Человек, сделавший себя сам, - эта классическая формула в
полной мере применима к заместителю Государственного
секретаря Союзного государства Беларуси и России, члену
Постоянного Комитета Союзного государства Сергею КАЛАШНИКОВУ.
Родился он третьего июля 1951 года в "АЛЖИРе" - так в
казахском городке Акмолинске сокращенно называли Акмолинский
лагерь жен изменников Родины.
По линии матери все родственники Сергея Калашникова -
потомственные уральские казаки. Дед - четырежды Георгиевский
кавалер, участвовавший в Русско-японской, Первой мировой и
Гражданской войнах. Дед по отцовской линии - член ЦК
компартии Польши, член РСДРП с 1903 года, после 1917 года -
заместитель Вячеслава Менжинского в ВЧК, затем работал в
Третьем Интернационале вместе с Димитровым. Репрессирован в
1937 году, а вместе с ним и вся семья.
Окончив школу, Сергей Калашников поступает на факультет
психологии Ленинградского государственного университета.
Доктор психологических наук, заместитель директора Института
психологии Российской академии наук Анатолий Лактионов,
учившийся с Калашниковым в ЛГУ, вспоминает: "Сергей проявил
себя как лидер уже в студенческие годы. С первого курса он
активно включился в общественную жизнь факультета. Его
авторитет даже для старшекурсников был непререкаем. К
примеру, Калашников был избран руководителем профсоюзной
организации психологического факультета уже на втором курсе, что
вообще-то для того времени было уникальным случаем".
В общем, он обладает ярко выраженными организаторскими
способностями, которые и предопределили его нынешнюю карьеру.
После окончания аспирантуры Института психологии АН СССР,
Калашников создал первую и самую мощную в стране
социально-психологическую службу на Красногорском механическом
заводе. Он до сих пор может гордиться тем, что в Министерстве
оборонной промышленности СССР с 1985 года, когда он
положил этому начало, ни один руководитель цеха не назначался на
должность без оценки его деловых и личностных качеств
социальными психологами.
Помимо аспирантуры Института психологии АН СССР Калашников
оканчивает в 1988 году Академию народного хозяйства при
Совете Министров СССР, а в 1997 году - Дипломатическую
академию МИД РФ. Он автор более 100 научных работ по проблемам
психологии личности, социальной психологии, в числе
которых две монографии и учебник "Социальная психология
управления" для высших учебных заведений. В последнее время темой
его научной работы стала разработка теории социального
государства.
В 1991 году Калашников, как он сам говорит, задал себе
вопрос, - если ты такой умный, то почему такой бедный, - и
окунулся в бизнес, побывал руководителем нескольких крупных
предприятий, в том числе президентом торгового дома
"Нефтехим", главой Русской топливной компании, председателем
совета директоров Евроазиатского банка. Однако затем сменил
бизнес на политику, став депутатом Госдумы. Там Калашников
возглавлял Комитет по труду и социальной политике. В
сентябре 1998 года он становится министром труда и социального
развития РФ. Сегодня Сергей Калашников - заместитель
Госсекретаря Союзного государства - отвечает на наши вопросы.
- Сергей Вячеславович, в последнее время часто раздаются
критические замечания в адрес Постоянного Комитета Союзного
государства. Каковы все же, с вашей точки зрения,
результаты деятельности управленческих органов Союзного
государства? И вообще, насколько эффективно построено управление
Союзным государством?
- Та критика, которая прозвучала и на Парламентском
Собрании в Гродно, и на последнем заседании Совета Министров в
Москве, будучи во многом объективной и справедливой, в то же
время не раскрывает первоисточники тех проблем, которые
существуют в строительстве Союзного государства.
Дело в том, что Постоянный Комитет является единственным
постоянно действующим исполнительным органом Союзного
государства. Совет Министров и Высший Государственный Совет -
это структуры, которые принимают принципиальные политические
и экономические решения. Но Постоянный Комитет - это
фактически секретариат при Совете Министров. Но даже
реализовать функцию секретариата в полном объеме Постоянный Комитет
не в состоянии, поскольку его деятельность замкнута на
собственные секретариаты М. Касьянова и В. Ермошина -
премьеров российского и белорусского правительств.
Мы можем принять любое решение, но оно, увы, как бы
предварительного, непрямого действия. Чтобы оно воплотилось в
жизнь, необходимо, чтобы российский и белорусский премьеры их
"усыновили" или "удочерили".
Я сам был министром Правительства РФ и прекрасно понимаю,
что действующие министры России и Беларуси, определяя
приоритеты своих действий, выстраивая их, сначала исходят из
своих прямых обязанностей, а затем уже ориентируются на
решения Союзных органов власти. Случается, что на какое-то
время союзная проблематика остается на периферии их внимания.
Происходит дублирование практически всех решений через
национальные органы власти. Вот в чем основная проблема
управления процессом становления Союзного государства. Хотя,
конечно, это временные трудности роста нашего Союза. Ведь
есть и конкретные результаты союзного строительства: общая
граница, единое таможенное пространство, унификация многих
позиций по налоговому и тарифному регулированию и так
далее.
- И все же, каким образом можно ускорить выполнение Союзных
программ? Что для этого не хватает в первую очередь?
Денег или все-таки политической воли?
- Я бы привел другие объяснения: для эффективного развития
не хватает прежде всего проработанности самих этих
программ. Мое глубочайшее убеждение - многие союзные программы не
обладают внутренним механизмом своей реализации. Не
случайно и президенты Путин и Лукашенко, и премьеры Касьянов и
Ермошин говорят о необходимости сконцентрироваться на
наиболее важных программах.
Вопрос финансирования тоже стоит достаточно остро.
Повторюсь, что из-за того, что вопрос о Союзном государстве
нередко оказывается на периферии национальных правительств - по
бюджетной росписи первый и второй кварталы финансируются в
гораздо меньшей степени, чем третий и четвертый. Конечно,
это не может способствовать оптимальной реализации
союзных программ. Получается, что денег вроде бы выделено
достаточно много, но эти деньги приходят тогда, когда год уже
почти прошел.
- Как вы оцениваете возможность расширение Союзного
государства, в частности, за счет присоединения к нему Молдавии,
Армении или Украины?
- В перспективе интеграционные процессы будут развиваться,
и я глубоко убежден, что через определенное время
произойдет, скажем так, укрупнение Союзного государства. Но на
сегодняшний день, если говорить о тактике, такое объединение
не подготовлено ни экономически, ни политически. Как
правило, скоропалительные браки так же стремительно и
распадаются. Конечно, в Конституции Союзного государства должна
быть предусмотрена возможность расширения, открытости нашего
Союза.
- На днях известный германский политолог Александр Рар
заявил, что отношения между Белоруссией и Европейским союзом
могут кардинальным образом измениться в лучшую сторону
буквально через три месяца сразу после президентских выборов?
Как вы можете прокомментировать это высказывание?
- Мировая политика в последнее время демонстрирует
прагматизм в самых разных его проявлениях. Эта общая тенденция.
Поскольку объективно экономические интересы Запада в
Беларуси носят позитивный характер, я считаю, что противоречие
между этими экономическими интересами Запада и политической
конъюнктурой все-таки уступит нормальному прагматизму. Вы
посмотрите, уже сейчас, например, германский капитал
спокойно работает в Беларуси с пользой и для себя, и для
экономики республики. И, к слову сказать, я уверен, что немецкий
политолог трезво оценивает политическую ситуацию в
Беларуси и предполагает, что именно Александр Лукашенко будет
вновь избран Президентом и продолжит курс на улучшение
инвестиционного климата для иностранного капитала.
- В канун вашего пятидесятилетия хотелось бы спросить о
вашем отношении к спорту. Говорят, в частности, что вы мастер
спорта по вольной борьбе и занимаетесь карате. Это
правда?
- Нет, по вольной борьбе у меня первый разряд. Я выполнил
на первом курсе норматив кандидата в мастера спорта, это
звание нужно было подтвердить на соревновании, но я решил
оставить спорт. В университете надо заниматься или спортом,
или образованием. Поскольку я не собирался становиться
профессиональным спортменом, то я выбрал учебу. А вообще-то в
молодости я занимался всеми силовыми видами спорта:
борьбой вольной, классической, самбо, боксом, регби, прыгал с
парашютом. А карате занялся уже в зрелом возрасте, здесь, в
Москве.
- А дзюдо?
- А дзюдо пока нет.
Беседовал
Аркадий МЕДВЕДЕВ
Для бизнеса климат подходящий
Отношения Беларуси и Европейского Союза могут кардинально
измениться по окончании президентской избирательной
кампании в республике, заявил директор Исследовательского
института Германского общества внешней политики Александр РАР.
Немецкий политолог отметил, что руководство ЕС готово
признать любой исход президентских выборов в Беларуси, если
выборы будут свободными. А. Рар признал, что отношения между
Беларусью и странами ЕС с 1997 года находятся в
подвешенном состоянии.
Вместе с тем А. Рар отметил, что Беларусь пользуется
большими симпатиями в Европе, а в начале 90-х годов
рассматривалась как кандидат на вступление в Европейский Союз.
Политолог напомнил о тесных связях Беларуси с немецким бизнесом.
"Целый ряд крупных немецких фирм сегодня чувствуют себя в
Беларуси лучше, чем в большинстве других стран СНГ", -
подчеркнул он и выразил надежду, что политические отношения
между странами ЕС и Беларусью получат такую же позитивную
перспективу.
Внутренняя стабильность в Беларуси, по мнению А. Рара,
сегодня зависит от экономического развития страны. Из-за
отсутствия собственных ресурсов Беларусь вынуждена выбирать
между союзом с Россией и ЕС. По мнению немецкого политолога,
белорусское руководство в данном выборе "не совсем
свободно", так как "большинство населения Беларуси по своей
ментальности видит будущее в союзе с Россией".
"Интерфакс".
Российская газета
1998-2001
404 Not Found
Not Found
The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.
<%you_hit(44);%>
|