СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКАЯ встреча на высшем уровне в Рейкьявике явилась важным событием международной жизни. СССР поставил на ней во главу угла узловые вопросы мировой политики - прекращение гонки вооружений, ядерное разоружение, отведение от человечества военной угрозы. Позиция советской стороны была четкой и открытой. В ее основе лежали принципы равенства и одинаковой безопасности, учет интересов обеих сторон, их союзников, народов всех государств. В советских предложениях нашел конкретное выражение новый подход, новое мышление, необходимость которого диктуют реальности ракетно-ядерного века. "Мы приехали на встречу, - отметил товарищ Горбачев М. С. в выступлении по советскому телевидению 22 октября 1986 года, - с конструктивными и самыми радикальными за всю историю советско-американских переговоров предложениями по сокращению вооружений... Далеко идущие и взаимосвязанные, они составляют целостный пакет и основаны на объявленной 15 января нашей программе ликвидации ядерного оружия к 2000 году.
Первое. Вдвое сократить все без исключения стратегические вооружения.
Второе. Полностью ликвидировать советские и американские ракеты средней дальности в Европе и незамедлительно приступить к переговорам по ракетам этого типа в Азии, а также и по ракетам с дальностью меньше 1000 км, число которых мы предложили сразу же заморозить.
Третье. Упрочить режим ПРО и начать полномасштабные переговоры о полном запрещении ядерных испытаний".
На советско-американской встрече в Рейкьявике была создана реальная возможность для кардинального решения проблем войны и мира, устранения ядерной угрозы и развития самого широкого международного сотрудничества. Наши далеко идущие предложения показали, что выход из ядерного тупика возможен, если США перестанут стремиться к военному превосходству, если гонка вооружений не будет перенесена в космос.
Советские предложения позволили вплотную приблизиться к выработке договоренностей по ограничению ядерных вооружений. Однако американская сторона сорвала соглашение, так как она поставила выше жизненных интересов народов мира свою пресловутую "стратегическую оборонную инициативу". Программа "звездных войн" стала основным препятствием на пути к сокращению и последующей ликвидации ядерных вооружений.
Советская сторона исходила из того, что при предложенном ею радикальном (на 50 проц.) сокращении ядерных стратегических наступательных вооружений необходимо исключить возможность достижения военного превосходства одной из сторон через космос, в частности путем создания ударных средств космического базирования. Для этого товарищ Горбачев М. С. предложил укрепить режим Договора по ПРО - договориться, чтобы стороны в течение 10 лет не пользовались бы правом выхода из Договора и строго выполняли все его положения. При этом исследования и испытания в рамках СОИ не выходили бы за пределы лабораторий. Было бы неразумно сокращать вооружения на одном направлении и одновременно дать зеленый свет гонке вооружений на другом, а именно в космосе.
Однако, невзирая на очевидную справедливость советского подхода, американская сторона отвергла это предложение. Тем самым по вине администрации США был упущен крупный исторический шанс на сокращение ядерных вооружений, поворот в сторону разрядки. Всему миру еще раз было продемонстрировано, что США не отказались от имперских амбиций, попыток добиться военного превосходства над СССР. Американская администрация, уверовав в свое технологическое преимущество, стремится через СОИ вырваться к военному превосходству.
Не случайно потенциальный кандидат от демократической партии США на президентских выборах 1988 года сенатор Харт сделал недавно специальное заявление. "Сейчас, - сказал он, - "звездные войны" стали главным препятствием на пути самого многообещающего соглашения о контроле над вооружениями, которое когда-либо предлагалось". В связи с СОИ газета "Нью-Йорк тайме", традиционно поддерживающая демократов, замечает: "Позиция администрации продиктована погоней за иллюзией возможного превосходства, она - провокационна и причиняет ущерб самой Америке, ибо ведет к ускорению гонки вооружений, стоимость и опасность которой сравнимы лишь с ее тщетностью".
Главная опасность СОИ. "Как раз главную опасность СОИ, - подчеркнул товарищ Горбачев М. С., - мы и видим в переносе гонки вооружений в новую сферу, в стремлении вырваться с наступательным оружием в космос и таким способом добиться военного превосходства".
Важнейшей политической чертой нового этапа гонки вооружений, развязанной реакционными силами, выступает стремление правящих кругов США добиться явного военно-технического превосходства, которое можно было бы перевести в превосходство военно-стратегическое, абсолютное неприятие ими военно-стратегического равновесия. Соединенные Штаты пытаются отрицать даже само право СССР на военно-стратегический паритет с ними, Организации Варшавского Договора с НАТО. Достижение такого превосходства мыслится Вашингтоном прежде всего за счет раскручивания новых и новых спиралей гонки вооружений, стимулирования сверхбыстрого роста военных расходов и ускорения научных исследований и разработок.
Программа СОИ на сегодняшний день остается составной частью военной доктрины США. В ныне действующем американском "Руководстве по обороне на 1984-1988 годы" подчеркивается: "Надо направить военное соперничество в СССР в новые области и тем самым сделать бессмысленными все предыдущие советские расходы на оборону и сделать все советское оружие устаревшим". И вновь имперские амбиции, погоня за призраком, надежда на достижение превосходства, на завоевание мирового господства.
Остается фактом, что приход к власти в США и ряде стран Западной Европы наиболее консервативно настроенных кругов до предела усилил тенденцию милитаризации их внешнеполитического курса, обострил стремление решать важнейшие международные проблемы с помощью военной силы. В результате этого гонка вооружений, не прекращавшаяся предыдущие годы, получила мощный политический импульс, перешла в качественно новую, намного более опасную фазу, охватив все виды и системы оружия (ядерные и обычные), все формы военной деятельности, все районы мира.
Новый этап гонки вооружений проходит в условиях, когда американский империализм пытается остановить процесс кризисного развития всей империалистической системы, развернуть широкое наступление против сил социализма и национально-освободительного движения. Это политика глобального наступления, попытки взять социальный реванш по всему фронту: в отношении и социалистического содружества, и освободившихся государств, и национально-освободительных движений, и трудящихся самих капиталистических стран. Она охватывает все стороны жизни народов планеты, и прежде всего военно-политическую. Если рассматривать этот процесс как стратегически запрограммированный, то суть его сводится к тому, чтобы переделать мир по своему образу и подобию, но так, чтобы "новый" мир безропотно воспринял имперское владычество Соединенных Штатов.
В соответствии с этими внешнеполитическими установками, сформулированными на рубеже 80-х годов, проводится и адекватная военная подготовка (материальная и психологическая), целью которой открыто объявляется достижение военного превосходства над СССР и его союзниками. Эта цель была зафиксирована еще в предвыборной программе республиканской партии в 1980 году. В ней говорилось о необходимости "достижения подавляющего военного и технологического превосходства над Советским Союзом". Последующие действия вашингтонской администрации показали, что данная установка и по сей день остается программным требованием правящих кругов к проводимому политическому курсу и неукоснительно выполняется.
Перенос гонки вооружений в космическое пространство преследует и такую цель - экономическое изматывание Советского Союза и стран социалистического содружества в процессе соперничества. Подобные попытки делались и прежде, но сегодня у этой политики появились новые отличительные черты. Это в первую очередь стремление перевести научно-техническое соперничество в наиболее сложные, "наукоемкие" области, осуществить политику так называемого "технологического разрыва" с СССР. Кроме того, США намереваются в этих целях активно использовать потенциалы экономики, науки и техники своих союзников: Японии, ФРГ, Великобритании и Италии, которым на отдельных участках научно-технического прогресса удалось добиться определенных результатов.
В этой связи необходимо подчеркнуть, что подобные "политико-технологические" надежды на "экономическое изматывание" СССР не раз терпели провал в прошлом. Это же неизбежно ожидает Вашингтон и его союзников и в будущем. Вместе с тем набирающая темп гонка вооружений в США ведет к опаснейшим международным последствиям, несет в себе прямую угрозу безопасности всех государств.
Так, развертывание новейших вооружений неизбежно сопровождается дестабилизацией военно-стратегической ситуации в мире, резким обострением международной напряженности и осложняет отношения между государствами. Кроме того, создание новых видов оружия наносит самый серьезный удар по процессу ограничения и прекращения гонки вооружений. На эту непосредственную опасность указал народам товарищ Горбачев М.С. в своем Заявлении по советскому телевидению от 18 августа прошлого года. "Важно подчеркнуть, - сказал он, - что темпы развития военной технологии настолько высоки, что они все меньше оставляют народам, государствам и политикам времени для осознания реальной опасности, сокращают возможности человечества остановить сползание к ядерной бездне. Медлить нельзя, иначе появятся настолько изощренные системы вооружений, что договориться о контроле над ними будет вообще невозможно".
Серьезным негативным международным последствием развязываемой Вашингтоном гонки вооружений выступает и своеобразная политико-психологическая девальвация усилий в области разоружения. Будучи вынужденной пойти на переговоры с СССР, американская администрация отнюдь не отказалась от своих целей развязать новый этап широкомасштабной гонки вооружений, ибо не заинтересована в каких-либо реальных мерах по ее ограничению. Даже такой "ястреб", как бывший советник администрации США Р. Пайпс, признает, что сделать это она была вынуждена. Отсюда становится особенно понятным, почему американский президент так цепляется за свою аргументацию в пользу СОИ, хотя, что очевидно, в ее цели уже не верят не только простые американцы, но и сторонники самого Рейгана. Как заявил бывший участник переговоров по ОСВ-1, а ныне профессор университета Дж. Крузел, "только президент Рейган верит в то, что реализация СОИ сделает ядерное оружие бесполезным".
В этих условиях администрация США занимается фактически саботажем всех усилий по ограничению гонки вооружений, пытается под прикрытием своих деклараций о готовности к разоружению максимально быстрыми темпами реализовать намеченные программы. Иными словами, налицо тактика совмещения переговоров и гонки вооружений, стремление добиться военно-технического превосходства.
Очевидно, долго симулировать усилия по ограничению гонки вооружений невозможно. Продление Советским Союзом одностороннего моратория на ядерные испытания еще раз высветило подлинный подход Вашингтона к решению этой насущной задачи.
Соединенные Штаты упорно продолжают осуществлять свои программы испытаний ядерного оружия. Они откровенно делают ставку на получение военного преимущества над СССР. В Заявлении Советского правительства от 18 декабря 1986 года подчеркнуто, что в этих условиях решение о прекращении Советским Союзом своего моратория после первого ядерного взрыва США в 1987 году-вынужденная мера, диктуемая исключительно интересами безопасности. СССР остается убежденным сторонником полного прекращения всех ядерных испытаний как важнейшей первоочередной меры в деле сдерживания гонки ядерных вооружений.
Военно-стратегические аспекты нового витка гонки вооружений. Главной военно-стратегической особенностью нынешнего этапа гонки вооружений является то, что он проходит в период военно-стратегического равновесия, способности государств к "гарантированному" уничтожению друг друга. Поэтому установка на достижение военного превосходства в условиях сложившегося паритета, сформулированная Вашингтоном, выступает в качестве крайне дестабилизирующего фактора современной стратегической ситуации в мире.
Стремление к достижению превосходства и использованию его в агрессивных интересах империалистической политики США было и остается альфой и омегой развязанной Вашингтоном в послевоенные годы гонки вооружений. Сегодня, однако, в период военно-стратегического паритета, когда СССР и США обладают "гарантированной" возможностью уничтожить друг друга, такая политическая установка особенно опасна, более того, авантюристична.
Агрессивные политические устремления пришедшей к власти в США правящей элиты привели к существенной корректировке военной стратегии страны в сторону еще большей опоры на силу в решении международных проблем. Если в 70-е годы в США подходили к применению военной силы в мире относительно осторожно, то сейчас складывается впечатление, что Вашингтон намеренно бравирует своей готовностью повсеместно использовать оружие. Именно так следует рассматривать нападение США на Гренаду, Ливан, Ливию, угрозы в адрес Никарагуа и других государств.
Одновременно активизируется весь комплекс союзнических отношений США с другими странами, модернизируются старые и создаются новые базы, опорные пункты американского империализма за пределами национальной территории, совершенствуется система оперативного руководства вооруженными силами стран - членов HATО. Все это говорит о том, что в Вашингтоне и ряде западноевропейских столиц ведется активная подготовка коалиционной войны, которую планируется развязать внезапным нападением всех боеготовых группировок войск НАТО или после частичного их развертывания.
Основные усилия в гонке ядерных вооружений США сосредоточивают на том, чтобы обеспечить военно-политическое руководство материальной базой для нанесения первого ("обезоруживающего") удара. Как утверждает один из признанных специалистов в области боевого управления стратегическими силами США Д. Форд, планам ответного удара в случае ядерной войны Соединенные Штаты уделяют второстепенное внимание. На первом месте стоит подготовка массированного первого удара по ключевым объектам СССР.
Целям внезапного нападения подчинены и планы вооруженных сил. США закончили подготовительную стадию к очередному "технологическому" рывку, который заключается в создании в течение десятилетия практически еще одного наступательного стратегического потенциала, способного к ведению "контрсиловых" войн. Речь идет прежде всего о таких системах оружия, как баллистические ракеты "Пер-шинг-2" и крылатые ракеты всех типов базирования, МБР MX и "Мид-житмэн", БРПЛ "Трайдент-2" и самолеты стратегической авиации В-1В и АТВ "Стеле". Их развертывание, начавшееся во второй половине 80-х годов, означает, по признанию западных специалистов, еще более мощный толчок гонке ядерных вооружений, новый этап в их развитии. Основные показатели существующих и перспективных систем стратегического наступательного оружия США приведены в табл. 1.
Вводом в состав действующих стратегических сил 131-го бомбардировщика В-52, оснащенного крылатыми ракетами с ядерными боеголовками, администрация США умышленно торпедировала договоренности по ограничению гонки вооружений, нарушила советско-американский Договор ОСВ-2. Этот шаг-попытка сломать стратегический паритет между СССР и США и обеспечить себе военное превосходство, подчеркивается в Заявлении Советского правительства от 5 декабря 1986 года.
В строительстве вооруженных сил особый упор
Таблица 1
Основные показатели существующих и перспективных систем стратегического наступательного оружия США *
Показатели
|
Системы оружия
|
МБР
“Минит-
МЭН”
|
СБ
В-52
|
БРПЛ “Посейдон”
|
МБР MX
|
СБ
B-1B
|
БРПЛ “Tpaйдент-2*
|
Мощность боезаряда (Мт)
Количество ядерных боеголовок .......
|
1,5
1-3
400
|
4 4
180
|
0,4
10
(в среднем) 500
|
6
10
90
|
0,2Х30
30
40-150
|
2,1-4,2
7-14
90
|
Точность попадания или КВО (м) .......
|
|
* Гонка вооружений: причины, тенденции, пути прекращения. — М.: Международные отношения, 1986, с. 19.
|
делается на увеличение точности нового оружия и сокращение его подлетного времени до цели, что говорит о действительных намерениях Вашингтона по использованию ядерных боеприпасов в первом ударе. Об этом свидетельствует и широкомасштабная программа США по оснащению перспективных средств доставки аппаратурой "третьего поколения", способной обеспечить точность попадания (КВО) менее 100 м, и качественно новыми ядерными зарядами. В связи с этим понятна незаинтересованность США в прекращении ядерных испытаний. По данным, например, французских специалистов, для того чтобы была разработана одна новая ядерная боеголовка, требуется провести не менее двадцати ядерных испытаний. Объясним поэтому и рост ассигнований на эти цели. Так, если в 1983 году на военные программы министерства энергетики США было выделено 5,2 млрд. долларов, то в 1986 - уже 7,1 млрд. И это тогда, когда уже закончены крупные ядерные программы.
По оценкам, сделанным на основе авторитетных западных источников, развитие подобной тенденции приведет к тому, что к середине будущего десятилетия США смогут развернуть качественно новый наступательный стратегический потенциал, который будет насчитывать несколько тысяч средств доставки и примерно 20 000 ядерных боезарядов в дополнение к уже имеющимся в стратегических наступательных силах. Главное же заключается в том, что все эти системы должны обеспечивать возможность нанесения "контрсиловых" ядерных ударов. Действительно, если в 1986 году, по утверждению западных экспертов, у США было около 2000 ядерных боеголовок, размещенных на новых средствах доставки и позволяющих наносить высокоточные удары (300 МБР "Минитмэн-3" с боеголовками МК-12А, КР воздушного, морского и наземного базирования, БР "Першинг-2"), то по мере реализации всех намеченных программ их число вырастает в 10 раз4.
Все эти мероприятия, проводимые в США, говорят о том, что ставка на подготовку потенциал" первого удара стала главной в агрессивных устремлениях реакционных сил империализма. Данное направление в развитии военной стратегии Соединенных Штатов не могут скрыть даже такие американские специалисты, как М. Банди, М. Гальперин, У. Кауфман, Дж. Кеннан, Р. Макнамара, М. 0'Донелл, Л. Сигал, Дж. Смит, Р. Алмэн и П. Уорнке, занимавшие высокие посты в предыдущих администрациях. В статье "Назад от края пропасти", опубликованной в августовском номере журнала "Атлантика за 1986 год, они прямо признают: "Возможность применения ядерного оружия первыми проникла во все аспекты американской военной политики".
Особая роль в подготовке материального потенциала для нанесения первого удара по СССР и его союзникам возлагается на два крупнейших комплекса военных программ, получивших свое развитие в последние годы: широкомасштабные мероприятия по совершенствованию систем боевого управления, связи и разведки, призванные обеспечить "механизм" управления вооруженными силами США в ядерной войне, и не менее масштабные программы ударных космических вооружений, позволяющие применять их против объектов, находящихся на поверхности Земли, в атмосфере и в околоземном космическом пространстве.
Мероприятия, проводимые Соединенными Штатами в области совершенствования боевого управления, связи и разведки (концепция С3!), выходят далеко за пределы обычной практики обеспечения эффективного руководства вооруженными силами. Прогноз расходов на системы С3! приведен в табл. 2. Правящие круги США сегодня прямо
Таблица 2
Прогноз расходов на системы С31 (млрд.долларов)*
Статьи расходов
|
Годы
|
1987
|
1990
|
1993
|
Управление ракетно-ядерными силами . .
|
5.7 5,7
|
6,6
6,7
|
7,6
7,6
|
Информация и связь ........
|
6,3
|
7,0
|
8,0
|
Средства радиоэлектронной борьбы и противодействия системам управления противника ..............
|
2,2
|
2,5
|
2,9
|
Разведка .............
|
17,0
|
20,0
|
23,0
|
|
|
|
|
Всего:
|
36,9
|
42,8
|
49,1
|
* Электроника, 1983, № 25/26, с. 57.
|
|
|
|
связывают быстрое развитие этих систем с современной стратегией "прямого противоборства", в основе которой лежит, как известно, стремление резко увеличить возможности применения военной силы, достичь превосходства на всех уровнях, обеспечить условия ведения самых разных войн: глобальных и региональных, ядерных и обычных. Перед этими системами прямо ставится задача обеспечения устойчивого и гибкого руководства вооруженными силами США в таких войнах с тем, чтобы гарантировать в них победу.
Особое значение в попытках США приобрести потенциал первого удара отводится созданию ударных космических средств, в основе которых
лежат новые физические принципы. Как отмечает иностранная печать, сейчас в США ведутся ускоренные работы над созданием ядерного оружия "третьего поколения". Речь идет о рентгеновском лазере с ядерной накачкой, оружии электромагнитного импульса (ЭМИ), микроволновом оружии и оружии, использующем нейтрально заряженные частицы. Расходы на создание широкомасштабной системы ПРО с элементами космического базирования приведены в табл. 3.
Таблица 3
Расходы на создание широкомасштабной системы ПРО с элементами космического базирования (млн. долларов) *
Статьи расходов
|
Годы
|
1984
|
1985
|
1986
|
1987
|
1988
|
1989
|
Средства определения ме
|
|
|
|
|
|
|
стоположения, опознавания и слежения .....
|
367
|
721
|
1491
|
1944
|
2656
|
3331
|
Лазерное и пучковое ору-
|
323 196
|
4:9 356
|
1020 870
|
1222 1274
|
1377 1514
|
1437 1683
|
Кинетическое оружие . .
|
Системный анализ и средства ведения боевых действий .........
|
83 23
|
99 112
|
138 271
|
227
322
|
260 453
|
288 666
|
Программы поддержки . .
|
Всего:
|
992
|
1777
|
3790
|
4989
|
6260
|
7405
|
* Мир науки, 1985, № 4, с. 15.
|
Отличительной чертой этих систем оружия, получивших название оружия направленной передачи энергии (ОНПЭ), является способность практически мгновенно наносить поражение. Иными словами, время от принятия решения о нападении до поражения стратегически важных объектов в результате применения такого оружия станет измеряться не часами, а секундами. Таким образом, ОНПЭ - это идеальное оружие агрессора для реализации планов по нанесению первого удара.
Основная военно-техническая особенность нынешнего этапа гонки вооружений - стремление правящих кругов США и ряда стран НАТО использовать максимально быстрыми темпами новейшие достижения научно-технической революции в военных целях, т. е. ставка делается на новейшие технологии, получившие развитие в последние годы, прежде всего микроэлектронику, всю индустрию информатики. Военное научно-техническое противоборство между Востоком и Западом в широком плане, по расчетам милитаристских заправил, должно привести к достижению империализмом военно-технического превосходства над странами социалистического содружества. В этой связи обращает на себя внимание сверхбыстрый рост расходов на военные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), характер и масштаб которых говорят сами за себя. Если в 1975 году, по оценкам СИПРИ, ассигнования на военные НИОКР составляли в США
9,6 млрд. долларов, то в 1985 году-35,8 млрд., а в 1987-м -41 млрд., что превышает темпы роста всего военного бюджета в 2 раза. Таким образом, Соединенные Штаты проводят целенаправленную политику использования новейших достижений науки и техники в военных целях, стратегию достижения "технологического" превосходства.
Генеральной линией научно-технического противоборства, ее стержнем являются информатика, оснащение всех составных частей военной машины США новыми поколениями электронно-вычислительной техники. Эту особенность современного этапа гонки вооружений нельзя недооценивать. Именно она наиболее четко характеризует нынешний период военных приготовлений империализма. На этой основе происходит объединение творческих возможностей человека, энергетических-техники и управленческих-ЭВМ. Такой синтез приводит к качественному скачку в боевой эффективности всех видов систем оружия и боевой техники, позволяет изменить весь комплекс боевого управления вооруженными силами.
В этой связи следует обратить внимание на то, что еще в 1982 году ученый совет министерства обороны США, состоящий из ведущих представителей промышленности и науки, составил ранжированный список 17 важнейших технологий, разработка которых может в десять раз увеличить возможности будущих поколений вооружений. Примечательны первые пять важнейших технологий, указанных в этом списке: сверхскоростные интегральные схемы; технология "самолета-невидимки"; усовершенствованные алгоритмы и программное обеспечение; микропроцессорные средства обучения персонала; дефектоустойчивая электронная аппаратура.
Иными словами, с военно-технической точки зрения нынешний этап гонки вооружений представляет собой период, характеризующийся прежде всего уровнем развития автоматизации и вычислительной техники, главным стержнем которого выступает качественный скачок в средствах управления.
Сейчас без электроники немыслимы ни использование космического пространства, ни эффективное применение обычных вооружений. "Электронная революция, - пишет журнал "Милитэри текнолоджи",- оказывает сегодня сильнейшее влияние даже на такую традиционную область, как стрелковые вооружения".
Применение новейших электронных технологий ведет к целому ряду кардинальных изменений в военных областях: созданию принципиально новых средств поражения (высокоточных систем ядерного и обычного оружия) и дистанционно управляемых роботов; коренной модернизации бортовых электронных комплексов; совершенствованию всех систем боевого управления; повышению боеготовности и сокращению эксплуатационных расходов на содержание военной техники.
Увеличение значения новейших технологий имеет по меньшей мере два серьезных военно-технических последствия для гонки вооружений.
Во-первых, все большее место в процессе создания оружия уделяется его информационному обеспечению. Это позволяет говорить, на наш взгляд, о том, что в военной машине США на всех уровнях (от обычных до ударных космических вооружений) крепнет тенденция формирования единых "информационно-ударных комплексов", многократно превосходящих по своей боевой эффективности существующие виды и системы оружия.
Во-вторых, резко повышается значение "наукоемких" вооружений, увеличивается срок их научно-технической проработки и стоимость.
Так, в настоящее время расходы на НИОКР по созданию новейших вооружений достигают в отдельных системах оружия 60 проц. и более от общей суммы расходов, а срок их разработки измеряется десятками лет. Стоимость же электронной аппаратуры в некоторых видах вооружений составляет от 1/3 до 2/3 общей суммы.
Таким образом, развязываемая империализмом гонка вооружений приобретает все более "наукоемкий", долгосрочный характер, программируется на десятилетия. Причем создаваемые виды и системы оружия существенно отличаются от своих предшественников по боевой эффективности. Так, если МБР MX по своей эффективности равноценна 15- 20 МБР "Минитмэн", а одна ПЛАРБ типа "Огайо", оснащенная БРПЛ "Трайдент-2", равна десяти ракетоносным системам "Поларис А-3", то боевая эффективность, например, космических "информационно-ударных комплексов" будет сопоставима с боевой эффективностью десятков прежних систем оружия.
Качественные перемены происходят и в "традиционных" областях - обычных вооружениях. За последние годы резко возросли дальность, мощность, а главное, точность нанесения ударов с помощью этих систем оружия. Произошла своего рода "тихая революция" в обычных видах оружия и системах боевого управления ими, которая сделала их эффективнее, чем прежние образцы. В результате в военной стратегии США и НАТО резко увеличилась ставка на широкое использование в операциях ультрасовременных видов и систем обычных вооружений, разработку концепций их боевого применения, которые в ближайшем будущем (по мере поступления в вооруженные силы новейших систем оружия) получат свое дальнейшее развитие.
Таким образом, вторая половина 80-х годов характеризуется качественно новым, намного более опасным, чем прежде, уровнем и масштабами военных приготовлений американского империализма, которые отражаются на всех сторонах военной деятельности, ведут к резкому росту угрозы международной безопасности.
Вместе с тем вторая половина 80-х годов - это не только новый этап гонки вооружений, но и новый этап борьбы за ее ограничение, этап исключительной политической важности, ибо на карту поставлено само существование человеческой цивилизации. Характер этого этапа борьбы за предотвращение гонки вооружений выражается в том, что сегодня безопасность государств нельзя обеспечить только военно-техническими средствами, т. е. с помощью военных приготовлений и гонки вооружений. Необходим политический подход к решению этой важнейшей проблемы. Подлинная безопасность сегодня - это только всеобщая, всеобъемлющая безопасность, учитывающая интересы безопасности всех стран. "Не может быть подлинной безопасности, - заявил М. С. Горбачев 18 августа 1986 года, - если она неодинаково равная и всеобъемлющая". Учитывать эти реалии правящей элите США рано или поздно придется.
В "Делийской декларации о принципах свободного от ядерного оружия и ненасильственного мира" - документе поистине исторического масштаба - подчеркивается, что мирное сосуществование должно стать универсальной нормой международных отношений с тем, чтобы в наш ядерный век на смену конфронтации пришло сотрудничество, а конфликтные ситуации разрешались политическими, а не военными средствами. "Пока ядерное оружие не ликвидировано, - говорится в ней, - Советский Союз и Индия предлагают незамедлительно заключить международную конвенцию, запрещающую применение или угрозу применения ядерного оружия. Это явилось бы крупным конкретным шагом на пути к полному ядерному разоружению".
издательство "Красная звезда" Военная мысль 1 января 1987г.
Генерал-майор Ю. В. ЛЕБЕДЕВ
404 Not Found
Not Found
The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.
<%you_hit(60);%>
|