повышение возраста выхода на пенсию и расширение практики продолжения найма для желающих работать позволит полнее использовать трудовые ресурсы пожилых. Кроме того, японское правительство адекватно реагирует на все новые "демографические вызовы" времени и проблема не пущена на самотек, предпринимаются необходимые шаги в области политики по отношению к престарелым, рассматривается вопрос привлечения дополнительной рабочей силы из-за границы, предпринимаются всевозможные меры по увеличению рождаемости и увеличению естественного прироста. А японским старикам можно только позавидовать, ибо в таком обществе действительно хочется жить долго. И пусть существуют еще проблемы, беспокоящие японское общество, но ясно одно - правительство, так относящееся к престарелым смотрит не в прошлое, а в будущее на несколько поколений вперед. Показательно в этой связи желание японского правительства перейти от термина "стареющее общество" к термину "общество долгожителей". Одно из объяснений этого - беспокойство о том, что словосочетание "стареющее общество" имеет тяжелый, "темный" смысл, тогда как обществу нужна здоровая социальная идея, позволяющая радоваться долголетию. И хотя в государственной политике в отношении японского "стареющего общества" имеются как оптимистические, так и пессимистические признаки, Япония уже продемонстрировала миру опыт решения сложнейших проблем 20 века, а это позволяет предположить, что она сможет найти ключ к успешному решению социальных проблем и в новом веке.
Маслова Анастасия Олеговна
2000 год.
404 Not Found
Not Found
The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.
<%you_hit(136);%>
|