Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Персональная страница. Каландаров К.Х
Информационная безопасность в XXI веке.

Интервью К.Х. Каландарова - генерального директора Института прав человека

Трудно спорить с утверждением, что на пороге двадцать первого века информация является главным фактором управления современным миром и основным ресурсом и инструментом власти. Очевидно, что безопасность как государства, так и граждан во многом зависит от эффективного функционирования информационной среды. О том, какая система законодательных актов и механизмы по ее реализации необходимы для обеспечения информационной безопасности, рассказывается в статье Генерального директора Института прав человека Камилжана КАЛАНДАРОВА.

Что необходимо для построения безопасного гражданского общества в России? Думается, одной из важнейших задач является законодательное регулирование и защита информационной деятельности при обеспечении достоверности, открытости и свободы информации. Эти положения закреплены в Законе РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 "О безопасности" и других федеральных законах, однако, к сожалению, до сих пор конкретных результатов нет.

Итак, Россия сегодня стоит перед необходимостью совершенствования системы обеспечения безопасности, в том числе в информационной сфере. Информационная безопасность основывается на свободе информации и принципе "все, что не запрещено законом, - разрешено". Это закреплено в основных международных правовых документах, Конституции РФ и ряде федеральных законов.

Существуют четко сформулированные ограничения на свободу слова. Конституция РФ в ч. 3 ст. 17 и ч. 3 ст. 55 к основаниям ограничения основных информационных прав и свобод гражданина относит защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Дополнительно введены ограничения на использование информационных прав и свобод с целью пропаганды социальной ненависти, социального, расового, национального и религиозного или языкового превосходства.

Недостатки законодательства

Анализ действующего законодательства в сфере информационной безопасности (более 80 законов) выявил принципиальные недостатки законодательной базы: противоречивость, декларативность, наличие "белых пятен", неточность понятийного аппарата.

В законодательстве сегодня упоминается более 30 видов тайн, которые выступают в виде прямых ограничений для реализации информационных прав и свобод. В последние годы предпринималось несколько попыток их упорядочивания. Так, в ФЗ от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (ст. 8 и 10) 1995 г. вся информация с ограниченным доступом подразделяется на государственную тайну и конфиденциальную информацию. При этом из многочисленных видов конфиденциальной информации в законе упомянуты лишь личная, семейная тайны, персональные данные, тайна переписки, телефонных, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Но уже в ФЗ от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене" (ст. 8) государственная тайна определяется как один из видов конфиденциальной информации. Эта путаница сохраняется во многих законах, где ссылки "на иные охраняемые секреты", "иные охраняемые законом тайны" предполагают продолжение списка видов информации с ограниченным доступом.

Конфиденциальная информация обычно определяется как "информация, не являющаяся общедоступной и могущая нанести ущерб правам и охраняемым законом интересам предоставившего ее лица". Но уже в Законе "Об информации, информатизации и защите информации" (ст. 2) и Законе "Об участии в международном информационном обмене" (ст. 2) конфиденциальная информация определена как "документированная информация, доступ к которой ограничивается законодательством РФ". Это приводит к произвольному толкованию исходных понятий и затрудняет реализацию законов.

Очевидно, для упорядочения работы с конфиденциальной информацией необходимо законодательно закрепить единый перечень видов такой информации с определением их соотношения, установления ответственности за нарушение режима ограничения доступа к ней, а также механизмы изменения режимов ограниченного доступа (в том числе замену одного режима другим). Можно предложить следующий перечень видов информации с ограниченным доступом:
государственная тайна;
конфиденциальная информация: неприкосновенность частной жизни, коммерческая тайна, профессиональная тайна, служебная тайна.

Правовое регулирование отношений в каждом из этих случаев должно быть закреплено отдельным законом. И чем скорее это произойдет, тем более успешно можно будет реализовать основные информационные права граждан и защищать интересы общества и государства.

