О необходимости социальной поддержки малообеспеченных
россиян в России говорят давно. И все соглашаются с этим. Принимается
масса законов, в которых тем или иным категориям граждан утверждаются
различные льготы. Однако решения не выполняются. Почему? - с
этим вопросом обозреватель "Российской газеты" обратился к министру
труда и социального развития России Сергею КАЛАШНИКОВУ.
- Сергей Вячеславович, в 1996 году была разработана и утверждена
на заседании Правительства Концепция социальной реформы. Как
это сказалось на жизни россиян?
- Увы, никак. Это наглядно видно хотя бы на примере той же пенсионной
реформы. Последний ее вариант был принят 20 мая позапрошлого
года. Но реализовать его не удалось - грянул злополучный кризис
17 августа. В результате хорошую идею об установлении пенсий
в зависимости от объема пенсионных накоплений на именном счете
каждого работника придется отложить до лучших времен, поскольку
сейчас отсутствуют надежные гарантии сохранности этих средств,
не создан пока еще рынок инвестиций.
В связи с этим Правительство вынуждено было еще раз уточнить
план и сроки проведения пенсионной реформы. Очень важно отметить,
что в Государственную Думу уже внесен проект базового закона
"Об основах пенсионной системы в Российской Федерации", являющегося
фундаментом для принятия еще девяти пенсионных законов. Благодаря
им в России будет сформирована принципиально новая модель пенсионного
обеспечения. В наступающем году будут подготовлены такие важные
законы, как "Об обязательных дополнительных профессиональных
пенсионных системах в Российской Федерации", "О пенсиях по государственному
пенсионному страхованию", "О государственном пенсионном обеспечении
в Российской Федерации".
Правительство делает все, что от него зависит. Однако не может
не беспокоить та медлительность, с которой законы о пенсионной
реформе рассматриваются в Государственной Думе. Очень давно там
без всякого движения находится закон "Об организации государственного
пенсионного страхования", без которого нельзя повысить эффективность
деятельности Пенсионного фонда и создать единую систему управления
всем пенсионным процессом. С июля месяца нерассмотренными лежат
поправки к Федеральному закону "Об индивидуальном (персонифицированном)
учете в системе государственного пенсионного страхования", имеющие
целью формирование технологии более полного учета трудового вклада
работника при определении размера его пенсии.
О чем можно говорить в этом случае? Зато свою заботу о пенсионерах
не забыл продекламировать ни один депутат.
Более того, параллельно были приняты законы, не соответствующие
вообще всей идее пенсионной реформы. Вы знаете, что у нас в стране
есть категории граждан, уходящие на пенсию в 40 лет. Это вполне
трудоспособные люди: работники бюджетной сферы. Государство платит
им низкую зарплату. И чтобы как-то их поддержать, законодатель
разрешил им выходить на пенсию до достижения пенсионного возраста
после 25-30 лет службы. В результате наши старики, получая мизерное
пособие, еще и финансируют работников бюджетной сферы из своего
Пенсионного фонда. Это же нонсенс! Дешевле и логичнее просто
поднять таким людям заработную плату из бюджета.
Я не предлагаю что-то радикальное. Давайте просто наведем порядок.
Это только один пример абсурдности нынешней пенсионной системы.
А их - множество.
- А система льгот тоже относится к таким абсурдам? Ведь из 140
миллионов россиян 110 миллионов имеют право на различные льготы.
Причем в их число входят не только бедные...
- Совершенно верно. Такого нет ни в одном нормальном государстве.
Представляете, у нас все граждане страны разделены на более чем
200 категорий - в зависимости от того, какая льгота кому положена.
Одни бесплатно пользуются городским и пригородным транспортом,
другие получают пайки и так далее. Если бы все принятые законодателями
социальные льготы действовали в полном объеме, на их финансирование
пришлось бы ежегодно выделять из бюджета астрономическую сумму
- более 300 миллиардов рублей. Может наше государство позволить
себе такое? Нет. Значит, необходимо коренным образом пересмотреть
эту систему. Ну, скажите, зачем тому же судье продовольственный
паек? Он что, в походе? Или ему жена борщ не варит?
Причем наблюдается поразительная картина. Особенно среди силовых
ведомств. Как только, скажем, МВД или налоговики выбивают льготу
для своих служащих, тут же в очередь выстраиваются Министерство
обороны, таможня и другие. За той же самой льготой. При этом
напирают на социальную справедливость. И по-своему они правы.
А в рыночной экономике ничего бесплатного не бывает. Не проще
ли и дешевле для государства поднять зарплату тому же судье,
чтобы он мог купить себе мяса в борщ?
- Как же выходить из создавшегося положения?
- Наше министерство предложило разделить все льготы на три группы.
Первая - это льготы, предоставленные за заслуги перед государством.
Я имею в виду участников Великой Отечественной войны, ветеранов,
жен погибших военнослужащих, жителей блокадного Ленинграда и
так далее. Их необходимо финансировать за счет федерального бюджета
и в полном объеме.
Вторая группа - это льготы, предоставленные нуждающимся. Их
должны финансировать сами регионы. Власти субъектов Федерации
ближе к людям, и они лучше знают их потребности. Поэтому пусть
они сами решают, кому и какие льготы выдавать. Тогда у нас не
будет случаев, когда те же 50-рублевые детские пособия получают
и матери-одиночки, и семьи, владеющие виллами на зарубежных курортах.
Это только небольшой пример. На федеральном же уровне необходимо
навести порядок в межбюджетных отношениях. Определять размеры
трансфертов в том числе и в зависимости от социальной обстановки
на местах и от социальной нагрузки, которую несут региональные
бюджеты.
Наконец, третий вид льгот - это так называемые профессиональные.
Право на них имеют сотрудники милиции, военнослужащие, судьи,
прокуроры, сотрудники налоговой полиции, таможенники и так далее.
По идее профессиональных льгот быть не должно. Государство обязано
платить этим людям высокую зарплату, чтобы они не нуждались в
льготах. Но одновременно поднять доходы этих людей и отменить
льготы сегодня нереально. Необходимо сделать по-другому. Профессиональные
льготы должны финансироваться из бюджетов соответствующих ведомств.
Хочет МВД, чтобы его сотрудники ездили в городском транспорте
бесплатно? Ради Бога. Пусть покупает каждому милиционеру проездной.
Вот увидите: количество необоснованных профессиональных льгот
резко сократится. Бухгалтерия МВД решит, что проще прибавить
эти деньги к зарплате, чем покупать каждому билеты.
То же самое касается льгот по оплате жилья, коммунальных услуг.
Их необходимо заменить денежными компенсациями, выплачиваемыми
по месту работы.
- Вы уже предлагали четко определить источники финансирования
расходов, чтобы выполнялся предыдущий Закон "О ветеранах". Его
цена для государства - 60 миллиардов рублей в год. Тогда, в 1995
году, это сделать не удалось. И теперь пришлось принимать новый
закон. Не боитесь, что то же самое случится и с этой вашей идеей?
- Действительно, в том Законе "О ветеранах" было записано такое
количество льгот, что профинансировать их в полном объеме государство
не в состоянии. Ветераны вполне справедливо требовали: приняли
закон - выполняйте. И кто теперь должен нести ответственность
за заведомо невыполнимые обещания? Правительство или Государственная
Дума?
А ведь определи мы тогда источники финансирования, и ветеранам
было бы легче. Они бы четко знали, что им дает государство. А
государство обещало бы меньше. Зато выполняло бы свои обещания.
А так в результате мы ничего не могли гарантировать.
И это, подчеркну, главное, что мешает проведению социальных
реформ в России. Однако я опасаюсь, что и предложения Министерства
труда по поводу упорядочения системы льгот вызовут негативную
реакцию у многих политиков.
- Почему?
- Проблема в том, что социальные изменения в обществе сразу
сказываются на миллионах людей. И здесь нельзя перегибать палку.
Ведь главная задача - улучшить жизнь россиян.
Я сегодня скажу, что мы будем делать то-то и то-то - завтра
в обществе подымется шум. Отдельные социальные группы почувствуют
себя обделенными. Не важно при этом, что это не всегда так. Просто
найдутся люди, которые перевернут все с ног на голову и спровоцируют
возмущение.
Мы говорили о льготах прокурорским работникам. Как только Правительство
предложило их ограничить, нашелся депутат - Виктор Илюхин, заявивший
о том, что исполнительная власть собирается разрушить правоохранительную
систему в стране. Ни больше, ни меньше. Остается только руками
развести.
А какой был шум, когда Правительство отменило таможенные льготы
для моряков и чернобыльцев при ввозе в страну иномарок! Скажите,
каким образом льготная растаможка автомобиля может компенсировать
ущерб здоровью пострадавшего от чернобыльской аварии? А государство
теряет на этом деньги, и немалые. Если бы хоть часть из них направить
на социальные выплаты... Сколько проблем бы решили!
- Зато оставили таможенные льготы для беженцев.
- Тоже не совсем логично. Более того, ситуацию осложняет тот
факт, что на заре экономических реформ государство принялось
предоставлять льготы, стимулирующие коммерческую активность отдельных
категорий населения. Нет, ничего против бизнеса я не имею. Но,
скажите, зачем они спортсменам, афганцам, инвалидам и так далее?
Это просто способ ухода от налогообложения для различных фирм,
владеют которыми вполне трудоспособные граждане.
- Другими словами, некоторые льготы стали в том числе и благоприятной
почвой для коррупции?
- Скорее, ее формой. Но важно не только это, а то, что такая
система социальной защиты населения себя изжила. Она никого не
защищает. Ее надо реформировать.
В реформе нуждается даже практика начисления заработной платы.
Она состоит из двух частей - тарифной и надтарифной. Первое -
это сам оклад, второе - различные премии. Так вот, во всем мире
надтарифная часть не превышает 50 процентов от тарифной. Сделано
это для того, чтобы наемные работники не попадали в рабскую зависимость
от работодателей. У нас же наоборот. Основную часть зарплаты
составляют премии. Даже в некоторых государственных учреждениях.
Смотришь в рот начальнику - он тебе заплатит. Не смотришь - останешься
ни с чем. При этом никакой зависимости размера зарплаты от квалификации
работника и качества выполняемой им работы нет.
Другая проблема - удельный вес заработной платы в себестоимости
производства на предприятиях. Недавно наше министерство проводило
заседание коллегии в Якутске. На нем выступил вице-президент
компании "Алмазы России - Саха". Он сообщил, что зарплата рабочих
фирмы составляет 14 процентов от себестоимости. Во всем мире,
кроме отдельных африканских стран, аналогичный показатель никак
не меньше 60 процентов.
Я просто хочу подчеркнуть, что, оставив систему социальной защиты
населения в нынешнем виде, мы не будем иметь права говорить о
социально ориентированной экономике. Этот термин стал в последнее
время очень модным. Особенно в период предвыборной кампании.
Без социальной реформы мы не решим и многие экономические задачи.
Ну так давайте приступать. И мой призыв в первую очередь направлен
к депутатам новой Государственной Думы.
Нужны соответствующие, продуманные до мелочей законодательные
акты.
Константин УГОДНИКОВ
Российская газета
404 Not Found
Not Found
The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.
<%you_hit(44);%>
|