Появление местного самоуправления в структуре организации власти связано с потребностью сократить разрыв между властным органом, принявшим решение, и сферой действия этого решения, благодаря чему достигается адресность воздействия, и, что немаловажно, сокращаются затраты на его реализацию. Автономность муниципального управления в принятии решений порождает целый комплекс проблем - как ориентироваться в условиях изменчивой внешней среды, как строить взаимоотношения с экономическими субъектами и населением, с помощью чего обеспечить реализацию потребностей граждан. Очевидно, что не существует волшебных способов найти ответы на эти вопросы, однако существует целый ряд общих положений разработки стратегии местного экономического развития, соблюдение которых объективно увеличивает возможность успеха.
Стратегическое планирование значительно отличается от традиционного, которое сегодняшними представлениями пыталось создавать модель будущего, и оценивать процесс ее реализации с помощью сегодняшних инструментов. Понятно, что при создании планов на долгосрочную перспективу необходимо иметь ввиду, что возможно возникновение обстоятельств, способных кардинально повлиять на динамику планируемых процессов, кто, к примеру, мог предположить, как появление компьютеров повлияет на все сферы деятельности человека? Сказанное, однако, не означает, что следует отказаться от построения планов на сколь-нибудь отдаленную перспективу, это означает лишь, что одна из главных целей формирующих планы, это мобильность, способность адекватно реагировать на изменения внешней среды.
Изменение подходов к процессу планирования привело к тому, что от планирования объектов мы переходим к планированию процессов, планируется уже не состояние, а возможные изменения, таким образом, мы планируем не некий статичный объект, обладающий определенным набором признаков, кажущихся нам сегодня наиболее значимыми, а скорее способ взаимодействия с подвижной, изменчивой системой. Благодаря выработке этой схемы, мы получаем возможность взаимодействовать с ней, и оказывать по возможности на нее влияние. В случае же старого подхода к планированию возникал определенный парадокс - мы создаем сегодня прообраз будущего объекта, определяем у него желанный набор качеств, начинаем работу по реализации спланированного, и оказываемся в ситуации, когда мы совершенно не в состоянии управлять нами же инициированной ситуацией, причем произошло это именно потому, что мы предусмотрели многое, но не решили очень главную проблему - как мы будем взаимодействовать со сложной системой, которая к моменту возникновения проблемной ситуацией уже кстати (или скорее некстати!) обладает набором характеристик нами не предусмотренных, и мы просто не представляем, как нам это взаимодействие строить. Стратегическое планирование позволяет продвинуться в решении данной проблемы - исследование и моделирование внешней среды, один из главных пунктов построения эффективной стратегии.
Существенным достижений стратегического планирования считается достижение иерархии целей и задач. Трудности в развитии муниципальных образований зачастую связаны именно с тем, что различные проекты зачастую осуществляются без ясно выраженной, реальной, общественно значимой цели. По свидетельству региональных экспертов, муниципалитеты испытывают большие трудности при установлении иерархии приоритетов и целей. А так как местная администрация располагает весьма ограниченными ресурсами, то определение приоритетов становится важнейшей управленческой задачей.
Формирование успешного эффективного плана во многом зависит и от участия населения в этом процессе, для достижения этого необходимо изучить его потребности, привлечь его на стадии согласования к участию в работе над стратегией развития муниципального образования. Помимо легитимации создаваемого плана, это может способствовать формированию у населения ответственности относительно дальнейшего развития муниципального образования, а ведь именно отсутствие интереса у жителей к вопросам местного значения считается сегодня одной из важных проблем. Налаживание этого взаимодействие с населением, общественными организациями, деловыми кругами в ходе формирования и согласования стратегии развития может сформировать механизм общественного партнерства в городе, механизм определения целей развития города и обеспечения согласованных действий по их достижению.
Стратегическое планирование в рамках муниципального образования ведется в его целях и ориентировано на местные ресурсы, однако это не означает, что эти цели не увязаны с целями более высоких порядков - региональными, национальными и мировыми, к примеру, если говорить о концепции устойчивого развития, то сегодня она присутствует в программах развития на всех уровнях. В 1992 году на Конференции ООН была определена политика всех стран мира по достижению устойчивого развития, Указ Президента № 440 от 1 апреля 1996 года утвердил концепцию перехода России к устойчивому развитию, на уровне городов эта концепция закреплена в Аалборгской хартии.
Стратегическое планирование - это реальный инструмент повышения эффективности управления городом, который позволяет определить миссию и цели развития города на долгосрочную перспективу, выработать стратегию достижения этих целей, привлечь к процессу управления широкие слои населения. Кроме того, использование методов и принципов стратегического планирования способствует оптимальному использованию городских ресурсов, быстрому и эффективному реагированию на изменяющиеся условия внешней среды.
Иванов Лев Иванович
15-11-2002
404 Not Found
Not Found
The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.
<%you_hit(153);%>
|