Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Персональная страница. Мандзилевский Виктор Александрович
Россия в "северном измерении"

Интервью главного редактора журнала "Обозреватель - Observer" с Юрием ДЕРЯБИНЫМ, Чрезвычайным и Полномочным Послом РФ, Руководителем Центра Северной Европы Института Европы РАН

Юрий Степанович, что же такое само понятие "измерение"? Оно довольно необычное для современного политического лексикона.

Само это понятие - из области геометрии. Линия, например, имеет одно измерение, плоскость - два, тело - три. В дипломатико-политическом обороте оно появилось в контексте общеевропейского процесса СБСЕ/ОБСЕ в конце 80-х годов. Так называемое человеческое измерение должно было символизировать собой объемность процесса СБСЕ, одну из его важнейших граней - обеспечение прав и свобод человека, развития демократических институтов, верховенства закона, создания гражданского общества.

Позднее стали говорить о различных измерениях безопасности - военно-политической, экономической, экологический и др. Так что теперь - это более или менее установившийся термин, связанный с многомерностью современного мира и происходящих в нем процессов.

Итак, что же такое "северное измерение" политики Евросоюза?

Известно, что ЕС претендует (и не без оснований) на роль одного из ключевых факторов в формировании европейской, да и не только европейской политики XXI в.

Одним из наиболее эффективных инструментов является проведение весьма динамичной региональной и трансрегиональной политики. При этом не ограничиваясь границами собственного пространства.

На восток направлен процесс расширения ЕС.

На юге развивается сотрудничество с "третьими средиземноморскими странами" (так называемое южное измерение или "барселонский процесс").

Западное направление оформлено в виде "трансатлантической повестки дня" (ЕС - США и ЕС -Канада).

Северная Европа до сих пор находилась как бы на периферии интересов ЕС.

Однако перемены, происшедшие в последние годы в этом регионе, новая его конфигурация, включающая сейчас не только пять "традиционных" северных стран (Исландия, Дания, Норвегия, Швеция и Финляндия), но и обретшие свою независимость государства Балтии, а также обширные территории Северо-запада России (сейчас они официально признаны как часть Северной Европы) повысили интерес ЕС к этой части Европы, заставили искать новые подходы.

Особо важно, что после вступления Финляндии в ЕС в 1995 г. российско-финляндская граница протяженностью более 1300 км стала общей границей между Евросоюзом и Россией.

Становясь все более зависимым от импорта энергоносителей, ЕС заинтересован в более эффективном использовании громадного потенциала Северо-Запада и Севера России, включая леса, рудные ископаемые и т.д.

Но определяющими являются не только экономические мотивы. Естественен интерес ЕС к тому, чтобы российский Северо-запад развивался стабильно, чтобы решались сложные проблемы, в ряде случаев представляющие угрозу для самого ЕС и всего континента.

О каких угрозах идет речь?

Таких угроз немало. И, к сожалению, в большинстве случаев они связаны именно с Северо-западом и Севером России. На первом месте - экология.

Прежде всего - безопасность АЭС на Кольском полуострове и в Санкт-Петербурге, захоронение использованного ядерного топлива, проблемы никелевого производства на Кольском полуострове, загрязнение Балтийского и Баренцева морей, сохранение уникальной природы практических территорий и т. д.

А глубокий разрыв между уровнем жизни и социальными условиями, например, в скандинавских странах и северо-западных регионах России? Если еще в 1995 г. ВВП на душу населения для скандинавских стран составлял от 20 580 долл. (Финляндия) до 31 250 долл., то в северо-западных регионах России эти показатели были от 1257 долл. (Калининград) до 3611 долл. (Республика Коми).

Преподаватель или медсестра в Финляндии получают зарплату, которая превышает зарплату соответствующих категорий сотрудников в России более чем в 50-70 раз.

Общие для России и ЕС проблемы связаны также с борьбой с организованной преступностью, контрабандой наркотиков, оружия, отмыванием денег, нелегальной иммиграцией.

А как должно на деле функционировать "северное измерение"?

Пока трудно сказать. Сама идея возникла в 1997 г. Ее инициаторами были финны, предложения которых были в принципе одобрены руководящими органами ЕС как одно из новых региональных направлений политики Союза. Сейчас сформирована концептуальная основа, на последнем саммите ЕС в Португалии в июне 2000 г. одобрен План действий на 2000-2003 гг.

Сама по себе идея носит несомненно позитивный характер, во многом перекликается с российскими подходами к укреплению безопасности и стабильности на Севере Европы, к сотрудничеству с ЕС в развитии российского Северо-запада, решению наших экономических и социальных трудностей.

Проблем на пути реализации концепции "северного измерения" немало.

Во-первых специально оговорено, что никаких новых структур, институтов и инструментов ЕС создавать не будет.

Речь идет о более рациональном использовании уже существующих программ Союза (ТАСИС, ИНТЕРРЕГ и др.), а также субрегиональных организаций типа Совет государств Балтийского моря (СГБМ), Совет Баренцева\Евроарктического региона (СБЕР), Арктический Совет. Вопрос в том, насколько ЕС удается осуществить роль координатора в разработке и осуществлении конкретных проектов сотрудничества.

Во-вторых (и это главное), удастся ли найти необходимые средства для проектов.

ЕС четко заявил - и важно, чтобы на этот счет в России не было каких-то иллюзий, - что никаких новых средств из бюджета Союза на "северное измерение" выделяться не будет, дополнительное финансирование сотрудничества должно происходить за счет национальных средств, международных финансовых институтов и частных инвесторов. А речь - по предварительным подсчетам - идет ни много, ни мало как о 82 млрд. экю на ближайшие 20 лет.

В-третьих, не менее сложным будет определение и согласование конкретных проектов сотрудничества и их условий с учетом интересов заинтересованных стран. А эти интересы во многих случаях далеко не идентичны.

И, конечно, необходимы дополнительные шаги со стороны ЕС для создания благоприятных условий для сотрудничества. Поскольку концепция "северного измерения" и ее перспективы увязываются с расширением ЕС за счет стран Балтии, развитие сотрудничества в регионе во многом будет зависеть от устранения препятствий в торгово-экономической области, от ликвидации мер, дискриминирующих Россию.

Напомню, что в результате предыдущего расширения ЕС за счет Финляндии, Швеции и Австрии ущерб, нанесенный российским экспортерам, составил 350 долл. в год. И уж совсем не вписывается в концепцию "северного измерения" склонность к применению экономических санкций к России по политическим соображениям, как это проявилось на заседании Совета ЕС в январе 2000 г. в связи с антитеррористическими операциями в Чечне и, кстати, непосредственно коснулось северо-западных районов России.

А какие еще проблемы могут возникнуть на пути реализации "северного измерения"?

ЕС провозгласил ключевым принципом своей концепции "позитивную взаимозависимость" между Евросоюзом, странами Балтии и Россией. Хороший принцип, и он в целом был успешно претворен в жизнь при создании "Общего рынка", а затем и Евросоюза.

Если этот принцип сможет быть реализован на Севере Европы, то будет возможно избежать серьезных осложнений и в этом регионе. Но для этого нужны создание соответствующих условий и наличие доброй воли всех участников, готовность учитывать не только собственные интересы, но и интересы всех партнеров и всего региона.

К сожалению, возможность неблагоприятных сценариев сохраняется, в частности, в связи с желанием стран Балтии во что бы то ни стало присоединиться к НАТО.

В случае такого развития ситуация в Балтийском регионе изменилась бы в негативную сторону, возникли бы новые разделительные линии (чему как раз и призвано воспрепятствовать "северное измерение"). Были бы созданы серьезные трудности для реализации самой концепции.

Не создается ли впечатление, что в концепции ЕС России по-прежнему отводится лишь роль традиционного поставщика сырья?

Да, такой момент присутствует. Но мы с самого начала подчеркивали, что для нас принципиально важно, чтобы Россия в процессе "северного измерения" рассматривалась как полноправный субъект сотрудничества, а не только как объект обеспечения топливно-сырьевых потребностей стран ЕС. По нашему убеждению сотрудничество в рамках "северного измерения" должно вести не к консервации существующей сырьевой базы российского экспорта, а к его индустриализации при гораздо большем акценте на промышленное и научно-техническое сотрудничество.

Кстати, я не стал бы излишне драматизировать тот факт, что на данном этапе речь идет о сотрудничестве в использовании природных богатств России. Это ведь учет нынешних российских реалий. Обладая колоссальными природными ресурсами, мы пока не в состоянии с помощью собственных средств и возможностей использовать их. Так разумно ли отказываться от сотрудничества с другими государствами, которые готовы, учитывая, разумеется, в первую очередь свои собственные интересы, способствовать решению этих проблем?

Не следует забывать и о том, что в переходный период, в условиях существующего кризиса в экономике России, распада целых отраслей промышленности именно сырьевой сектор обеспечивает основные поступления в национальный бюджет страны и, например, способствует поддерживанию положительного сальдо в торговле с ЕС, доля которой составляет около 40% внешнеторгового оборота России.

Аккумуляция и разумное использование средств, поступающих из сырьевого сектора, позволит, при правильной политике государства, обеспечить развитие других отраслей промышленности, общий подъем экономики России. Разве мало примеров стран, которые шли по этому пути, и из сырьевых превратились в высокоразвитые индустриальные. Вспомним, например, о роли нефти в Норвегии или леса в Финляндии.

И еще одно.

Усматривая в приоритете, который ЕС отдает использованию природных ресурсов России, стремление привязать нашу страну к Союзу и его политике, не следует забывать, что существует и обратная связь.

Разве растущая зависимость ЕС от поставок российских энергоносителей, леса не может служить весьма действенным фактором привязки интересов ЕС к России и, соответственно, стать фактором, который должен будет учитываться Еросоюзом в его политике?

Какие регионы России включены в пространство "северного измерения", каковы вообще его географические рамки?

В документах ЕС "северное измерение" условно охватывает пространство от Исландии на западе до российского Северо-запада на востоке и от Норвежского, Баренцева и Карского морей на севере до южного побережья Балтийского моря.

Что касается России, то это - территории "от Калининграда до Коми", то есть весь российский Северо-запад (Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ).

Из 60 млн. чел., проживающих на пространстве "северного измерения", более 15,5 млн. приходится на российский Северо-запад.

Из 3 млн. кв. км территории более половины (1,6 млн. кв. км) составляют российские северо-западные регионы.

Какие наиболее перспективные крупные проекты в рамках "северного измерения" можно было бы назвать?

Перечень проектов еще не согласован.

Но в числе наиболее перспективных я бы упомянул (кстати, они обсуждаются уже давно) такие, как:

  • освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море (пятое по мощности месторождение в мире);
  • создание Балтийской нефтепроводной системы для соединения сети нефтепроводов России с рынками ЕС через Финляндию;
  • создание Балтийской электропередающей сети;
  • транспортные коммуникации, обеспечивающие сообщение между Россией и странами ЕС;
  • освоение для коммерческих целей Северного морского пути;
  • реконструкция и развитие российской горнодобывающей и лесной промышленности.

Я уже не говорю о проектах социального и гуманитарного характера развития менеджерства, строительстве новых пограничных пунктов перехода, проблемах коренных народов Севера.

Следует избегать неверного представления, иллюзий (а они кое-где, особенно на региональном уровне, имеются) насчет того, что инициатива ЕС - это новая программа помощи России. Евросоюз-де будет донором, а Россия - пассивным получателем средств.

Успех концепции "северного измерения" и использования тех возможностей, которые заложены в ней для развития российского Северо-запада, во многом зависят от России. И не только от принципиального подхода, а от конкретных действий.

Россия должна активно и на равных участвовать в определении приоритетности отдельных направлений, добиваться, чтобы по возможности полнее учитывались народнохозяйственные, социальные и иные потребности как северо-западных регионов, так и страны в целом.

И наоборот. Чем полнее концепция и согласованные проекты отразят эти потребности, тем активнее и объемнее будет участие России в "северном измерении".

Необходимо поднять сотрудничество в рамках "северного измерения" на уровень общефедеральной политики с активным участием северо-западных регионов и учетом их особого положения и проблем. Предстоит решить целый ряд вопросов как конкретного, так и более общего, в том числе законодательного плана.

В отличие от ЕС, в России нет четко сформулированной региональной политики. Не выработана и единая концепция трансграничного субрегионального сотрудничества.

Необходимо ускорить принятие соответствующих законов. Требуется более гибкий подход, например в области погранично-таможенных процедур. Стоило бы подумать и над введением определенного преференциального режима в отношении адресных проектов в рамках "северного измерения", связанных с российским Северо-западом, используя опыт российско-финляндского соглашения о сотрудничестве в сопредельных регионах.

Одна из наиболее важных проблем, также непосредственно касающаяся сотрудничества в рамках "северного измерения", - это отсутствие четкого разграничения компетенции, в том числе в области внешнеэкономических связей и международного сотрудничества, между Федеральным центром и субъектами Федерации. Требуется ускорить принятие базовых законов, развивающих соответствующие статьи Конституции РФ, прежде всего разграничивающие полномочия Федерального центра и субъектов Федерации по предметам совместного ведения.

Нужно надеяться, что административная реформа, начатая сейчас в России, создание семи федеральных округов (Северо-запад, как единый комплекс, в их числе) будет способствовать выстраиванию более четкой системы взаимоотношений между Центром и регионами и благоприятно скажется на реализации концепции "северного измерения".

Среди конкретных вопросов особого внимания заслуживает Калининградская область, которая после вступления Литвы и Польши в ЕС окажется российским анклавом внутри пространства Евросоюза. Если не будет принято эффективных согласованных мер, то возможны негативные последствия и для самой области, и для российских интересов в более широком плане.

При разработке российских подходов к "северному измерению" нужно шире использовать международный опыт регионального и межрегионального взаимодействия (Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве, еврорегионы и т. д.).

В целом нужно сказать, что значение сотрудничества между ЕС и Россией в развитии ее северо-западных регионов, с их колоссальным экономическим потенциалом, в решении социальных, экологических и других проблем будет и дальше возрастать. Нельзя исключать, что со временем могут расшириться и географические параметры "северного измерения", пойдут еще дальше на восток и охватят весь российский Север, который сегодня занимает две трети территории Российской Федерации.

404 Not Found

Not Found

The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.

<%you_hit(34);%>

   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок