Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Персональная страница. Калашников С.В.

Интервью К. Угодникова с С. Калашниковым

О необходимости социальной поддержки малообеспеченных россиян в России говорят давно. И все соглашаются с этим. Принимается масса законов, в которых тем или иным категориям граждан утверждаются различные льготы. Однако решения не выполняются. Почему? - с этим вопросом обозреватель "Российской газеты" обратился к министру труда и социального развития России Сергею КАЛАШНИКОВУ.

     - Сергей Вячеславович, в 1996 году была разработана и утверждена на заседании Правительства Концепция социальной реформы. Как это сказалось на жизни россиян?

     - Увы, никак. Это наглядно видно хотя бы на примере той же пенсионной реформы. Последний ее вариант был принят 20 мая позапрошлого года. Но реализовать его не удалось - грянул злополучный кризис 17 августа. В результате хорошую идею об установлении пенсий в зависимости от объема пенсионных накоплений на именном счете каждого работника придется отложить до лучших времен, поскольку сейчас отсутствуют надежные гарантии сохранности этих средств, не создан пока еще рынок инвестиций.
     В связи с этим Правительство вынуждено было еще раз уточнить план и сроки проведения пенсионной реформы. Очень важно отметить, что в Государственную Думу уже внесен проект базового закона "Об основах пенсионной системы в Российской Федерации", являющегося фундаментом для принятия еще девяти пенсионных законов. Благодаря им в России будет сформирована принципиально новая модель пенсионного обеспечения. В наступающем году будут подготовлены такие важные законы, как "Об обязательных дополнительных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации", "О пенсиях по государственному пенсионному страхованию", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
     Правительство делает все, что от него зависит. Однако не может не беспокоить та медлительность, с которой законы о пенсионной реформе рассматриваются в Государственной Думе. Очень давно там без всякого движения находится закон "Об организации государственного пенсионного страхования", без которого нельзя повысить эффективность деятельности Пенсионного фонда и создать единую систему управления всем пенсионным процессом. С июля месяца нерассмотренными лежат поправки к Федеральному закону "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", имеющие целью формирование технологии более полного учета трудового вклада работника при определении размера его пенсии.
     О чем можно говорить в этом случае? Зато свою заботу о пенсионерах не забыл продекламировать ни один депутат.
     Более того, параллельно были приняты законы, не соответствующие вообще всей идее пенсионной реформы. Вы знаете, что у нас в стране есть категории граждан, уходящие на пенсию в 40 лет. Это вполне трудоспособные люди: работники бюджетной сферы. Государство платит им низкую зарплату. И чтобы как-то их поддержать, законодатель разрешил им выходить на пенсию до достижения пенсионного возраста после 25-30 лет службы. В результате наши старики, получая мизерное пособие, еще и финансируют работников бюджетной сферы из своего Пенсионного фонда. Это же нонсенс! Дешевле и логичнее просто поднять таким людям заработную плату из бюджета.
     Я не предлагаю что-то радикальное. Давайте просто наведем порядок. Это только один пример абсурдности нынешней пенсионной системы. А их - множество.

     - А система льгот тоже относится к таким абсурдам? Ведь из 140 миллионов россиян 110 миллионов имеют право на различные льготы. Причем в их число входят не только бедные...

     - Совершенно верно. Такого нет ни в одном нормальном государстве. Представляете, у нас все граждане страны разделены на более чем 200 категорий - в зависимости от того, какая льгота кому положена. Одни бесплатно пользуются городским и пригородным транспортом, другие получают пайки и так далее. Если бы все принятые законодателями социальные льготы действовали в полном объеме, на их финансирование пришлось бы ежегодно выделять из бюджета астрономическую сумму - более 300 миллиардов рублей. Может наше государство позволить себе такое? Нет. Значит, необходимо коренным образом пересмотреть эту систему. Ну, скажите, зачем тому же судье продовольственный паек? Он что, в походе? Или ему жена борщ не варит?
     Причем наблюдается поразительная картина. Особенно среди силовых ведомств. Как только, скажем, МВД или налоговики выбивают льготу для своих служащих, тут же в очередь выстраиваются Министерство обороны, таможня и другие. За той же самой льготой. При этом напирают на социальную справедливость. И по-своему они правы.
     А в рыночной экономике ничего бесплатного не бывает. Не проще ли и дешевле для государства поднять зарплату тому же судье, чтобы он мог купить себе мяса в борщ?

     - Как же выходить из создавшегося положения?

     - Наше министерство предложило разделить все льготы на три группы. Первая - это льготы, предоставленные за заслуги перед государством. Я имею в виду участников Великой Отечественной войны, ветеранов, жен погибших военнослужащих, жителей блокадного Ленинграда и так далее. Их необходимо финансировать за счет федерального бюджета и в полном объеме.
     Вторая группа - это льготы, предоставленные нуждающимся. Их должны финансировать сами регионы. Власти субъектов Федерации ближе к людям, и они лучше знают их потребности. Поэтому пусть они сами решают, кому и какие льготы выдавать. Тогда у нас не будет случаев, когда те же 50-рублевые детские пособия получают и матери-одиночки, и семьи, владеющие виллами на зарубежных курортах. Это только небольшой пример. На федеральном же уровне необходимо навести порядок в межбюджетных отношениях. Определять размеры трансфертов в том числе и в зависимости от социальной обстановки на местах и от социальной нагрузки, которую несут региональные бюджеты.
     Наконец, третий вид льгот - это так называемые профессиональные. Право на них имеют сотрудники милиции, военнослужащие, судьи, прокуроры, сотрудники налоговой полиции, таможенники и так далее. По идее профессиональных льгот быть не должно. Государство обязано платить этим людям высокую зарплату, чтобы они не нуждались в льготах. Но одновременно поднять доходы этих людей и отменить льготы сегодня нереально. Необходимо сделать по-другому. Профессиональные льготы должны финансироваться из бюджетов соответствующих ведомств. Хочет МВД, чтобы его сотрудники ездили в городском транспорте бесплатно? Ради Бога. Пусть покупает каждому милиционеру проездной. Вот увидите: количество необоснованных профессиональных льгот резко сократится. Бухгалтерия МВД решит, что проще прибавить эти деньги к зарплате, чем покупать каждому билеты.
     То же самое касается льгот по оплате жилья, коммунальных услуг. Их необходимо заменить денежными компенсациями, выплачиваемыми по месту работы.

     - Вы уже предлагали четко определить источники финансирования расходов, чтобы выполнялся предыдущий Закон "О ветеранах". Его цена для государства - 60 миллиардов рублей в год. Тогда, в 1995 году, это сделать не удалось. И теперь пришлось принимать новый закон. Не боитесь, что то же самое случится и с этой вашей идеей?

     - Действительно, в том Законе "О ветеранах" было записано такое количество льгот, что профинансировать их в полном объеме государство не в состоянии. Ветераны вполне справедливо требовали: приняли закон - выполняйте. И кто теперь должен нести ответственность за заведомо невыполнимые обещания? Правительство или Государственная Дума?
     А ведь определи мы тогда источники финансирования, и ветеранам было бы легче. Они бы четко знали, что им дает государство. А государство обещало бы меньше. Зато выполняло бы свои обещания. А так в результате мы ничего не могли гарантировать.
     И это, подчеркну, главное, что мешает проведению социальных реформ в России. Однако я опасаюсь, что и предложения Министерства труда по поводу упорядочения системы льгот вызовут негативную реакцию у многих политиков.

     - Почему?

     - Проблема в том, что социальные изменения в обществе сразу сказываются на миллионах людей. И здесь нельзя перегибать палку. Ведь главная задача - улучшить жизнь россиян.
     Я сегодня скажу, что мы будем делать то-то и то-то - завтра в обществе подымется шум. Отдельные социальные группы почувствуют себя обделенными. Не важно при этом, что это не всегда так. Просто найдутся люди, которые перевернут все с ног на голову и спровоцируют возмущение.
     Мы говорили о льготах прокурорским работникам. Как только Правительство предложило их ограничить, нашелся депутат - Виктор Илюхин, заявивший о том, что исполнительная власть собирается разрушить правоохранительную систему в стране. Ни больше, ни меньше. Остается только руками развести.
     А какой был шум, когда Правительство отменило таможенные льготы для моряков и чернобыльцев при ввозе в страну иномарок! Скажите, каким образом льготная растаможка автомобиля может компенсировать ущерб здоровью пострадавшего от чернобыльской аварии? А государство теряет на этом деньги, и немалые. Если бы хоть часть из них направить на социальные выплаты... Сколько проблем бы решили!

     - Зато оставили таможенные льготы для беженцев.

     - Тоже не совсем логично. Более того, ситуацию осложняет тот факт, что на заре экономических реформ государство принялось предоставлять льготы, стимулирующие коммерческую активность отдельных категорий населения. Нет, ничего против бизнеса я не имею. Но, скажите, зачем они спортсменам, афганцам, инвалидам и так далее?
     Это просто способ ухода от налогообложения для различных фирм, владеют которыми вполне трудоспособные граждане.

     - Другими словами, некоторые льготы стали в том числе и благоприятной почвой для коррупции?

     - Скорее, ее формой. Но важно не только это, а то, что такая система социальной защиты населения себя изжила. Она никого не защищает. Ее надо реформировать.
     В реформе нуждается даже практика начисления заработной платы. Она состоит из двух частей - тарифной и надтарифной. Первое - это сам оклад, второе - различные премии. Так вот, во всем мире надтарифная часть не превышает 50 процентов от тарифной. Сделано это для того, чтобы наемные работники не попадали в рабскую зависимость от работодателей. У нас же наоборот. Основную часть зарплаты составляют премии. Даже в некоторых государственных учреждениях. Смотришь в рот начальнику - он тебе заплатит. Не смотришь - останешься ни с чем. При этом никакой зависимости размера зарплаты от квалификации работника и качества выполняемой им работы нет.
     Другая проблема - удельный вес заработной платы в себестоимости производства на предприятиях. Недавно наше министерство проводило заседание коллегии в Якутске. На нем выступил вице-президент компании "Алмазы России - Саха". Он сообщил, что зарплата рабочих фирмы составляет 14 процентов от себестоимости. Во всем мире, кроме отдельных африканских стран, аналогичный показатель никак не меньше 60 процентов.
     Я просто хочу подчеркнуть, что, оставив систему социальной защиты населения в нынешнем виде, мы не будем иметь права говорить о социально ориентированной экономике. Этот термин стал в последнее время очень модным. Особенно в период предвыборной кампании. Без социальной реформы мы не решим и многие экономические задачи. Ну так давайте приступать. И мой призыв в первую очередь направлен к депутатам новой Государственной Думы.
     Нужны соответствующие, продуманные до мелочей законодательные акты.

Российская газета
Константин УГОДНИКОВ
404 Not Found

Not Found

The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.

<%you_hit(44);%>

   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок