Без крупных капиталовложений
в стратегические сферы экономики
экономическое возрождение России
невозможно.
Концепция национальной безопасности
Российской Федерации
Инвестиционная является частью государственной экономической политики. В программе Правительства РФ "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" отмечалось, что "главным "узким местом" российской экономики является отсутствие широкомасштабных инвестиций в реальный сектор, несоответствие структуры вложений потребностям экономики в целом.
Современный инвестиционный кризис в России характеризуется устойчивой тенденцией снижения эффективности инвестиций в реальный сектор. Основные формы проявления инвестиционного кризиса следующие:
Опережающие темпы снижения инвестиционной активности по сравнению с темпами снижения ВВП. Негативная динамика инвестиционной активности в реальном секторе экономики привела к значительному физическому и моральному износу производственного аппарата (по разным оценкам, от 50 до 70% основных фондов производственного назначения требуют немедленной замены, а средний срок службы оборудования превысил 15 лет)1;
Значительная неравномерность отраслевой инвестиционной активности.
Более высокая инвестиционная активность наблюдается в сырьевых отраслях и отраслях естественных монополий на фоне явно недостаточного инвестирования высокотехнологичных наукоемких отраслей. Это закрепляет сложившиеся структурные диспропорции и консервирует преимущественно сырьевой тип экономики;
Углубление диспропорций в уровне экономического развития регионов из-за крайне неравномерного распределения региональной инвестиционной активности.
По данным Центра экономической конъюнктуры, в 1997 г. в 15 субъектах Федерации наблюдался рост капиталовложений, а в 18 - существенное (выше среднего) сокращение.
Чрезмерно высокий удельный вес собственных средств в структуре источников финансирования инвестиций, как в настоящее время, так и в ближайшей перспективе, составляющий примерно 70% (амортизация - 52-54%; прибыль - 16-18%);
Неудовлетворительная структура использования сбережений, в котором велик удельный вес краткосрочных финансовых операций и тезаврации2, что приводит к уменьшению инвестиционного потенциала реального сектора экономики.
Главная причина общесистемного социально-политического кризиса в России - грубейшие просчеты при осуществлении реформ.
Строительная отрасль вследствие своей специфики оказалась одной из первых крупных жертв реформ, поскольку она, в отличие от промышленных предприятий, не может "перепрофилироваться", она может только строить при условии непрерывного финансирования. Всеобъемлющий характер государственно-экономического кризиса, разрушение гарантированных бюджетных источников финансирования сразу породили затяжной инвестиционный кризис, приведший к развалу и потере управляемости строительного комплекса.
Нарушение баланса между государственным и рыночно-стихийным регулированием инвестиционного процесса в пользу последнего привело к систематическому снижению доли государственных источников в инвестировании.
Если в 1990 г. доля государственных источников составляла более 80% от общего объема инвестиций, то в 1998 г. - 19,2%, а в 1999 г. - 17,4%.
Инвестиционная сфера финансируется из федерального и территориальных бюджетов фактически по остаточному признаку, степень выполнения федеральной инвестиционной программы - основного инструмента общегосударственной инвестиционной политики - в течение последних лет находится в интервале 10-20%.
При таких условиях невозможно решать задачи перехода к экономическому росту, структурной перестройке и технической модернизации отраслей народного хозяйства.
Эти причины неохотно признают идеологи реформ по понятным причинам, ибо придется признать свою теоретическую некомпетентность, незнание роли и возможностей государственных органов власти в становлении и регулировании современных экономических отношений.
Для того чтобы выйти из кризиса, необходимо устранить причины, вызывающие:
- падение объемов инвестиционно-строительной деятельности;
- низкую эффективность государственной инвестиционной политики;
- отсутствие ответственности хозяйствующих субъектов за результаты своей деятельности.
Следует с полной ответственностью признать, что в ходе реформ в России не удалось сформировать класс эффективных собственников и стратегических инвесторов, заинтересованных в развитии производства. Осуществляемая финансово-кредитная политика не обеспечивает нормальные условия воспроизводства основного капитала и поддержание на необходимом уровне инвестиционной деятельности.
Кроме устранения причин кризиса, важно решение таких проблем, как:
- формирование конечных цен на инвестиционные товары и структур относительных цен на инвестиционные ресурсы;
- структура баланса "сбережения - инвестиции - потребление", соотношения предложения и спроса, в частности в области жилищного строительства и социальной сферы;
- вопросы стоимостного инжиниринга;
- формирование эффективного механизма инвестиционного менеджмента и экономико-правового регулирования землепользования, управления земельными ресурсами городов, повышения инвестиционной активности в регионах;
- участие России в международном разделении труда инвестиционно-строительной сферы, международное инвестиционное сотрудничество, создание мер экономической безопасности в инвестиционно-строительной сфере.
Государственная инвестиционная политика
Можно обратиться к зарубежному опыту.
Правительства США и других стран не явно, не гласно, но управляют экономикой и финансами, поддерживая социально-экономическое равновесие общества, баланс интересов центрального правительства и местной власти, предпринимателей, населения при приоритете интересов безопасности всей нации в целом. Несмотря на то, что весь огромный деловой мир, за исключением небольшого госсектора, административно не подчинен исполнительной власти, она активно регулирует и управляет всей его деятельностью гибкой системой законодательства, использованием экономических стимулов и интересов предпринимателей, государственной поддержкой и стимулированием инвестиционно-строительной деятельности.
Исходным пунктом современной экономической политики западных стран является тезис:
"Чтобы конкурентоспособной была экономика, конкурентоспособными должны быть условия ее функционирования. Не может быть передового хозяйства там, где отсталые условия расширенного воспроизводства, то есть его пропорции, формы организации, взаимосвязи между различными отраслями и фазами, методы регулирования и стимулирования".
В конце ХХ в. конкуренция товаров и услуг выступает вторичной, поскольку первичной стала конкуренция различных типов промышленной политики и различных макроэкономических моделей. Кроме того, в настоящее время признается практически аксиомой, что равные условия хозяйствования предполагают не только равные условия государственного регулирования, но и государственной поддержки.
На практике принципу "равной поддержки" сейчас следуют все развитые страны. И распространяется этот принцип на все без исключения сферы экономики, но особенно на инвестиции и инновационную деятельность, НИОКР, информационные сети и инфраструктуру.
Мировой опыт свидетельствует, что не рынок ведет к процветанию. Успешное развитие экономики зависит от уровня научного обеспечения производства, степени совершенствования его организационных форм, качества подготовки кадров, их заинтересованности в конечных результатах труда.
Не случайно, что из 30 государств мира, имеющих численность населения 25 млн. чел. и выше и общую численность 4,2 млрд. чел., только 7 стран с общей численностью населения 700 млн. чел. производили на душу населения ВВП больше, чем его производилось в СССР.
И ни рынок, ни частная собственность, ни наличие более благоприятных внешнеполитических условий существования большинства капиталистических государств не обеспечили им возможности достичь уровня развития, адекватного союзной экономике. Наоборот, капитализация России отбросила ее на десятилетия назад, позволила многим другим государствам превзойти ее в экономическом развитии.
Государственное вмешательство в инвестиционную сферу экономики за рубежом давно стало нормой, и его методы систематически совершенствуются.
Так, доля государства в производственном основном капитале ведущих стран Запада составляет:
- в ФРГ - около 30%;
- в Японии - 38%;
- в Великобритании - 42%.
Если учесть капиталы, вкладываемые в жилищное строительство, и личное имущество граждан, то доля государства оказывается несколько ниже.
Все большую озабоченность государственных органов на Западе начинают вызывать и процессы глобализации экономики. В меняющихся экономических условиях соревнование за мировое лидерство возглавляют те страны, у которых более оптимальная инвестиционная политика и отлажен механизм ее реализации. Это Япония, США, Германия и другие участники "большой семерки".
Интересен в этой связи опыт США, которые не лишают себя выгоды, обеспечиваемой за счет государственной поддержки ключевых факторов конкурентоспособности.
Происходит весьма заметная эволюция взглядов на экономический либерализм, свободную конкуренцию и подобные понятия, связываемые реформаторами в России с понятием "рыночная экономика".
В США в последние несколько десятилетий речь идет не столько о приверженности модели экономики, характерной для домонополистической эпохи, сколько о мере ее государственного регулирования. Необходимость самого государственного вмешательства в экономику под сомнение не ставится, обсуждаются лишь методы - прямые или косвенные - или оптимальное их сочетание в зависимости от отрасли или конкретной целевой программы.
Основой формирования государственного инвестиционного заказа как в США, так и в других развитых странах являются долгосрочные целевые комплексные программы общегосударственного или регионального уровня, направленные на:
- наращивание производства недостающей продукции,
- освоение месторождений природных ресурсов,
- решение глобальных проблем охраны окружающей среды,
- освоение производства принципиально новых видов оружия и космоса,
- общий социально-экономический подъем уровня отсталых регионов и целых штатов.
Из валовых капиталовложений в экономику США на долю государства в целом приходится свыше 20%, из которых 11-12% падает на инвестиции из федерального бюджета, что выше современных отечественных показателей. Большая часть этих средств идет на покупку военной техники. Основные затраты на приобретение средств производства гражданского назначения осуществляются по линии штатов и местных органов власти. Они направляются на развитие региональной инфраструктуры (строительство дорог, коммунальное хозяйство, общественные сооружения по линии здравоохранения и образования и т.п.).
В США федеральные бюджетные инвестиции никогда не делят между штатами пропорционально численности населения, как это практиковалось с госкапвложениями в Советском Союзе. Они распределяются по приоритету общенациональной целесообразности (например, на достижение экологической безопасности) и (или) на ликвидацию отстающих регионов и отраслей, сдерживающих развитие соседних регионов и других отраслей.
Еще выше доля федеральных инвестиций в других странах Запада. Так, в странах Западной Европы она колеблется от 12-14% в Великобритании до 24-25% в Греции и Люксембурге.
Народнохозяйственное значение государственного регулирования инвестиций в условиях современной экономики определяется тем, что они создают материальную основу процесса воспроизводства и всей жизнедеятельности общества. Основными целями государственного регулирования инвестиций выступают:
- обеспечение устойчивого экономического роста;
- достижение народнохозяйственного равновесия в рамках задач поддержания высокой занятости, низкой инфляции и равновесия платежного баланса;
- ускорение инвестиционного процесса в экономике.
Считается аксиомой, что сами по себе рыночные механизмы без государственного регулирования и поддержки отнюдь не обеспечивают автоматически достижение этих целей.
Инвестиционная политика
Ориентация на чисто рыночные механизмы выхода из кризиса, как показал отечественный и мировой опыт (США времен Великой депрессии; Германии и Японии в послевоенные годы), бесперспективна. Эффективная реализация инвестиционной политики основана на безусловном участии государства.
Кроме того, зарубежная и отечественная практика подтверждает, что перспективы экономического подъема неразрывно связаны с интеграцией банковского, промышленного и торгового капитала. Процесс такой интеграции обусловлен объективными потребностями создания (а в ряде случаев восстановления) замкнутых диверсифицированных циклов, включающих все основные стадии производства пользующейся платежеспособным спросом продукции и ее доведения до потребителя.
Именно формирование таких циклов лежало в основе формирования производственных и научно-производственных объединений в СССР. Такие объединения широко начали создавать в конце 70-х - начале 80-х годов, особенно в военной промышленности и новейших отраслях. Казалось, бы эти организационно-производственные формирования следовало шире использовать при проведении экономической реформы 90-х годов. Однако этого не произошло. И как результат был нанесен тяжелейший удар по экономике и, в первую очередь, по промышленности. Причем как по отраслевой и институциональной структуре, так и по внутриотраслевой. Первое проявилось в дальнейшем углублении разрыва между добывающими и обрабатывающими отраслями, второе - в дроблении предприятий и объединений, третье - в инвестиционном кризисе, моральном и физическом старении производственного аппарата.
В развитых странах инвестиционная политика развивается в диаметрально противоположном направлении. К началу ХХI в. экономика этих стран подошла с колоссальной концентрацией производства и капитала во всех отраслях. Индивидуальная частная собственность сохранилась главным образом в сфере мелкого производства. Таким образом, на исходе ХХ столетия развитие мировой экономики определяют не малые и средние предприятия, а несколько сотен транснациональных корпораций.
На фоне децентрализационных процессов, происходящих в последнее десятилетие в экономике России, в западных странах все заметнее проявляется активизация процессов глобализации экономики с ростом прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Глобальный объем ПИИ - показатель инвестиционной деятельности, на который опирается международное производство, - в последнее десятилетие вырос в 4 раза, а удельный вес глобальных ПИИ в общемировом ВВП удвоился.
Приток прямых иностранных инвестиций во все страны мира в 1998 г. достиг 644 млрд. долл., отток - 649 млрд. долл. Приблизительно общий объем мирового рынка инвестиционного капитала может быть оценен в 1,3-1,5 трлн. долл. в год (табл. 1).
Таблица 1
Годы |
Страны |
Всего |
Развитие |
Развивающиеся |
Цегтральной
и Восточной Европы |
Приток |
Отток |
Приток |
Отток |
Приток |
Отток |
Приток |
Отток |
1990 |
176 |
226 |
35 |
17 |
0,3 |
0,04 |
211 |
243 |
1991 |
115 |
188 |
41 |
11 |
2,5 |
0,04 |
158 |
199 |
1992 |
111 |
171 |
55 |
19 |
4,4 |
0,02 |
170 |
191 |
1993 |
129 |
193 |
73 |
29 |
6,0 |
0,08 |
208 |
222 |
1994 |
135 |
189 |
84 |
33 |
6,3 |
0,07 |
226 |
222 |
1995 |
206 |
291 |
96 |
47 |
14 |
- |
226 |
222 |
1996 |
208 |
295 |
129 |
52 |
12 |
- |
249 |
347 |
1997 |
273 |
407 |
173 |
65 |
19 |
3,0 |
464 |
475 |
1998 |
460 |
595 |
166 |
52 |
18 |
2,0 |
644 |
649 |
Глобализация экономики активизирует и развитие международного рынка строительных услуг.
Значительный спад строительных заказов на этом рынке в 1998 г., обусловленный валютно-финансовым кризисом, постепенно сглаживается. В целом положение в 1999-2000 гг. характеризовалось активизацией спроса на строительную продукцию, обусловленный постепенным преодолением последствий кризиса, ростом цен на нефть и т.п.
Начавшийся в 1999 г. новый экономический подъем, прежде всего в странах Юго-Восточной Азии, способствовал расширению спроса на услуги международных инженерно-строительных компаний, для которых рынок Азиатско-Тихоокеанского региона по-прежнему является наиболее важным. Был отмечен целый ряд достаточно крупных контрактов как в промышленном, так и в гражданском строительстве.
На европейском рынке количество заказов у ведущих подрядных фирм также заметно увеличился, что было отчасти связано с раширением их активности в странах Восточной Европы.
Географическое распределение зарубежных контрактов по 225 ведущим строительным фирмам мира приведено в табл. 2.
Таблица 2
Регион |
1994 г. |
1995 г. |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
Средний Восток |
17 |
18,0 |
16,2 |
17,0 |
14,4 |
14,8 |
Африка |
11,6 |
11,7 |
12,4 |
13,6 |
11,5 |
11,6 |
Латинская Америка |
8,8 |
9,5 |
9,6 |
13,0 |
10,5 |
9,9 |
АТР |
43,5 |
47,5 |
48,4 |
45,0 |
34,8 |
39,0 |
США, Канада |
14,5 |
16,0 |
20,7 |
21,0 |
16,0 |
17,6 |
Европа |
29,8 |
36,5 |
39,8 |
40,0 |
31,6 |
34,4 |
Итого |
125,2 |
137,2 |
147,1 |
149,6 |
118,8 |
127,3 |
Отраслевая структура международного рынка инженерно-строительных услуг в 1999 г. для этих же фирм не претерпела существенных изменений (табл. 3).
Таблица 3
Направления строительства |
1994 г. |
1995 г. |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
Непромышленные здания |
22,2 |
30,3 |
32,2 |
35,4 |
29,4 |
30,0 |
Предприятия с непрерывным циклом и объекты нефтегазового хозяйства |
51,4 |
46,8 |
40,0 |
50,1 |
39,2 |
42,4 |
Транспортная инфраструктура |
20,5 |
23,8 |
26,2 |
27,6 |
23,0 |
23,1 |
Электроэнергетика |
11,1 |
11,6 |
12,0 |
10,7 |
8,0 |
9,6 |
Водоснабжение |
3,7 |
5,5 |
6,8 |
6,5 |
5,2 |
5,5 |
Обрабатывающая промышленность |
6,1 |
7,5 |
7,8 |
7,6 |
5,1 |
6,4 |
Переработка коммунальных отходов |
2,1 |
2,5 |
3,2 |
3,0 |
2,4 |
2,7 |
Переработка промышленных отходов |
0,8 |
0,7 |
0,9 |
0,7 |
0,5 |
0,6 |
Прочие объекты |
7,5 |
8,5 |
9,0 |
8,0 |
6,0 |
7,0 |
Итого |
125,2 |
137,2 |
147,1 |
149,6 |
118,8 |
123,7 |
Приток заказов на строительство объектов транспортной инфраструктуры оставался стабильным, при этом их удельный вес несколько снизился. В промышленном строительстве и электроэнергетике было отмечено заметное увеличение объема новых контрактов и некоторое повышение доли этих сегментов рынка. Новый этап роста мировых цен на нефть способствовал определенной активизации инвестиций в ее добычу, транспортировку и переработку.
Основные экспортеры инженерно-строительных услуг по-прежнему американские компании. Объем заключенных ими новых контрактов на зарубежных рынках увеличился незначительно, что объясняется дальнейшим активным расширением спроса на внутреннем рынке США, а также повышением курса доллара, что несколько ухудшило конкурентоспособность американских фирм.
Среди крупных сделок можно выделить:
- контракт "под ключ" с компанией "Pemex" стоимостью 312 млн. долл. на строительство 5 установок по извлечению серы суточной мощностью 320 т каждая на НПЗ в гг. Сьюдад-Пемекс и Нуэво-Пемекс;
- контракт с филиппинским филиалом южнокорейской "Korea Electric Power Corp." на строительство частной газотурбинной ТЭС мощностью 1200 МВт (доля США в контракте составляет 260 млн. долл.);
- контракт на прокладку газопровода от шельфовых месторождений близ о-вов Натуна в Сингапур длиной 560 км (сумма контракта - 335 млн. долл.);
- контракт "под ключ" на расширение мощностей нефтяного месторождения Хасси-Беркин в Алжире и др.
Американские фирмы получили также:
- контракт в размере 292 млн. долл. на сооружение железнодорожной станции в Цзюлуне;
- два контракта на дорожное строительство в США на сумму 123 млн. долл.;
- контракт в сумме около 227 млн. долл. на строительство двух железнодорожных станций в Гонконге.
На втором месте по объему зарубежных заказов находились японские компании, которым в 1999 г. удалось значительно увеличить экспорт своих услуг.
Япония получила:
- заказ на строительство в Сингапуре ТЭС комбинированного цикла мощностью 720 МВт на сумму 370 млн. долл.;
- контракт на сумму 165 млн. долл. на проектирование и строительство установок по производству оксида этилена в Малой Азии;
- контракт на строительство нефтехимического комплекса стоимостью 500 млн. долл. в Абу-Даби;
- контракт на проектирование и строительство нефтехимического комплекса стоимостью 588 млн. долл. на о. Серайя;
- контракт на строительство участка железной дороги г. Изюлук длиной 30 км, стоимостью 228 млн. долл. и др.
Объем новых зарубежных контрактов инженерно-строительных компаний Германии по итогам 1999 г. в целом снизился, что отчасти объясняется снижением курса марки и сокращением контрактов на промышленное строительство. В экспортной деятельности ведущих германских строительных компаний более 85% заказов обеспечивается зарубежными дочерними и ассоциированными фирмами, и в 1999 г. они продолжали расширять свое присутствие на внешних рынках.
Отмечена положительная динамика зарубежных контрактов итальянских инженерно-строительных компаний. Здесь можно отметить:
- контракт "под ключ" стоимостью 143 млн. долл. на расширение мощности опреснительного комплекса в ОАЭ на 125 млн. л в сутки.;
- подряд в сумме 450 млн. долл. на строительство установки гидрокрекинга на НПЗ в Суэце мощностью 1,7 млн. т в год;
- контракт стоимостью 430 млн. долл. на строительство четвертой очереди газоразделительного комплекса в Месайиде и др.
После значительного сокращения притока зарубежных заказов в 1998 южнокорейские компании в 1999-2000 гг. смогли практически восстановить свои позиции на внешних рынках, добившись значительного роста объема экспортных контрактов. Уже в 1999 г. показатель, по данным национальной статистики, составил 7,4 млрд. долл.
Положение в строительстве Франции нормализуется после некоторого спада 1998 г.
Перемены в отрасли происходят в основном за счет строительства и ремонта зданий и во многом связаны с усилением инвестиционной активности в промышленности и улучшением условий финансирования социального жилого фонда на фоне сравнительно низких процентных ставок и уменьшения налога, взимаемого при переходе права собственности. Большое значение имело решение о снижении с 20,6 до 5,5% налога на добавленную стоимость в рамках проектов реконструкции, выгодное как небольшим строительным компаниям (общее число которых в стране составляет около 250 тыс.), так и крупным.
Общий объем работ, выполненных французскими компаниями при строительстве и ремонте зданий, в 1998 г. составил 685 млрд. французских франков.
Вместе с тем на рынке гражданского строительства конъюнктура не столь благоприятна для подрядчиков. Это связано в первую очередь с отсутствием в стране в настоящее время крупных проектов в сфере инфраструктуры, хотя после нескольких лет спада ситуация в этом секторе нормализуется, а в ряде ниш (например, дорожное строительство) уже начался подъем.
В сложных финансово-экономических условиях и при общем обострении конкуренции среди основных факторов конкурентоспособности на первый план выдвигается ценовой, о чем свидетельствуют данные в табл. 4 (по 225 ведущим подрядным фирмам).
Таблица 4
Cтрана |
1994 г. |
1995 г. |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
Всего |
125174 |
137187 |
147070 |
149643 |
118832 |
127326 |
США |
32168 |
30458 |
32975 |
36414 |
27370 |
28360 |
Япония |
19220 |
22332 |
23721 |
15720 |
11217 |
29360 |
Великобритания |
19220 |
22332 |
13977 |
14216 |
8875 |
14504 |
Франция |
12715 |
17127 |
16319 |
17249 |
14894 |
13921 |
ФРГ |
11721 |
12107 |
15336 |
14933 |
15325 |
13829 |
Корея |
5944 |
9317 |
10970 |
12167 |
5536 |
9448 |
Италия |
7692 |
11901 |
8462 |
9190 |
5632 |
6435 |
КНР |
3578 |
3981 |
4706 |
5411 |
4941 |
4516 |
Швеция |
2425 |
3008 |
4500 |
6472 |
6286 |
4170 |
Нидерланды |
3459 |
3313 |
4148 |
3506 |
5102 |
4037 |
Испания |
1476 |
1757 |
2485 |
3477 |
2508 |
2039 |
Турция |
1613 |
721 |
1071 |
1860 |
2110 |
1296 |
Согласно данным, опубликованным на конференции "Euroconstruct", прирост объема строительного производства в 19 странах Европы в 1999 г. составил 2,9%. В 2000 г. прирост (оценка) должен составить 2,7%, в 2001 г. (прогноз) - 1,7%. Однако темпы общего экономического роста в странах региона будут выше, и доля строительства в ВВП в целом снизится с 10,2% в 1996 г. до 9,7% в 2002 г.
В 1999 г. в странах "большой пятерки" (ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Испания) в целом отмечался рост жилищного строительства.
В 2000 г. в странах "большой пятерки" объем гражданского строительства в целом возрастет на 3,8%.
В странах Юго-Восточной Европы будут отмечаться низкие темпы роста вследствие сравнительно небольшого объема инвестиций.
Управление инвестиционно-строительной деятельностью
На Западе, прежде всего в США, весьма преуспели в изобретательности применения разнообразных и гибких методов федерального стимулирования всей инвестиционно-строительной деятельности на макроуровне с использованием всех рычагов государственного регулирования через денежно-кредитную и налоговую системы.
Государство через систему гарантий, налоговых льгот и страхования активно привлекает инвесторов в "трудные", не очень выгодные, долго окупаемые и рисковые объекты инвестирования, которые тем не менее должны строиться в интересах всей нации. Этими и прочими мерами государство защищает, выравнивает, балансирует экономические интересы промышленного капитала, не допуская его перелива в сферу спекулятивного банковского и торгового капитала, что так характерно и так пагубно для нашей российской экономики.
На отраслевом уровне везде отмечается активный поиск новых эффективных форм организации и управления строительным бизнесом и строительной индустрией, чему особое, повышенное внимание всегда уделялось и уделяется в США. На это не жалеют сил и средств. Инвестиции в сферу совершенствования управления производством считаются наиболее прибыльными.
В ряде последних американских новаций в этой области по степени их эффективности следует отметить следующие:
- переход от управления стадий строительства объектов к планированию и управлению инвестиционно-строительным проектом, к управлению всем инвестиционным циклом, получившим название системы "project management";
- новая методика оценки эффективности инвестиционных проектов с учетом расчетного периода "работы" инвестиций и предпринимательского риска;
- комплекс организационно-экономических мер, исключающих незавершенное строительство;
- концентрация строительной индустрии, образование крупных и крупнейших финансово-строительных фирм, компаний и корпораций, способных объединять в непрерывный технологический цикл все стадии прединвестиционных исследований, планирование, финансирование, проектирование и реализацию инвестиционно-строительных проектов;
- совершенство правовой базы договорных отношений, точность ценообразования, подробность и строгость строительных контрактов, высокие нормы экономической ответственности за нарушение условий контракта.
Все эти новации на федеральном и отраслевом уровне продиктованы и отвечают объективным требованиям современной экономики. Их эффективность доказана практикой последних лет.
* * *
Упадок в инвестиционной сфере России налицо: за последние 10 лет ни в одной отрасли народного хозяйства практически не было ввода мощностей, а некоторое оживление в гражданском строительстве (элитные жилые комплексы в столице, виллы и шале, шикарные офисные здания) скорее подтверждают, чем опровергают низкий уровень инвестиционной активности, так как элитное строительство или его покупку могут себе позволить 5-10% населения.
Можно еще раз напомнить, что если развивается не реальный сектор экономики, а только сектор услуг (именно это характерно для современной России), то это приводит к искажению народнохозяйственных пропорций. При сохранении подобной тенденции скоро будет нечего и некому покупать. "Короткие" деньги сферы услуг будут приносить прибыль до тех пор, пока есть реальный сектор.
И еще одно замечание. Когда-то СССР строил в Азии, Африке и Латинской Америке. Это в основном были промышленные объекты (энергетика, металлургия, химия). Неплохо было бы возобновить эту практику. Должен быть государственный протекционизм для отечественных строительных компаний под эгидой единого центра. В области продажи оружия к этому уже пришли.
* Примечание. Статья написана по материалам работы, выполненной по гранту РГНФ-2000, тема №00-02-00303а.
1 Здесь и далее использованы статистические материалы Госкомстата России: "Россия в цифрах". М., 1998; М., 1999; "Социально-экономическое положение России". 1998. 1999; "Строительство в России". 1998, 1999.
2 Тезаврация денег - неорганизованное накопление кредитных денег населением за счет изъятия их из обращения.
И.КОМАРОВ,
доктор экономических наук
И.ЕРЕМЕНКО,
кандидат технических наук
404 Not Found
Not Found
The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.
<%you_hit(35);%>
|