Общепризнано, что в ближайшей перспективе главной угрозой для безопасности России будут оставаться внутренние проблемы: вооруженный сепаратизм, политический реваншизм, этнические и социальные столкновения и организованная преступность. Особое место в том перечне занимает терроризм, как неотъемлемая составляющая терроризма международного.
Нельзя не согласиться с мнением Евгения Примакова о том, что с разрушением Советского Союза коренным образом изменилась вся геополитическая картина современного мира. Одновременно сюда стоило бы добавить изменения и в геостратегической обстановке. Это в полной мере относится к международному терроризму, который стал одной из самых серьезных угроз миру. В послании Президента России Владимира Путина подчеркивается, что настала необходимость выработать действенные меры по предупреждению и пресечению актов террора. В послании говорится, что "несомненно, свою роль должны сыграть и военные, находящиеся на переднем крае в борьбе с террористической угрозой".
Важно пересмотреть механизм принятия решения о мерах пресечения возможного теракта. Нужно быть готовыми уничтожить террористическую угрозу до ее реализации, откуда бы они ни исходила.
Несмотря на то, что многие политики и некоторые военные считают, что силовые меры в борьбе с терроризмом следует рассматривать как крайние, нам представляется, что в настоящее время силовое сдерживание необходимо. Такое сдерживание будет иметь свои специфические особенности, что следует учитывать при осуществлении военной реформы. К такому выводу можно было прийти России после агрессии интернациональных банд террористов с территории Ичкерии в Дагестан и целого ряда подрыва домов в России. После сентябрьской трагедии к аналогичному выводу пришло руководство США.
Практика контртеррористических операций в Чечне показала, что без военной организации вести террористическую войну невозможно. Более того, мало помогает повышению эффективности боевых операций объединение усилий разрозненных спецслужб. Стало ясно, такими операциями сломать и ликвидировать террористические формирования невозможно. Низкая эффективность чеченской кампании явилось и то, что борьба с терроризмом велась исключительно на территории России. В то время как бандформирования получали всевозможную поддержку из-за рубежа.
Новая волна терроризма вновь пришла в Москву. Террористический акт в Театральном центре на Дубровке вслед за трагедией в Вашингтоне ярко высветил глобальный характер терроризма. К сожалению, мы до сих пор не понимаем масштаба угрозы, нависшей над Россией и всем мировым сообществом.
Факты свидетельствуют о том, что террористические группы объединяются в единую транснациональную систему. Необходим единый фронт борьбы с ней, координация международных усилий.
По существу против России ведется террористическая война со всеми присущими такой войне признаками и особенностями: применением нетрадиционных способов, средств и правил.
В этой связи представляется необходимым сформировать военную структуру "специального назначения" в статусе рода войск и подчинить эту структуру единому командованию.
Для борьбы с террористами в Минобороны России предлагают использовать Воздушно-десантные войска (ВДВ). Однако это не приведет к решению проблемы и в то же время будет отвлекать личный состав ВДВ от подготовки к выполнению своих прямых задач.
На наш взгляд, при формировании военной структуры необходимо продумать и решить целый ряд задач.
Прежде всего, следует разработать нормативно-правовую базу, наставления и уставы для формирования сил "специального назначения". Эти формирования должны подчиняться единому командованию, иметь свои главный штаб и укомплектовываться профессионалами по контракту. Особое внимание необходимо обратить на подготовку офицерского состава и, прежде всего, на изучение ими новых образцов вооружения. Как показывает опыт использования наших Вооруженных Сил, в антитеррористических и миротворческих операциях, часто приходится сталкиваться с незнанием иностранных языков.
При проведении контртеррористических операций в мусульманских странах ни в коем случае нельзя обобщать терроризм с исламом и отказываться от диалога с исламистами - нельзя таким образом подпитывать резерв экстремизма. Силовая борьба ведется только с бандформированиями независимо от их национальности и вероисповедания.
Сегодня террористические подразделения экипированы подчас лучше самых элитных российских частей.
Испытываем мы видимую слабость и в техническом оснащении наших войск. У нашего спецназа нет современных спутниковых аппаратов связи. Нет аппаратуры, которая позволяет моментально получать данные со спутников и самолетов разведчиков. Не хватает нам специальных транспортно-десантных самолетов. Иными словами, эффективные удары вдали от своей территории - для России пока не осуществимы.
Оценка вооруженной оснащенности формирований специального назначения указывает на необходимость при реформировании Оборонно-промышленного комплекса (ОПК) уделить внимание разработке и созданию боевых средств для "Спецназа".
Придавая важное значение силовым действиям по подавлению бандформирований в Чечне, мы вовсе не отказываемся от политических мероприятий. В этом направлении, мы уверены, будет действовать референдум в Чечне, в результате которого будет вынесен приговор чеченского народа боевикам. Успешное проведение референдума по новой конституции лидеры бандформирований будут обречены на приговор, который им вынесет чеченский народ. Вместе с тем, масштаб нависшей угрозы не только над Россией, но и над всем мировым сообществом не дает нам права ослаблять силы, нацеленные на борьбу с терроризмом. Создание эффективных сил и средств для подавления террористических акций по-прежнему остается проблемой, требующей особого внимания. Жизнь настоятельно диктует создание постоянно действующего эффективного Центра повседневного руководства формированиями "специального назначения" для борьбы с терроризмом не только в государственном, но и в международном масштабе.
Лебедев Ю.В.
Генерал-майор в отставке
17-12-2002
404 Not Found
Not Found
The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.
<%you_hit(60);%>
|