Проблемы доступа

В Конституции РФ заложены основания, по которым отдельные виды информации не подлежат какому-либо ограничению, например, в ст. 42 указано право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, которое не может быть ограничено. В случае если это состояние угрожает жизни и здоровью людей, должностные лица обязаны информировать население об этом, в противном случае наступает юридическая ответственность.

В ряде законов, устанавливающих ограничения доступа к информации, также вводится перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен. Так, в ст. 7 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 485-1 "О государственной тайне" перечислены сведения, не подлежащие засекречиванию. В п. 3 ст. 10 Закона "Об информации, информатизации и защите информации" приведен список документированной информации, доступ к которой запрещено ограничивать. В проекте Закона "О коммерческой тайне" планируется также установить перечень сведений, которые нельзя относить к коммерческой тайне. В законе "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (п. 7 ст. 19), в свою очередь, определен перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. В Положении о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 03.11.94 № 1233, также установлен перечень сведений, которые не могут быть отнесены к такой информации.

Несмотря на заявленные в Конституции РФ права на информацию, реализации этих прав во многом препятствует декларативность законов и отсутствие механизмов доступа к открытой информации. Это создает опасность замены запретительного принципа права, закрепленного в международных документах и Конституции РФ, разрешительным, когда основные информационные права и свободы можно будет реализовать только в специально установленных случаях.

Охрана частной жизни

Конституция РФ устанавливает, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. В то же время, в интересах борьбы с преступностью и безопасности государства могут быть проведены на законном основании оперативно-розыскные мероприятия, предусматривающие сбор, хранение и использование информации об их частной жизни без их согласия.

Перечень оснований и случаев их использования должен быть исчерпывающим и установлен законом. Причем даже в этом случае в законах должны быть заложены механизмы защиты прав гражданина на неприкосновенность частной жизни. В нынешних законах, регулирующих оперативно-розыскную деятельность (ОРД) правоохранительных органов, сформулированы такие основные правила:

право обжаловать неправомерные действия конкретного должностного лица в структуре, осуществляющей ОРД, вышестоящему должностному лицу, в суд или прокуратуру;

право лица на получение информации, собранной в отношении его, если не доказано судом преступление, задуманное или совершенное этим лицом, и обязанность должностных лиц предоставить такую информацию;

обязанность должностных лиц структур, осуществляющих ОРД, а также судов и прокуратуры восстановить конституционное право граждан в случае незаконного вмешательства в их частную жизнь.

Для исполнения этих правил необходимо их закрепление во всех законах, касающихся возможности сбора информации о частной жизни, в том числе, в Законе РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 "О средствах массовой информации" (ст. 4, 51, 57); определить механизмы установления ответственности должностных лиц и журналистов, превысивших свои полномочия (требует существенного уточнения и сокращения перечня случаев освобождения журналистов от ответственности за распространение информации о частной жизни лица), а также механизмы восстановления конституционных прав граждан.

Что делать?

Очевидно, что продолжение прежней практики законотворчества без единой концепции законодательства в информационной сфере блокирует реализацию конституционных прав граждан, делает трудновыполнимой задачу построения правового государства и информационного общества в России.

Необходимо законодательное закрепление полномочий органов государственной власти и госструктур в единой системе обеспечения безопасности информационных систем. Особое место в законодательстве должны занимать правоотношения, возникающие в процессе использования компьютерных систем и сетей. Специфика правонарушений в этой сфере частично нашла отражение в главе 28 УК РФ (ст. 272-274), однако из-за нечеткости формулировок, отсутствия механизмов расследования таких преступлений и подготовленных кадров, достаточной технической базы и правоприменительной практики эти статьи УК РФ невыполнимы в ближайшее время.

Только при условии понимания государством своих интересов, реализации единой государственной политики и организации взаимодействия со всеми структурами гражданского общества возможно создать как информационное общество, так и правовое государство в России.

эж-ЮРИСТ № 37 за 2001г
404 Not Found

Not Found

The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.

<%you_hit(43);%>

   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок