Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Персональная страница. Ходырев Г.М.
Геннадий Ходырев: как из четырех сделать одно?

В сентябре 1998 года Борис Николаевич Ельцин поменял очередное правительство, и поручил Евгению Примакову формирование нового кабинета. Кандидатура Примакова была единодушно поддержана Думой и Евгений Максимович принялся комплектовать кабинет министров.

Настроение самого Примакова и его кабинета было, вообще-то, усилить роль государства в управлении экономикой. Практика предыдущих лет тогда уже показала, что государство, даже в рыночных условиях, не должно уходить от своих регулирующих и даже управляющих функций, пусть и не административных, а экономических.

В этом контексте и возникла идея сформировать министерство по антимонопольной политике как своеобразный регулятор экономических отношений. Как в свое время сказал Примаков, хорошо, что есть у нас естественные монополии, благодаря им мы еще держимся на плаву, но с другой стороны, "око государево" за ними тоже должно быть. И вот, Указом Президента РФ от 22 сентября 1998 г. N 1142 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" было образовано Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России).

Министерству были переданы функции упраздненного Государственного антимонопольного Комитета, Государственного комитета по поддержке и развитию малого предпринимательства. Федеральной службы по регулированию естественных монополий в области связи и Федеральной службы по регулированию естественных монополий на транспорте. С одной стороны, это повысило статус антимонопольных органов. Допустим, ФСЕМТ было совершенно не с руки тягаться с мощным Министерством железнодорожного транспрта или ФСЕМС с почти всесильными связистами. Когда появилось министерство и министр стал членом Правительства, ситуация выровнялась.

Естественно, Государственный антимонопольный комитет, как наиболее многочисленный и мощный, стал базой для создания всего министерства. С одной стороны, он к тому времени существовал довольно продолжительное время, и в этом году будет отмечаться уже 10-летие создания антимонопольных органов, с другой стороны, ценен он был и тем, что имел свои территориальные органы на местах. Министерство оказалось не только "московской конторой", но имело представительства в 60 субьектах Федерации. Численность сотрудников Министерства составляла 440 человек в центральном аппарате и 1300 человек объединяли территориальные органы.

Идея, конечно, была иметь структуры на всех территориях, но в рамках кампании по сокращению аппарата ряд территорий все же лишили антимонопольных структур.

Меня Евгений Максимович пригласил немного неожиданно. Может быть, памятуя о совместной работе еще в советских органах, когда я возглавлял Горьковскую область. Далеко не последнюю роль сыграл здесь Юрий Дмитриевич Маслюков, который близко знал меня еще по работе в оборонной промышленности, а потом и в Комитете Государственной думы по экономической политике.

Объективной трудностью, с которой мы столкнулись сразу же, был вопрос, - как из четырех сделать одно? Конечно, были проведены сокращения: не нужны оказались четыре управления делами, четыре бухгалтерии, четыре отдела кадров. Но задача стояла ведь не в том, чтобы просто сократить, нужно было не потерять людей. Ведь в каждой из структур были люди и опытные, и заслуженные. Жизнь показала, что это удалось.

На первом этапе пришлось выдержать давление многих глав администраций, которые "под шумок" хотели избавиться от руководителей территориальных управлений. Неудобны они были тем, что проводили общегосударственную политику. Важное значение в деятельности Министерства уделялось сохранению единого экономического пространства страны. Главная задача в этом направлении состояла в том, чтобы не допускать появления "местнических" нормативных актов законодательной власти, ограничивающих конкуренцию в субъектах Федерации и добиваться отмены тех, которые уже приняты.

Руководителей территориальных органов не назначали на местах, подчинялись они только центру, а это всегда раздражает местные власти. Наиболее сильное давление ощущалось со стороны Санкт-Петербургского губернатора, Дагестана, Кабардино-Балкарии... Много кому хотелось подкорректировать государственную политику в местных интересах.

С другой стороны, создав министерство и наделив его такими важными функциями, Правительство одновременно поставило задачу и резко сократить территориальные структуры. Мне пришлось выдержать целую битву за наши территориальные управления, в том числе и с Евгением Максимовичем. Но многое сохранили. И они свою работу выполняют: в целом сегодня министерство самоокупаемо, поступления дают штрафы за нарушение антимонопольного законодательства, за нарушения конкурентной среды, за нарушения законодательства о правах потребителей.

Важной функцией министерства была и поддержка малого бизнеса, который в итоге преобразований пострадал сильнее других. Ведь в свое сремя антимонополдьный комитет включал в свое название и слова "по поддержке предпринимательства", затем предпринимательство вывели в отдельный комитет, который возглавила Хакамада. Потом комитет Хакамады ликвидировали и влили в министерство. Так что фактически пять-шесть лет государство малым предпринимательством как следует и не занималось.

Объединение нескольких органов антимонопольного регулирования в единое министерство было осуществлено для проведения единой государственной политики и в этой сфере. Включение в состав МАП России комитета по малому предпринимательству давало возможность оперативно устранять одну из основных преград развития предпринимательства - злоупотребление монопольным положением. Поддержка малого и среднего бизнеса входит в число важнейших задач Министерства, при этом в качестве основных видов поддержки использовались как совершенствование законодательства, так и собственно финансовая поддержка. И сегодня посредством совершенствования законодательства предстоит устранить существующие административные барьеры, мешающие развитию малого бизнеса. Что касается финансовой поддержки бизнеса, то она должна осуществляться на условиях софинансирования - с финансовым участием регионов.

Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. N 1564 "Вопросы Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства" было установлено, что МАП России является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области:

  • предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности,
  • недобросовестной конкуренции,
  • развития предпринимательства и конкуренции на товарных рынках,
  • обеспечения контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и о рекламе,
  • регулирования деятельности субъектов естественных монополий в области связи и на транспорте.

Основными задачами Министерства являлись предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, содействие формированию рыночных отношений на основе конкуренции и предпринимательства, осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства в сфере антимонопольной политики, защиты прав потребителей, в области рекламы, проведение государственной политики, направленной на поддержку предпринимательства, а также в области содействия становлению и укреплению предпринимательского сектора экономики РФ, государственного регулирования, межотраслевой и межрегиональной координации в сфере развития и поддержки малого предпринимательства, государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий в области связи и на транспорте в соответствии с законодательством РФ. Так что задач оказалось едва ли не больше, чем реальных возможностей.

Для выполнения указанных задач на Министерство были возложены соответствующие функции и предоставлены широкие полномочия. Так, Министерство оказалось вправе давать обязательные для исполнения предписания, предусмотренные законодательством, рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях и налагать штрафы, обращаться в суд или арбитражный суд и принимать участие в рассмотрении дел, устанавливать наличие доминирующего положения хозяйствующих субъектов на соответствующих рынках и принимать решения о включении их в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке более 35%, принимать решения о принудительном разделении хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке и осуществляющих монополистическую деятельность, применять к субъектам естественных монополий в области связи и транспорта методы регулирования, предусмотренные законодательством, проводить проверки цен и тарифов на услуги связи и транспорта, оказываемые субъектами естественных монополий, готовить рекомендации и заключения по вопросам предоставления государственных гарантий иностранным инвесторам, вкладывающим средства в развитие малого предпринимательства.

Министерство осуществляло свою деятельность на базе целого ряда законов, таких как "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "О естественных монополиях", "О государственной поддержке малого предпринимательства", "О рекламе", "О защите прав потребителей", " О защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами".

Другой важной задачей являлся контроль за экономической концентрацией в государстве - для того чтобы собственность не концентрировалась в руках отдельных групп лиц. Министерство не должно было бороться с монополиями как таковыми, однако оно было обязано не допускать злоупотреблений монопольным положением, в том числе, со стороны субъектов естественных монополий. Тарифы на услуги естественных монополий должны быть прозрачными, а информация об их деятельности - публиковаться в СМИ.

Однако с очередной сменой премьер-министра, в тот раз на Степашина, руководство МАП в очередной раз было заменено. Новым министром стал Илья Южанов, занимающий этот пост и в настоящее время. Мне кажется, ему многое удалось в том направлении, у истоков которого довелось стоять мне. Меня это искренне радует, поскольку дело, начало которому было положено 10 лет назад с создания антимонопольных органов как таковых, и получившее новый импульс развития с создания единого Министерства по антимонопольной политике и поддержке малого предпринимательства, продолжается.

2002 г.
404 Not Found

Not Found

The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.

<%you_hit(138);%>


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок